Инновационный проект развития дошкольного образовательного учреждения
проект на тему

Бобкова Татьяна Валерьевна

Проект был представлен на конкурсе "Перспективный менеджер в образовании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnyy_proekt.docx672.83 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

  1. Паспорт проекта
  2. Пояснительная записка к проекту

2.1.Актуальность выбранной темы

2.2.Цель, идея проекта  

2.3.Основные задачи проекта

2.4.Новизна проекта

  1. Содержание проекта

3.1.Ресурсное обеспечение проекта

3.2.Этапы, сроки реализации проекта

3.3.План реализации проекта по этапам

3.4.Предполагаемые результаты реализации проекта

3.5.Риски и их минимизация

      4. Контроль исполнения проекта

  1. Бизнес – план
  2. Приложение

     

  1. Паспорт проекта

1

Название проекта

Управленческий аспект внедрения ИКТ в организацию проектно – исследовательской деятельности ДОУ

2

Адресация проекта

Проект нацелен на педагогов  дошкольных учреждений, воспитанников и родителей

3

Автор проекта

Бобкова Татьяна Валерьевна, зам. зав. по ВМР МБДОУ №105

4

Участники проекта

Активные: педагоги ДОУ

Пассивные: дети и родители

5

Сроки реализации проекта

2015-2018

6

Типовые особенности проекта

Практико – ориентированный проект

Класс проекта: опытный

          2. Пояснительная записка к проекту

2.1.Актуальность выбранной темы

Социально – экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и образовательном стандарте нового поколения.
Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Ее основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно – коммуникационных технологий:

  • Возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;
  • Индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;
  • Создание эффективной системы управления информационно – методическим обеспечением образования.
  • Ключевыми направлениями процесса информатизации ДОУ являются:
    1.Организационное:
  • Модернизация методической службы;
  • Совершенствование материально – технической базы;
  • Создание определенной информационной среды.
    2. Педагогическое:
  • Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ ( в соответствии с Профессиональным стандартом педагога);
  • Внедрение ИКТ в образовательное пространство.
                  В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Компьютеризация школьного образования имеет довольно длительную историю (около 20 лет), но в детском саду такого распространения компьютера еще не наблюдается. При этом невозможно представить работу педагога (педагога ДОУ в том числе) без использования информационных ресурсов.

Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно – образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Что же такое ИКТ?

Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.
Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:

1.ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
3.Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);
6.Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

Области применения ИКТ педагогами ДОУ различны:

  1. Ведение документации
  2. Методическая работа, повышение квалификации
  3. Воспитательно – образовательный процесс

К возможностям использования ИКТ в воспитательно – образовательном процессе относятся:

- организация организованной образовательной деятельности воспитанника,
- организация совместной развивающей деятельности педагога и детей,
- реализация проектов
- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).

В своем проекте мы подробно останавливаемся на особенностях внедрения и использования ИКТ в проектно – исследовательской деятельности.

        

Концептуальные основы проекта

   Актуальность использования ИКТ именно в проектно – исследовательской деятельности продиктована существенными изменениями в педагогической теории и практике дошкольных учреждений.

В современных условиях на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое  в соответствии с ФГОС ДО должно быть направлено на решение следующих задач:

-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования

-объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей

   Одним из перспективных методов, способствующих решению этих проблем, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, творческие способности, формирует навыки сотрудничества, коммуникативные умения, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

     Ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А.Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

    Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей с обязательной презентацией этих результатов. Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

   Вывод: метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что  позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

   Педагогам использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Актуальность нашего проекта обусловлена необходимостью повышения эффективности педагогического процесса организации проектно – исследовательской деятельности с помощью  средств ИКТ.

Таким образом, миссию данного проекта мы видим в том, чтобы показать, что в условиях дошкольного образовательного учреждения возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в организации проектно  - исследовательской деятельности.

2.2. Цель, идея проекта

Цель проекта: повышение эффективности организации проектно – исследовательской деятельности   ДОУ с помощью средств ИКТ

Идея проекта заключается в активном внедрении ИКТ в организацию проектно – исследовательской деятельности с целью повышения эффективности образовательного процесса

                                                          2.3. Задачи проекта

в образовательной части:

∆  изучение теоретических основ проблемы организации проектно – исследовательской деятельности;

∆ разработка системы образовательной работы ДОУ по организации проектно  - исследовательской деятельности;

∆ повышения уровня освоения воспитанниками ДОУ программного содержания, познавательной активности за счёт использования в образовательной деятельности проектного метода;

∆  внедрение в организацию проектно  - исследовательской деятельности компьютерных технологий;

в методической части:

 повышение профессиональных компетенции педагогов ( то есть способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач), в то числе профессиональной ИКТ – компетентности;

