Выступление из опыта работы: " Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр "
учебно-методический материал по математике по теме

Новикова Екатерина Юрьевна

" Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_femp_posredstvom_di.doc41.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_po_didaktich_igr.ppt1.84 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад комбинированного вида №32 «Журавушка»

" Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр "

(выступление из опыта работы)

Подготовила воспитатель:

Бокова Е.Ю.

МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида №32 «Журавушка»

г. Губкин

2013г.

  «Игра - это искра, зажигающая огонёк  

пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

 Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

3. Все психологические новообразования берут начало в игре

4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.

5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

  Во время непосредственно образовательной деятельности  и в повседневной жизни широко использую дидактические игры и игровые упражнения. Дидактические игры включаю в содержание непосредственно образовательной деятельности,  как одного из средств реализации программных задач.   Не смотря на многообразие игр, их главной задачей является развитие логического мышления.

    Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением.

    Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

     Работу по развитию у детей элементарных математических представлений организую 2 раза в неделю. Она состоит из нескольких частей, объединенных одной темой. Продолжительность и интенсивность на протяжении всего года увеличивается постепенно. В структуре предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или " пальчиковая гимнастика ", упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. Дети выполняют различные виды деятельности с целью закрепления у математических знаний. Дидактическую игру включаю как одно из средств реализации программных задач. Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

         К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10(20), путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делаю для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней. Играя в такие дидактические игры, как "Найди соседа", "Поиграем, посчитаем", "Сосчитай", "Мы считаем", "Весёлый паровозик", "Числовые цепочки", учу детей свободно оперировать числами в пределах 10(20) и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие, как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие использую на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

         Во второй группе математических игр (игры – путешествие во времени), знакомлю детей с днями недели. Объясняю, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, предлагаю им обозначать их кружочками разного цвета. Наблюдение провожу несколько недель, обозначая кружочками каждый день.  В дальнейшем, для старшей группы использую следующие игры "Круглый год",  "Двенадцать месяцев", «Модель недели», «Модель года», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

              В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений учу детей овладевать умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того чтобы заинтересовать детей, использую предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра «Найди игрушку».  Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели. Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях. В ходе обучения способам решения задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу, ставлю цель – учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения. Переходя от простых заданий к более сложным, я уделяю внимание играм с составлением плоскостных изображений. При воссоздании фигуры на плоскости очень важно мысленно представить изменения в расположении фигур, которые происходят в результате их трансфигурации. По мере освоения детьми способов составления фигур-силуэтов предлагаю им задания творческого характера, давая возможность проявить смекалку, находчивость. В ходе обучения дети быстро осваивают игры на воссоздания образных фигур, сюжетных изображений. В этих играх у детей развиваются сенсорные способности, пространственные представления, образное и логическое мышление, смекалку и сообразительность. У детей формируется привычка к умственному труду.

         Опыт работы показал, что использование дидактических игр на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.

         Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...

ОПЫТ РАБОТЫ «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»

Вашему вниманию хочу предоставить презентацию из опыта работы на тему:...

ОПЫТ РАБОТЫ «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учрежде...

ОПЫТ РАБОТЫ «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»

ОПЫТ РАБОТЫ«Формирование элементарных математических представленийпосредством дидактических игр»Подготовила воспитательФомина О.И.Развитие элементарных математических представлений - это и...

Описание опыта работы по теме: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр и упражнений у детей старшего дошкольного возраста»

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желан...

ОПЫТ РАБОТЫ «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»

Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для...