Опыт работы
методическая разработка на тему

Ключевые идеи опыта:Российское дошкольное образование начинает новый этап развития. Разработанный государственный стандарт дошкольного образования - документ, который нацелен на поддержку разнообразия детства, на развитие индивидуальных способностей каждого ребенка.Успех дошкольной организации во многом зависит от организации качественного методического сервиса. Достижение намеченных результатов реализации ФГОС ДО невозможно без осознанной готовности педагогов к реализации новых образовательных стандартов; субъектной позиции педагога в отношении работы с ФГОС; психологической компетентности педагогов; активизации педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности; самореализации педагога.

Теоретическая значимость: Опыт работы выстроен в соответствии с основными направлениями деятельности стршего воспитателя.

Раскрываются аспекты инновационной деятельности в ДОО.

Практическая значимость: опыт может быть использован воспитателями, старшими воспитателями дошкольных образовательных организаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

                                    «Из опыта работы»

Перед прошлым сними шляпу,  

перед будущим засучи рукава.

Генри Луис Менкен 

       

 Мое назначение на должность старшего воспитателя совпало с системными обновлениями в дошкольном образовании.  

Современная ситуация в Российском образовании требует от старшего воспитателя дошкольного учреждения адекватной и своевременной реакции на происходящие изменения. Российское дошкольное образование начинает новый этап развития и становится первой ступенью общего образования. Разработанный государственный стандарт дошкольного образования – документ, который нацелен на поддержку разнообразия детства, на развитие индивидуальных способностей каждого ребенка.

Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования.

Успех дошкольной организации во многом зависит от организации качественного методического сервиса. Передо мной возникла проблема,  как организовать работу методической службы МАДОУ ДС «Дарование» так, чтобы эта работа была более эффективной. Свою работу я начала с разработки  «Дерева целей», обозначила стратегическую цель своей работы: обновление   методической службы как элемента управленческого сопровождения педагога в условиях реализации ФГОС ДО. Достижение цели невозможно без решения приоритетных и неотложных задач, и включает в себя следующие функции управления: информационно – аналитическую; мотивационно – целевую; планово – прогностическую; организационно – исполнительскую;  контрольно – диагностическую; регулятивно – коррекционную.

Систему методической работы я выстроила в трёх плоскостях:

1.Формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности воспитателя, психологической готовности к повышению уровня профессиональной компетентности. Методическая работа в дошкольном учреждении нацелена на обогащение знаний педагога, развитие у него мотивов творческой деятельности, развитие педагогической техники исполнительского искусства.

2. Формирование коллектива единомышленников. Работа направлена на выработку педагогического кредо, традиций коллектива, на организацию диагностики и самодиагностики, контроль и анализ воспитательно – образовательного процесса, на выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта, приобщение коллектива к научно – экспериментальной работе.

3. Методическая работа предполагает творческое осмысление нормативно – правовых документов, внедрение достижений науки  и передовой практики. Строительство дифференцированной системы повышения квалификации педагогов через самообразование и все формы методической работы.

Достижение намеченных результатов реализации ФГОС ДО невозможно без осознанной готовности педагогов к реализации новых образовательных стандартов; субъектной позиции педагога в отношении работы с ФГОС; психологической компетентности педагогов; активизации педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности; самореализации педагога.

Одним из факторов обеспечения качества инновационной деятельности в образовательной организации является методическая служба. Являясь  руководителем  районного методического объединения педагогов дошкольного образования, совместно с управленческой командой большое внимание уделяю  решению  проблем, обращённых к личности педагога, обоснования условий для его саморазвития. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую  созидательную личность. Поэтому именно повышение его компетентности и профессионализма – одно из важнейших условий улучшения качества дошкольного образования. С этой целью мною разработан долгосрочный проект «Организация методического сопровождения педагогической деятельности воспитателей МАДОУ ДС «Дарование» в условиях реализации ФГОС ДО»  (Приложение № 1).

Целью управленческой работы данного проекта состоит в создание условий для формирования субъектности педагога дошкольной организации, для творческой самореализации каждого педагога  средствами управленческого сопровождения.

В организации методической деятельности важны последовательность действий и постепенность в решении задач. Для того, чтобы добиться качественных результатов, необходимо создать целый комплекс условий.

