Постоянно действующий семинар-практикум, как одна из форм методической работы с кадрами на этапе модернизации дошкольного образования.
статья на тему

Мыльникова Татьяна Владиславовна

В данном материале представлен опыт работы в рамках постоянно-действующего в ДОУ семинара практикума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon postoyanno_deystvuyushchiy_seminar-praktikum.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

 «Постоянно действующий семинар - практикум,

как одна из форм методической работы с кадрами на этапе  модернизации дошкольного образования»

Старший воспитатель МБДОУ  «ДСКВ № 120»

Мыльникова Т.В.

В последнее время дошкольное образование переживает довольно серьёзные преобразования связанные с реализация федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ, с внедрением ФГОС ДО. Всё это  вызвало у нас необходимость усилить методическую работу с педагогическими кадрами, призванными осуществлять  воспитательно-образовательный процесс,  в стремительно изменяющихся условиях.  Его успешность невозможна без обеспечения соответствующей  готовности  всего  педагогического  состава ДОУ.

Ни для кого не секрет,  что сегодня остро стоит проблема с кадрами: профессиональная и психологическая неподготовленность кадров к быстрой смене процессов модернизации в дошкольном образовании;  нехватка квалифицированных педагогических кадров, что приводит в свою очередь  к усиленным  нагрузкам работающих, отражается на качестве образовательного процесса; несоответствие образования педагогов и той деятельности которую они осуществляют,  что так же влечёт за собой необходимость  обучения  и переучивания непосредственно в ходе работы.

Периодическое повышение квалификации, как мы видим, не является сегодня решением проблемы, так как приходится постоянно переучивать педагогов в соответствии с происходящими изменениями. Возникла необходимость непрерывного образования, в структуру  которого  включается методическая работа с педагогами в ДОУ.  Основная  цель которой,  прежде всего, в развитии творческих способностей педагогов, в формировании их потребностей к постоянному самосовершенствованию, в обеспечении информационного сопровождения образовательного процесса в ДОУ.

В связи со сложившейся ситуацией в 2013 году в рамках «Целевой программы развития ДОУ», нами был разработан и внедрён управленческий проект «Методическое сопровождение внедрения ФГОС ДО в практику    работы  МБДОУ «ДСКВ № 120», рассчитанный на три года (2013-2016 г.г.).

Цель проекта: создание условий    для обеспечения  инновационной деятельности в ДОУ по внедрению ФГОС ДО, обеспечив изменение профессиональной  позиции  педагога и совершенствование  опыта в практической деятельности.

Анкетирование педагогов на начальном этапе показало:

- отсутствие глубинного понимания педагогами положений, заложенных в ФГОС ДО;

- неготовность педагогов ДОУ к быстрым изменениям, проявление «протеста», принятие  пассивной позиции;

- трудности в проектировании образовательного процесса и создании условий для его реализации.

       Выявлен   ряд  проблем и затруднений педагогов:

- 59% педагогов имеют смутное представление о содержании ФГОС  ДО, им сложно даётся изучение новых нормативных документов;

- 48% педагогов имеют упрощённое понимание  современных педагогических технологий;

- у 60 % педагогов ранее сложившееся представление  о  методах организации образовательной деятельности стало препятствием  при введении новых требований по ФГОС ДО;

- для 48 % педагогов затруднительна принципиальная новизна вопросов  создания условий по ФГОС ДО;

- у 72 % педагогов, отсутствует  опыт разработки  основной образовательной программы ДОУ, в части, формируемой участниками образовательного процесса.

         Основополагающими принципами при организации работы с кадрами определили:

-  Начиная новое дело необходимо  заботиться о том, чтобы в его основании находился прочный ценностный фундамент.

-  При освоении нового,  необходимо потратить достаточно времени для того, чтобы все его участники понимали смысл вносимых изменений не на уровне отдельных действий, а на глубоком уровне ценностей и целей.

- Использование активных форм обучения, для того, чтоб заинтересовать большинство педагогов на участие в методической работе (Обучение тому, что необходимо в практике, через деятельность. Соблюдение циклов: теоретическая подготовка – практика –  самообразование – профессиональное общение);

          - Принцип сетевого взаимодействия педагогов. 

