«Информационно- коммуникационные технологии в системе работы ДОУ»
консультация на тему

Куркина Лариса Михайловна

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. Данный доклад был представлен на педагогоическом совете по теме: "Профессиональная компетентность педагога ДОО" по вопрсу " ИКТ- компетентность как составляющая и обязательная часть профессиональной компетентности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc49 КБ
Файл prezentatsiya.pptx860.33 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение

 

«Информационно- коммуникационные

технологии в системе работы ДОУ»

Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение инноваций в учебно-воспитательный процесс ДОУ что сказывается на повышении эффективности его деятельности. В образовательной практике для создания благоприятных условий развития детей важны не только содержание, но и технологии обучения и воспитания. Одним из таких инновационных ресурсов являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые способствуют обеспечению доступности, вариативности обучения, повышению активности и мобильности дошкольников

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Обратимся к профессиональному стандарту педагога (слайд3)

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) (слайд4) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение(слайд5). Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Выделим три направления в использовании информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ(слайд6-7)

1)использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми

2) использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ с родителями

3) использование ИКТ в  процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами

Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе с детьми?(слайд 8)

  1. Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов
  2. Подбор дополнительного познавательного материала.
  3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
  4. Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволит не писать их каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить изменения.
  5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми                Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники.(слайд9) 

Это прежде всего:

  • преобразование предметно-развивающей среды,
  • создание новых средств  для развития детей,
  • использование новой наглядности.

Рассмотрим несколько  направлений использования ИКТ, которые доступны для работы с дошкольниками(слайд 10)

1. Использование глобальной сети Интернет

Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета.  Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции становятся составной частью современного образования

Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач:

Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании. Подбор дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий

Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы). Подбор иллюстративного материала к НОД и для оформления стендов, альбомов, группы, кабинетов , создания дидактических игр.

В-третьих, Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья

2.  Использование мультимедийных презентаций.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

К созданию презентаций, особенно для занятий, мероприятий и праздников, можно привлекать родителей и детей. Их приобщение к поиску нужного материала с охотой принесут из дома картинки на заданные темы, создаёт атмосферу сотрудничества, взаимосвязи педагога, родителей и детей.

3. Видеофрагменты, интерактивные схемы и модели

Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как смена времен года, круговорот воды и пр.

4. Использование развивающих компьютерных программ.

Игры для развития памяти, воображения, мышления ,простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

Можно отметить преимущества использования ИКТ перед традиционными средствами обучения (слайд 11) 

1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;

  1. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
  1. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная; Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);

6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

ИКТ могут быть использованы на любом этапе совместной организованной деятельности (слайд12)

  1. В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
  2. Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
  3. Как информационно-обучающее пособие
  4. Для контроля усвоения материала детьми.

Особое место при использовании ИКТ занимает работа с родителями (слайд 13)

1. Возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

2. Обеспечение индивидуального подхода

3. Оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;

4. Обеспечивает диалог (электронная почта, форум);

5. Использование ИКТ при проведении родительских собраний.

                В тоже время при внедрении ИКТ в воспитательно-образовательный процесс педагоги могут столкнуться со следующими проблемами:

  • не каждый педагог обладает квалификацией для работы с компьютером,
  • недостаточная оснащенность дошкольных учреждений,

Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании способствует повышению качества образовательного и воспитательного процесса. Дошкольники получают современные знания, педагоги имеют возможность накапливать материал, профессионально общаться в сети Интернета, делиться своим опытом, повышать самообразование, использовать работу сайта группы для взаимодействия работы с родителями.(слайд 14)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Информационно-коммуникационные технологии в системе работы ДОУ Куркина Лариса Михайловна воспитатель

Слайд 2

З А Ч Е М ? П О Ч Е М У ? Ч Т О ?

