Главные вкладки

    Статья: «Управление индивидуальным поведением сотрудников. Повышение эффективности работы в творческих группах»
    статья на тему

    Калинберг Светлана Николаевна

     Исследование проблемы повышения эффективности работы в творческих группах.

    Актуальность проблемы.

      На  современном этапе для реализации основной образовательной программы педагогический коллектив учреждения переходит на новые формы организации работы.

      Одной из новых форм организации воспитательной работы является проектная деятельность. Для планирования, разработки и внедрения в образовательный процесс при работе с детьми дошкольного возраста создаются творческие (тематические) проекты.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_sotsiometricheskiy_podhod_k_rabote_s_kadrami.doc58 КБ

    Предварительный просмотр:

            

    Статья:  «Управление индивидуальным

                поведением сотрудников.

     Повышение эффективности работы в творческих группах»

                                                         

                                                                     Выполнила:

                                                                    Калинберг Светлана Николаевна

                                                         

     Исследование проблемы повышения эффективности работы в творческих группах.

    Актуальность проблемы.

      На  современном этапе для реализации основной образовательной программы педагогический коллектив учреждения переходит на новые формы организации работы.

      Одной из новых форм организации воспитательной работы является проектная деятельность. Для планирования, разработки и внедрения в образовательный процесс при работе с детьми дошкольного возраста создаются творческие (тематические) проекты.

      Для создания проектов формируются проектные (творческие группы), в которые входят 3-5 педагогов.

      В нашем учреждении эти малые группы создавались стихийно, без учёта психологических особенностей сотрудников. Названы темы проектов, назначены руководители проектов – понравилась тема, руководитель – записались в группу.

      Тип личности сотрудников остаётся без внимания и часто получается так, что в этих группах возникают конфликтные ситуации, кто-то «тянет одеяло на себя», кто-то отсиживается, не прилагая никаких усилий к достижению результата. Бывает, что проект разрабатывается одним сотрудником, который от идеи до разработки проекта выполняет всё сам.

     Встречаются случаи, когда в творческой группе выдвигается много идей, которые остаются не разработанными.

      Я считаю, что при работе в малых группах, необходимо учитывать тип личности каждого сотрудника и по этому принципу  стоит объединять людей в малые группы.

     Личность – понятие, отражающее общие и уникальные характеристики (внутренние и внешние) человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления, поведения и могут быть использованы для самопознания, сопоставления, воздействия, понимания отдельных людей в их взаимодействии.

    Цель управления личностью:

     Повышение эффективности организационной деятельности, которая ведёт к достижению поставленной менеджером задачи.

    Моя цель: повышение эффективности работы в творческих группах.

     Тип личности – набор у индивида определённых характеристик, совокупность которых позволяет отнести его к определённому типу. По Айзеку типы деловых партнёров:

    Индикаторы (показатели):

    -Речь (вербальные характеристики)

    -Язык тела (невербальные характеристики)

    -Жизненные позиции (установки)

    -Имидж

      В дошкольном учреждении попросила педагогов пройти тест Айзенка.  Тест прошли 15 сотрудников. Они с готовностью отозвались на мою просьбу. 4 человека проявили повышенный интерес и попросили подробно рассказать им о результатах тестирования. Один педагог в категоричной,  резкой форме отказался.

    С этим сотрудником мы проработали 10 лет

    По наблюдениям: сотрудник относится к типу личности – люди агрессоры.

     Показатели этого:

    1 показатель – речь.  Разговаривает всегда громко в формальной и неформальной обстановке. Речь эмоциональная, отсутствует логический смысл в рассуждениях. Сотрудники при общении с ней теряются, им кажется, что они в чём-то виноваты.  Диалог -  на повышенных тонах, остальными сотрудниками воспринимается как упрёк в их адрес. На просьбу говорить спокойно всегда один ответ - «я так всегда разговариваю».

      Одни сотрудники – переживают, им кажется, что они виноваты, при этом не могут понять, что они сделали не так. Переживают, анализируют свои действия.

    Проанализировав результаты тестов, поняла, что это  люди круги и прямоугольники. Они не могут отстоять свою точку зрения, в результате такого общения люди находятся в постоянном стрессе.

      Другие сотрудники – не позволяют вести общение в таком тоне, возникают постоянные споры и конфликтные ситуации. Отстоять свою точку зрения у них не получается, отсюда также возникают конфликтные ситуации. Это  -треугольники и квадраты.

    Если столкнулись люди зигзаги между собой,  то их громкая речь, слышна по всему учреждению

    2. Показатель – язык тела. Нарушение пространства, где бы не находилась,  занимает много места. Сотрудники стараются садиться подальше от неё. Свою речь сопровождает толчками, хлопками собеседника по плечу, спине.

    3.Жизненная позиция.  

    -«есть я и я неправильный»

     Одновременно берётся за несколько дел, но никогда не доводит до конечного результата. В своих неудачах всегда находит оправдание в обстоятельствах или считает виновными своих коллег.

