Главные вкладки

    Семинар - практикум для помощников воспитателей (презентация) "Благоприятный микроклимат"
    консультация на тему

    Морально-психологический климат – наиболее целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений, процессов), имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности.  От состояния морально-психологического климата зависит эффективность групповой деятельности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Семинар-практикум с помощниками воспитателей

    Тема: «Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»

    Дата проведения: 28 апреля 2015 года

    Участники: помощники воспитателей, специалисты.

    Время проведения: 1 час.

    Оборудование: бланки теста  на определение индекса групповой сплоченности в коллективе Сишора  (Приложение 1).

    Цель: организация взаимодействия субъектов образовательного процесса по формированию благоприятного морально-психологического климата в ДОУ.

    Задачи:

    1. Изучение морально-психологического климата в коллективе ДОУ.
    2. Изучение методов и приемов по гармонизации взаимоотношений в коллективе.

    План:

    1. Вступление.
    2. Игра “Рука”.
    3. Тест  «Определение индекса групповой сплоченности в коллективе Сишора”.
    4. Изучение методов и приемов по гармонизации взаимоотношений в коллективе.
    5. Игра “Человек”.
    6. Упражнение «Как спланировать свой режим дня» по Б. Франклину.
    7. Упражнение «Слепой и поводырь».
    8. Упражнение «Моечная машина».
    9. Заключение.

    План

    1. Вступление.

    1.1. Ознакомление участников  с планом проведения практикума, его целью и задачами.

    1.2. Ознакомление коллектива с понятием “морально-психологический климат”.

    2. Разминка. Игра “Рука”. Инструкция. Все участники молча, глазами, должны найти себе пару. Ведущий через 30 сек. произносит: “Рука”. Все участники должны молча подойти и взять за руку человека, который составит с ним пару. Ведущий подводит итог игры: “Надеюсь, все нашли друг у друга поддержку. Вот на кого мы можем опереться в трудную минуту”.

    3. Тезисы. Что какое морально-психологический климат?

    Морально-психологический климат – наиболее целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений, процессов), имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности.  От состояния морально-психологического климата зависит эффективность групповой деятельности.

    Морально-психологический климат в коллективе

    Важнейшие признаки благоприятного морально-психологического климата:

    • доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; 
      доброжелательная и деловая критика;
    • свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
    • отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
    • достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
    • удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
      высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации (обмана, расстройства, разрушения планов) у кого-либо из членов коллектива;
    • принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.

    На сегодняшней встрече мы попытаемся выяснить, каков уровень морально-психологического климата в нашем коллективе, что мы можем сделать для его улучшения.

    4. Тест “Определение индекса групповой сплоченности в коллективе” Сишора.

    4.1. Раздать бланки. Объяснить, что надо делать.

    4.2. Зачитать инструкцию.

    4.3. Сделать вывод о том, каков уровень морально-психологического климата в коллективе.

    5. Изучение методов и приемов по гармонизации взаимоотношений в коллективе.

             Давайте поговорим о самооценке своего взаимодействия с субъектами образовательного процесса. Помощник воспитателя должен уметь взаимодействовать не только с  коллегами, но и с детьми, для чего может быть использована следующая памятка.

    Понаблюдайте за собой и попытайтесь установить.

    1. Если у детей Вашей группы потребность в общении с Вами:

    – как часто они стремятся привлечь Ваше внимание к себе?

    – как часто добиваются Вашей оценки и одобрения?

    – всегда ли изменяют свою деятельность в соответствии с Вашими замечаниями?

    2. Всегда ли Вы:

    – отвечаете на попытки детей вступить в общение с Вами (да, нет, иногда)?

    – как Вы отвечаете, на стремление ребенка поделится с Вами своими переживаниями, успехами, неудачами (доброжелательно, равнодушно, раздражительно)?

    – увеличивается или уменьшается на протяжении учебного года попытка Ваших воспитанников вступить с Вами в общение?

    – какие признаки наличия потребности общения с Вами считаете главными (добиться понимания, защиты, завышенной оценки)?

    – каковы мотивы общения с Вами (деловые, личностные, познавательные)?

    3. Нравитесь ли Вы детям:

    – своим внешним видом, искусством вежливости;

    – радостным, счастливым, мягким выражением лица;

    – доброжелательным, уважительным тоном речи;

    – совместной игровой, продуктивной деятельностью.