Слайд 3

Профессиональный стандарт педагога Профессиональная ИКТ-компетентность : квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо. 4.5. Часть пятая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования Педагог дошкольного образования должен : 11 . Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Слайд 4

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Слайд 5

Средства информационно-коммуникативных технологий : информации в электронном формате: текст, видео, аудио, анимация, изображение информационных носителей : DVD , CD , флэш-памяти мультимедиа : игровые компьютерные программы, презентации и др . аудиовизуального оборудования : компьютера, ноутбука, ЖК-телевизора, проектора, интерактивной доски….

Слайд 6

Направления использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ Использование ИКТ при организации воспитательно -образовательного процесса с детьми Использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами Использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ с родителями

Слайд 7

ДЕТИ ПЕДАГОГИ РОДИТЕЛИ ИКТ Повышение социального статуса Профессиональное общение Повышение познавательной мотивации Рост достижений Рост достижений интернет ЭОР Сайт группы Сайт ДОУ

Слайд 8

1.Использование ИКТ при организации воспитательно -образовательного процесса с детьми 1 . Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов 2 . Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий. 3 . Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья. 4 . Оформление групповой документации, отчетов. 5. Создание мультимедийных презентаций в программе для повышения эффективности образовательных занятий с детьми

Слайд 9

Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники . Это прежде всего: -преобразование предметно-развивающей среды, -создание новых средств для развития детей, -использование новой наглядности.

Слайд 10

Направления использования ИКТ , которые доступны для работы с дошкольниками Использование глобальной сети Интернет Использование мультимедийных презентаций Видеофрагменты , интерактивные схемы и модели Использование развивающих компьютерных программ .

Слайд 11

ИКТ позволяет расширить возможности традиционного воспитания и обучения: - ИКТ даёт возможность моделировать различные ситуации и среды; - активизирует внимание дошкольников благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике; - способствует лучшему усвоению материала, так как в этот процесс включаются все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный; - полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения; - занятия - презентации вызывают большой интерес у ребят, надолго привлекают внимание, активизируют познавательный интерес

Слайд 12

ИКТ могут быть использованы на любом этапе совместной организованной деятельности : В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию; Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.) Как информационно-обучающее пособие Для контроля усвоения материала детьми .

Слайд 13

2.Особое место при использовании ИКТ занимает работа с родителями : 1. Возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы; 2. Обеспечение индивидуального подхода 3. Оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой; 4. Обеспечивает диалог ( электронная почта, форум); 5. Использование ИКТ при проведении родительских собраний.

Слайд 14

. Применение инновационных технологий во взаимодействии всех специалистов детского сада, педагогов и родителей позволяет добиться положительных результатов в работе: 1. Повышается эффективность процесса воспитания и развития дошкольников. 2. Расширяется возможность доступа к информационным ресурсам. 3. Помогают развивать определённые навыки работы на компьютере. 4. Способствуют повышать творческую фантазию и воображение. 5. Повышается активность и любознательность дошкольников. 6. Повышается уровень психолого-педагогической компетентности родителей .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - коммуникационные технологии в системе работы ДОУ

Выступление – презентация для педагогов ДОУ «Информационно - коммуникационные технологии  в системе работы ДОУ: Использование интерактивной доски в образовательном процессе ДОУ»...

Применение информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе

Применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным. Известно, что исп...

Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе

Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Одним из ключевых аспектов непрерывного образования является системное применение информационных технологий...

"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС"

В этой статье рассказывается о преимуществах использования информационных технологий в работе логопеда. В условиях внедрения ФГОС появляется много нового и неизвестного, а помощь технологий намного об...

Роль информационно-коммуникационных технологий в системе дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

В условиях современного образования вопрос об использовании информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовательном процессе в рамках введения ФГОС ДОО является очень актуальным....

Использование информационно-коммуникационных технологий в системе работы ДОУ

В статье представлен опыт работы по использованию информационно-коммуникационных технологий в системе работы ДОУ...

Информационно-коммуникационные технологии в системе работы учреждения

Рассматриваются возможности использования ИКТ в работе дошкольного педагога...