        В рамках проекта разработан план методического сопровождения по трём основным направлениям:

      - Информационная поддержка педагогов

      - Поддержка развития кадрового потенциала

      - Поддержка нормативного обеспечения внедрения ФГОС ДО

        Основными позициями работы по проекту стали: изучение нормативных документов на этапе перехода, изучение профессиональной готовности педагогов в внедрению ФГОС ДО, создание информационного банка методических материалов, медиотеки, организация работы методических подразделений на этапе внедрения ФГОС ДО, разработка ООП ДОУ,  организация ПД Семинара-практикума, обеспечение аналитической деятельности и контроля, курсовая педагогических кадров. Использовали разные формы работы.

Наиболее эффективными в этом отношении, с нашей точки зрения, являются такие формы работы с педагогами как теоретический семинар, семинар-практикум.

          Семинар как форма методической работы отличается от семинара, практикуемого в высших учебных заведениях.

Первым отличительным признаком - его продолжительность. Он может включать в себя как одно, так и несколько занятий. Иногда планируется постоянно действующий семинар на длительный период, например, несколько месяцев или даже учебный год.

Второй важный признак -  место его проведения. Это может быть методический кабинет детского сада, групповая комната или другие места (музей, выставочный зал, сквер и т.д.) в зависимости от тех целей и задач, которые должен решать руководитель семинара.

Третий признак - характер дидактических задач, которые решаются на занятиях семинара. Это одновременно и учебная деятельность по систематизации и совершенствованию знаний, и работа по формированию умений. Кроме того, в ходе семинара решаются задачи распространения педагогического опыта.

Четвертый признак - источник получения информации. Это и слово (доклады и содоклады участников), и действия (выполнение на семинаре различных практических заданий), и наглядный показ по теме семинара, и педагогический анализ.

        Следовательно, семинар не ограничен определенными рамками времени и не связан с постоянным местом проведения. Семинар можно считать эффективным, если он помогает быстро и своевременно вносить изменения в учебно-воспитательный процесс.

Нами был разработан постоянно действующий семинар-практикум  (ПДС-П в дальнейшем). Целью которого, является обновление  теоретических знаний,  совершенствование  навыков и развитие  практических умений в связи с необходимостью освоения новых способов  решения профессиональных задач.  

План ПДС-П утверждается в начале учебного года в рамках годового плана.  На первом или последующих  заседаниях можно предложить педагогам дополнить этот план конкретными  вопросами, на которые воспитатели хотели бы получить ответ.

Руководителем семинара может быть заведующий, зам. зав. по ВМР или старший воспитатель. К проведению отдельных заседаний  привлекаем воспитателей первой квалификационной категории, специалистов, медицинских  работников.

          Большую роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и предварительная информация.   Тематика семинара должна быть актуальна для конкретного дошкольного учреждения и учитывать новую научную информацию, потребности и запрос педагогов.

          Если семинар продолжительный по времени,  необходимо  подготовить памятку участникам семинара, в которой указать тему, место и порядок проведения, перечень вопросов, над которыми необходимо подумать, обязательный перечень литературы, с которой полезно предварительно познакомиться.

           Главной задачей ПДС-П является совершенствование умений педагогов, поэтому привлекаем воспитателей, имеющих опыт работы по определённой  проблеме. Например, на семинаре-практикуме по изучению ФГОС ДО, педагоги методом погружения смогли более детально изучить документ, на семинаре-практикуме по торцеванию педагоги  учились искусству выполнения данной техники. Впоследствии применили  её  в украшении групповой комнаты, и в работе с детьми. На заседании семинара по новой форме планирования педагоги не только познакомились с самой системой, но и приобрели практические навыки разработки планов.

         Семинары могут носить как чисто теоретический характер, так и теоретико-практический или практический. В ходе ПДС-П используем разные методы и приёмы организации работы.

        Такие методы и приёмы как, устный журнал, аквариум, методический диалог, открыты         микрофон, методические посиделки, час вопросов и ответов направлены на: выделение проблем и факторов, их открытое обсуждение, поиск путей решения, формирование определённой точки зрения по проблеме, выработку планов совместных действий.

        Следующие методы и приёмы такие  как, мозаика, методический ринг, деловая (ролевая) игра, мозговой штурм, решение педагогических задач, КВН, викторина, продлённая конференция, шесть шляп, тренинг, видиотренинг и другие направлены на:  выделение главного и существенного, моделирование воспитательно - образовательного процесса, формирование практических умений педагогов, на быструю адаптацию к обновлению содержания, на формирование интереса и культуры саморазвития, на эффективное взаимодействие, на совершенствование профессиональных знаний, на отработку способов принятия и переработки информации, на активизацию теоретических  знаний и практических умений педагогов  (Приложение 1).

         В ходе проведения заседаний  ПДС-П  предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, развертывания дискуссий, создания проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге вырабатывать единые позиции в решении проблемы.  Важно, чтобы итоги  ПДС-П  оформлялись в виде конкретных и реально выполнимых рекомендаций, а их реализация находилась под контролем.

         При организации ПДС-П  продумываем методы и формы включения всех участников семинара в активное обсуждение темы. Для этого используем   ситуативные задачи, работу с перфокартами, обсуждение двух противоположных точек зрения, работу с нормативными документами, методы игрового моделирования и другие.

          Руководитель семинара продумывает задания по каждой теме заседания  и оценку их выполнения. По окончании работы семинара  оформляем выставку работ педагогов, методических материалов.  Методические  материалы дополнительно помещаем в папках «Методическая копилка»  в  каждой  группе, что позволяет педагогам при необходимости использовать материалы.

Оптимальность системы работы  в результате ПДС-П можно определить по реальным показателям  конечного результата. Общими  критериями могут являться:

критерий результативности: достигается, если уровни развития детей   за отведенное время соответствуют   оптимальному уровню, или приближаются к нему без перегрузки воспитанников; удовлетворённость родителей;

критерий роста удовлетворенности педагогов своим трудом; стимулирующая роль методической работы: в коллективе улучшается психологический климат, растет творческая активность педагогов, их удовлетворенность   результатами своего труда;

- критерий уровня профессионального роста педагогов: повышения квалификации педагогов, курсовая подготовка, вовлеченности педагогов в работу временных творческих групп по проблемам введения ФГОС ДО, активная работа в методических мероприятиях  ДОУ и города.

         За  период реализации предыдущего проекта по ФГТ и нынешнего проекта по «Методическому сопровождению на этапе внедрения ФГОС ДО в практику работы ДОУ» проекта получили  следующие результаты:

- В учреждении  сохраняются стабильные результаты освоения воспитанниками основной общеобразовательной  программы ДОУ

                  2011-2012

                    2012-2013

                   2013-2014

                        86%

                        89 %

                          89,6 %

- Прослеживается рост удовлетворённости родителей работой ДОУ

Удовлетворённость родителей

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Рост уровня удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОУ;

      89 %

      90 %

    92 %

- Прослеживается рост методической  активности  педагогов  в ДОУ, повышение квалификации педагогов

Удовлетворённость педагогов своим трудом

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Рост уровня удовлетворенности педагогов своим трудом

      68 %

      72 %

    89 %

Рост активности в методических мероприятиях ДОУ

      38 %

     56 %

    68 %

Вовлечённость в работу творческих групп ДОУ

       0 %

     42 %

     62 %

Характеристика педагогических состава кадров

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Педагогические работники, имеющие высшее профессиональное образование (в %)

8 (26 %)

10 (32 %)

14 (44 %)

Педагогические работники, имеющие первую  квалификационные категории (в %)

8 (26 %)

12 (38%)

22 (74 %)    

Педагогические работники, прошедшие повышение квалификации по профессиональной деятельности

5 (16 %)

7 (23 %)

26 (87 %)

За 3 года  - 30 педагогов  (94 %)

Педагогические работники, прошедшие профессиональную переподготовку

  1 (3%)

1 (3 %)

4  (13 %)

Педагогические работники, прошедшие курсовую подготовку по ИКТ (данные приводятся в цифрах и %)

2 (6 %)

 5 (16 %)

19 (62 %)

За 3 года – 26 педагогов (86 %)

           Наша работа подразумевает не только обучение педагогов, но и развитие у них таких качеств, как гуманизм, педагогический оптимизм, принципиальность, доброта, душевная щедрость, консолидацию по сплочению педагогического коллектива, превращению его в коллектив единомышленников, выработку единого педагогического кредо. 

