ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
статья на тему

Межова Светлана Леонидовна

Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда, новые ФГОС дошкольного образования, профессиональный стандарт педагога — всё это волнует сообщество дошкольных педагогов. Изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети. Меняется всё, и сам ребенок, неизменным остается одно — предметно-развивающая среда в ДОО. Мы живем в век стремительного развития информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра и игрушка, а значит и соответственно в предметно-развивающую среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья53.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Светлана Леонидовна Межова

Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда, новые ФГОС дошкольного образования, профессиональный стандарт педагога — всё это волнует сообщество дошкольных педагогов. Изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети. Меняется всё, и сам ребенок, неизменным остается одно — предметно-развивающая среда в ДОО. Мы живем в век стремительного развития информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра и игрушка, а значит и соответственно в предметно-развивающую среду.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная среда.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

- ПРС обеспечивает максимальную реализацию  потенциала пространства Организации;

- ПРС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей;

- ПРС должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ;

- ПРС должна быть:

  • содержательно насыщенной (оснащена средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием и т.д.)
  • трансформируемой (изменение ПРС в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);
  • полифункциональной (разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов и т. д);
  • вариативной (наличие в группе различных пространств, а так же разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);
  • доступной;
  • безопасной.

Поэтому основная задача: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с яркими наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением — создание интерактивной образовательной среды.

Термин «интерактивность» происходит от английского слова, которое в переводе означает «взаимодействие». Учитывая то, что участниками взаимодействия являются взрослый — ребенок (дети), ребенок — ребенок, интерактивность среды раскрывает характер и степень взаимодействия между ними, обратную связь. Благодаря этому интерактивная среда обеспечивает реализацию деятельности ребенка на уровне, актуальном в данный момент, и содержит потенциальную возможность дальнейшего развития деятельности, обеспечивая через механизм «зоны ближайшего развития» (Л.С Выготский) его дальнейшую перспективу.

Функции образовательной среды ДОУ

Основные закономерности дошкольного образования, требования ФГОС к дошкольному образованию позволяют сформулировать функции образовательной среды дошкольного образовательного учреждения в соответствии:

1. Информационная функция.

Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.

2. Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.

3.Развивающая функция среды является ведущей.

Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремится к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе  к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.

Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

4. Функция сохранения психологического здоровья.

Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние.

Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений должны вызвать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место как для коллективной («свободная площадь»), так и индивидуальной («уголок уединения» и пр.) деятельности.

При построении развивающей образовательной среды в ДОО соблюдаются требования, которые созвучны с требованиями ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы:

-  реализация основной общеобразовательной программы;

- учет национально-культурных, климатических условий;

- обеспечение возможностей общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе, малых группах, возможности уединения;

- должна быть содержательно насыщенной в соответствии с возрастом и реализацией программы;

- трансформируемой;

- полифункциональной;

- вариативной;

- доступной и безопасной;

- мобильной, динамичной (учитывается зона ближайшего развития детей, возрастные и  индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности);

- обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную, творческую активности, экспериментирование.

Основные условия организации предметно-пространственной среды:

  • Предметно-образовательная среда в группах содержит материал, посильный каждому ребенку, что позволяет обеспечивать ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие.
  •  Среда создается только в результате деятельности;
  • Освоение ее субъектом осуществляется через эстетическое, познавательное, оценочное, практическое и другие виды отношений;
  • По мере взросления детей образовательная среда определяется сначала самим воспитателем с учетом интересов детей младшего возраста, со средней группы она организуется воспитателем  совместно с детьми, старшие дети сами создают и изменяют ее с точки зрения своих детских интересов. Педагоги организовывают образовательную среду так, чтобы она работала на развитие самодеятельности, самостоятельности ребенка.

Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Именно поэтому игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя придается исключительное значение. Организация игрового пространства в группах предоставляет возможность для много вариативных игр, свободного сотрудничества детей со сверстниками и со взрослым.

Работа в режиме интерактивности налагает определенные требования к персональной компетенции педагогов, современному обществу требуется уже не специалист исполнитель, а специалист исследователь, инициативный, творческий умеющий интересно организовывать педагогическую деятельность, предоставить возможность детям проявить себя как творческим личностям. В настоящее время внедрение информационных коммуникационных технологий влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании, методах обучения. Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОО является использование педагогами ИКТ, которое является мощным инструментом развития мотивации образовательного процесса, переноса центра тяжести с вербальных методов образования на методы поисковой и творческой деятельности воспитателей и воспитанников. В связи с этим воспитатель, в большей степени, становится соучастником, помощником. Использование компьютерных технологий помогает:

- привлекать пассивных детей к активной деятельности;

- делать ОД более наглядной, интенсивной;

- активизировать познавательный интерес;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в   образовательной деятельности.

Так, например, появившаяся в некоторых ДОО интерактивная доска является одним из средств ИКТ. Способы применения интерактивной доски разнообразны:

- презентация;

- интерактивные обучающие программы;

- создание проектов в графических программных средах;

- демонстрация наглядного материала;

- коррекционно-развивающие занятия и т. д.

