Главные вкладки

    Конспект для старшей группы по художественно-эстетическому развитию «Золотистая посуда». Интеграция образовательных областей в соответствии со ФГОС
    план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

    Анна Михайловна Дидрихс

    Конспект для старшей группы по художественно-эстетическому развитию «Золотистая посуда».

    Интеграция образовательных областей в соответствии со ФГОС: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.

    Цель: обобщить и закрепить знания детей о хохломе и её узорах.

     Задачи:

    1. учить технике росписи (рисование растительных форм  определённых цветовых сочетаний; учить выделять и рисовать элементы хохломского узора: травинки, усики, завитки, ягодки; учить правильно создавать узор.

    2. учить видеть красоту и своеобразие хохломской росписи;

    3. воспитывать интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства;

    Оборудование: хохломская посуда, рисунки с элементами хохломской росписи, хохломские узоры, пособие «Хохломская посуда», краски, кисти, тарелочки для росписи. гуашь, бумажные ложки для росписи, магнитофон, русская народная мелодия «Русские узоры-Золотая хохлома».

    Дидактические игры: «Найди хохломской узор».

    Ход занятия

    Воспитатель: Ребята давайте вспомним какое время года сегодня?

    Дети: Осень!

    Воспитатель: Какие стадии осени вы знаете?

    Дети: Ранняя, золотая, поздняя.

    Воспитатель: Какая сейчас у нас осень?

    Дети: Поздняя!

    Воспитатель: А почему, скажите?

    Дети: Осень поздняя, потому что уже с деревьев опали все листочки.

    Воспитатель: А что делают осенью птицы?

    Дети: Одни птицы улетают в тёплые края, а другие остаются зимовать.

    Дидактическая игра: «Назови птиц зимующих и перелётных» , Ход игры:воспитатель кидает мяч ребёнку и тот называет зимующую птицу или перелетную птицу.

    Воспиттель: Давайте вспомним зимующих и перелёных птиц.

    Воспитатель: Ой! Кто это стучится в дверь? Ребята, давайте посмотрим, может быть к нам кто-то пришёл?

    (воспитатель открывает дверь: около неё стоит корзинка)

    Воспитатель: Ой! Никого. Но что-то здесь стоит! Дети, как вы думаете, что это?

    Дети : Это корзина.

    Воспитатель: Наверное это не простая корзина.

    - Ребята, давайте посмотрим, что же в ней находится!

    (воспитатель с детьми подходят к столу и рассматривают корзину)

    Воспитатель: Дети, да здесь письмо! И посуда! Чтобы это значило? Давайте прочитаем письмо, и нам всё будет понятно.

    Письмо

    Здравствуйте ребята!

    Пишут вам мастера по росписи посуды из Хохломы. Мы очень любим свою работу. У нас много заказов и мы не всегда успеваем их выполнить. Поэтому мы решили обратиться к вам за помощью. Помогите, пожалуйста, расписать эти деревянные ложки .

    Заранее вам большое спасибо!

    Воспитатель: Ребята, поможем?

    Дети: (Да)

    Воспитатель: - Дети, прежде чем мы с вами будем расписывать посуду, послушайте историю о хохломе.

    История хохломской росписи:

    «Что же такое хохлома?» Хохлома – это крупное торговое село, в котором расписывали деревянную посуду. Со временем сами изделия, выполненные в технике росписи, характерной для этих мест, стали называть Хохломой.

    Как же начиналось хохломское искусство? Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой мужичек-умелец. Избу поставил. Посуду деревянную себе вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к нему птица Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это конечно сказка. А начало хохломской росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом и посуду стали золотить по такому способу».

    Элементы хохломской росписи:

    «Ребята, посмотрите внимательно, какие цвета используются в хохломской росписи?» Ответы детей: красный, черный, желтый, зеленый, золотой.

    «Какие узоры нарисованы на посуде?»

    Ответы детей: веточки, цветы, ягоды, рябина, земляника.

    «Все эти элементы хохломской росписи называются «травка». А иногда из-под кисти художника выходят такие цветы и травы, что ни в каком лесу их не встретишь. И самое удивительное – деревья, увешанные не яблоками и грушами, а тяжелыми кистями винограда. Нигде такого больше не увидишь.

    Воспитатель: Давайте мы пройдём на свои рабочие места.

    - Ребята, на что похож элемент «завиток»?

    Ответы детей.

    Воспитатель: - Дети, покажите, где травка, ягодки, завитки.

    Обратите внимание, ягодки круглые, чёрные с белой точечкой, красные - с чёрной точечкой. Хохломские расписывали не только посуду, но и мебель. .

    Я хочу посмотреть, как работают ваши пальчики. Вот мы сейчас покажем.