Мотивационные  условия перехода коллектива на ФГОС, план мероприятий перехода ДОУ  к освоению нового типа деятельности.

Подготовленность педагогического коллектива к переходу на ФГОС. Информированность об изменениях в законодательстве РФ относительно дошкольного образования, наличие потребностей в обновлении педагогического процесса.

Степень новаторства педагогов в коллективе. В любом педагогическом коллективе педагоги делятся на несколько групп по оценки степени новаторства.

На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования меняется цель образовательной работы. Целью развития ребёнка становится развитие его как жизнеспособной личности. Главная моя задача и как руководителя МО, и как старшего воспитателя – помочь воспитателю перейти к планированию и организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС.  

Воспитатель, способный решать инновационные задачи, ключевая фигура процесса обновления системы образования. Профессиональный стандарт педагога,  введенный в действие с 1 января 2015 года,  расширяет пространство педагогического творчества.  Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала определены стандартом. Поэтому я особое внимание уделяю повышению профессиональной компетенции педагогов в области реализации ФГОС, повышению эффективности педагогической деятельности.

Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которая проявляется в неудовлетворённости, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Это послужило поводом для разработки мною проекта «Современный воспитатель» (Приложение № 2).

Вся работа образовательного учреждения, отталкивается от нормативно – правового обеспечения. Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлено на формирование принципиально нового взгляда на структуру Программы, условия её реализации и результаты освоения программы. Реализация данной программы возможна лишь на основе ясного понимания целей, специфики методов и средств современного образовательного процесса в ДОО. Технология существующего методического обеспечения, отсутствие утверждённой примерной  образовательной  программы не помогает педагогам комплексно – тематически организовать образовательную деятельность. С целью устранения существующей проблемы и получения более высоких результатов образовательной деятельности, мною разработана образовательная программа дошкольного образования, которая обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей (Приложение № 3).

Управление инновационными процессами в ДОО заключается в обеспечении и реализации инновационных стратегий, слаженной работы и взаимодействии структурных подразделений, всего педагогического коллектива и позволяют достичь положительной динамики, высокой эффективности образования.

Умение работать с людьми, организовать инновационную и экспериментальную работу в своем дошкольном учреждении - основной показатель в деятельности старшего воспитателя. Очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции, или, как сейчас можно говорить, создать свою команду. Только в этом случае можно достичь этих целей. В нашем коллективе существует система наставничества, создана творческая группа, проектная группа, методическое объединение воспитателей. Для создания атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и взаимоподдержки, развития творческого потенциала организуются коллективные мероприятия, работа в группах, командах, которой отводится большая роль.

Командное строительство как инструмент активизации мотивирующего потенциала образовательной среды обеспечивает:

- качественное улучшение организационной культуры ДОУ через обретение нового опыта делового взаимодействия;

- сплочённость коллектива, лояльность и патриотичность его членов;

- обретение опыта социального партнёрства;

- возможность для появления новых лидеров.

        Основным результатом  жизнедеятельности  нашей образовательной организации является успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольная образовательная организация становится мощным средством социализации личности. Дошкольное образование представляет собой совокупность трех основных элементов:

- образовательные программы, в рамках которых организуется воспитательно - образовательный процесс;

- условия реализации  основной образовательной деятельности;

- субъекты  образовательных отношений (воспитанники, их родители, работники детского сада).

В нашей образовательной организации организована взаимосвязанная и взаимодополняющая работа по этим направлениям.

Миссия МАДОУ ДС «Дарование» заключается в реализации права каждого ребенка на качественное и доступное дошкольное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического и физического развития детей, как основы их успешного обучения в школе. 

Сегодня личностно-ориентированная модель образования предполагает создание единого игрового пространства. Качественная работа немыслима без создания материально – технических условий и комфортной развивающей предметно – пространственной средой.  Поэтому  одним из важных механизмов развития  нашей дошкольной образовательной организации является создание условий для осуществления совместной игровой деятельности воспитанников и педагогов в рамках этой модели. ФГОС предъявляет особые требования к организации образовательного пространства группы. С этой целью мною разработаны методические рекомендации для воспитателей «Организация развивающей предметно – пространственной среды  в ДОО, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом»  (Приложение № 4).