∆ оказание методической поддержки при организации проектно – исследовательской деятельности с использованием ИКТ;

∆ создание банка мультимедийных образовательных ресурсов, дидактических и методических материалов по использованию ИКТ в работе ДОУ;

∆ повышение педагогической грамотности родителей по проблеме организации проектно – исследовательской деятельности;

∆  пропагандирование использования ИКТ в домашних условиях в соответствии с возрастными и психическими особенностями детей

2.4. Новизна проекта

Поскольку суть метода проекта заключается в стимулировании интереса детей к определенным проблемам, для решения которых необходимо владеть знаниями, а через проектную деятельность показать применение этих знаний на практике, это позволяет рассматривать данный метод как инновацию в дошкольном образовании, где деятельность между педагогом и дошкольниками будет носить характер сотрудничества, где участие могут принимать и другие субъекты образовательного процесса, например, родители. Следовательно, метод проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия детей и их родителей, а основной его целью является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, где взрослые являются помощниками и направляют эту деятельность.

Процесс использования проектного метода в ДОУ имеют свою специфику, например, взрослому необходимо наводить ребенка, помогать обнаруживать проблему, провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и привлекать детей к совместному проекту, при этом участие родителей здесь минимальное, опеки и помощи должно быть в меру. Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он должен помнить главный принцип в работе с дошкольниками, это учет их возрастных особенностей, создавая разнообразные условия для стимулирования их интереса и формирования мотивации на деятельность детей. В результате такой работы и развивается самостоятельная, инициативная, активная личность ребенка.

Выше изложенное говорит о том, что метод проектов с дошкольниками сегодня – это инновационный и перспективный метод, который должен занять своё достойное место в системе дошкольного образования.

 Новизна нашего проекта заключается не просто в разработке системы образовательной работы ДОУ по организации проектно – исследовательской  деятельности, а во внедрении в эту деятельность компьютерных технологий.

3.Содержание проекта

3.1. Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно – правовое

  • разработка нормативно – правовой базы реализации проекта;
  • внесение изменений в локальные нормативно – правовые акты ДОУ

Научно – методическое

  • оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по организации проектно – исследовательской деятельности и использованию ИКТ
  • разработка системы методических  консультаций по ходу реализации проекта
  • функционирование творческой группы по реализации проекта
  • создание модели информационно – методического обеспечения образовательного процесса ДОУ
  • создание банка дидактических, методических материалов, компьютерных обучающих программ по использованию ИКТ в организации проектно – исследовательской деятельности
  •  разработка механизмов, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта

Кадровое

  • создание творческих групп из высококвалифицированных и креативных специалистов для работы по реализации проекта
  • подготовка педагогов к новой образовательной практике
  • привлечение специалистов извне
  • создание условий для повышения квалификации педагогов, участвующих в реализации проекта

Информационное

  • формирование банка данных о реализации проекта
  • организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта
  • мониторинговые мероприятия
  • развитие сотрудничества с родителями и социальными институтами
  • совершенствование модели взаимодействия ДОУ и семьи, педагогическое просвещение

Материально – техническое

  • методическая литература
  • наглядно-методические пособия
  • совершенствование материально – технической базы в сфере информатизации

Финансовое

Реализация инновационного проекта опирается на имеющуюся материально –техническую базу ДОУ и обеспечивается сочетанием бюджетного финансирования и внебюджетных средств

3.2.Этапы, сроки реализации проекта

ЗАДАЧИ каждого из этапов

1.Анализ содержания раздела ООП  по организации проектно – исследовательской деятельности

2. Создание и разработка необходимых методических и дидактических материалов по организации проектной деятельности в образовательном процессе

1.Апробировать инновационные педагогические технологии и программы реализации проектно – исследовательской деятельности

2. Внедрять в процесс организации проектной деятельности компьютерные технологии

1. Анализ деятельности коллектива ДОУ по организации работы в режиме проектной деятельности с использованием ИКТ

2. Выявление круга проблем, возникших в ходе реализации темы проекта, разработка путей решения

Первый этап  - подготовительный или аналитико – проектный предполагает анализ программы развития ДОУ, раздела ООП по организации проектно – исследовательской деятельности,  имеющейся материально – технической базы.