    «ОСЕНЬ»

    Ветер по лесу летал,                                        

    Ветер листики считал:(Плавные, волнообразные движения ладонями.)

    Вот дубовый

    Вот кленовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

    Вот рябиновый резной,

    Вот с березки — золотой,

    Вот последний лист с осинки

    Ветер бросил на тропинку. (Спокойно укладывают ладони на стол.)

     

     Воспитатель: Для каждого из вас есть своя бумажная ложка. Делаем главную линию на ложке. Закругляем вверх, потом вниз, вверх, вниз (показ на образце). А рядом листочки, ягодки, травка, завитки, (дети расписывают ложки)

    Физкультминутка:

    Много ль надо нам ребята,

    Для умелых наших рук,

    Кисти, краски и бумага,

    Карандаш и клей наш друг.

    Листики резные, бусинки цветные,

    Ягодки лесные, камушки речные.

    Станут украшением даже семена.

    Ручки поработают.

    Будет красота!

    Дети садятся за работу.

    Воспитатель: Молодцы! У вас получилась замечательная роспись! Хорошо вы поработали, потрудились. А главное, помогли сделать заказ вовремя.

    Давайте выложим свои ложки на один стол высыхать, а я у вас проверю запомнили ли вы хохломскую роспись.

    Итог: Дидактическая игра: «Найди хохломской узор».

    Показываю элементы росписи, дети отгадывают элементы росписи хохлома.

    Молодцы, ребята! Элементы хохломской росписи вы угадали правильно.

    Итог занятия Воспитатель: Ребята, давайте разложим свои ложки на стол и посмотрим какая красота получилась. Ребята, вам понравилось делать роспись ложки?

    Скачать:


    Предварительный просмотр:


    Конспект для старшей группы по художественно-эстетическому развитию «Золотистая посуда».

    Интеграция образовательных областей в соответствии со ФГОС: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.

    Цель: обобщить и закрепить знания детей о хохломе и её узорах.

     Задачи:

    1. учить технике росписи (рисование растительных форм  определённых цветовых сочетаний; учить выделять и рисовать элементы хохломского узора: травинки, усики, завитки, ягодки; учить правильно создавать узор.

    2. учить видеть красоту и своеобразие хохломской росписи;

    3. воспитывать интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства;

    Оборудование: хохломская посуда, рисунки с элементами хохломской росписи, хохломские узоры, пособие «Хохломская посуда», краски, кисти, тарелочки для росписи. гуашь, бумажные ложки для росписи, магнитофон, русская народная мелодия «Русские узоры-Золотая хохлома».

    Дидактические игры: «Найди хохломской узор».

    Ход занятия

    Воспитатель: Ребята давайте вспомним какое время года сегодня?

    Дети: Осень!

    Воспитатель: Какие стадии осени вы знаете?

    Дети: Ранняя, золотая, поздняя.

    Воспитатель: Какая сейчас у нас осень?

    Дети: Поздняя!

    Воспитатель: А почему, скажите?

    Дети: Осень поздняя, потому что уже с деревьев опали все листочки.

    Воспитатель: А что делают осенью птицы?

    Дети: Одни птицы улетают в тёплые края, а другие остаются зимовать.

    Дидактическая игра: «Назови птиц зимующих и перелётных» , Ход игры:воспитатель кидает мяч ребёнку и тот называет зимующую птицу или перелетную птицу.

    Воспиттель: Давайте вспомним зимующих и перелёных птиц.

    Воспитатель: Ой! Кто это стучится в дверь? Ребята, давайте посмотрим, может быть к нам кто-то пришёл?

    (воспитатель открывает дверь: около неё стоит корзинка)

    Воспитатель: Ой! Никого. Но что-то здесь стоит! Дети, как вы думаете, что это?

    Дети : Это корзина.

    Воспитатель: Наверное это не простая корзина.

    - Ребята, давайте посмотрим, что же в ней находится!

    (воспитатель с детьми подходят к столу и рассматривают корзину)

    Воспитатель: Дети, да здесь письмо! И посуда! Чтобы это значило? Давайте прочитаем письмо, и нам всё будет понятно.

    Письмо

    Здравствуйте ребята!

    Пишут вам мастера по росписи посуды из Хохломы. Мы очень любим свою работу. У нас много заказов и мы не всегда успеваем их выполнить. Поэтому мы решили обратиться к вам за помощью. Помогите, пожалуйста, расписать эти деревянные ложки .

    Заранее вам большое спасибо!

    Воспитатель: Ребята, поможем?

    Дети: (Да)

    Воспитатель: - Дети, прежде чем мы с вами будем расписывать посуду, послушайте историю о хохломе.

