Доклад к семинару "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"
статья на тему

Ткачева Ирина Владимировна
Доклад к семинару "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_seminaru_prof.kompetentnost-samoobrazovanie.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

 "Формирование профессиональной компетентности педагога  через самообразование"

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ  ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ". Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самоанализу и к самообразованию, которые проявляются в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самовоспитанию. А все это в совокупности ведет к самосовершенствованию.

Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, мы  пришли к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование.

Предварительно изучив  инновационные  методы методической работы по самообразованию,  мы попытались применить их в работе с педагогами.

  Инновационные направления методической работы

  1. маркетинговое направление: т.е.  изучение спроса педагогов.

На основании положения об организации муниципального комплексного педагогического мониторинга в нашем детском саду была создана  (Слайд №  ) инициативно – творческая группа по организации диагностика – аналитической работы и информационного обеспечения по мониторингу качества образования.

 Основу мониторинга составляет мониторинговая оценка, которая включает два модуля: «Профессиональное мастерство педагогов» и «Образовательный уровень воспитанников».

В течение всего учебного года создается определенная база данных, которые собираются по блокам и классифицируются. Создание такой базы является необходимым условием для анализа учебного года и сравнительного мониторинга.

Используемые мониторинговой службой диагностические карты, карты самообразования, анкеты, позволяют выявить трудности в работе педагогов, их потребности. Проследить работу  над темой самообразования, выявить на каком этапе педагогического исследования находится педагог.

Проводимый сравнительный мониторинг самообразования  педагогов позволяет увидеть, какие области дошкольного образования изучаются педагогами. На протяжении 4 лет популярными в изучении остаются разделы по нравственно – патриотическому воспитанию и развитию речи детей. Менее популярными стали экология, математика.

Переходя к следующему направлению, хочется отметить, что профессиональный рост педагогов возможен только тогда, когда созданы  в образовательном учреждении  определенные условия.  

2.  Информационное направление: создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной, учебно-воспитательной среды в ДОУ;  

Администрация детского сада старается   каждому педагогу, в соответствии с его профессиональными потребностями создать условия для работы с  научно-педагогической информацией, как в методическом кабинете, так и в Интернете.

Для самостоятельной работы педагогов в методическом кабинете собрана справочная, психолого–педагогическая, методическая, художественная  литература. Оформлен материал – подсказка как работать с литературой. Создана картотека на подписные издания.

Результаты анкетирования  по  использованию периодических профессиональных изданий в педагогической работе показали, что больше всего педагогам помогают в работе такие журналы, как Дошкольное воспитание (18 голосов), Ребенок в д/с ( 16 голосов) Обруч (15 ) Воспитатель ДОУ (11 г)

Самым лучшим журналом педагоги признали журнал «Ребенок в детском саду» (13 голосов из 19).

На базе нашего детского сада организованно методическое сообщество педагогов, в которое может вступить любой педагог и показать свои знания и умения, проявить свое творчество и профессиональное мастерство:

- в экспертизе образовательных программ, методических разработок;

- в мониторинге образовательного процесса;

- в подготовке  методических объединений, семинаров;

- в подготовке к конкурсам, презентациям и т.д.

Третье направление

социально-адаптивное: подготовка педагогов к  успешному  выстраиванию профессиональной карьеры;

Изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы, пронизывающей содержание, все ее формы и методы. Оно обучает, воспитывает, развивает педагога, показывает рубеж, к которому должен подтянуться каждый член коллектива. В нашем ДОУ мы используем  три основных вида обобщения педагогического опыта: показ работы с детьми,  рассказ о своем опыте, описание опыта.

Например, в наши педагоги Левина Л.Г., Насонова О.А., Дергачева Е.В. описали каждая свой опыт работы в брошюрах по темам: «Взаимодействие с родителями, как условие воздействия на личность ребенка», «Создание системы коррекционной работы в группе для детей с нарушением зрения», «Развитие коммуникативных способностей у детей с нарушением зрения» и презентовали брошюры на городском конкурсе «Мастерство. Творчество. Вдохновение»;

Воспитатель Дергачева Е.В. выступила с творческим отчетом по теме «Создание и реализация модели «Мой родной дом» в рамках аттестации на высшую квалификационную категорию;

Воспитатели Левина Л.Г., Комченко Г.С. в составе творческой группы стали победителями заочного областного конкурса «Живой уголок в детском саду».

Воспитатель Говоруха З.В. представляла свой опыт по теме « Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности» на городском мастер – классе.

Мы стараемся сделать возможным представление передового опыта деятельности  наших педагогов  на городском, областном уровне. Педагоги систематически принимают участие в городских и областных конкурсах, семинарах, конференциях представляя педагогические инновации, о чем свидетельствуют грамоты и дипломы. ( слайд №  )

4. направление научно-экспериментальноевовлечение педагогов в опытно - исследовательскую работу ДОУ.  

психолого-педагогическое:  психологическая поддержка педагогов 

управленческое:  повышение компетентности педагогического коллектива.

Работа по проекту «Современный воспитатель»

Цель данного проекта -  организация методической работы в ДОУ по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.

Задачи: 

  • Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников, к исследовательской деятельности посредством изучения методической литературы.
  • Развивать умения анализировать результаты наблюдений, экспериментов, моделировать пути коррекционной и развивающей работы с детьми.
  • Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов, организации их научно-методической деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта: 

Данный проект направлен на формирование у педагогов, следующих умений:

  • Умение ставить цели, задачи, планировать работу.
  • Умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.)
  • Умение выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы и др.
  • Умение систематизировать, группировать изученные факты, ситуации в смысловые блоки, составлять графики, схемы, таблицы.
  • Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказывать или опровергать суждения.

Основные направления реализации проекта: 

  • Работа с электронным портфолио.
  • Коллективные просмотры.
  • Выступление на педсоветах и семинарах.
  • Самоанализ педагогов.
  • Составление банка данных и др.

Важным моментом работы по проекту является не столько подведение итогов проделанной работы, сколько определение ее значимости и необходимости как для каждого педагога в отдельности, так и для образовательного учреждения в целом. Поэтому проектная работа завершается двумя значимыми мероприятиями: читательской конференцией и деловой игрой “Аукцион идей”.

Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового.  Сформировать данные умения у педагогов нам помогают такие формы работы, как:

- стажировка у опытного коллеги;

-лекции по заявкам педагогов;

-тренинги;

- практикумы;

Направления данной деятельности заключается в формировании мотивации к освоению и внедрению новых технологий, творчеству, инициативе; работа в малых группах с презентацией педагогических достижений, самооценкой и коррекцией и т.п.

Результативность:

Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит  пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

У педагогов  будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь   возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДОО".

Доклад на тему "Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДОО". Задачи: 1. Рассмотреть основные теоретические понятия, связанные с профессиональной компетентностью педагога....

Стендовый доклад на тему: «Профессиональные компетенции пр самообразованию, самовоспитанию, самосовершенствованию».

Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем  профессиональной компетентности и...

Доклад на тему: «Профессиональная компетентность педагога»

Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем  профессиональной компетентности и ...

Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...

Доклад на тему " Профессиональная компетентность педагога ДО"

В статье даётся определение педагогической компетенции, принципы,содержание  и структура профессиональной компетенции педагога ДОО. Раскрываются педагогические умения, как раскрытие структуры про...

Доклад на тему: "Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"

Доклад на тему: "Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"...

Доклад «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональн...