Главные вкладки

    Консультация для воспитателей: " Организация образовательной деятельности в ДО в соответствии с ФГОС"
    консультация на тему

    Лебедева Елена Викторовна

    Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. Организованная образовательная деятельности представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл organizatsiya_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей:

    Подготовила:    старший воспитатель

    Детского сада №3

    Лебедева Елена Викторовна

    Нелидово

    2014г.

    Сегодня в обществе идет становление новой системы  дошкольного образования. Основополагающими документами  нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются:

          Конвенция ООН о правах ребенка

           Конституция Российской Федерации

          Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ   «Об образовании в Российской Федерации»

          Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

          «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» » (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013);

          Санитарно-эпидемиологические требования к  устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.

    Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

    Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

    ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

    Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:

    Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:

                                Образовательная деятельность в режимных моментах;

                                        Организованная  образовательная деятельность;

       Самостоятельная деятельность детей.

    Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

    Социально-коммуникативное развитие;

    Познавательное развитие;

    Речевое развитие;

    Художественно-эстетическое развитие;

    Физическое развитие.

    Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности:

    В раннем возрасте (1год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов. Рассматривание картинок, двигательная активность;

    Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

    Организованная образовательная деятельности представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:

    с одним ребенком;

    с  подгруппой детей;

    с целой группой детей.

    Выбор количества детей зависит от:

    возрастных и индивидуальных особенностей детей;

    вида деятельности (игровая,  познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная)

    их интереса к данному занятию;

    сложности материала;

    Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

    Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

    Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

    Организованная образовательная деятельность

    в виде учебной деятельности

    через организацию детских видов деятельности

    1. Ребенок – объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый – главный. Он руководит и управляет ребенком.

    1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее.

    2. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит)

    2. Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого

    3. Основная деятельность – учебная. Главный результат учебной деятельности – решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель – знания, умения и навыки детей. Активность детей нужна для достижения этой цели.

    3. Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности.

    Цель- подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности.

    4. Основная модель организации образовательного процесса – учебная.

    4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка

    5. Основная форма работы с детьми -  занятие.

    5. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и т.д

    6. Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частом использовании опосредованных)

    6. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых)

    7. Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает»  детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится «Украшать» занятие наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь «подлинная цель взрослого вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний».

    7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности

    8. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии

    8. Допускаются так называемые свободные «вход» и «выход» детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.

    9. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого – двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей

    9. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.

    Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

             включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

             добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

             свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

             открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

    Образовательная   деятельность детей в режиме дня.   

    Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня:

    В утренние и вечерние часы

    На прогулке

    При проведении режимных моментов.

    Цели образовательной деятельности в режиме дня:

    Охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;

    Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

    Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений

    Формирование у детей положительного отношения к труду.

    Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:

    Подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;

    Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;

    Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;

    Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;

    Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных  проектов), коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,

    Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание  сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;

    Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации,

    Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.

    Самостоятельная деятельность детей.

    По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

    Но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметно- пространственную среду и   присмотр и уход за каждым ребенком.

    Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

    $1содержательно – насыщенной,

    $1трансформируемой;

    $1полифункциональной;

    $1вариативной;

    $1доступной;

    $1безопасной.

    1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

    Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

    Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

    игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

    возможность самовыражения детей.

    Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

    2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

    3) Полифункциональность материалов предполагает:

    возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

    наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

    4) Вариативность среды предполагает:

    наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

    периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

    5) Доступность среды предполагает:

    доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

    свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

    исправность и сохранность материалов и оборудования.

    6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

    Мозговой штурм:

    1. Понятия «обучение», «учение», «научение» - синонимы? (нет)
    2. Проблемное обучение – это метод или обучающая система?
    3. Рассматривание – это наглядный метод или практический?
    4. То, к чему стремится обучение: цель, задача или содержание?
    5. Какой наглядный метод бывает кратковременным, длительным, повторным и сравнительным (наблюдение)
    6. Какие виды практических методов относятся к поисковой деятельности? (опыт и экспериментирование)
    7. Метод и прием – это одно и тоже? (нет)
    8. Показ действий воспитателя и показ образца – это приемы какого метода? (наглядного)
    9. Интегрированное занятие включает содержание разных областей знаний или одной? (разных)
    10. Как называется беседа, цель которой является воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, оценка? (Этическая)
    11. Как называется ситуация затруднения, пути преодоления которой детям неизвестны и необходимо самостоятельное их решение? (проблемная)
    12. Могут ли возникнуть проблемные ситуации, если дети не проявили желание выйти из затруднения? (нет)
    13. Назовите виды проектной деятельности (творческая, нравственно-правовая, информационная, исследовательская)
    14. Преподнесение «готовых» знаний это достоинство или недостаток объяснительно иллюстрированного обучения?
    15. С какими образовательными областями интегрируется образовательная область «Коммуникация»? (со всеми)
    16. Как называется принцип организации образовательного процесса, в основе которого лежит интеграция образовательных областей, направленная на изучение одной темы? (комплексно-тематический)
    17.  Назовите один из видов детской деятельности (игровая, двигательная,  трудовая, продуктивная,  музыкально-художественная,  исследовательская, коммуникативная, чтение художественной литературы)
    18. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в вашей возрастной группе

    «Мозговой штурм» задания для педагогов.

    1. Дайте определения следующим понятиям:
    2. • Безопасность материалов и оборудования
    3. • Детская игра
    4. • Сюжетная игра
    5. • Игрушка
    6. • Предметно-развивающая среда
    7. Педагоги высказывают свои мнения, отстаивают свою точку зрения. С этим заданием мы справились.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей «Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО».

    Цель консультации: познакомить педагогов с особенностями организации НОД в соотвествии с ФГОС  ДО....

    Консультация для воспитателей. «Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО».

    Консультация для воспитателей. «Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД)в соответствии с ФГОС ДО»....

    Консультация для воспитателей «Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО».

    Консультация для воспитателей«Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД)в соответствии с ФГОС  ДО»....

    Консультация для воспитателей "Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО"

       Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – и...

    Консультация для воспитателей «Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО».

    Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской и д...

    Консультация для воспитателей «Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО»

    Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательск...

    Консультация для воспитателей «Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО».

    Консультация для воспитателей«Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД)в соответствии с ФГОС ДО»....