    Необходимо усиление речевого этикета – неотъемлемого элемента вежливости, чуткости и деликатности по отношению к другому.  Пом. воспитателя важно придавать большее значение умениям разговаривать с коллегами, но и  с родителями, а именно - вежливо, соблюдая терпение и выдержку при разговоре, даже если в душе, что называется, все кипит и протестует. Такое поведение представляет собой культуру общения, так необходимую для полноценного и правильного воспитания детей. Есть сотрудники, особенно среди молодых, которые совершено, не придают значения умению разговаривать с родителями, допуская недоброжелательный тон, жалобы на ребенка, обвинение его в чем-то. Каждый удавшийся разговор с родителями очень много значит. Фонетический компонент общения связан с качеством выразительности и образности речи, темпом, ритмом, интонированием при соблюдении норм произношения. Быстрый темп речи, не внятность произношения, проглатывание фразы, речь с акцентом, с использованием не соответствующей смыслу жестикуляции, однообразие интонаций, неоправданно громкой силой голос, а главное оставшийся императивный тон речи в настоящее время  характеризуют коммуникативную компетентность воспитателей. Все выше перечисленные факты, без сомнения, тормозят развитие речи, становление культуры общения как основного показателя социальной зрелости дошкольника. Благополучное своевременное и полноценное детское развитие достигается только при наличии обязательной коммуникативной культуры взрослых, насущная потребность повышения которой столь очевидна.

    6. Что можно сделать для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе?

    Учитесь планировать. Наличие большого количества планов одновременно часто приводит к путанице, забывчивости и чувству, что незаконченные проекты висят над головой. Уделите планам некоторое время, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, пока не закончите

    (Приложение «Как спланировать свой режим дня» по Б. Франклину).

    Признавайте и принимайте ограничения. Многие из нас ставят себе совершеннейшие и недостижимые цели. Но человек не может быть совершенным, поэтому часто возникает чувство несостоятельности или несоответствия вне зависимости от того, насколько хорошо мы выполнили что-либо. Ставьте достижимые цели.

    Развивайтесь. Иногда необходимо убежать от жизненных проблем и развлечься. Найдите занятие, которое было бы увлекательным и приятным для вас.

    Игра «Австралийский дождь»

    Будьте положительной личностью. Избегайте критиковать других. Учитесь хвалить других за те вещи, которые вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах окружающих.

    Учитесь терпеть и прощать. Нетерпимость к другим приводит к расстройствам и гневу. Попытайтесь действительно понять, что чувствуют другие люди, это поможет вам принять их.

    Упражнение «Слепой и поводырь»

    Избегайте ненужной конкуренции. В жизни много очень ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к выигрыванию в слишком многих областях жизни создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным.

    7. Практические рекомендации «Как располагать к себе людей».

            Американский психолог, Дейл Карнеги, предлагает несколько советов об умении располагать к себе людей:

    1.        Проявляйте искренний интерес и внимание к другим людям. Вникайте во все.

    2.        Будьте приветливы, доброжелательны, создавайте благоприятную атмосферу.

    3.        Запоминайте имя человека и все, что можно о нем знать (его семейное положение, слабости, хобби и т.д.).

    4.        Умейте терпеливо слушать других. Проявляйте внимание и сочувствие при слушании.

    5.        Никогда не унижайте человека, даже если он не прав и оказался побежденным в споре.

    6.        Дайте человеку почувствовать его значимость, подчеркните его компетентность, поощряйте, применяйте похвалу.

    7.        Начинайте с искреннего признания достоинства человека.

    8.        Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.

    9.        Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.

    10.        Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания.

    11.        Дайте возможность человеку спасти свое лицо.

    12.        Хвалите человека за каждый, даже скромный, успех и будьте при этом искренни.

    13.        Пользуйтесь поощрением. Сделайте так, чтобы недостатки, которые вы хотите в человеке исправить, выглядели легко исправимыми, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

    14.        Делайте так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите.

    Игра “Человек”.

    Инструкция. Представить наше образовательное учреждение в виде человека. Совместно выбрать один из вариантов. Предложить каждому представить себя частью организма. Обсудить варианты. Сделать вывод: “Каждому в нашем коллективе есть достойное место”.

    Регулярно делайте физические упражнения. Лучше следовать той программе, которая доставляет вам удовольствие. Учитесь методам расслабления. Желательно под наблюдением специалистов. Как снять эмоциональное или физическое напряжение.

    Упражнение «Моечная машина»

    Рассказывайте о своих неприятностях. Найдите друга, консультанта, психотерапевта, психолога, с которым вы можете быть откровенны. Это снимет ваше напряжение.