          Именно это помогает педагогам быть в определенном «профессиональном тонусе», позволяющем инициировать и создавать атмосферу профессионализма и творчества в коллективе единомышленников, иначе инновационное образование не может быть таковым, если его главные носители - педагоги не станут новаторами, способными не только воспринимать нововведения, но и делать их главным механизмом в образовательном процессе.

Приложение 1

Методы и приемы, используемые на ПДС-П

«Устный журнал»   Специфика и целостность устных журналов заключается в многообразии освещаемых вопросов, фактов и проблем. Данная форма состоит из ряда сообщений по наиболее актуальным вопросам из области педагогической науки, права, современной педагогической практики, политики и т.д. В качестве иллюстраций в устные журналы включаются кадры видеофильмов; осуществляется демонстрация творческой продукции детей и взрослых (педагогов, членов коллектива учреждения, родителей), фрагментов праздников, развлечений.

«Открытый микрофон»  Способствует развитию полемических навыков, искусства выступать перед аудиторией, формирует умение высказывать своё отношение к реально существующим проявлениям жизни коллектива.

В период подготовки к проведению занятия, прежде всего, определяется проблема для обсуждения. С этой целью оргкомитет заблаговременно (за 1-1,5 месяца) оповещает коллектив о сборе анонимных записок с предложениями темы для обсуждения. Оргкомитет анализирует полученные материалы и определяет наиболее значимую для обсуждения проблему. Объявление оповещает участников о дне, времени, теме обсуждения. Тема, предлагаемая для обсуждения какого-либо важного вопроса, начинается обычно с таких примерных формулировок: «Что я хочу сказать по поводу...», «Какие мысли возникают у меня в связи с...», «О чём у меня болит душа, когда я...», «Прошу слова, так как...».

Содержание деятельности оргкомитета в период подготовки «открытого микрофона» включает также подбор необходимого технического оборудования, выявление ораторов, желающих принять участие в предстоящем обсуждении, назначение руководителя семинарского занятия.

Результативность проведения данной формы методической работы обеспечивается подготовленностью к ней. Чтобы выступления участников «микрофона» были лаконичными по форме и глубокими, конструктивными по своей сути, руководитель может посоветовать выступающему, как, следуя известной логике, построить выступление. С этой целью в помощь готовящимся к выступлению организуется выставка литературы по ораторскому искусству и обсуждаемой проблеме. В дальнейшем руководитель акцентирует внимание предполагаемых выступающих на том, что особенностью «открытого микрофона» является строго ограниченное время, поэтому необходимо придерживаться регламента и чётко, кратко излагать свои мысли, формулировать предложения.

«Викторина» - занимательная игра, в ходе которой в определённой последовательности (логической, хронологической и др.) перед участниками ставятся вопросы, на которые они дают ответы в устной или письменной форме. Викторина позволяет расширить и углубить знания, полученные в результате самообразования и практической деятельности, усовершенствовать умения анализа и систематизации информатизации из различных источников, моделирования и прогнозирования действий, направленных на творческие изменения в педагогической практике.

«Аквариум» - форма диалога, когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа выбирает вести диалог по проблеме того, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум».

Что дает этот прием  педагогам? Возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль, и какие доказательства своей правоты приводят и так далее.

 Методика «Продленная конференция»

  • при подготовке к проведению открытого мероприятия воспитатель обсуждает с членами МС всю технологию проведения  мероприятия; после его проведения  продолжается обсуждение эффективности полученных результатов.
  • в основном применяется при работе с молодыми специалистами и воспитателями второй категории, поскольку они получают помощь при подготовке к педагогическому мероприятию, его проведению и последующему анализу.

