Социальное партнерство субъектов образовательного процесса в дошкольной организации (библиотеки и детские сады)
статья на тему

Описание возможностей социального партнерства между детскими дошкольными учреждениями и библиотеками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл социальное партнерство23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(МПГУ)

Факультет дошкольной педагогики и психологии

Задание по дисциплине «Социальное партнерство субъектов образовательного процесса в дошкольной организации» (библиотеки и детские сады)

Выполнила работу:

студентка 1 курса

очного отделения магистратуры

«Образование детей старшего дошкольного возраста»

 Василькова А.С.

Преподаватель

к.п.н., профессор

Ерофеева Т.И.

Москва, 2014

Сегодня библиотека рассматривается как средство социализации людей, усвоения ими определенной системы знаний, норм, данностей, социального опыта, образа жизни, позволяющих функционировать в качестве полноценного члена общества. Предоставление гражданам в библиотеках разнообразной, полной и доступной информации является одним из важных факторов социализации личности. Обладая информацией, люди могут компетентно, грамотно решать свои жизненные проблемы.

 В городе Москве около 80 процентов посетителей библиотек - школьники, студенты, молодежь осваивающие новые профессии. Библиотеки стали разрабатывать целевые программы помощи обучающимся, в реализации которых принимают участие и учебные заведения. Они стали комплектоваться с учетом профилей учебных заведений, находящихся на территории округа, готовят тематические рекомендательные списки литературы, составляют подборки книг и периодических изданий в помощь изучению новых предметов, проводят “Дни информации”, тематические вечера “Учиться с увлечением”.

Необходимость образования в области информационных технологий, информационной культуры личности выдвинула задачу создания в библиотеках центров, по обучению читателей пользованию компьютерной техникой, системой Интернет.

В настоящее время открыты Интернет-классы, оснащенные современным телекоммуникационным оборудованием, где желающие обучаются пользованию сетью Интернет, могут приобрести навыки работы, используя новые информационные технологии. В ряде библиотек работают целевые программы информационной поддержки образования. На базе новых коммуникационных технологий происходит изменение информационной среды, способствующей интеграции знаний.

Важную роль играют библиотеки, как социальный институт в сохранении культурного наследия, развития культурного и научного потенциала общества. Они стремятся обеспечить преемственность развития российской культуры и науки, ведут инновационную деятельность в этом направлении.

Используя различные формы обслуживания посетителей, организации досуга людей, библиотеки способствуют формированию высоконравственной, всесторонне развитой личности, обогащению ее духовного мира, ориентации на прогрессивные ценности и традиции, обеспечивающие успешное развитие российского общества, диалог культур нашего многонационального государства.

В библиотеках работают литературно-музыкальные салоны и гостиные, эстетические студии, кружки и клубы по интересам, проводятся диспуты, читательские конференции, тематические вечера. Библиотеки выступают организаторами и разработчиками совместно с другими учреждениями культуры комплексных программ, посвященных межрегиональным связям, воспитанию и образованию молодежи, обслуживании инвалидов, пенсионеров.

Современная библиотека - это самое демократическое, самое доступное учреждение, оказывающее позитивное влияние на развитие культурных и социальных процессов.

Разнообразие видов библиотечных учреждений обусловлено как по форме собственности, так и по назначению и по содержанию библиотечных фондов.  

Публичная библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондами и услугами независимо от пола, возраста, вероисповедания, политических взглядов.

Специальная библиотека, которая удовлетворяет профессиональные и информационные потребности пользования библиотеки.

Центральная библиотека, которая возглавляет сеть библиотек и может создавать по территориальному, отраслевому и иным признакам.

Библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также официальными и юридическими лицами.

Учитывая, что  в  работу с дошкольниками  помимо  педагогов  детского  сада  вовлечены  сотрудники  детской  библиотеки, при  планировании  образовательного  процесса  важно скоординировать  деятельность  воспитателей  и  специалистов  библиотеки. В  начале  учебного  года  воспитатели  совместно  с  сотрудниками  библиотеки  обсуждают  цели и задачи предстоящей работы, разрабатывают перспективный комплексно-тематического план  совместной деятельности,  обсуждают особенности проведение занятий, экскурсий, досугов на базе библиотеки, возможность  использование книжного фонда библиотеки для работы с детьми в детском саду  и  в семьях воспитанников. К окончанию  года  предполагаются  встречи  педагогов  детского  сада  и  сотрудников  библиотеки для  обсуждения  результатов  совместной  деятельности, составление фото и  видеопрезентаций совместных мероприятий, выставок детского  творчества.

Обычно в библиотеке проводятся экскурсии, литературные викторины, досуги с дошкольниками подготовительных групп, но  некоторые учреждения предлагают вечера для семейного посещения с дошкольниками и 4-5 лет. Это могут быть и просмотры кукольных спектаклей и игровые занятия.  