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Эффективность образовательного процесса должна обеспечиваться информационно – образовательной средой – системой информационно – образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации образовательной программы дошкольного образования. Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы дошкольного учреждения в контексте информатизации. Поэтому я уделяю большое внимание информационной открытости ДОО. Информационные технологии, применяемые в ДОО, значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения, способствуют повышению эффективного взаимодействия педагогического коллектива детского сад и родителей в процессе воспитания дошкольников.

Создание единого информационного пространства обеспечивает совершенствование системы управления образованием с одной стороны, и эффективную реализацию новых моделей организации образовательного процесса с другой.

Особое место отвожу использованию педагогами информационных технологий в образовательной деятельности; разработке интегрированных занятий, созданию мультимедийных продуктов, участию педагогов в вебинарах. 100% педагогов нашей ДОО владеют информационно  - коммуникативными технологиями. Под моим руководством создан банк электронных образовательных ресурсов ДОО, который ежемесячно пополняется и служит хорошим методическим сопровождением не только для воспитателей нашего детского сада, но и востребован педагогами района.

Я уверена, что использование ИКТ в ДОУ позволит модернизировать образовательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей.

Работа педагогического коллектива в инновационном режиме побуждает к эффективному применению современных технологий, умению использовать возможности сети Интернет в образовании и самообразовании, участию в различных конкурсах.

Мною организованна работа по диссеминации опыта педагогов на  сайтах http://www.1sentyabrya.ru/,  http://www.tashla-obraz.ru/,   http://www.sh41.tashla-obraz.ru//. В настоящее время я увлекла педагогов созданием собственных сайтов, создано 10 сайтов на http:// nsportal.ru/, 6 сайтов на  http://www.maaam.ru/, 1 сайт  http://festival.1september.ru/ , http://doshkolnik.ru/.

Активное использование ИКТ в образовательном процессе, позволил мне  повысить такие показатели как:

-экономия затрат труда и времени педагогов;

-повышение информированности об изменениях, происходящих в системе дошкольного образования;

-оптимизация и автоматизация информационных процессов;

- повышение интеллектуального потенциала.

Совместно с управленческой командой мною разработан устойчивый механизм повышения квалификации для развития творческого потенциала и обобщения передового педагогического опыта. Создана система  профессионального становления и развития педагогов. Дело воспитания и развития детей доверено людям компетентным, инициативным, влюблённым в своё дело, отличающимся творческой позицией, профессионализмом.

Педагогический коллектив образовательного учреждения высокопрофессионален. С высшим педагогическим образованием 10(50%) человек, со средне-специальным-10(50%) человек. Высшую квалификационную категорию имеют 3 педагога, первую -15 педагогов,  без категории- 2 педагога (молодые специалисты). С детьми работают дополнительные специалисты: музыкальный руководитель, хореограф, инструктор по физической культуре, учитель – логопед, преподаватель английского языка. За  последние 3 года повысили свою квалификацию 15 педагогических работников через курсы повышения квалификации.      

На протяжении последних лет активно работаю над повышением качества образовательной и воспитательной деятельности педагогов. Внутри ДОО существуют различные формы повышения квалификации, каждая из которых имеет свои специфические особенности. Основными формами работы с педагогами являются: педагогические советы, семинары, деловые игры, круглые столы, конференции. Провожу индивидуальные консультации при подготовке к проведению мастер – классов, аттестации. Как правило, они связаны с познавательными интересами воспитателей и других специалистов.

Качество образовательного процесса зависит от профессиональных знаний, умений и навыков педагогов и компетентной управленческой деятельности, в новых условиях, направленной на определение стратегических ориентиров развития образовательной организации.

С этой целью мною был разработан и проведён педагогический совет на тему: «Педагогическое мастерство». Педагогический совет был проведён в форме деловой игры (Приложение № 5). Цель  педсовета: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплочённость, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.  Одна из главных задач добиться того, чтобы каждый воспитатель стал заинтересованным и активным участником  организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. В ходе педагогического совета педагоги демонстрировали свои знания в области детской  психологии,  художественной литературы, ФГОС, разбирали педагогические ситуации. Совместно с воспитателями определили, что достижение высоких результатов  невозможно без педагогического творчества и удовлетворённости избранной профессией, а главное сформулировали ответы на вопросы:  что такое педагогическое мастерство? Какими компетенциями должен владеть  современный воспитатель?

