Положение о смотре – конкурсе «Организация исследовательской деятельности детей по ознакомлению с растительным миром в весенне-летний период»
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Москвина Надежда Васильевна

Данный материал содержит информацмю о смотре-конкурсе исследовательской деятельности детей по ознакомлению с растительным миром в весенне-летний период. Имеется приложение, где представлено  примерное содержание  исследовательской деятельности детей по ознакомлению с растительным миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie_ogorod_na_okne_15.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                        Утверждаю:

                                                                                                        Заведующая МБДОУ

        ________________

                                                                                                       «____»_________________2015г

Положение

о смотре – конкурсе

«Организация исследовательской деятельности детей по ознакомлению с растительным миром в весенне-летний период»

Цель: Развивать исследовательскую деятельность детей, формируя представления о работах, проводимых в весенний период в саду и огороде.

Задачи смотра:

1 Воспитание у детей желания участвовать в совместной трудовой и исследовательской деятельности.

2. Формирование у детей ответственности за выполнение трудовых поручений, подводя к оценке результата своей работы при совместной деятельности взрослого и детей.

3. Развитие умения доводить начатое дело до конца.

 

Показатели смотра – конкурса

показатель

балл

1.

Разнообразие посадочного материала    -   согласно возраста детей.

До 5

баллов

2.

Эстетика оформления, охрана труда, безопасность

до  5 баллов

3.

Творческий замысел, оригинальность.

До  5 баллов

4.

Совместная деятельность педагога с детьми, -             активность детей.

До  5 баллов

5.

Исследовательская деятельность

до  5 баллов

6.

Доступность

до  5 баллов

7.

Показ результата своего труда детьми    

до 5

баллов

8.

Участие родителей в организации и проведения смотра-конкурса.

до  5 баллов

Сроки проведения конкурса:

I этап – с 13.04.2015г. по 25.05.2015г.

 - выращивание посадочного материала;

 - высаживание саженцев на огород.

II этап – с 26.05.2015 г. по 25.09.2015г.

 - наблюдение и уход за растениями;

 - сбор урожая.

Подведение итогов

Победители  награждаются грамотой и денежной премией:

1 место -         рублей

2 место-         рублей

3 место  -     рублей

     Группы, не занявшие призовые места, получают сертификат                         участника и денежную премию по        рублей.

    Награждение проводится по этапам (денежную премию получает каждый педагог):

I этап

1 место -        рублей

2 место-         рублей

3 место  -          рублей

    Группы, не занявшие призовые места, получают сертификат                         участника и денежную премию по      рублей.

II этап

1 место -     рублей

2 место-      рублей

3 место  -     рублей

   Группы, не занявшие призовые места, получают сертификат                         участника и денежную премию по      рублей.

Состав комиссии:

Заведующая МБДОУ.

Старший воспитатель МБДОУ.

Воспитатель подготовительной группы.

Воспитатель старшей группы.

Воспитатель средней группы.

Воспитатель 2 младшей группы.

Воспитатель 1 младшей группы.

Музыкальный руководитель

Критерии оценки  смотра – конкурса

«Организация исследовательской деятельности детей по ознакомлению с растительным миром в весенне-летний период»

 

критерии

1 мл. гр.

2мл.гр

сред.гр

стар.гр.

подгот. гр.

разновозр.

Разнообразие посадочного материала согласно   возраста  детей.

Эстетика оформления, охрана труда.

Творческий замысел, оригинальность

Совместная деятельность педагога с детьми, активность детей.

Исследовательская

деятельность

Показ результата своего труда детьми.

Участие родителей в организации и проведения смотра-конкурса

Приложение

Примерное содержание  исследовательской деятельности детей по ознакомлению с растительным миром в весенне-летний период.

Первая  младшая группа (от 2 до 3 лет)

    Ознакомление с природой нужно начинать с ближайшего окружения. Для этого следует создать необходимые условия в групповой комнате и на участке детского сада (с помощью игрушек и картинок).

    В уголке природы поместите овощи и фрукты, которые произрастают в вашей местности. Учите различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.). Для закрепления знаний нужно внимательно рассмотреть с детьми овощи и фрукты; предложить взять их в руки, потрогать, понюхать и попробовать кусочек на вкус.

    Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.

Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения, не нанося им вред). В уголке природы рекомендуется иметь комнатные растения 4-5 видов, по 2-3 экземпляра на выбор педагога: бальзамин, фикус, хлорофитум, кливия, бегония; календарь погоды, наглядный иллюстрированный материал; материал для проведения элементарных опытов (песок, формочки), материал для развития трудовых навыков (лейки для полива комнатных растений)

Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.

в весенний период необходимо организовать наблюдения за подготовкой почвы к посадке овощных и цветочных культур. Привлекайте  детей к выполнению несложных поручений: попросите подержать семена, подать лопатку и т.д. Чаще привлекайте детей к выполнению индивидуальных поручений. В процессе  ухода за растениями поясняйте свои действия, покажите, как надо поливать цветы, рыхлить землю, вытирать листья и т.д. Обязательно объясняйте детям, для чего это надо делать.

Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.

Осень. Обращать внимание детей на осенние изменения в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.

Подведите детей к пониманию того, что все живые объекты отличаются от неживых тем, что нуждаются в солнце, воздухе и воде.

Вторая  младшая группа (от 3 до 4 лет)

    Следует формировать у детей умение различать по внешнему виду и вкусу некоторые овощи (огурец, помидор, морковь, репа, капуста) и фрукты (яблоко, груша, персики и др.), (с учетом местных условий).

    В уголке природы продолжайте знакомить детей с комнатными растениями (фикус, примула, бегония, герань коралловая, бальзамин, колеус), учите ухаживать за ними, видеть сезонные изменения. Научите называть их части (стебель, лист, цветок).  Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух. Продолжайте знакомить детей с растениями, растущими в вашей местности.

     В уголке природы рекомендуется иметь овощи и фрукты, осенние листья для букетов, срезанные ветки деревьев и кустарников в воде; календарь погоды, наглядный иллюстрированный материал; книги с иллюстрациями, альбомы по временам года; дидактические игры; материалы для проведения элементарных опытов (песок, сосуд с водой, формочки); материал для развития трудовых навыков: природный и бросовый материал для ручного труда – шишки, веточки, желуди, флакончики и др.

     Учим отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.

     Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полить, оно может засохнуть и т. п.).

     Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Весна. В конце зимы малыши могут посадить лук. Каждый ребенок сажает свою луковицу в ящик с землей. Воспитатель показывает и рассказывает всю последовательность посадки лука. Дети под руководством педагога следят за ростом зеленого лука, осторожно поливают его и срезают выросшие зеленые листья. Ранней весной можно провести посев крупных семян бобов и фасоли.

    Продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла трава, распустились листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки.

    Расширять представления детей о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко — потеплело — появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную.

    Показать, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на грядки. Предложить детям взять в руки семена и внимательно их рассмотреть. Обратить внимание на то, что у луковицы есть верхушка, корешки (у гороха есть ростки). Покажите, как правильно нужно сажать луковицу (горох) в землю.

Лето. Расширять представления о летних изменениях в природе:

жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются, летают бабочки, появляются птенцы в гнездах.

   Дать элементарные знания о садовых и огородных растениях.   Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды.

Осень. Учить замечать изменения в природе: становится холоднее,

идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края.

   Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи и фрукты и называть их.

    В осенний период предложить детям собрать листья в кучу, собрать крупные семена растений, выдернуть морковь.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

    У детей пятого года жизни следует поддерживать интерес к явлениям природы, формировать умение взаимодействовать с окружающим миром. Детей учат делать элементарные выводы, делиться с полученными впечатлениями от общения с природой, выражать отношение к миру природы в рассказах и продуктивной деятельности.

    Детям этого возраста уже можно дать начальное представление о приспособленности растений к среде обитания; закреплять знания разнообразности растительного мира (деревья, кусты, травы); показать, что растения питаются через корень; дать представления о том, что одним из необходимых условий ухода за растениями является рыхление. Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.).

       В уголке природы средней группы рекомендуется иметь  комнатные растения (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними; календари погоды и природы; наглядный иллюстрированный материал; альбомы; дидактические игры; материал для проведения элементарных опытов; материал для развития трудовых навыков; инвентарь; ящики и стаканчики для посадки рассады.

Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).

   Учить детей замечать изменения в природе.

Сезонные наблюдения

Весна. Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.

Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.

    В конце апреля предложите детям посеять семена гороха, а в начале мая – посадить лук (дети делают лунки и кладут семена). Дети совместно с воспитателем  могут выполнять несложные действия в огороде и на цветнике (посев семян, поливка). Необходимо показать детям, как нужно аккуратно рыхлить землю, чтобы не повредить корневую систему растений. Необходимо учить детей планировать свои трудовые действия.

Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в при-

роде: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.

    В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины.

   Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды.

 Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.

Закрепляйте умение детей устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Обратите внимание на появившиеся семена растений, объясните. Что из них появляются новые растения, переносчиками этих семян являются птицы и животные, а в садовых условиях семена высаживают люди. Привлекайте детей  к участию в сборе семян растений.

    В процессе проведения элементарных опытов подведите детей к пониманию того, что для роста растений необходимы свет, воздух и тепло; покажите как комнатные растения могут поворачиваться к свету. Можно провести наблюдение за растением, на которое падает больше света, чем ему нужно (в этом случае растение приобретет светлую окраску), Подведите детей к пониманию того, что недостаток света так же плохо влияет на рост растений.

Старшая группа  (от 5 до 6 лет)

     Детей старшей группы учат вести календарь природы. Где они должны ежедневно отмечать состояние погоды. Делать зарисовки растений, за которыми ведут наблюдение.

Продолжайте знакомить детей с комнатными растениями, учите правильно за ними ухаживать; описывать комнатные растения, выделяя характерные признаки и сравнивая растения между собой. Покажите способы вегетативного размножения растений.

    Расширяйте  и уточняйте представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность. Учите детей взаимодействовать с природой, формируйте представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Учите укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.

    Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад».

    В уголке природы детей старшей группы рекомендуется иметь: растения (фикус, примула, бегония, герань, кливия, традесканция, драцена, колеус, плющ, ), овощи и фрукты (помидор, огурец, лук, картофель, свекла,  морковь, репа, капуста, болгарский перец; яблоко, груша, слива); срезанные ветки деревьев и кустарников поставленные в воду; календарь погоды; наглядный иллюстрированный материал; книги; дидактические игры; альбомы, рисунки и поделки детей; материал для проведения элементарных опытов; материал для развития трудовых навыков; инвентарь.

Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, народные приметы.

Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).

Показать взаимодействие живой и неживой природы.

Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

Сезонные наблюдения

Весна. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях

в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени.

     Учите видеть изменения, происходящие в жизни комнатных растений. Покажите некоторые способы вегетативного размножения комнатных растений (черенками, листьями, усами). На огороде и в цветнике учите детей отличать сорняки от садовых и культурных растений. На участке детского сада дети могут вместе с воспитателем перекопать землю для грядок и цветочных клумб; посеять семена, высадить рассаду; летом – поливать, полоть, рыхлить растения; осенью – собирать урожай.

   В это время можно провести опыты и показать детям, что растения дышат, растут, цветут и т.д.

Лето. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей).

Осень. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. Необходимо закреплять знания детей о характерных свойствах овощей и фруктов, о семенах растений. Особый интерес у детей вызывает сбор овощей и фруктов.

Подготовительная  к школе группа (от 6 до 7 лет)

    Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.

Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений.    Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды.  Дети могут самостоятельно определять, какие растения нужно поливать, какие рыхлить; знают особенности растений – каким растениям нужен яркий свет, тень, влага. В процессе  ухода за растениями можно проследить «цикл жизни» растений.

     Детей знакомят с лекарственными растениями (подорожник, крапива и др.). В уголке природы (см. ст.гр) подготовительной группы  добавляются экзотические фрукты.

Развивать интерес к родному краю. Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих и др.).

Учить обобщать и систематизировать представления о временах года.

     Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь.

     Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности.

Объяснить детям, что в природе все взаимосвязано.

     Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).

     Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.

      Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кустов и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).

Оформлять альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.

     Для проведения опытов в детском саду можно создать зеленую лабораторию, где дети будут познавать окружающий мир в процессе опытнической  и трудовой деятельности. Эксперименты должны быть доступными детям, не требующими сложного оборудования и совершенно безопасными. Предоставляйте детям возможность размышлять и делать самостоятельные выводы. Поставьте в групповой комнате срезанные ветки деревьев и понаблюдайте, какие ветки распустятся быстрее. Учите детей фиксировать свои наблюдения в рисунках и схематично. Предложите на протяжении нескольких дней зарисовать растения. Учите детей видеть происходящие вокруг изменения. Во время проведения опыта ребенок должен делать для себя какие-то открытия, аргументировать свои действия, даже если он в чем-то ошибается.

Сезонные наблюдения

Весна. Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи).

     Познакомить с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится — в тени или на солнце).

Наблюдать, как высаживают, обрезают деревья и кустарники.

Учить замечать изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.); пересаживать комнатные растения, в том числе способом черенкования.

Учить детей выращивать цветы (тюльпаны) к Международному женскому дню.

Знакомить детей с народными приметами: «Длинные сосульки — к долгой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое» и т. п.

Лето. Уточнять представления детей об изменениях, происходящих

в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга).

    Объяснить, что летом наиболее благоприятные условия для роста  растений: растут, цветут и плодоносят.

    Знакомить с народными приметами: «Радуга от дождя стоит долго — к ненастью, скоро исчезнет — к ясной погоде», «Вечером комары летают густым роем — быть теплу»,   «Появились опята — лето кончилось».

    Рассказать о том, что 22 июня — день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль).

    Знакомить с трудом людей на полях, в садах и огородах. Воспитывать желание помогать взрослым.

Осень. Закреплять знания детей о том, что сентябрь первый осенний месяц. Учить замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).

    Показать обрезку кустарников, рассказать, для чего это делают.

    Привлекать к высаживанию садовых растений (настурция, астры) в горшки.

Учить собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. (семинар - практикум)

В презентации семинара - практикума "Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста" раскрываются такие понятия, как: 1) экспериментирование, 2) проектная деятельность,...

Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

М\одифицированная программа кружка "Маленькие волшебники" (занимательные опыты) направлена на организацию исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, в том числе и на экологиче...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РАСТИТЕЛЬНЫМ МИРОМ В ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать традиционно рассматриваются как важнейшие черты...

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...

Семинар «Организация исследовательской деятельности детей при реализации программы «STEM-образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста»

C данной презентацией я выступала на методическом семинаре для воспитателей ДОУ Октябрьского района.Цель: исследовательской деятельности - создание условий для формирования реальных представлений...

Презентация "Организация экспериментальной деятельности дошкольников при ознакомлении с окружающим миром"

Цель: развитие у детей познавательной способностей(анализ, классификация, сравнение, обобщение)...