    4.Имидж – одежда всегда яркая, порой даже не подходящая возрасту и статусу. Большое количество  драгоценностей разных стилей. Любая новая вещь будет прокомментирована: в каком магазине приобретена (обязательно известный бренд) и стоимость покупки.

     Человек постоянно оспаривает явные вещи и  очень тяжело принимает компромиссные решения.

       

    Провела эксперимент. В течение  недели не дала ни одного однозначного ответа. «Да» - «Нет» в диалоге не употребляла. Старалась не противоречить.

    При беседе и в совместной работе использовала следующие обороты:

    -мне бы хотелась так думать»

    -«что бы Вы мне порекомендовали в данной ситуации»

    -обращалась с просьбой помочь мне составить документ

    -уходила от  личности, делала переход к теме и проблеме.

      Конфликтных ситуаций возникало намного меньше.

     Пример: воспитатель с высшим образованием, стаж работы 26 лет – по типу личности квадрат и треугольник.  При этом преобладают показатели типа личности человек – демонстратор. По результатам мониторинга освоения детьми её группы общеобразовательной программы по всем видам интегративных качеств (любознательность, активность, способность решать личностные задачи, овладение основными умениями и навыками) показывают стабильно высокие результаты. При выходе из дошкольного учреждения -  89% детей её группы имеют высокий уровень освоения программы по вышеперечисленным критериям. При мониторинге личностных качеств (эмоциональная отзывчивость, овладение средствами взаимодействия) высокий результат у 62%, средний – 38%.

     Педагог – по типу личности - человек личного успеха, всё направлено на планирование во всём, всё в работе построено  на алгоритмических действиях. Поставила цель и достигает её. Выполняет определённый объём работы, а затем «стоп-кадр». Всё, что она делает должно соответствовать инструкциям ( в должностной инструкции написано, по охране труда сказали, а в САНПиНе  требуют…). На самом деле для человека самое  главное – безопасность во всём. В творческой группе прекрасно подойдёт на роль руководителя проектом.

       По результатам тестирования выявлены следующие типы личности:

    Типы  личности

    Демонстратор

    Человек-компьютер

    Неуверенный

    (круг)

    Неуверенный

    (прямоугольник)

    Агрессор

    3 чел.-20,2%

    2 чел.-13,3%

    4 чел.-26,6%

    2 чел.-13,3 %

    4 чел. – 26,6 %

    Люди могут быть с чистым и смешанным типом личности. С чистым типом личности – 30% людей, со смешанным – 70%.  Из 15 протестированных сотрудников  - 27 % сотрудников с чистым типом личности.  Индикаторы: речь, язык тела, жизненные позиции, имидж –  точно характеризует этих людей. 73% - это люди со смешанным типом личности.

     Комбинация треугольник и квадрат встречается у 3 человек. Эти люди могут стать руководителями творческих групп. Одна сотрудница, с таким набором показателей, второй год возглавляет творческую группу. Предлагает идеи проекта, проектирует, чётко выстраивает алгоритм действий. При попытке внести изменения в проект обижается, пропадает желание что-либо делать. Если дело успешно завершено и слышит в свой адрес похвалу, готова работать с новыми силами. В её группу входят 2 человека с таким же типом личности. Конфликты, споры, постоянные разногласия. Теряют время на выяснение отношений и поиски своей правоты. Я считаю, что состав группы можно попробовать поменять. Включить в состав группы сотрудников неуверенных (кругов). На практике «круги» действительно люди не конфликтные, готовы помочь в любой ситуации (в профессиональных и личных делах). Одна из сотрудниц  подходит под данный тип личности. Готова выступать миротворцем во всех конфликтных ситуациях. Про неё можно сказать помощь людям – философия по жизни. Вторая фигура, выбранная ей прямоугольник.  Её имидж характерен этому типу личности.

      В эту группу можно включить и человека прямоугольника. Любой творческой группе необходимо иметь исполнителя. Прямоугольники – неуверенные люди, требуют внешний контроль.  Задача руководителя  такому сотруднику поручить выполнение конкретного задания  и  попросить его попробовать выполнить (оформление, подбор дидактического материала). Не получится, сделаем вместе.

     Нельзя в группу включать человека агрессора и демонстратора. В одной из творческих групп 2 сотрудника работают с такими типами личности. Конфликты, не понимание друг друга. Одна добивается от создания проекта личных достижений, каждый этап своей работы преподносит, как «мировое» достижение. Пользуется консультацией и помощью опытных педагогов (отработала в профессии 9 месяцев), но при этом всем даёт советы. Сотрудник – зигзаг (стаж работы 22 года), пытается объяснить, что все идеи проекта принадлежат ей, не принимает ни одного предложения. Пытается делать всё сама, но довести проект до конечного результата не может, обвиняя при этом членов своей группы. Агрессора можно объединить в группу, где есть сотрудник с неуверенным типом личности, лучше с кругом. Совместимы в группе люди круги и треугольники. А вот человека  с типом личности квадрат и круг объединять не стоит.