На этом этапе планируются :

  •  разработка структуры управления проектом, должностных инструкций, распределение обязанностей, приведение нормативно – правовой базы в соответствие с инновационной программой развития ДОУ;
  • изучение методической литературы по использованию проектного метода в образовательной деятельности ДОУ
  •  создание творческой группы;

Таким образом, подготовительный этап должен завершиться переходом ДОУ на проектный метод деятельности

Второй этап – внедренческий или организационно – практический  (самый трудоёмкий и продолжительный) включает в себя построение модели инновационного образовательного пространства на основе проектного метода с использованием ИКТ. Этот этап предполагает:

  •  апробацию инновационных педагогических технологий по организации проектной деятельности, постепенное включение в проектный метод компьютерных технологий;
  •  методическую помощь в реализации новых технологий, повышение профессионального мастерства педагогов;
  •  осуществление конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса по реализации проекта, а также активное привлечение родителей воспитанников к участию в реализации той или иной тематики проекта.

Третий этап – завершающий или рефлексивно – обобщающий предполагает подведение итогов работы ДОУ по использованию ИКТ в ходе организации проектно – исследовательской деятельности: на каких этапах реализации проекта использовались ИКТ, какие виды занятий с ИКТ применялись, какие из них наиболее эффективны и на каком этапе.

На завершающем этапе осуществляется:

  • -анализ деятельности педагогов по использованию ИКТ в режиме проектной деятельности;
  • - определение проблем, возникших в холе реализации проекта и выявление путей их решения.

Обязательным на этом этапе являются разработка рекомендаций по дальнейшему внедрению инновационных форм работы в других ДОУ и распространение инновационного опыта работы ДОУ на различных уровнях ( публикации, выступления, семинары, участие в конкурсах и т.д.).

3.3.План реализации проекта по этапам

этап

мероприятия

Сроки

результат

ответственный

подготовительный

Разработка   и утверждение  нормативно – правовой базы для создания условий реализации проекта

Сентябрь-октябрь 2015

Нормативно – правовая база ДОУ, приведённая  в соответствии е с инновационной программой развития ДОУ

Заведующий

Анализ раздела ООП с целью выявления специфики организации проектно – исследовательской деятельности

Ноябрь-декабрь 2015

Выявление отличительных особенностей организации проектного метода, основных этапов работы при организации  проектной деятельности;(приложение1) дифференциация задач проектно – исследовательской деятельности для каждой возрастной группы (приложение 2)

Зам. зав. по ВМР, старший воспитатель

Анализ имеющейся материально- технической базы и методического оснащения образовательного процесса

Декабрь 2015

Составление списка необходимой методической литературы и мультимедийного оборудования

Зам. зав. по ВМР, старший воспитатель, зам. зав. по АХР

Создание информационного банка дидактических и методических материалов по организации проектно – исследовательской деятельности

Январь-март 2016

Информационный банк данных

Зам. зав. по ВМР, старший воспитатель

Приобретение мультимедийного оборудования

В течение года

Созданная материально  - техническая база

Заведующий, зам. зав. по АХР

Создание творческой группы по реализации темы проекта

Март 2016

Администрация

Анализ созданного информационного банка материалов с целью выявления возможностей внедрения в них ИКТ

Март – август 2016

Первоначальные рекомендации по использованию ИКТ на разных этапах реализации проектно – исследовательской деятельности

Творческая группа

внедренческий

Психолого-педагогический мониторинг детского развития и образовательного процесса

Октябрь 2016

Справка о результатах мониторинга,  в т.ч. выявление  уровня развития познавательных способностей воспитанников ДОУ

Педагоги, педагог - психолог

Исследование среди педагогов с целью определения уровня профессиональной компетентности, включая ИКТ – компетентность педагогов

Сентябрь 2016

Справка о результатах исследования, определение уровня проф. компетентности (приложение 3)

Зам.зав. по ВМР, старший воспитатель

Обучение компьютерной грамотности, участие педагогов в ГМО, семинарах, практикумах и т.д.

В течение 2016 года

Повышение проф. Компетентности, в том числе ИКТ -компетентности

Зам.зав. по ВМР, старший воспитатель

Организация образовательной деятельности в ДОУ на основе проектного метода

Ноябрь -декабрь 2016

Перспективный план работы ДОУ по организации проектно – исследовательской деятельности(приложение 4)

Зам.зав. по ВМР, старший воспитатель, творческая группа

Анализ деятельности педагогов и воспитанников на всех этапах реализации темы проектов

Январь – декабрь 2017

Методические рекомендации по организации деятельности субъектов образовательного процесса на  каждом из этапов реализации проекта

Творческая группа, зам.зав. по ВМР, старший воспитатель

Внедрение ИКТ в деятельность педагогов по организации проектно – исследовательской деятельности

В течение всего этапа

Отчёты педагогов об их деятельности и деятельности воспитанников на каждом из этапов реализации проекта, презентации продуктов проектно – исследовательской деятельности