    История хохломской росписи:

    «Что же такое хохлома?» Хохлома – это крупное торговое село, в котором расписывали деревянную посуду. Со временем сами изделия, выполненные в технике росписи, характерной для этих мест, стали называть Хохломой.

    Как же начиналось хохломское искусство? Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой мужичек-умелец. Избу поставил. Посуду деревянную себе вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к нему птица Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это конечно сказка. А начало хохломской росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом и посуду стали золотить по такому способу».

    Элементы хохломской росписи:

    «Ребята, посмотрите внимательно, какие цвета используются в хохломской росписи?» Ответы детей: красный, черный, желтый, зеленый, золотой.

    «Какие узоры нарисованы на посуде?»

    Ответы детей: веточки, цветы, ягоды, рябина, земляника.

    «Все эти элементы хохломской росписи называются «травка». А иногда из-под кисти художника выходят такие цветы и травы, что ни в каком лесу их не встретишь. И самое удивительное – деревья, увешанные не яблоками и грушами, а тяжелыми кистями винограда. Нигде такого больше не увидишь.

    Воспитатель: Давайте мы пройдём на свои рабочие места.

    - Ребята, на что похож элемент «завиток»?

    Ответы детей.

    Воспитатель: - Дети, покажите, где травка, ягодки, завитки.

    Обратите внимание, ягодки круглые, чёрные с белой точечкой, красные - с чёрной точечкой. Хохломские расписывали не только посуду, но и мебель. .

    Я хочу посмотреть, как работают ваши пальчики. Вот мы сейчас покажем.

    «ОСЕНЬ»

    Ветер по лесу летал,                                        

    Ветер листики считал:(Плавные, волнообразные движения ладонями.)

    Вот дубовый

    Вот кленовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

    Вот рябиновый резной,

    Вот с березки — золотой,

    Вот последний лист с осинки

    Ветер бросил на тропинку. (Спокойно укладывают ладони на стол.)

     Воспитатель: Для каждого из вас есть своя бумажная ложка. Делаем главную линию на ложке. Закругляем вверх, потом вниз, вверх, вниз (показ на образце). А рядом листочки, ягодки, травка, завитки, (дети расписывают ложки)

    Физкультминутка:

    Много ль надо нам ребята,

    Для умелых наших рук,

    Кисти, краски и бумага,

    Карандаш и клей наш друг.

    Листики резные, бусинки цветные,

    Ягодки лесные, камушки речные.

    Станут украшением даже семена.

    Ручки поработают.

    Будет красота!

    Дети садятся за работу.

    Воспитатель: Молодцы! У вас получилась замечательная роспись! Хорошо вы поработали, потрудились. А главное, помогли сделать заказ вовремя.

    Давайте выложим свои ложки на один стол высыхать, а я у вас проверю запомнили ли вы хохломскую роспись.

    Итог: Дидактическая игра: «Найди хохломской узор».

    Показываю элементы росписи, дети отгадывают элементы росписи хохлома.

    Молодцы, ребята! Элементы хохломской росписи вы угадали правильно.

    Итог занятия Воспитатель: Ребята, давайте разложим свои ложки на стол и посмотрим какая красота получилась. Ребята, вам понравилось делать роспись ложки?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД в старшей группе по теме: «Талисманы зимних Олимпийских игр» (интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Здоровье»)

    Данный конспект НОД знакомит детей с талисманами зимних Олимпийских игр. К конспекту предложена презентация и  задание «Найди пару»....

    Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО

    Как построить интеграцию образовательных областей в ДОУ в соответствии с ФГОС, как запланировать данную работу? В помощь педагогам создана данная презентация...

    Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» (музыка) с интеграцией образовательных областей. На тему: «Русский сарафан в музыке и живописи" (старшая группа)

    «Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественно старайтесьзнакомить их с этим через родные и национальные явления».В. Г.БелинскийСейчас очень актуальна про...

    Организация в образовательном пространстве ДОО модели художественно - эстетического образования детей на основе интеграции образовательных областей

    Организация в образовательном пространстве ДОО модели художественно - эстетического образования детей на основе интеграции образовательных областей...

    Уровни развития детей по пяти образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО за 2014-2015, 2015-2016 учебные года.

      В диагностике приняли участие 17 детей. Наблюдается значительная высокая динамика, что объясняется своевременно осуществленным коррекционным сопровождением, взаимодействием со специалист...

    Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми 3-4 лет с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО на тему: «В гостях у ежика»

    Цель: уточнение и расширение представления детей о ежике, его жилище;Задачи: воспитание наблюдательности и любознательности; обогащение представлений детей об окружающем мире: формирование первичных ц...