Компьютерные технологии педагоги могут применять при введении новой темы или ее завершении, участии в проектах, учебных играх, подготовке учебных материалов, досуге, диагностике и т. д.

Информационные технологии являются важным средством формирования интерактивной среды в ДОО и способствуют реализации интерактивных методов общения и обучения. В этом учебном году одной из годовых задач деятельности РМО может быть Задача, направленная на расширение возможностей использования педагогами информационно-коммуникационных технологий. Данная задача может быть реализована посредством методического проекта «Использование информационных коммуникационных технологий в образовательном процессе».

Цель: Повышение качества образования через активное внедрение в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий

1 этап: Теоретическо — исследовательский.

Цель: Повышение информационной культуры и компьютерной         грамотности педагогов.

1.1 Анкетирование «Использование ИКТ в работе с детьми»

1.2 Консультация «ИКТ как средство повышения качества образовательного процесса в соответствии с современными требованиями».

1.3 Обучающий семинар «Использование ИКТ в работе с детьми».

1.4 Мастер-класс «Использование информационных коммуникационных технологий в образовательной деятельности».

2 этап Творчески-продуктивный

Цель: Создание банка мультимедийных презентаций для работы с детьми по формированию целостной картины мира.

2.1 Работа творческих групп «ИКТ как средство формирования целостной картины мира у дошкольников»;

2.2 Неделя педагогического мастерства «Использование ИКТ в работе с детьми по формированию целостной картины мира» до проведения РМО (рекомендованная ДОО в районе);

3 этап Информационно-диагностический

Цель: Выявить уровень овладения педагогами информационными коммуникационными технологиями в работе с детьми.

3.1 Круглый стол «Итоги работы творческих групп»

3.2  Анкетирование.

Продуктом проекта  будет создание банка мультимедийных презентаций, который в дальнейшем будет пополняться.

Педагогам ДОО рекомендовать использовать в практике работы с детьми развивающие методы и приемы: экспериментирование, проблемные задания, исследования, моделирование, сравнение  -  что поможет детям находиться в поиске способов разрешения проблемы или имеющегося противоречия. Таким образом, воспитатель будет выступать как равный партнер, мотивируя ребенка на выполнение предметных, материализованных и мыслительных действий. Проектная деятельность, реализующаяся в детском саду, поможет интегрировать предметно-развивающую среду семьи и детского сада, связать образовательный процесс с социальной жизнью и способствовать формированию навыков исследовательской деятельности. Выше перечисленные методы, способы педагогического воздействия делают предметно-развивающую среду не просто активной, а интерактивной, т.е ориентируют ребенка на обмен информацией и мнениями, на согласование своих действий и на формирование общих эмоциональных смыслов совместной деятельности и освоение культурных способов познания. Но самое главное - ПРС должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Интерактивность образовательной среды так же предполагает открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников. В связи с этим рекомендуется большое внимание уделять вовлечению родителей в образовательный процесс. Посредством образовательных проектов, природоохранных акций, совместных спортивных и развлекательных мероприятий, творческих гостиных, познавательных вечеров и т. д., что способствует реализации целей интерактивного взаимодействия: обмен опытом, выработка общего мнения, создание условий для диалога, группового сплочения.

Поиск инновационных подходов к организации предметно-пространственной развивающей среды не должен останавливаться на месте, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
  2. Щукина Л.И. Мотивация профессиональной деятельности работников ДОУ.// Управление ДОУ, №6, 2007.
  3. Цквитария Т.А. Диагностика, предметно-пространственная среда. – М.: ТЦ сфера, 2014.
  4. Школяр Л.В., Савенкова Л.Г. Сад детства: Новый взгляд на дошкольное образование. М., 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно пространственная среда как фактор развития ребенка в ДОУ в соответствии с ФГОС.

Важной задачей ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становиться совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной ра...

Интерактивная образовательная среда как фактор развития ребенка в ДОУ в соответствии с ФГОС.

Эффективное использование мультимедийных презентаций в коррекционно - логопедической работе с детьми дошкольного возраста....

Предметно – пространственная среда как фактор развития активной деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Предметно – пространственная среда как фактор развития активной деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

Предметно-пространственная развивающая среда как фактор развития ребенка в соответствии с ФГОС ДО в сельском малокомплектном детском саду

очное участие в Региональном семинаре - практикуме «Традиции и инновации сельского детского сада в рамках реализации ФГОС дошкольного образования» в МБДОУ - детский сад «Голубой вагон», Тукаевско...

Выступление "Предметно-пространственная развивающая среда как фактор развития ребенка в соответствии с ФГОС ДО в сельском малокомплектном детском саду"

На базе МБДОУ - детский сад «Голубой вагон» Тукаевского муниципального района прошел республиканский семинар-практикум « Традиции и инновации сельского детского сада в рамках реализации ФГОС дошкольно...

ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Созданию предметно–развивающей среды в современном ДОУ сегодня уде- ляется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно–игрового пространства...

Предметно-пространственная среда как фактор развития ребенка в ДОУ в сооветствии с ФГОС

Описание развивающей предметно – пространственной среды...