Главные вкладки

    «Олимпийское образование старших дошкольников посредством тематического погружения в совместное увлечение спортом через интеграцию развития образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО»
    статья на тему

    Филина Марина Ивановна

    В современном обществе востребован человек с возросшим чувством собственного достоинства, высоким уровнем культуры общения, ориентированный на сотрудничество, толерантно относящийся к взглядам других людей, такие качества можно развивать в себе посредством погружение в совместное увлечение спортом, где прививается толерантное отношение к партнёрам. Физическое воспитание дошкольника предполагает не только формирование различных двигательных умений и навыков, но и приобретение опыта чувственного познания собственных двигательных возможностей и своего места в окружающем мире и как подтверждают многие исследователи, оно должно опираться на создание предпосылок для интегрированного развития - это органическая связь физической культуры с умственным развитием.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx60.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Филина Марина Ивановна, старший воспитатель, государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 67 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга

    Тема статьи (научной публикации): «Олимпийское образование старших дошкольников посредством тематического погружения в совместное увлечение спортом через интеграцию развития образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО» 

    В современном обществе востребован человек с возросшим чувством собственного достоинства, высоким уровнем культуры общения, ориентированный на сотрудничество, толерантно относящийся к взглядам других людей, такие качества можно развить в себе посредствам погружения в совместное увлечение спортом, где прививается толерантное отношение к партнёрам. Так предполагаем мы, педагоги детского сада, и научные сотрудники кафедры оздоровительной физической культуры РГПУ им. Герцена в режиме опытно-экспериментальной площадки по теме: «Формирование представлений об олимпийском движении как средство воспитания интереса к физической культуре и спорту у детей старшего дошкольного возраста».

    Программный материал опытно-экспериментальной работы (далее по тексту ОЭР) частями апробируется. По результатам работы будет разработана парциальная программа по олимпийскому образованию старших дошкольников «Спорт шагает по планете», а также практические и методические рекомендации по её использованию позволят качественно обогатить содержание образовательного процесса в ГБДОУ № 67 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей.

    В ходе формирующего эксперимента выявлены уровни эмоционального отношения детей старшего дошкольного возраста к занятиям по физической культуре:

    Полученные результаты свидетельствуют о том, что:

    1) у большинства детей недостаточно сформированы познавательные и коммуникативные способности, а также наблюдается сниженный интерес к занятиям физическими упражнениями, по сравнению с такими видами, как художественная и исследовательская деятельность;

    2) выявленные у детей проявления неуверенности и заниженной самооценки учитываются при выборе средств физического воспитания и разработке программы, реализуемой в рамках опытно-экспериментальной работы, проводимой в дошкольной организации.

    Физическое воспитание дошкольника предполагает не только формирование различных двигательных умений и навыков, но и приобретение опыта чувственного познания собственных двигательных возможностей и своего места в окружающем мире и как указывают многие исследователи, оно должно опираться на создание предпосылок для интегративного развития – это органическая связь физической культуры с умственным развитием. Мы убеждены, что включение знаний о странах, участницах олимпийского движения, в физическую культуру дошкольника способствует формированию у детей интереса к физическому совершенствованию, через событийный характер погружения в тему «Спорт шагает по планете».  

    Учитывая связь между показателями двигательных и интеллектуальных способностей, в своей работе педагогический коллектив опирается на принцип единой направленности всех специалистов дошкольного учреждения по формированию представлений об олимпийском движении на основе интеграции 5 образовательных областей. Чем теснее идет взаимодействие специалистов, тем эффективнее происходит реализация программы.

    ГБДОУ № 67 в режиме ОЭР ставит цель:

    Обеспечение государственных гарантий реализации прав детей на качественное дошкольное образование, ориентированное на полноценное развитие личности воспитанников во всех основных образовательных областях, на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

                 

    Цель выходит на задачи, которые решаются в ходе эксперимента:

    1. Создать в детском саду систему интегративного образования, для успешного развития ребенка-дошкольника при целенаправленном использовании развивающих технологий, современных вариативных форм, способов, методов при непосредственно организованной и совместной деятельности педагогов с детьми, с учетом специфических видов деятельности, характерных для каждой возрастной группы.

    1. В условиях опытно-экспериментальной работы по олимпийскому образованию детей старшего дошкольного возраста, создать образовательную систему, направленную на сохранение и укрепление здоровья воспитанников через активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, повышая интерес к участию в совместных спортивных и подвижных играх, конкурсах, соревнованиях, где сопереживают неудачам и радуются успехам других:
    • создать у детей представления об олимпийских играх как мирного соревнования в целях физического совершенствования людей, в котором участвуют народы всего мира;
    • ознакомить дошкольников с доступными для детей этого возраста сведениями о видах спорта, популярных в разных странах и об особенностях стран -  участниц олимпийского движения;
    • способствовать формированию у детей интереса к занятиям физическими упражнениями через интеграцию познавательной и двигательной областей, а также нравственного и эстетического опыта олимпизма.

    Принципы и подходы к реализации содержания «олимпийского образования:

    • Принцип событийного подхода, заимствованный из педагогической системы А.С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события. Образовательное событие — способ интеграции образовательного пространства для успешного развития и социализации воспитанников;
    • Принцип сопричастности и содеянности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному наследию своего народа. Я. А. Каменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими поступками возможно большему числу людей: "Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия"

    Особенности осуществления образовательного процесса в части, формируемой участниками образовательных отношений:

    «Образовательное событие» - специальная форма организации и реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм порождения и оформления знания» (Б. Д. Эльконин).

    В событийном подходе единицей проектирования личностно-значимой детской деятельности выступает образовательное событие (образовательная игровая ситуация, созданная педагогом на основе организации и реализации ярких запоминающихся событий, вызывающих позитивный эмоциональный отклик, способствующий созданию мотивационно-ценностной установки к деятельности, ориентируемой на результат). Деятельность педагога по реализации событийности может быть организована на различных уровнях: в процессе проведения НОД, в процессе режимных моментов, организации самостоятельности и поддержки инициативы детей в специфических для них видах деятельности, спортивных праздниках, малых олимпийских играх, соревнованиях, эстафетах, экскурсиях по родному городу, турпоходах и т.д.

    Наиболее значимой и характерной особенностью этого принца является создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей. В основу комплексно-тематического планирования положен «событийный» принцип, что позволяет делать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным и включает следующие подходы:

    • яркое событие в своей семье, в сообществе детей и взрослых группы, детского сада, в социальной жизни общества, природе (героические подвиги наших спортсменов, их достижения в спорте, праздники, традиции);
    • яркое событие в социокультурном наследии нашей малой родины и Отечестве - знакомство с книжной культурой, художественной литературой, музыкальным искусством, живописью, архитектурой на фоне эмоционально-насыщенного содержания.
    • яркие события, специально смоделированные воспитателем - образовательные ситуации, или встречи с интересными людьми, путем внесения новых, необычных интересных предметов, личных вещей из семейного архива, кубков и медалей спортсменов.

    Быть сопричастным – взять на себя часть происходящего с ребенком, чувствовать себя частью ребенка и делать все то, что делал бы ты, будучи на его месте. Ключевой методологией принципа является проявление помощи от сочувствия и сопереживания до обоюдного содействия с учетом этико-психологического соприкосновения субъектов двух сфер – детского сада и семьи, при условии установления доверительных отношений.

    Формирование духовно-нравственного отношения возможно посредством объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс как прописано в задачах ФГОС ДО. Реализация поставленной задачи, как мы полагаем, возможна путем актуализации чувства сопричастности ребенка к своей семье, к сверстникам, к окружающим взрослым, к победам и высоким достижениям спортсменов своей Родины на мировых аренах.

    Сопричастность в данном случае базируется на осознании детьми норм, правил и ценностей, принятых в обществе в процессе воспитание уважительного и толерантного отношения к окружающим людям в процессе чувственного соприкосновения с семейными ценностями, традициями и обычаями.

    Планируемые результаты по освоению детьми старшего дошкольного возраста содержания парциальной программы:

    1. Успешное развитие ребенка-дошкольника в процессе интеграции образования при целенаправленном использовании развивающих технологий, современных вариативных форм, способов, методов в НОД и совместной деятельности педагогов с детьми. Определение оптимальной модели личностно-ориентированного, деятельностного подхода в организации образовательного процесса;
    2. На этапе завершения дошкольного образования у воспитанников повысится интерес к занятиям по физической культуре и спорту, способности к волевым усилиям, чувство веры в себя, становление саморегуляции, умение договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.  Толерантное проявление к сверстникам и взрослым на основе активного взаимодействия в процессе участия в совместных спортивных праздниках, малых олимпийских играх, эстафетах и соревнованиях. Результаты освоения Программы по олимпийскому движению представлены в виде целевых ориентиров, возможных достижений ребенка:

    Старшая группа (ребенок на 6 году жизни):

    • отличает и называет особенности культуры народов, проживающих в Финляндии, Германии, Канаде, Австралии, Египте и Японии: прикладное искусство, песенное, танцевальное творчество, народные музыкальные инструменты, народные игрушки, народные подвижные игры;
    • отличает флору и фауну изучаемых стран;
    • знает летние и зимние виды спорта, называет спортсменов, спортивные атрибуты;
    • знает флаги изучаемых стран, их местоположение;
    • знает и выполняет правила народных игр (4-5 игр), самостоятельно организует детей на проведение подвижных народных игр;
    • проявляет стойкий интерес к изготовлению игрушек, макетов с поликультурной тематикой;
    • активно участвует (по желанию) в драматизации песенного и устного народного творчества;
    • может рассказать о популярных видах спорта изучаемой страны.

    Подготовительная к школе группа (ребенок на 7 году жизни):

    • отличает и называет особенности культуры народов, проживающих в Норвегии, России, Австралии, Китай, Кении, Бразилии: прикладное искусство, песенное, танцевальное творчество, народные музыкальные инструменты, народные игрушки и символы, народные подвижные игры;
    • выпускник детского сада знает особенности и отличия других государств (3-4х) от России
    • называет столицы изучаемых стран, символы государственности, флора и фауна, народное устное и прикладное творчество, народные подвижные игры, этикет, традиции, детскую литература, современный спорт;
    • он умеет вступать в диалог, учитывая национальные, гендерные и возрастные особенности собеседника;
    • у ребенка сформирована начальная информационная компетентность: способность находить данные о культурах разных стран в информационном пространстве с помощью взрослых и самостоятельно;
    • он использует в речи категориальные понятия, демонстрирующие ясность понимания разных культур («Общее в этих культурах…», «Русские и китайские игры отличаются…», «В австралийских и бразильских сказках (танцах, играх, музыке) есть общее и отличия» и др.);
    • у него сформировано уважительное отношение к культурным символам разных стран;
    • могут определить и назвать зимние и летние виды спорта;
    • знают традиционные виды спорта изучаемой страны;
    • описывают какой-либо вид олимпийского состязания;
    • понимают смысл олимпийской символики;
    • могут рассказать об известном олимпийском чемпионе изучаемой страны;
    • принимают участие в организации подвижных игр народов разных стран;
    • знают о победах олимпийцев России.

    Содержание образовательной деятельности с детьми по реализации парциальной программы дошкольного образования «Спорт шагает по планете»

    Содержание программного материала актуализируется в 2 компонентах (теоретическом и практическом).

    Основные теоретические сведения сообщаются детям в процессе непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности воспитателя с детьми и свободной самостоятельной деятельности детей.

    Содержание парциальной образовательной Программы «Спорт шагает по планете» включает в себя ознакомление со странами, которые обладают самобытной культурой, традициями, внесли большой вклад в развитие спорта, являются представителями одного из материков. За каждой из изучаемых стран закреплен популярный вид спорта, который рассматривается детьми в процессе тематического погружения в изучаемый материал по олимпийскому образованию старших дошкольников.

    Тематика прохождения программного материала для детей старшей группы:

    1. Финляндия (лыжный)
    2. Германия (конькобежный)
    3. Канада (хоккей)
    4. Япония (борьба)
    5. Австралия (плаванье)
    6. Египет (тяжёлая атлетика)

    Тематика прохождения программного материала для детей подготовительной к школе группе:

    1. Норвегия (санный)
    2. Россия (фигурное катание)
    3. Австралия (сноуборд)
    4. Кения (легкая атлетика)
    5. Китай (гимнастика)
    6. Бразилия (футбол)

    Содержание темы изучается с детьми в течение месяца.

    Разработан единый алгоритм изложения материала, который в табличном варианте представлен по темам п 3.2.4 организационного раздела Программы в части «Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий (комплексно-тематическое планирование)»

    Технология изложения материала и формирования знаний по выбранной стране базируется на следующих компонентах в образовании:

    • формирование представлений о том, где расположена страна (географическое положение, материк);
    • знакомство с символикой (флаг, герб, гимн);
    • основные отличительные черты (язык, национальные традиции);
    • особенности флоры и фауны;
    • национальные виды спорта и виды спорта, наиболее популярные в данной стране (страна-родоначальник одного из видов спорта, олимпийские чемпионы, представители данной стран; выдающиеся спортивные результаты; страна – хозяйка Олимпийских игр и т.п.);
    • национальные подвижные игры;
    • знакомство с музыкальной культурой, искусством, литературой (прослушивание музыкальных произведений; просмотр иллюстраций выдающихся художников данной страны; чтение художественной литературы);
    • совместная деятельность детей и родителей по итогам освоения материала (конкурс поделок, стихов, игр, мастер-классы).

