Главные вкладки

    ОПЫТ РАБОТЫ «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»
    презентация по теме

     Салькова Юлия Васильевна

     Вашему вниманию хочу предоставить презентацию из опыта работы на тему:

                           «  ФЭМП  посредством дидактических игр»

    Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

    Актуальность

     Математика обладает уникальным развивающим эффектом.  « Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум! ». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

    Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, использую дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения .

    Поэтому, для углубленного изучения я и выбрала тему: «ФЭМП посредством  дидактических игр».

    Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.

    Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:

    -приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития                                                                              -формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;                                  формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;                                                                                                               овладение математической терминологией;                                                                                          развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка                                                                                                                 формирование простейших графических умений и навыков;                                                  .формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.) ;

    Образовательно - воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей  я выстраиваю  с учётом следующих принципов:

    1) Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.                                                                                

    2) Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.                                                                                 

    3) Целостность- -формирование у дошкольников целостного представления о математике.

    4)Научность.

    5) Системность  – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

    6) Преемственность - обучение продолжается в начальной школе.

    Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников я использую следующие инновационные  методы и приемы:

    ·         • элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) ;

    ·         • сравнение;

    ·         • метод моделирования и конструирования

    ·         • решение логических задач;

    ·         • экспериментирование и опыты

    ·         воссоздание и преобразование

    ·         информационно коммуникативные технологии

    ·         здоровьесберегающие технологии ( физминутки, динамические паузы, психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой)

    В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность  с воспитанниками я провожу в различных формах:

    • организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)

    • демонстрационные опыты;

    • сенсорные праздники на основе народного календаря;

    • театрализация с математическим содержанием;

    • обучение в повседневных бытовых ситуациях;

    • беседы;

    ·         самостоятельная деятельность в развивающей среде

    Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является -игра. Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”

    Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и  являются дидактическая игра.

    Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:

    1. Игры с цифрами и числами

    2. Игры путешествия во времени

    3. Игры на ориентировку в пространстве

    4. Игры с геометрическими фигурами

    5. Игры на логическое мышление

    Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.

    1.К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет,  я знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" развивают у детей внимание, память, мышление.

     2.Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) . Они служат для знакомства детей с днями недели,  названиями  месяцев, их последовательностью.

       3.  В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

    4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.).

    5. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.

    Работая углубленно в данном направлении , я  всегда помню , что в дидактической игре  математического направления моя роль-роль воспитателя несравненно большая, чем в играх драгой направленности.  Именно Я- ввожу  детей в ту или иную игру и знакомлю  их с методом ее ведения. Участвую в ней, веду  ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.

    Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности.

    Вначале я разбираю игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие.
    Забочусь о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Я детально продумываю, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.
    Я всегда помню,  что руководство дидактическими играми осуществляется  в соответствии с возрастными особенностями детей.
    Работая с детьми младшего возраста воспитатель должен сам  включаться   в игру. Вначале следует  привлекать детей играть с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Воспитатель должен вместе с детьми разбирать и собирать их, тем самым  вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, желание  играть с ним.  
    Дети среднего дошкольного возраста уже имеют  некоторый опыт совместных игр, но и здесь я- воспитатель  должна принимать участие в дидактических играх. Я являюсь учителем и участником игры, учу детей и играю с ними, стремлюсь вовлечь всех детей, постепенно подвожу их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуюсь процессом всей игры. Подбираю такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определенные понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.

    Дети старшего возраста  в  ходе дидактических игр  наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения.

     Считаю – что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.   Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют   расширять знания дошкольников,   закреплять их  представления   о количестве, величине, геометрических фигурах,  учат ориентироваться  в пространстве и во времени. 

    А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

    В своей работе применяю новаторские идеи и педагогические технологии следующих авторов: 1.Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников»

                    2. З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7».

                    3. Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

                    4. И.А. Пономарёва, В.А. Позина «ФЭМП»

                    5. В.В.Волина «Праздник числа»

                    6. Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников» и др.

    Также  условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей  среды в возрастных группах.

    С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был  оборудован   уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал: блоки Дьенеша, полочки Кюизенера, простейшие варианты игр «Танграм», «Колумбово яйцо» , «Кубики и цвет» и т.д. Я собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием. 

    Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.

    Для определения эффективности своей работы я провожу педагогическую диагностику формирования элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей среднего дошкольного возраста.

     Основная цель  которой - выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в  образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

    Проведённая диагностика показала, что регулярное использование в образовательной деятельности по ФЭМП системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей,  расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

    Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий. 

    Я пришла к такому выводу, что большая часть дошкольников имеет высокий уровень развития элементарных математических представлений.

    Я работаю в тесном сотрудничестве с воспитателями и узкими специалистами ДОУ. Регулярно выступаю на педсоветах и семинарах, даю индивидуальные консультации, провожу открытые мероприятия

    ( ОД, праздники и развлечения, проекты), провела мастер класс по данной тематике. Я рекомендую воспитателям чаще в своей работе использовать дидактические игры математической направленности.

       И все же не возможно только на базе ДОУ дать полный объем знаний.

    Семья играет в воспитании  ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Использую разные формы работы  с родителями:

     -общие и групповые родительские собрания

    -консультации «Дидактическая игра в жизни ребенка». «Яркие и интересные игры»

    -проекты  с участием родителей

    - изготовление дидактических игр совместно    с родителями

    -мастер-класс для родителей

    Дни открытых дверей

    -участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов

     -совместное создание предметно-развивающей среды

    -анкетирование «В какие игры любят играть вашидети?»

     Я прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения полученные детьми в детском  саду - родители у дети закрепляли дома.

    Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

       Я считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

       В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии. 

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление из опыта работы: " Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр "

    " Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр "...

    "Формирование элементарно-математических представлений посредством дидактических игр".

    Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учрежде...

    Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр

    Статья содержит материал по формированию элементарных математических представлений посредством игр с болками Дьенеша, а также дидактические игры на формирование временных представлений....

    "Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»

    Главные и важные части интеллектуального и личностного развития дошкольника - это развитие элементарных математических представлений. Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе и яв...

    Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр)

    Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений...

    ОПЫТ РАБОТЫ «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»

    Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учрежде...