Обучающие семинары, семинары - практикумы являются наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется повышению теоретической и практической подготовки. С  этого года наша образовательная организация является муниципальной базовой площадкой по внедрению ФГОС ДО. Поэтому проведение таких семинаров становятся особенно актуальными. С целью введения новых форм организации образовательного процесса мною был разработан и проведён семинар  в форме круглого стола по теме  «Современные образовательные технологии, применяемые в ДОО». Одним из важных моментов  стал выбор оптимальных  образовательных технологий в работе с детьми. Педагоги  активно  проявили себя в практической части семинара, показав  высокий уровень педагогического мастерства.  Для слушателей семинара, были подготовлены методические материалы (матрица ОД, виды и формы ОД, образец ежедневного планирования) (Приложение № 6).

Значимую роль в образовательном процессе в целом и в системе повышения квалификации педагогов играют открытые просмотры образовательной деятельности, которые в нашей ДОО проводятся регулярно. Они позволяют педагогам поделиться наработанным опытом, осознать свои недочёты. Педагоги учатся анализировать особенность организации образовательной деятельности в целом.

Изучение лучшего опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности по определённому направлению образовательной работы, описание взаимосвязанной работы всех специалистов ДОО.

Лучший опыт педагоги представляют в следующих вариантах: конспекты образовательной деятельности, перспективные и комплексно – тематические планы работы; педагогические дневники воспитателя; сценарии мероприятий, развлечений; образцы дидактических материалов; продукты детского творчества (фотоматериалы); авторские программы; образцы информационного материала по работе с родителями, детьми, картотека игр.

Мною проводится большая работа по реализации проектного метода в работе с дошкольниками и педагогами. Педагогами и воспитанниками разработаны многочисленные проекты. Родители являются активными участниками всех проектов реализуемых в ДОО.

Я успешно внедряю в свою работу метод «Портфолио». Данный метод позволяет оценивать и ориентировать  на результат  деятельности,  как педагогов,  так  и  воспитанников. Каждый  ребёнок  имеет индивидуальную карту, в которой отслеживается динамика его развития и успешности. Собранный материал позволяет избирать для каждого конкретного воспитанника формы подачи материала, подходящие для него условия мотивации, отслеживать его продвижения по пути формирования предпосылок к учебной деятельности. Ежегодно  портфолио педагогов нашей ДОО представляется для участия в областном конкурсе педагогических работников, активно внедряющих инновационные образовательные программы и технологии.  Участие в подобных конкурсах позволяет включить педагога в активную инновационную деятельность. Накопленный  опыт по оформлению Портфолио служит прекрасной базой для прохождения аттестации педагогов в новых условиях.

Я способствую участию педагогов в конкурсном движении. Педагоги  и администрация МАДОУ ДС «Дарование» являются победителями районных, областных, всероссийских творческих и профессиональных   конкурсов: 2012 г- грант губернатора Оренбургской области,  «Золотая молодёжь Ташлинского района» - 1и 2 место, «Лидер дополнительного образования»-1место; 2013г -  «Лидер в  образовании Оренбуржья-2013» - 2 место; 2014г - «Воспитатель года-2014» - 1 место, VI Всероссийский творческий конкурс «Талантоха» - 2 место, «Серафимовский учитель» - 1 место.

Система методической работы в МАДОУ ДС «Дарование» позволяет презентовать учреждение не только на районном, но и на областном уровне.

МАДОУ ДС «Дарование» в 2013 году стало победителем областного конкурса «Детский сад года» среди сельских детских садов. Учреждение занесено в энциклопедию «Одарённые дети – Будущее России».

Организованная методическая работа способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все её формы направлены на повышение квалификации и мастерства педагогов. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Основой эффективной методической работы в нашей ДОО была и остаётся творческая активность педагога.

Об эффективности методической работы можно судить по следующим положительным результатам:

- результаты уровня развития детей и сформированности у них предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования растут.

- в коллективе наблюдается улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов в их удовлетворённости результатами своего труда;

- положительная динамика мотивации педагогов к профессиональному росту.

Модель методической службы успешно апробируется и может быть использована в практике дошкольных образовательных организаций с целью повышения качества образования и профессионального уровня педагогов в условиях реализации ФГОС ДО.

Педагогическое кредо нашего коллектива – все, что делается, должно делаться качественно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...