     

    Выводы.

      Психологическая совместимость в группах влияет на успешность совместной деятельности, на удовлетворённость процессом и результатами их работы.

     По результатам тестирования, я считаю, что в учреждении есть люди с сильным творческим потенциалом.  Учитывая тип личности сотрудников при создании групп,  будет проще  управлять организацией работы педагогов в этих группах. Одновременно с этим появиться возможность регулировать характер отношений между сотрудниками. А это в свою очередь будет влиять на успешность их  совместной деятельности и каждого индивида в целом. В этом случае каждый сотрудник будет чувствовать себя более уверенным и нужным в коллективе. Тогда благодарность  в свой адрес получат  люди, которые привыкли находиться в тени за инициативными сотрудниками. Так как  в целом коллектив у нас возрастной, типы личности уже сформированы, и личность  сотрудников корректировать  мы уже не можем. Поэтому необходимо изучить организационное поведение сотрудников и создать новые творческие группы. Считаю, что сотрудники не будут против такого подхода, так как  люди  с большим интересом отнеслись к проведённому тестированию.

     Этот вывод подтверждает проведённая с сотрудниками социометрия.

     Тем же 15 сотрудникам  был задан вопрос

    1.«Согласны ли Вы работать в творческих группах, которые будут сформированы с учётом типа личности каждого сотрудника».

    Ответы: «Да» « Нет» « Не знаю»

    Да

    Нет

    Не знаю

    12

    1

    2

      Следовательно, будем проверять полученные выводы на практике путём экспериментальных исследований.

     Не может быть двух людей, абсолютно похожих друг на друга. Понятие личности раскрывается отчасти путём подчёркивания характерных черт, отличающих индивида. В основе подбора участников групп лежат как принципы совместимости, так и принципы взаимного дополнения.  Выделяют 3 группы совместимости:

    -психофизиологические  (необходимо учитывать темперамент). Пример: холерик и флегматик будут выполнять задание в разном темпе, что может повлечь за собой в работе и напряжённость в отношениях;

    -психологическая уравновешенность – предполагает совместимость характеров, мотивов, типов поведения;

    -Социально-психологический уровень совместимости основан на согласованности социальных ролей, установок, интересов. Двум субъектам, которые стремятся к доминированию, сложно организовать совместную деятельность. Совместимости будет способствовать ориентация одного из них на подчинение. Вспыльчивому, импульсивному человеку больше подойдёт в качестве напарника спокойный и уравновешенный сотрудник.

     Таким образом, изучив типы  личности своих сотрудников можно повлиять на характер межличностных отношений, на отношения к совместной деятельности, удовлетворенности результатами работы.

     Я понимаю, что в управлении организационным поведением сотрудников  нельзя ориентироваться только на тесты Айзенка.  В реальной жизни реакции людей не постоянны и чаще всего зависят от обстоятельств, с которыми человек сталкивается в определённый момент времени.  Но учитывать показатели типов личности сотрудников необходимо.

     Для управления поведением сотрудников и создания условий для повышения эффективности работы в творческих группах  необходимо проанализировать темперамент и изучить модель взрослого и невзрослого возраста сотрудников.

    Всё это позволит создать оптимальные условия для работы в малых группах.

       В дошкольных учреждениях сотрудники на группах работают в парах. Главное создать не только оптимальные условия для работы в творческих группах, но и подбирать партнёров согласно всем перечисленным характеристикам.  

    Думаю, что социометрические исследования могут в этом помочь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья: «Управление индивидуальным поведением сотрудников. Повышение эффективности работы в творческих группах»

    Исследование проблемы повышения эффективности работы в творческих группах.Актуальность проблемы.  На  современном этапе для реализации основной образовательной программы педагогический...

    Статья: «Управление индивидуальным поведением сотрудников. Повышение эффективности работы в творческих группах»

    Исследование проблемы повышения эффективности работы в творческих группах.Актуальность проблемы.  На  современном этапе для реализации основной образовательной программы педагогический...

    Статья: «Управление индивидуальным поведением сотрудников. Повышение эффективности работы в творческих группах»

    Исследование проблемы повышения эффективности работы в творческих группах.Актуальность проблемы.  На  современном этапе для реализации основной образовательной программы педагогический...

    Развитие детей раннего возраста - посредством восприятия сенсорных эталонов и приобщения к народной культуре (фольклор), с помощью кукол (вязаные, набивные, русские народные)» (представление опыта работы в творческой группе)

    Развитие детей раннего возраста - посредством восприятия сенсорных эталонов и приобщения к народной культуре (фольклор), с помощью кукол (вязаные, набивные, русские народные)»(представление  опыт...

    Работа в творческой группе по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на базе МДОУ «Детский сад «Родничок» на 2018-2019 учебный год

    Работа в творческой группе по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на базе МДОУ «Детский сад «Родничок» на 2018-2019 учебный год...