 Методика «Мозаика»

  • применяется на семинарских занятиях просмотр видеозаписей фрагментов педагогических мероприятий по заданной   тематике с применением различных технологий и форм работы с последующим анализом и выработкой рекомендаций по их применению.
  • позволяет сократить затраты времени на достижение конечного результата, стимулирует познавательную деятельность воспитателей, позволяет включить в работу большее количество участников.

Методический диалог - обсуждение определенной темы, выработка плана совместных действий. Форма проведения – круглый стол.

Слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется между руководителем и педагогами или группами слушателей по определенной теме. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства.

Методические посиделки -  формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме, создание благоприятного психологического климата в данной группе педагогов. Форма проведения – круглый стол. Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач образовательно-воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. Мастерство руководителя и заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Решение педагогических задач – знакомство с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности педагога и ребенка, системой их  взаимоотношений. Выполнение таких заданий поможет научиться выделять из многообразия явлений существенное, главное. Мастерство педагога проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности. Педагогические задачи целесообразно брать из образовательной практики. Они должны знакомить с отдельными методическими приемами работы лучших  педагогов, предостерегать от наиболее часто встречающихся ошибок.

Приступая к решению задачи, необходимо внимательно разобраться в ее условии, оценить позиции каждого действующего лица, представить себе всевозможные последствия каждого предполагаемого шага. Предлагаемые задачи должны отражать эффективные формы и приемы организации и проведения образовательной работы.

Педагогический КВН.

Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов. Из состава слушателей формируются две команды, жюри, остальные являются болельщиками. Команды предварительно знакомятся с темой КВН, получают домашние задания. Помимо того они готовят взаимные шутливые приветствия по теме данного КВН. Руководитель предлагает занимательные, требующие нестандартных решений заданий (в том числе конкурс капитанов), непосредственно связанные с изучаемой темой.

Ход игры:

1.Приветствие команд, в котором учитывается:

  • соответствие выступлений заданной теме;
  • актуальность;
  • форма представления;
  • время выступления –10 минут.
  1. Разминка (команды готовят по три вопроса на знание психологии личности ребенка и межличностных отношений). Время на обдумывание вопроса – 1 минута.
  2. Домашнее задание: проверка подготовки деловой игры на заданную тему.
  3. Конкурс капитанов.
  4. Конкурс мудрецов. Выбираются два участника от команды. Им предлагается выбрать оптимальный метод решения данного вопроса.
  5. Конкурс болельщиков: решение педагогических задач из практики работы учреждения.
  6. Конкурс «Что бы это значило?» (ситуация из жизни ДОУ). Учитывается находчивость, точность выражения мыслей, юмор.

Тренинг -  отработка профессиональных навыков и умений.

Тренинг – слово английское – специальный, тренировочный режим. Тренировка может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинары. При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек.

Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.

Тренинг - это система специально подобранных упражнений по саморегуляции психофизиологического состояния, тренировке различных психических качеств личности (внимания, памяти, воли и т.д.), отработке способов принятия и переработки информации, освоению различных приёмов организации труда. Большая ценность такого рода упражнений - в возможности получить оценку своего поведения со стороны, произвести самооценку и оценку своих поступков. Тренинг более чем другие формы (методы) создаёт ситуацию обязательного «погружения» в себя и свою деятельность.  

Видео тренинг - «тренинг с применением видеозаписи решения педагогических этюдов или экстремальных ситуаций, которые подвергаются анализу с позиции владения не только вербальными, но и невербальными коммуникативными методами воздействия и взаимодействия». Специфика работы видео тренинга состоит в сочетании метода и видео технического средства при обучении педагогов. Метод заключается в расчленении педагогического акта на отдельные технические приемы и педагогические навыки, которые должны быть проанализированы и исправлены, восприняты. Инструментом в данном случае является  видеомагнитофон, с помощью которого детально изучаются шаги, этапы модели педагогического процесса, отрабатываются умения и навыки, осуществляется обратная связь. Видео тренинг - незаменимый помощник при формировании рефлексивных умений и навыков у педагогов.

«Методический ринг» – совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции. Форма проведения – групповая работа (определяются оппоненты, группы поддержки оппонентов, группа анализа). Может быть организован как самостоятельное мероприятие или как часть  его.

1 вариант – методический ринг как разновидность дискуссии при наличии двух противоположных взглядов на один и тот же вопрос.

Например, на методическом рингу по теме «Работа без дисциплины, что мельница без воды» (Я.А.Коменский) для дискуссии предлагается вопрос: «Как я добиваюсь дисциплины на педагогических мероприятиях – переключением внимания детей на другой вид деятельности или мерами дисциплинарного порядка?»

Заранее готовятся два оппонента. Каждый из них имеет группу поддержки, которая помогает своему лидеру в случае необходимости. Группа анализа оценивает уровень подготовки оппонентов, качество защиты определенной версии, подводит итоги. Для снятия напряжения в паузах предлагаются педагогические ситуации, игровые задания и т.д.

2 вариант – методический ринг как соревнование методических идей в реализации одной и той же проблемы.

Например, методический ринг по теме «Активизация познавательной (исследовательской) деятельности дошкольников на экологических занятиях» предлагает соревнование следующих методических идей:

  • Применение игровых заданий;
  • Использование активных форм обучения.

«Мозговая  штурм» - так же как Деловая игра возможен при условии, когда педагоги имеют достаточно знаний по проблеме. Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики, прохождения какой-либо темы, для принятия решений по определенной проблеме.

Руководитель должен хорошо продумать вопросы, чтобы ответы были краткими, лаконичными. Предпочтение отдается ответам-фантазиям, ответам-озарениям, Запрещается критика идей, их оценка. Продолжительность мозгового штурма 15-30 минут. Затем следует обсуждение высказанных идей.

Руководитель заранее готовит вопросы, 2-3 педагогические ситуации в соответствии с решаемой проблемой, которая будет им предложена.

Столы желательно поставить так, чтобы выделились 2-3 команды педагогов.

В каждой команде выбирается капитан, который будет оглашать общий ответ. Каждой команде раздаются карточки, в которых обозначены одинаковые вопросы и педагогические ситуации. Дается время для подготовки. Команды отвечают на одни и те же вопросы и решают одни и те же  ситуации.

В ходе работы одна команда дает ответ, другая дополняет его и наоборот. Победителем считается та команда, которая дала наиболее исчерпывающие ответы и сделала наибольшее число существенных дополнений к ответам коллег-соперников

Любая форма общения с педагогами должна предполагать эмоциональность, лаконичность сообщений и в то же время насыщенность необходимой информацией, подтвержденной примерами из практики и педагогического опыта.

Деловая (ролевая) игра – эффективный метод взаимодействия педагогов. Она является формой моделирования тех систем отношений, которые существуют в реальной действительности или в том или ином виде деятельности, в них приобретаются новые методические навыки и приемы.

«Час вопросов и ответов» - за месяц до намеченного срока мероприятия педагогам предлагается подумать, какие вопросы образования, воспитания, методологии и развития  наиболее актуальны в данный период. Затем вопросы, которые могут быть и анонимными, за 1-1,5 недели до часа классифицируются по проблемам. Участники решают, на какие вопросы они могут ответить сами, какие вопросы требуют объяснения специалистов. По некоторым вопросам можно предложить поделиться опытом работы самим участникам  семинара.

Каждая проблема, к которой относится группа вопросов, заданных педагогами, раскрывается по возможности наиболее полно. Педагоги должны четко представлять теоретические основы проблемы, пути ее решения, формы организации, методы и приемы работы и другое.

Наиболее простая форма группового взаимодействия – «большой круг». Работа проходит в три этапа.

Первый этап – педагоги рассаживаются в большом кругу. Руководитель формирует проблему.

Второй этап – в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап – по кругу каждый педагог зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Прием «большого круга» оптимально использовать,  когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать инструкции, положения, локальные или нормативно-правовые акты.