    8. Заключение. Мы попытались на сегодняшней встрече не только изучить морально-психологический климат нашего коллектива, предложить рекомендации по его улучшению, но и создать позитивный настрой для успешного завершения этого учебного года.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Семинар – практикум «Благоприятный морально-психологический климат в коллективе - основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»

    Слайд 2

    Морально-психологический климат в коллективе – наиболее целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений, процессов), имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности. Признаки благоприятного морально - психологического климата : доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации (обмана, расстройства, разрушения планов) у кого-либо из членов коллектива; принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр .

    Слайд 3

    Понаблюдайте за собой и попытайтесь установить . 1. Если у детей Вашей группы потребность в общении с Вами: как часто они стремятся привлечь Ваше внимание к себе? как часто добиваются Вашей оценки и одобрения? всегда ли изменяют свою деятельность в соответствии с Вашими замечаниями? 2. Всегда ли Вы: отвечаете на попытки детей вступить в общение с Вами (да, нет, иногда)? как Вы отвечаете, на стремление ребенка поделится с Вами своими переживаниями, успехами, неудачами (доброжелательно, равнодушно, раздражительно)? увеличивается или уменьшается на протяжении учебного года попытка Ваших воспитанников вступить с Вами в общение? какие признаки наличия потребности общения с Вами считаете главными (добиться понимания, защиты, завышенной оценки)? каковы мотивы общения с Вами (деловые, личностные, познавательные)? 3 . Нравитесь ли Вы детям: своим внешним видом, искусством вежливости; радостным , счастливым, мягким выражением лица; доброжелательным , уважительным тоном речи; совместной игровой, продуктивной деятельностью. Методы и приемы по гармонизации взаимоотношений в коллективе

    Слайд 4

    Что можно сделать для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе? Учитесь планировать «Как спланировать свой режим дня» по Б. Франклину

    Слайд 5

    Признавайте и принимайте ограничения. Ставьте достижимые цели. Развивайтесь. Найдите занятие, которое было бы увлекательным и приятным для вас . Будьте положительной личностью . Учитесь хвалить других за те вещи, которые вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах окружающих. Учитесь терпеть и прощать. Нетерпимость к другим приводит к расстройствам и гневу. Попытайтесь действительно понять, что чувствуют другие люди, это поможет вам принять их. Избегайте ненужной конкуренции. С лишком большое стремление к выигрыванию в слишком многих областях жизни создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным.

    Слайд 6

    Проявляйте искренний интерес и внимание к другим людям. Вникайте во все. Будьте приветливы, доброжелательны, создавайте благоприятную атмосферу. Запоминайте имя человека и все, что можно о нем знать (его семейное положение, слабости, хобби и т.д.). Умейте терпеливо слушать других. Проявляйте внимание и сочувствие при слушании. Никогда не унижайте человека, даже если он не прав и оказался побежденным в споре. Дайте человеку почувствовать его значимость, подчеркните его компетентность, поощряйте, применяйте похвалу. Начинайте с искреннего признания достоинства человека. Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках. Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания. Дайте возможность человеку спасти свое лицо. Хвалите человека за каждый, даже скромный, успех и будьте при этом искренни. Пользуйтесь поощрением. Сделайте так, чтобы недостатки, которые вы хотите в человеке исправить, выглядели легко исправимыми, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите. Практические рекомендации « Как располагать к себе людей »

    Слайд 7

    Игра «Человек»

    Слайд 8

    Регулярно делайте физические упражнения. Рассказывайте о своих неприятностях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар – практикум ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ

    Методы,  приемы и формы   работы педагогов детского сада с родителями воспитанников....

    Семинар практикум для начинающих воспитателей

    Семинар - практикум для начинающих воспитателей  является  формой методической работы приеменяемой в Школе молодого воспитателя. Содержание семинара - практикума направлено на обучение педаг...

    Годовой семинар практикум для старших воспитателей и воспитателей "Реализация ИКТ - технологий в прцессе формирования социокультурных норм"

    Семинар. Использование информационно-коммуникативных технологий в реализации образовательной области "социально-коммуникативное развитие" (Октябрь 2018)Обзорная экскурсия "Создание усло...

    Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

    В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

    «Профессиональный стандарт педагога, как инструмент реализации ФГОС ДО» семинар-практикум для старших воспитателей и воспитателей Уссурийского городского округа

    Профессиональный стандарт педагога – в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступило время, когда профессиональные стандарты из рекомендаций стали обяз...