    Вариативные формы, способы, методы и средства реализации содержания парциальной программы:

    Для обеспечения непрерывности и качества освоения детьми содержания олимпийского образования в детском саду используются различные формы организации в процессе интеграции 5 образовательных областей в целостный образовательный процесс, повышая у детей старшего дошкольного возраста интерес и потребность к занятиям физическими упражнениями.

    Образовательные области

    Вариативные формы и способы совместной деятельности воспитателя и детей:

    Познавательное развитие (познавательно-исследовательская, игровая деятельность)

    Беседы на тему олимпийского движения «Спорт в нашей жизни», «О символике Олимпийских игр»

    Просмотр и обсуждение документальных фильмов о видах спорта, странах, участниц олимпийского

    движения

    Просмотр дисков и слайд-презентаций из серии «Энциклопедия Олимпиады», мультфильмов «Лыжники», «Как казаки олимпийцами стали» …

    Ознакомление с историей рождения Олимпиады в процессе исследовательской деятельности «Путешествие по Греции»

    Решение образовательных проблемных ситуаций

    Речевое развитие (коммуникативная, игровая деятельность)

    Чтение сказок и рассказов о спортивных достижениях

    Рассматривание различных энциклопедий о спорте, анализ просмотренных сюжетов

    Игровые приемы «Почта спортивных побед»,

    «Олимпийцы вокруг нас», «Мои спортивные достижения»

    Составление рассказов о странах, родоначальниках одного из видов олимпийских игр и её героях

    Обсуждение замысла

    проектов, распределение ролей и обязанностей

    Художественно-эстетическое развитие (изобразительная, конструктивная)

    Творческое конструирование «Мост дружбы»

    Ручной труд

    «Изготовление эмблем и медалей»

    Изготовление карты «Олимпийского движения», обозначение маршрутов

    Создание коллективных коллажей

    Конкурсы и выставки детских работ

    Непосредственно образовательная деятельность, реализует программный материал по 3 образовательным областям: «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие» и «социально-коммуникативное развитие». Неохваченные НОД образовательные области «познавательное развитие» и «речевое развитие» по олимпийскому образованию старших дошкольников интегративно осваиваются детьми в процессе новых форм совместной деятельности педагогов и детей, которые прописаны ниже представленной таблицей:


    Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по реализации Программы

    Основными формами взаимодействия с семьями воспитанников в процессе реализации Программы являются:

    1. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток.
    2. Совместная деятельность: привлечение родителей к участию в выставках, конкурсах, к участию в детской исследовательской деятельности, к сбору информационного и наглядного материала.

    Содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром

    В дошкольном возрасте чрезвычайно важно непрерывное накопление ребёнком культурного общения в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, физических, художественно-эстетических и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

    Воспитательное взаимодействие старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста становится эффективным в воспитании ребёнка при следующих педагогических условиях:

    • формирования ценностных ориентиров в процессе расширения педагогической компетентности членов много поколенной семьи;
    • определение и согласование с родителями и старшим поколением семьи функций, направленных на воспитание ребёнка;
    • обогащение эмоционального опыта детей в общении с представителями старшего поколения семьи.

    При создании вышеперечисленных педагогических условий эффективное взаимодействие всех участников педагогического процесса требует многообразия и вариативности содержания и форм работы, используемых в детском саду и семье.

    Организация образовательного процесса по реализации Программы

    Парциальная программа по олимпийскому образованию старших дошкольников «Спорт шагает по планете» рассчитана на образовательную деятельность детей старшей и подготовительной к школе групп с нормативным сроком реализации программного материала, рассчитанным на 2 года. Для обеспечения непрерывности и качества освоения детьми содержания олимпийского образования в детском саду используются различные формы организации в процессе интеграции 5 образовательных областей в целостный образовательный процесс, повышая у детей старшего дошкольного возраста интерес и потребность к занятиям физическими упражнениями. В непосредственно образовательной деятельности, реализуемой на занятиях физической культурой, доминирующей образовательной областью является «Физическое развитие», содержание которой интегрируется с содержанием всех образовательных областей.

    Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию детей реализуется в физкультурно-спортивном зале, на спортивной площадке участка детского сада, где старших дошкольников знакомят с национальными видами спорта стран-родоначальников одного из видов олимпийских игр, способствуют приобретению двигательного опыта в освоении программного содержания по олимпийскому образованию.

    Непосредственно образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию детей способствует восприятию и пониманию произведений изобразительного и музыкального искусства, через чувственный опыт соприкосновения с особенностями флоры и фауны стран, участниц Олимпийского движения.

    Непосредственно образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников способствует формированию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками через интеграцию нравственного и эстетического опыта олимпизма.

    Распорядок и режим дня по реализации Программы «Спорт шагает по планете»

    Комплексно-тематическое погружение по выше перечисленным НОД в объеме образовательной нагрузки в соответствии с конкретным содержанием образовательных областей п.2.6 ФГОСТ ДО представлено таблицей учебного плана НОД по реализации парциальной программы.

    Непосредственно-образовательная деятельность в соответствии с примерным режимом дня ГБДОУ детский сад № 67 осуществляется в первую и вторую половину дня.Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 5 до 6 лет (в старшей группе) до 25 мин, для детей от 6 до 7 лет (в подготовительной к школе группе) до 30 мин. Образовательные области, охваченные Программой обозначены учебным планом.

    Образовательные области, не охваченные учебным планом: «познавательное развитие», «речевое развитие» и частично «художественно-эстетическое развитие» в части творческое конструирование осуществляется в совместной деятельности педагога и детей:

    • по формированию у детей представлений об олимпийском движении изучаемых стран, ознакомление с историей рождения Олимпиады в процессе исследовательской деятельности и решения игровых проблемных ситуаций;

    • чтение детской литературы изучаемых стран, рассматривание различных энциклопедий о спорте с анализом просмотренных сюжетов, составление рассказов о странах, родоначальниках олимпийских игр, а также игровые приемы на заданную тематику, позволяющую творчески закреплять знания об олимпийском движении в процессе игрового проектирования;

    • организованное творческое конструирование, создание коллективных коллажей, ручной труд способствуют формированию компетентности детей в области олимпийского движения.

            Работа организуется преимущественно во вторую половину дня в группе и на прогулке, в процессе проведения режимных моментов (утро, вечер).

    Саморегуляция в двигательной сфере, проявление толерантного отношения к сверстникам и взрослым формируется посредством активного участия детей в спортивных праздниках и физкультурных досугах. Спортивные праздники: «Малые летние олимпийские игры» и «Малые зимние олимпийские игры» организуются 2 раза в год (январь, май). Физкультурные досуги планируются 1 раз в месяц (сентябрь, октябрь, ноябрь, февраль, март, апрель), и являются итоговыми мероприятиями интеллектуально-физического развития старших дошкольников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект для старшей группы по художественно-эстетическому развитию «Золотистая посуда». Интеграция образовательных областей в соответствии со ФГОС

    Конспект для старшей группы по художественно-эстетическому развитию «Золотистая посуда».Интеграция образовательных областей в соответствии со ФГОС: Познавательное развитие, социально-коммуникативное р...

    Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО

    Как построить интеграцию образовательных областей в ДОУ в соответствии с ФГОС, как запланировать данную работу? В помощь педагогам создана данная презентация...

    Диаграмма по реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС дошкольного образования и образовательной программы ДО1

    Диаграмма по реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС дошкольного образования и образовательной программы ДОУЦель: Выявления уровня динамики  освоения развития воспитаннико...

    Методики психологического обследования по образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО. Старшая группа.

    Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается модификация диагностического комплекта «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» для старшей группы в соответствии с ФГО...

    Конспект деловой игры для педагогов дошкольного образования по теме «Повышение компетентности педагогов при интегрировании образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО»

    Выступление на РМО педагогов дошкольного образования по теме "Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО" 2015 - 2016 гг....

    Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми 3-4 лет с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО на тему: «В гостях у ежика»

    Цель: уточнение и расширение представления детей о ежике, его жилище;Задачи: воспитание наблюдательности и любознательности; обогащение представлений детей об окружающем мире: формирование первичных ц...

    Памятка для педагогов ДОУ "Содержание воспитательно-образовательной работы по направлениям развития и образования детей дошкольного возраста (образовательным областям) в соответствии с ФГОС ДО"

    Содержание воспитательно-образовательной работы по направлениям развития и образования детей дошкольного возраста (образовательным областям) в соответствии с ФГОС ДО...