Зам.зав. по ВМР, старший воспитатель

Проведение дидактических игр, викторин, выполнение заданий с использованием ИКТ

В течение всего этапа

Повышение уровня познавательной активности воспитанников

Педагоги

Создание информационного банка методических и дидактических материалов

В течение всего этапа

Пополнение информационного банка

Педагоги

Опрос (анкетирование)родителей с целью выявления их отношения к организации проектно – исследовательской деятельности в ДОУ

Сентябрь 2016

Справка о результатах анкетирования

Педагоги, зам.зав. по ВМР, старший воспитатель

Работа с родителями по формированию у них осознанно правильного отношения  к  организации проектно – исследовательской деятельности в ДОУ

В течение всего этапа

Материалы консультаций, бесед и др. проведённых мероприятий

Педагоги, зам.зав. по ВМР, старший воспитатель

завершающий

Итоговый мониторинг всех  участников проекта

Апрель 2018

Сравнительный анализ результатов

Зам.зав. по ВМР, старший воспитатель

Анализ эффективности использования проектного метода в деятельности ДОУ с применением ИКТ

Май 2018

Итоговая справка

Зам.зав. по ВМР

Выявление трудностей, возникших при реализации инновационной программы развития

Январь –февраль2018

Корректировка содержания, разработка алгоритма действий на следующий период

Педагоги, зам.зав. по ВМР, старший воспитатель

Трансляция опыта на мероприятиях различного уровня

Март –август 2018

Внедрение новых технологий в практику работы других ДОУ

Педагоги, зам.зав. по ВМР, старший воспитатель

                         3.4.Предполагаемые результаты освоения проекта

Исходя из того, что цель нашего проекта – повышение эффективности организации проектно – исследовательской деятельности   ДОУ с помощью средств ИКТ, встает вопрос об определении  критериев эффективности.

Критериями, позволяющими оценить ход реализации проекта, будут являться:

  • достижение детьми высокого уровня развития познавательных способностей;
  • повышение профессиональной  компетентности педагогов
  • (использование методик по определению познавательных способностей, определение уровня проф. компетентности педагогов)

Ожидаемые  результаты освоения проекта:

  •  активное использование ИКТ в реализации проектно – исследовательской деятельности и как следствие повышение эффективности образовательного процесса;
  •  совершенствование материально – технической базы;
  •  создание информационного банка методических и дидактических материалов;

в отношении педагогов:

  •  создание системы консультативной методической поддержки педагогов в области новых педагогических  и компьютерных технологий;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов;

в отношении воспитанников:

  •  повышение уровня освоения программного содержания;
  • развитие творческих способностей, детской самостоятельности, любознательности;

в отношении родителей:

  •  вовлечение родителей в образовательное и информационное пространство ДОУ

3.5.Риски и их минимизация

  1. Недостаточная осведомлённость педагогов об особенностях проектного метода и положительных сторонах внедрения ИКТ

Повышение квалификации работающих педагогов, организация консультативной поддержки педагогов в области повышения проф. компетентности

2.Нежелание педагогов отступить от сложившейся стереотипной системы занятий

Моральное и материальное поощрение педагогов

3.Недостотчная  оснащённость материально – технической базы информационными ресурсами и предметно – развивающей среды для  реализации проектов

Использование универсального мобильного оборудования, привлечение спонсорской помощи и внебюджетных средств

  1. Контроль исполнения проекта

С целью контроля выполнения проекта на каждом этапе проводятся:

  • мониторинг условий, необходимых для реализации проекта;
  • психолого – педагогический мониторинг детского развития и образовательного процесса;
  • мониторинг проф. компетентности педагогов;
  • проведение опросов среди родителей;
  • заслушивание отчётов творческой группы;
  •  анализ и корректировка проводимой работы на основании  полученных данных

  1. Бизнес- план

Для реализации инновационного проекта развития дошкольного образовательного учреждения нам необходимо:

Наименование

Цена (1 шт.)

Количество

Стоимость

Ноутбук

20000

6шт.(минимальное количество групп) +1 (для муз.зала)= 7 шт

140000

Проектор

30000

7шт

210000

Интерактивная доска

63000

3 шт. ( для старшего дошкольного возраста)

189000

Экран

6000

3шт. (для младшего дошкольного возраста)

18000

Потолочные крепления для проектора

8000

7шт

56000

Приобретение методической литературы, включая компьютерные обучающие программы

50000

Обучение компьютерной грамотности

5000

1 человек

5000

ИТОГО

668000



 

Комментарии

Баскакова Людмила Витальевна

Инновационный проект развития дошкольного образовательного учреждения мне очень понравился. Составлен грамотно, сразу видно, что педагог относится к своей работе с пониманием, любовью, человек знающий и стремящийся к повышению творческой активности. Удачи, Татьяна Валерьевна, так держать!