        Метод «Шесть шляп мышления»  В основу концепции данного метода Э. Де Боно положил представление о наличие у человека двух типов мышления: «реактивного» и «взвешенного». Существует тип мышления, который присущ каждому человеку изначально, как дыхание. Пользуясь этим типом мышления, человек отвечает на телефонные звонки, переходит дорогу, занимается выполнением множества повседневных задач. Многое мы выполняем бессознательно, автоматически. Действительно, какая разница, с какой ноги начать движение во время прогулки, в какой руке нести сумку с продуктами, в какую сторону посмотреть перед тем, как переходить через дорогу? Чтобы справляться с такого рода проблемами, достаточно обладать типом мышления, которое проявляет себя автоматически, как закономерная ответная реакция на внешние обстоятельства. Наличие такого «реактивного» мышления дает нам возможность заниматься подавляющим большинством повседневных дел.

             Но есть и другой тип мышления, который отличается большей усложненностью и который используется нами не так часто, но непременно сознательно и только в те моменты, когда это становится необходимым. Это - «взвешенное» мышление, то есть такой подход к делу, который основывается на осознанном, волевом регулировании потока мыслей в нужном направлении – на решение тех или иных непростых задач.

Реактивный тип мышления прекрасно подходит для реагирования на то, что с нами в данный момент происходит и совсем не обязателен для долговременного планирования (например, своих действий в ситуациях карьерного роста, своего времени, своих финансовых затрат и т.д.). Взвешенный тип мышления требует определенной концентрации внимания, определенного сознательного настроя. Он позволяет производить достаточно сложные мыслительные операции, рассчитывать, как свойственно хорошему шахматисту, свои действия на несколько шагов вперед, используя при этом накопленные знания, навыки, жизненный опыт. Качество мышления как раз и определяется способностью «взвешенно» мыслить.

Почему шляпы? Каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий ее характерными, присущими только ей одной чертами и качествами – цветовое различие делает каждую шляпу особенной, неповторимой. Шесть шляп позволят нам «дирижировать оркестром своих мыслей». Меняя шляпу, мы сможем придать своим мыслям нужное направление, «нужное звучание». Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления. В данном методе мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Вот краткое описание каждого из режимов:

 

Белая шляпа

Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги. Факты, информация, вопросы- вот что ляжет ровными строчками на белый лист.

Какой мы обладаем информацией? Какие существуют факты, подтверждающие или опровергающие определенное мнение? Какая нам нужна информация?

Красная шляпа

Красный цвет символизирует гнев, внутреннее напряжение. В красной шляпе человек отдает себя во власть эмоций, интуиции, чувств. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

 

Желтая шляпа

Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет Преимущества. Почему это стоит делать? Каковы преимущества?

 

Черная шляпа

Черный цвет мрачный, зловещий, словом – недобрый. В черной шляпе человек проявляет осторожность. Сработает ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки?

 

 

Зеленая шляпа

Зеленый цвет – это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей.

 

 

Синяя шляпа

Синий цвет – это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением. Чего мы достигли? Что нужно делать дальше?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет как одна из форм методической работы в ГБОУ.

Доклад. 1.Введение. Педсовет - это бытие, в котором формируется парадигма ДОУ, складывается коллектив, пишется педагогическая поэма, реализуются здоровые педагогические амбиции, совершается решен...

Формы методической работы с кадрами

Опыт работы с педагогическим кадрами....

Методическая неделя — одна из форм методической работы в ДОУ

Методическая работа занимает особое место в системе управления современным дошкольным образовательным учреждением. Она представляет собой целостную систему, направленную на повышение профессионального...

Педагогический проект в методической работе с кадрами по реализации содержания этнокультурного образования «Мы из Коми»

Методическое сопровождение обновления этнокультурного образования в ДОО  в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...

Семинар – практикум «Организация партнерской деятельности взрослого и ребенка в ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Взаимодействие взрослого и ребенка происходит преимущественно в двух социальных институтах – в семье и детском саду, и осуществляется несколькими способами:ребенок непосредственно включен в совм...

Семинар – практикум «Мнемотехника как одна из эффективных и творческих методик в развитии речи детей дошкольного возраста»

Семинар – практикум«Мнемотехника как одна из эффективных и творческих методик в развитии речи детей дошкольного возраста»Цель семинара: познакомить педагогов с инновационной технолог...