ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
статья на тему

Созданию предметно–развивающей среды в современном ДОУ сегодня уде- ляется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно–игрового пространства, т.к. группа детского сада для детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inter.docx15.6 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Созданию предметно–развивающей среды в современном ДОУ сегодня уде- ляется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно–игрового пространства, т.к. группа детского сада для детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня.

В детском саду малыши играют, рисуют, лепят, принимают пищу, спят, общаются со сверстниками и взрослыми. Доказано, что от того, насколько комфортно организована предметно–развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в це- лостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное раз- витие, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ре- бенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда, новые ФГОС. Изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети. Меняется всё, и сам ребенок, неизменным остается одно – предметно–развивающая среда в ДОУ.

 Мы живем в век стремительного развития информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра и игрушка, а значит и соответственно в предметно–развивающую среду. Вопрос организации предметно–развивающей среды ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно–пространственная среда. Поэтому основная задача: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением – создание интерактивной образовательной среды.

Использование педагогами ИКТ, является мощным инструментом развития мотивации образовательного процесса, перенос центра тяжести с вербальных методов образования на методы поисковой и творческой деятельности педагогов и воспитанников. В связи с этим педагог, в большей степени, становится соучастником, помощником.

Использование компьютерных технологий помогает:

 − привлекать пассивных детей к активной деятельности;

− делать НОД более наглядными, интенсивными;

− активизировать познавательный интерес; − активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

− реализовать личностно–ориентированные, дифференцированные под- ходы в образовательной деятельности.

Интерактивная доска является одним из средств ИКТ. Способы применения интерактивной доски в ДОУ разнообразны: − презентация; − интерактивные обучающие программы;

Компьютерные технологии педагоги применяют при введении новой темы или ее завершения, участии в проектах, тестировании, учебных играх, подго- товке учебных материалов, досуге, диагностике и т. д. Таким образом, информационные технологии являются важным средством формирования интерактивной среды в ДОУ и способствуют реализации интерактивных методов общения и обучения.

Термин «интерактивность» происходит от английского слова, которое в пе- реводе означает «взаимодействие». Учитывая то, что участниками взаимодействия являются взрослый – ребенок (дети), ребенок – ребенок, интерактивность среды раскрывает характер и степень взаимодействия между ними обратную связь. Благодаря этому интерактивная среда обеспечивает реализацию деятельности ребенка на уровне, актуальном в данный момент, и содержит потенциальную возможность дальнейшего развития деятельности, обеспечивая через механизм «зоны ближайшего развития» (Л.С Выготский) его дальнейшую перспек- тиву. Развивающая предметно–пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

− игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям мате- риалами (в том числе с песком и водой);

 − двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой мото- рики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

− эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно–про- странственным окружением;

− возможность самовыражения детей.

 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность измене- ний предметно–пространственной среды в зависимости от образовательной си- туации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

 3) Полифункциональность материалов предполагает: − возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; − наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов–заместителей в детской игре.

4) Вариативность среды предполагает: − наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудова- ния, обеспечивающих свободный выбор детей; − периодическую сменяемость игрового материала, появление новых пред- метов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследова- тельскую активность детей.

 5) Доступность среды предполагает: − доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей–инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс

6) Безопасность предметно–пространственной среды предполагает соответ- ствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасно- сти их использования. Создавая предметно–пространственную развивающую среду необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитыва- ющую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл проблемных семинаров. "Новая философия взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ в процессе решения задач музыкального воспитания и развития старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Основная цель  разработки данного цикла проблемных семенаров - осуществление тесной взаимосвязи музыкального руководителя и воспитателей по музыкальному развитию и воспитанию детей старшего дошко...

"Планирование и организация условий для развития детской самостоятельности в соответствии с ФГОС ДО"

Методическое объединение воспитателей групп дошкольного возраста по проблеме развития детской самостоятельности в соответствиями с ФГОС ДО1 Готовность педагогов к профессиональной деятельности в конте...

доклад "Развитие речи дошкольников в соответствии с ФГОС"

В докладе представлены основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до школы....

«Олимпийское образование старших дошкольников посредством тематического погружения в совместное увлечение спортом через интеграцию развития образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО»

В современном обществе востребован человек с возросшим чувством собственного достоинства, высоким уровнем культуры общения, ориентированный на сотрудничество, толерантно относящийся к взглядам других ...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме

1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить с...

ООД в подготовительной группе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки) "Сёксень вастовома"

1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить с...

ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство

1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...