Игра как интегратор образовательного процесса в ДОУ
статья на тему

Евдокимова Наталья Викторовна

 

В современных научных исследова­ниях всё чаще отмечается тенденция увеличения продолжительности пе­риода детства. Данный феномен объ­ясняется необходимостью детства для подготовки человека к вхождению в сложную социальную жизнь - накоп­ления опыта, овладения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_integrator_obrazovatelnogo_protsessa_v_dou.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как интегратор образовательного процесса в ДОУ

В современных научных исследованиях всё чаще отмечается тенденция увеличения продолжительности периода детства. Данный феномен объясняется необходимостью детства для подготовки человека к вхождению в сложную социальную жизнь - накопления опыта, овладения социальными эмоциями, представлениями, разными видами деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер) показал, что дошкольника привлекает сфера социальной жизни: она становится основным содержанием детских игр, разговоров, интересов. Не случайно в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) одной из ведущих названа образовательная область «Социализация».

Современные авторские программы и технологии социального развития дошкольников имеют целью приобретение ребёнком социального опыта и последовательное введение его в социальный мир.

Основным интегративным компонентом механизма становления социального опыта является деятельность. Причём накопление социального опыта возможно лишь в тех видах деятельности, которые соответствуют определённым педагогическим условиям: 1) воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни; 2) вызывать личную заинтересованность ребёнка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности; 3) предлагать ребёнку активное действие, связанное с планированием и обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, самоконтролем и оценкой; 4) предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.

Соответствующая этим условиям деятельность и должна стать системообразующим фактором интеграции образовательного процесса в ДОУ.

Определение системообразующего фактора интеграции - это нахождение основания для объединения. Системообразующий фактор (систематизатор, интегратор) В.С. Безрукова называет идеей, способной объединить в целостное единство компоненты интеграции, целенаправить их, стимулировать их деятельностные проявления и т.д.

В качестве объектов интеграции игры могут объединяться на основе единой образовательной задачи, которой может выступить социализация ребёнка. В этом случае важно отобрать виды детских игр, наиболее целесообразных для решения данной задачи и способных интегрироваться с другими играми.

Игра — сильнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на личностное развитие. Поэтому задача игровой деятельности определена в ФГТ в образовательной области «Социализация».

Социокультурное назначение игры - это синтез усвоения богатства культуры, потенций воспитания и личностного развития, позволяющих ребёнку функционировать в качестве полноправного члена детского или взрослого коллектива. В играх формируются принятие сво-его имени, осознание индивидуальных качеств, понимание собственных прав и обязанностей («Ласковое имя», «Хозяин своих чувств», «Я - маленький, я - большой»).

Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего сущего. Игры хранят этнокультуру, являясь своеобразным банком духовных, общечеловеческих ценностей.

Многообразные символические особенности детской субкультуры - возрастная лексика, временные представления, возрастные стереотипы поведения, ценности и признаки детской общности - наиболее полно проявляются в игровой сфере (Т.И. Бабаева).

Одним из условий интеграции образовательного процесса в ДОУ является создание полиигрового пространства, представляющего собой комплекс различных видов игр, направленных на социальное познание и социальную практику. Содержательную основу полиигрового про-странства ДОУ и семьи составляют следующие игры (С.Л. Новосёлова):

  • самодеятельные (сюжетно-роле- вые, театрализованные, режиссёрские, игры-экспериментирования), отражающие субкультурный личный игровой опыт детей;
  • игры, специально привносимые в детский опыт взрослыми в развивающих целях (дидактические, психогимнастические, досуговые, тренин- говые, подвижные, спортивные);
  • народные игры, которые вводят детей в национальную игровую культуру.

В современных условиях изменения структуры образовательного процесса ДОУ, в частности - отхода от системы организованных занятий, необходимо отказаться от использования игры как фрагмента обучения. Данное явление тесно связано с проблемой различения игры с правилами и учебного упражнения, существующей в дошкольной педагогике с момента использования игр в учебном процессе.

Исследователями подчёркивается, что игра становится эффективной только в том случае, если используется «в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах». Игра, чрезмерно регламентированная взрослым, затянутая по времени, лишённая эмоционального накала, занижающая или излишне завышающая возможности детей, по мнению Т.И. Ерофеевой, может принести больше вреда, чем пользы.

Несмотря на имеющиеся недостатки, использование игр в образовательном процессе в ДОУ остаётся самым востребованным приёмом. Они актуальны в связи с высочайшей значимостью игры для ребёнка, модернизацией образовательного процесса на основе ФГТ и ориентацией на гуманизацию взаимодействия с детьми.

Классификационные признаки игровой деятельности

Классификационные признаки

Характеристики

Виды игр

Предметные. Ролевые. Сюжетно-ролевые. Дидактические. Театрализованные. Подвижные. Экспериментирование. Забавы и развлечения

Функции игры

Познание. Экспериментирование. Упражнение. Исследование. Прогнозирование. Моделирование. Самопознание. Отдых. Забава. Отображение. Релаксация. Компенсация. Реализация потребностей

Инициатива в возникновении игры

От ребёнка. От взрослого. От других детей

Предмет игры

Готовые игрушки. Заместители. Воображаемые предметы и образы. Слово. Рисунок. Компьютерная программа. Природные материалы и явления

Количество участников

Индивидуальные. Рядом. Микрогрупповые. Коллективные. Массовые

Динамика

Статичные. Малоподвижные. Подвижные

Способ решения игровых задач

Интеллектуальные. Социальные. Двигательные

Игровые приёмы

Соревнование. Драматизации

Степень и характер создания

Готовые. Репродуктивные. Творческие. Импровизированные

Место развития

В помещении: игровая карта, стол, лист бумаги, ширма, подиум, пространство группы. На воздухе: игровое поле, площадка, весь участок. В воображении

Время создания

Архаичные. Традиционные. Современные

Форма организации

Ситуативные. Длительные. С фиксированным временем

Содержание игр способствует конкретизации и систематизации знаний (когнитивный компонент всех образовательных областей, образовательные области «Познание», «Чтение художественной литературы»)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Дидактические игры главное средство разностороннего воспитания ребенка, игра помогает воспитать основные качества личности в челом....

РОЛЬ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

   РОЛЬ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ИГРЕ...

Игра как интегратор образовательного процесса в ДОУ

В современных научных исследова­ниях всё чаще отмечается тенденция увеличения продолжительности пе­риода детства. Данный феномен объ­ясняется необходимостью детства для подготовки человека к вхождению...

Мастер – класс «Дидактические развивающие игры в коррекционно-образовательном процессе»

Дидактические - развивающие игры в коррекционно -  образовательном процессе учителя - логопеда ДОУ....

Интерактивные игры в коррекционно-образовательном процессе

Представляю обзор интерактивных игр как средств формирования звукопроизношения....

Крнсультативный материал для воспитателей "Русские народные игры-забавы в образовательном процессе"

Консультативный материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений,для использования в образовательном процессе...