Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО
статья на тему

Как построить интеграцию образовательных областей в ДОУ в соответствии с ФГОС, как запланировать данную работу? В помощь педагогам создана данная презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных областей

в процессе воспитательно-образовательной деятельности ФГОС ДО

Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества.

Сухомлинский В. А. 

ФГОС – это стандарт качества дошкольного образования. По словам Александра Асмолова «Стандарт дошкольного образования – это,прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства».

Чего ждут от Стандарта:

 В О С П И Т А Т Е Л И

 -Обеспечения безопасности;

 -Толерантного отношения со стороны родителей;

 -Снижение документооборота;

-Больше доступных образовательных программ;

-обучение счету и письму должно быть в школе;

 - желание обучаться

Р О Д И Т Е Л И 

- за раннее и ускоренное развитие;

- за образование отвечает государство;

 - главное – здоровье детей;

 - кроме образовательной программы развитие ребенка и в других областях (творчество)

слайд 5 До сих пор к дошкольному образованию предъявлялись федеральные

государственные требования. Отличие в том, что стандарты, помимо

требований к структуре программы и условиям ее реализации, содержат и

требования к результатам ее освоения, это принципиальное новшество.

слайд 6 Требования к результатам освоения программы:

 Основной результат – это социализация детей. Здесь речь идет только о личностных результатах.

слайд 7 Центральная психодидактическая технология стандарта – это

развивающее взаимодействие ребѐнка со взрослыми и со сверстниками, а не

только одностороннее воздействие на ребѐнка.

Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребѐнка дошкольного возраста. Дошкольный ребѐнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребѐнка через

«ворота детской игры» и соответствующих возрасту видов деятельности.

слайд 8  Из п.2.6. ФГОС ДО следует, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать образовательные области: социально-коммуникативную, познавательную, речевую, художественно-эстетическую и область физического развития

 (слайд 9)  Социально - коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;

  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательной организации;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

слайд 10 Познавательное развитие предполагает

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере , материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

 слайд 11 Речевое развитие включает

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматической правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  •  формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

слайд 12 Художественно-эстетическое развитие предполагает

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства( словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной , конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

слайд 13 Физическое развитие предусматривает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в т.ч. связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

  • способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики рук, а также правильным (не наносящим ущерба организму)выполнением основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
  •  становление  целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
  • становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами ( в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

Комплексность подхода, обеспечивающего развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях в нашем учреждении успешно осуществляется с помощью комплексно-тематического планирования.

Выбор определенной темы недели, месяца «проецируется» на пять образовательных областей, предлагаемых ФГОС ДО, и на все структурные единицы образовательного процесса. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс.  

Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить большой объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями. (Выбор тем осуществляется по календарно-событийному принципу)

(Слайд 14-16 планирование)

Использование принципа интеграции имеет свои преимущества. Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуетя один из основных принципов дошкольной дидактики- специально организованная деятельность с детьми должна быть  непродолжительной по времени (требования Сани ПиН), но емкой, что возможно, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах. Второе преимущество- это обеспечение целостного восприятия ребенком окружающего мира, взаимопроникновения содержания различных образовательных областей.

Образовательный процесс в ДОУ ведется непрерывно в течение всего дня, а не только  в периоды непосредственно-образовательной деятельности.

Реализацию процесса интеграции невозможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников.

 ФГОС ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями

План работы на неделю разрабатывается воспитателями совместно с узкими специалистами. В начале тематической недели родителей знакомят с предстоящими задачами и мероприятиями для их решения, привлекают  к участию. В конце каждого дня родителей знакомят с итогами образовательной деятельности в группе (рубрики «Летопись группы», «Наша жизнь- день за днем» и др.)

 Задачи решаются в различных видах деятельности, интегративно, при взаимодействии всех участников образовательного процесса.

(Слайд 17-21план недельный)

Безусловно педагоги должны в совершенстве владеть прогностическими методами анализа педагогических ситуаций. Составление недельного плана в рамках единой темы,  становится предпосылкой  развития у молодых педагогов проективных функций -  конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделении конкретных этапов достижения цели, формировании для каждого из них частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов и т. д.

Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развить волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Проектный метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Это метод, который позволяет объединять различные образовательные области, что повышает качество образовательного процесса, способствует повышению компетентности педагогов, служит развитию креативного мышления.

       В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. 

Результат педагогами оформляется в проект.(неделя «Космос» и проект «Первый космонавт»)

Примеры проектов.(фото) Т аблицы+Сценарии мероприятий

2 младшая «Светофор», старшие - неделя «Я и дорога» проект «Правила безопасности», проект «Наши любимые и родные»(День пожилого человека).