Проигрывание сюжетно – ролевых игр: «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»; викторины, кроссворды, игры – драматизации;
театрализованные игры по сказкам; мастерская «Книжкин Айболит»; участие в творческих конкурсах: поделки из природного материала по сюжетам рассказов и сказок;
поделки из бумаги; знакомство с творчеством детских писателей и поэтов: С.Я. Маршака, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, А.Л. Барто, Н.Н.Носова, А.С.Пушкина и других в виде презентаций, турниров, конкурсов; знакомство с трудом взрослых: с профессией «Библиотекарь», «Продавец книг»; формирование представлений о праздничных датах; ориентировка в пространстве – движение по залам библиотеки;
закрепление знаний о правилах дорожного движения по дороге в библиотеку;
закрепление правил пребывания в общественном месте – библиотеке;
развитие свободного общения с взрослыми-работниками библиотеки;
освоение форм речевого этикета; обогащение словаря; формирование диалогической речи; приобщение к словесному искусству; формирование интереса и потребности в чтении; изготовление иллюстраций по рассказам А.Л. Барто, С.В.Михалкова, Н.Н. Носова; оформление работ к народным праздникам: масленице, пасхе; сопровождение музыкальных проектов; прослушивание классической музыки в процессе мероприятия – все эти мероприятия обеспечивают реализацию образовательных областей в доступных для дошкольниках формах игре и общении со сверстниками и взрослыми.

Главная ценность партнерства детского сада и библиотеки – это формирование модели взаимодействия  РЕБЕНОК - РОДИТЕЛЬ - ДЕТСКИЙ САД - ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА.
Мероприятия, проводимые в библиотеках, проходят бесплатно, при заключении договора о сотрудничестве с ДОУ. Воспитанников доставляют воспитатели и родители пешком, если библиотека находится в шаговой доступности. Для вывода дошкольников за территорию ДОУ издается приказ по дошкольному учреждению, где назначаются ответственные.

Массовая работа – наиболее приемлемый, интересный и неотразимый вид общения с этой категорией читателей, с ребёнком дошкольного возраста. Это игра, использование игровых форм, развивающих все стороны личности малыша: любопытство к окружающему миру, способность воспринимать разнообразную информацию, умение общаться не только с мамой, но и со сверстниками, ребятами старшими и младшими.

Список литературы:

  1. http://50ds.ru/vospitatel/687-detskiy-sad--biblioteka--tvorcheskoe-partnerstvo.html
  2. http://bargu.by/24-pravovoe-regulirovanie-otnoshenij-v-sfere-bibliotechnogo-i-arxivnogo-dela.html
  3. http://cert.covenok.ru/files/kids_detsad_2014/2165.pdf
  4. http://csdbf3.ru/partid/11/subpartid/27/writeid/23
  5. http://www.deti-club.ru/sotrudnichestvo-biblioteki-i-detskogo-sada-formy-raboty
  6. http://www.detsad-5.ru/biblio.php
  7. http://doshkolnik.ru/pedagogika/9505-biblioteka.html
  8. http://festival.1september.ru/articles/524363/
  9. http://gaovch.ru/fotootchety/sodruzhestvo-detskogo-sada-i-biblioteki.html
  10. http://www.gorlib.ru/bib/texts/?auth=public&book=book3&page=3&font=14
  11. http://gym1541.mskobr.ru/dou_edu/strukturnoe_podrazdelenie_doshkol_nogo_obrazovaniya_1/obrazovanie/methodical_cabinet/sotrudnichestvo_s_sociumom/
  12. http://kolok27.caduk.ru/p155aa1.html
  13. http://www.maam.ru/stati/konspekty-zanjatii-v-detskom-sadu/klub-yunyi-kraeved-forma-sotrudnichestva-detskogo-sada-i-biblioteki.html
  14. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/05/29/rasshirenie-sotsiokulturnogo-prostranstva-detey-doshkolnogo-vozrasta
  15. http://www.pandia.ru/text/78/171/37268.php
  16. http://sodb.ru/node/911
  17. http://www.ug.ru/archive/34565


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада

Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Формирование у ребенка социально-бытовых ...

ФГОС ДО. Формы организации образовательного процесса в дошкольной организации

В материале педагоги познакомятся с основными формами организации образовательного процесса в дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДО....

Обновление образовательного процесса в дошкольных организациях с учетом ФГОС

Доклад на семинаре по теме "Обновление образовательного процесса  в дошкольных организациях с учетом ФГОС"...

Воспитательно-образовательный процесс с детьми на прогулках в детском саду

Воспитательно-образовательный процесс с детьми на прогулках в детском саду Процесс воспитания детей не прерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личнос...

Система психолого-медико-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса – необходимое условие организации инклюзивной практики в ДОУ

Дошкольному образованию отводится первостепенная роль в сопровождении развития ребенка, т.к. ранняя диагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и...

Система психолого-медико-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса – необходимое условие организации инклюзивной практики в ДОО

Коренные социально-экономические преобразования в стране, активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обуславливают п...

Организация образовательного процесса в дошкольной организации ФГОС

Организация образовательного процесса в дошкольной организации ФГОС...