Организация доступного образовательного пространства в детском саду
статья на тему

Валикова Ирина Владимировна

В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного  значения. Согласно образовательной политике Российской Федерации «Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya2.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация доступного образовательного пространства в детском саду

Дорога. Опять виток…

Растеряна душа напрасно.

Не плачь, ведь ты не одинок,

С тобою те, кто любит тебя разным.

Необычные дети в детском саду… Восприятие мира через призму иных ощущений. По тропинке, которая тоньше паутинной нити, ведут и поддерживают руки взрослого, являясь опорой зачастую навсегда. Цепляясь ростками мыслей за слова взрослого из глубины небытия, мучительно, шаг за шагом, направляется ребенок навстречу большой жизни. Рядом мамина любовь, - большая-большая, исходящая слезами, но сияющая мужеством и счастьем… Малыш! С тобою те, кто тебя любит!

Сравнивая ребенка с ограниченными возможностями здоровья с необычным цветочком в обычном саду, часто задаем себе вопросы: «Чем сможем мы, «садовники», помочь ему на этом маленьком островке безопасности? Сумеем ли взрастить его так, чтобы первый же порыв ветра не лишил силы противостоять трудностям?» И прикладываем максимум усилий для того, чтобы социализировать и подготовить физически (насколько это в наших силах), т.к. развитие особенного ребенка, как и любого другого, во многом зависит от условий, в которых он растет.

В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного  значения. Согласно образовательной политике Российской Федерации «Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…».

Безбарьерная (или доступная) среда в широком смысле — это среда, которая создает легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Понимая проблемы инвалидности, «безбарьерная» среда — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.

Поэтому функциональная задача образовательной организации – найти способы решения обеспечить ту самую «безбарьерную среду».

В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад № 188» города Воронежа (далее – МБДОУ) в настоящее время из десяти групп функционирует одна группа, в которой воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (Детский церебральный паралич, синдромом Дауна, синдром Вильямса).

Оснащение учреждения в последние несколько лет претерпела небольшие изменения благодаря участию в государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы. Детский сад приобрел переносной пандус, вдоль стен установлены поручни. Внутри здания размещены тактильные таблички с указанием направления путей передвижения. На прогулочной площадке и перед центральным входом уложено нескользящее покрытие. Это позволило улучшить пути передвижения и обеспечить беспрепятственный доступ к значимым объектам: вход в здание, проход в группу, выход на прогулку на свой участок и спортивный стадион.

Материальная база МБДОУ позволяет обеспечить необходимые условия для реализации психолого-медико-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями:

-  Спортивный зал оснащен тренажерами и оборудованием для проведения оздоровительных занятий, занятий лечебной физкультурой.

- Физиотереапевтический блок оснащен необходимым оборудованием для проведения электролечения, светолечения, виброакустической терапии, магнито- и рефлексотерапии,   озокеритолечения (26 аппаратов).

- Ингаляторий и комната приема кислородного коктейля оснащены специальным оборудованием и используются как для лечения, так и для профилактики заболеваний органов дыхания.  

- Массажный кабинет используется для специального и оздоровительного массажа.

Уделяется также большое внимание организации двигательного режима  на свежем воздухе. На территории имеется разнообразное современное спортивно-игровое оборудование, спортивный стадион, гимнастический городок.

Отдельно хочется рассказать о группе, где воспитываются дети с ОВЗ. Для детей, у которых есть нарушения в опорно-двигательной системе, особое внимание уделяется повышению двигательной активности детей. С этой целью используется специальные тренажеры, коррекционные мячи, коррекционные дорожки, массажеры, мягкие модули, много практического материала М. Монтессори. Есть детям и где отдохнуть, и уединиться. Для этого имеются в группе мягкий уголок, французский домик.

Большое внимание уделяется развитию у детей крупной и мелкой моторики. В спортивном уголке группы имеются мячи, гимнастические палки, кегли, специальные утяжелители (для детей с различной формой ДЦП: гиперкинетической формой и спастической диплегией). Вся работа построена таким образом, что коррекция проводится ненавязчиво, в процессе тех видов деятельности, которые привлекательны для дошкольников. Наши дети с удовольствием исследуют этот прекрасный мир, применяя существующие схемы знания к новым объектам и ситуациям.

Но чуткость, милосердие и внимательность к их проблемам детей-инвалидов не заменит никакое оборудование. На практике не раз убеждались, что воспитание и обучение особенных детей - дело небезнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных и физических затрат. Добрые и отзывчивые воспитатели с улыбкой и любовью встречают каждое утро удивительных, солнечных малышей.

Помимо воспитателей с детьми данной группы занимается учитель-логопед, основные задачи которого – подготовить артикуляционный аппарат к формированию правильной артикуляции различных групп звуков, формировать правильное физиологическое и речевое дыхание. Логопед проводит не только игры и упражнения у зеркала, но и использует в практике игровые упражнения со свистками, поролоном, духовыми музыкальными инструментами (дудочка, губная гармошка), мыльными пузырями. Все это способствует поддержать интерес детей к логопедическому занятию. Кабинет оснащен также различным специальным оборудованием.