ФГОС предусматривает условия реализации ООП.

слайд35Какие же требования предъявляются к условиям: 

Кадровые условия являются главными.

Многим педагогам тяжело «перестроиться».

Существуют такие проблемы в интеграции образовательных областей как

Н-р, Если во второй  половине дня  по расписанию не предполагается проведение НОД , то и «делать ничего не надо». Педагог ошибочно предполагает , что образовательная деятельность должна организовываться только во время НОД, только по сетке занятий.

Существует ошибочное мнение педагогов , что во второй половине дня дети то и дело должны играть сами собой, так ФГОС выделил игру- ведущим видом детской деятельности.

 Все реже педагоги организуют с детьми в сюжетно-ролевые игры.

Анализ деятельности педагогического коллектива показал, что 80% педагогов понимают суть комплексно – тематического принципа планирования образовательного процесса, самостоятельно разрабатывают комплексно – тематические планы, апробируют их на практике работы с детьми, отслеживают эффективность деятельности, исходя из этого, планируют индивидуальную работу с дошкольниками.

Но вместе с тем, педагоги

- планируют деятельность, которая заведомо не может быть организована;

- перенасыщают план различными формами в целом или в какой-либо одной образовательной области, также бывают случаи, когда воспитатели исключают из плана некоторые виды деятельности, например конструктивную;

- при планировании работы по взаимодействию с семьями воспитанников часто прослеживается формальный подход, исключающий совместную работу педагогов и родителей по решению образовательных задач развития ребёнка;

- не все педагоги проявляют искреннюю заинтересованность в том, чтобы дети проживали тему недели, соответственно слабо организуют инициирующее мероприятие, подготовку к событию в течение недели, проведение итогового события. Как результат, дети не проявляют интерес к определённому событию, мало вспоминают о пережитых моментах в совместной деятельности.

Итак, Положительные моменты интеграции в ДОУ: точка роста, внедрение новых технологий. Минусы- в трудностях преодоления. Чтобы перевести образовательный процесс на рельсы интеграции, самому педагогу надо быть профессионально интегрированным в педагогическое и образовательное сообщество

Считаю, что интегрированное обучение дошкольников имеет определенные преимущества: способствует формированию целостной картины мира, повышает мотивацию, формирует познавательный интерес, раскрепощает детей в творчестве, помагает решать одну и ту же задачу в разных ситуациях и с разных сторон.

Таким образом, интеграция как целостное явление выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, 
ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект для старшей группы по художественно-эстетическому развитию «Золотистая посуда». Интеграция образовательных областей в соответствии со ФГОС

Конспект для старшей группы по художественно-эстетическому развитию «Золотистая посуда».Интеграция образовательных областей в соответствии со ФГОС: Познавательное развитие, социально-коммуникативное р...

«Олимпийское образование старших дошкольников посредством тематического погружения в совместное увлечение спортом через интеграцию развития образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО»

В современном обществе востребован человек с возросшим чувством собственного достоинства, высоким уровнем культуры общения, ориентированный на сотрудничество, толерантно относящийся к взглядам других ...

Диаграмма по реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС дошкольного образования и образовательной программы ДО1

Диаграмма по реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС дошкольного образования и образовательной программы ДОУЦель: Выявления уровня динамики  освоения развития воспитаннико...

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС в ДОУ. Непосредственная образовательная деятельность «На лесной полянке».

Конспект интегрированного занятия для детей средней группы «На лесной полянке»Цель: помочь детям увидеть многообразие картин осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира. Закрепить зна...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми 3-4 лет с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО на тему: «В гостях у ежика»

Цель: уточнение и расширение представления детей о ежике, его жилище;Задачи: воспитание наблюдательности и любознательности; обогащение представлений детей об окружающем мире: формирование первичных ц...

«Интеграция образовательной области «Физическое развитие» и других образовательных областей в соответствии с ФГОС ДОУ»

laquo;Интеграция образовательной области «Физическое развитие» и других образовательных областей в соответствии с ФГОС ДОУ»...

НОД «Тайны подводного мира» Конспект образовательной деятельности по познавательно- исследовательскому развитию в интеграции образовательных областей в рамках ФОП, ФГОС ДО для детей разновозрастной группы (от 5 до 7 лет)

Интеграция; -социально-коммуникативное развитие ;- речевое развитие;- художественно- эстетическое развитие;- физическое развитие;Виды деятельности:- познавательно- исследовательская- продуктивная деят...