Мы помогаем нашим ребятишкам социализироваться и через большой спектр воздействия музыки, интересно и доступно обогащая их внутренний мир. В тесном взаимодействии с учителем-логопедом музыкальный руководитель широко использует детские песенки, потешки, стихи и игровые упражнения на занятиях по логоритмике, которая  помогает нашим малышам развивать «слабые стороны», характерные для детей с синдром Дауна и детским церебральным параличом (регулировка мышечного тонуса, приобретение опыта точной и согласованной работы всей мышечной системы, развитие слуха, голоса, внимания и памяти). Занятия по логоритмике также включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей. Для этого используется дидактические игры, набор музыкальных инструментов, театр би-ба-бо, ростовые и перчаточные куклы.

5 декабря 2012г. партия «Единая Россия» выделила дошкольному учреждению автобус для перевозки детей с ОВЗ на 11 мест, оборудованный подъемниками для колясок. Мы имеем возможность подарить необычному ребенку праздник, дать ему возможность прикоснуться к частичке волшебства, добавить в его мир немного ярких эмоций, расширяя кругозор. Наш «Автобус в детство» отвезет в любую точку города, чтобы дети смогли посетить его культурные и досуговые мероприятия, достопримечательности, увидеть что-то очень интересное...

Дать возможности для творческого роста, самовыражения, способствовать успешной социализации – необходимые задачи функционирования группы для детей с ОВЗ. Занимаясь с подгруппой или индивидуально в Сенсорной комнате, наш педагог-психолог помогает детским страхам «уйти в песок», а созидательному началу раскрыться. Она также помогает раскрыться разным талантам и способностям особенных малышей. Пускай они много не умеют, но точно знаем, -  они умеют любить. Любовью искренней и  безграничной, от всей души. Не посмеем ответить им иначе!

Психолого-педагогическое сопровождение ориентировано на интеграцию детей с ОВЗ в детский коллектив, их физическую реабилитацию и социальную адаптацию, преодоление психологического барьера в общении со сверстниками, в том числе с детьми без патологии.

Сотрудничество с родителями выливается не только в проведение лекций-семинаров и индивидуальные беседы-разъяснения по воспитанию и обучению детей. В ДОУ разработана система психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Ее основное содержание - формирование адекватных способов взаимодействия родителей и их ребенка. Поэтому важным моментом в работе стали регулярные встречи родителей, педагогов, различных специалистов, где обсуждаются эти и другие вопросы, решаются возникающие проблемы.

Одной из форм сотрудничества с родителями воспитанников стало проведение «круглых столов». На этих встречах педагоги рассказывают о маленьких достижениях детей этой группы в сфере эмоционального общения и развития. Родители, в свою очередь, говорят о своих проблемах, задают вопросы, принимают совместные решения.

Преодолевать барьеры, значит  минимизировать преграды в общении.  В детском саду стало традицией проведение совместных мероприятий - праздников, вечеров развлечений - для родителей и детей из обычных групп. Такая форма организации работы ДОУ способствует достижению детьми-инвалидами прогресса в своем психофизическом и социальном развитии. Совместное воспитание и обучение дает основу для их социальной адаптации. Благодаря общению, занятиям, играм с другими детьми они учатся оценивать свои возможности, а это важно для того, чтобы в дальнейшем они могли лучше обращаться со своей инвалидностью и достигать большей автономии.

… Время пролетит быстро. И вот, они уже окрепшие, много знающие об этом огромном мире, идут дальше…Малыш! Ты можешь стать кем угодно: чемпионом, врачом, родителем, просто хорошим человеком. И ты никогда не забудешь ласковых и добрых рук своих «садовников».

Используемая литература

  1. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. – М., 2009
  2. Конвенция ООН о правах инвалидов [Электронный ресурс] -http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml
  3. Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата. – М.: Школьная пресса, 2003
  4. Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 № 61 г. Москва «О федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы»
  5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы по созданию безопасного образовательного пространства в детском саду»

В статье отражена организация работы по созданию безопасного образовательного пространства в детском саду, представлена системa мер по обеспечению безопaсного обрaзовательного пространствa в ДОУ....

Организация образовательного пространства в детском саду .

Статья посвящена  организацию развивающей среды ДОУ, способствующей  развитию личности ребенка, его индивидуальных возможностей....

Организация образовательного пространства в детском саду .

Статья посвящена  организацию развивающей среды ДОУ, способствующей  развитию личности ребенка, его индивидуальных возможностей....

Статья "Безопасность образовательного пространства в детском саду"

Статья опубликована в сборнике Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2016г....

Консультация для педагогов «Организация образовательного пространства группы детского сада по физическому развитию дошкольников».

Консультация для педагогов «Организация образовательного пространства  группы детского сада по физическому развитию дошкольников»....

Технология организации образовательного пространства в детском саду "Говорящая среда"

quot;Говорящая среда" — это технология организации образовательного пространства в детском саду, где слышен «голос ребенка». Дети  с большим удовольствием принимают активн...