"От концепции к практике"
статья на тему

Лоншакова Лилия Владимировна

от концепции к практике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya1.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Методист – это эрудит, философ, дирижер, организатор, ученый, психолог, консультант-аналитик, артист, «развиватель» и т.д.».

                                    М. М. Поташник.

В условиях модернизации системы образования предъявляются определенные требования к профессиональной компетентности педагогических работников, т.к. от уровня профессионализма педагога напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития общества.

На сегодняшний день, когда в дошкольном образовании происходят коренные изменения cвязанные по введению Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС),  педагог должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи. Поскольку он востребован не только как воспитатель ДОУ, а как педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог, умеющий проводить диагностику, выстраивать реально достижимые цели и задачи деятельности, прогнозировать результат, творчески применять известные и разрабатывать авторские образовательные идеи, технологии, методические приемы. Возросли требования не только к технологической составляющей профессионализма педагога, но и к личностной (нравственность, креативность, интеллектуальность, коммуникативность, и т.д.). Все это говорит о важности и необходимости нового подхода к методической работе в ДОУ. В настоящее время профессионально-личностный рост педагога это одновременно и цель, и средство, и результат методической работы в ДОУ. Проблема повышения профессионального мастерства педагогов, их личностного роста требует новой управленческой философии. Ее суть заключается в гибкой системе опережающей методической поддержки каждого педагога, которая обеспечивает целенаправленное личностно-ориентированное повышения профессиональной компетентности.

В основу разработки концептуальных идей обновления методической работы положены решения следующих противоречий между:

  • усложнившимися требованиями к уровню профессиональных знаний, умений, опыта педагогов и фактическим его состоянием в условиях введения ФГОС;
  • укоренившейся практикой традиционной методической работой и необходимостью применения новых форм повышения профессионального мастерства педагогов с учетом их способностей к самообразованию и самоусовершенствованию.

Исходя, из противоречий очевидна проблема, какова в организации методического обеспечения профессионального личностного роста педагога в условиях введения в ФГОС.  Новые ценности методической работы определяются исходя из новой цели: методическая поддержка педагога как субъекта профессиональной деятельности, личностной самореализации, самоактуализации, самоорганизации в условиях введения ФГОС. В осуществлении методической работы  МБ ДОУ «Детский сад №260» лежат системный, личностно-ориентированный, деятельностный, индивидуально-творческий и другие подходы, базирующиеся на реализации ряда принципов: стимулирование субъектности; непрерывности; дифференциации и индивидуализации; связи содержания и методического сопровождения с практической деятельностью педагогов; опережающего характера содержания образования.

Анализ диагностики потребностей педагогов нашего коллектива позволяет говорить о том, что коллектив вышел на уровень ценностно-ориентационной зрелости (ориентация на саморазвитие и самореализацию).  Работа с коллективом такого уровня требует и собственного интенсивного профессионального личностного развития.

Существующая система мониторинга позволяет прогнозировать проблемные ситуации, направления профессионально-личностного роста педагога и гибко реагировать на изменения в развитии отдельного педагога и педагогического коллектива в целом.

Система мониторинга по терминологии М.М.Поташника позволяет разделить всех педагогов учреждения на две группы. Первая группа («новаторы» - 18%, «мастера» - 25%, «опытные - активные» - 34%) – педагоги самостоятельны и активны в процессе самообразования, способны самостоятельно или с незначительной помощью определится с темой, формой и мероприятиями. Задача старшего воспитателя (штатная должность в нашем учреждении) заключается в том, чтобы опосредованно готовя опытного педагога к ведению методической работы, научить его: планировать работу, изучить литературу по данному вопросу, отбирать необходимый материал. Таким образом, самообразование выступает одним из механизмов превращения личности педагога в творческую личность. Вторая группа («опытные - малоактивные» - 8%, «начинающие» -11%, «консерваторы» - 4%) – педагоги, затрудняющиеся систематически и качественно заниматься самообразованием,  определяться с темой самообразования формой и мероприятиями. Наиболее эффективными в работе с педагогами второй группы являются коллективные формы. Эти формы позволяют использовать коллективный опыт, охватывать большее количество рассматриваемых вопросов, а значит, приобретать больший объем знаний и умений.

Эффективными себя показали следующие формы методической работы: проведение диагностических мероприятий педагогов МБ ДОУ; изучение методической литературы, посещение курсов, семинаров; организация «Школы молодого педагога», клуба профессионального мастерства «Гармония»; проведение конкурсов, выставок, открытых мероприятий; создание творческих групп для реализации личностно-профессионального развития педагогов.

В систему методической работы входит выявление, изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта, индивидуального стиля профессиональной деятельности. Изучаются все стороны педагогической деятельности педагога: уровень теоретической и научно-методической подготовки, работа по подготовке и проведению занятий и различных мероприятий, работа с родителями, анализ и оценка качества ЗУН дошкольников, уровень их воспитанности и т.д. При анализе индивидуальности в деятельности педагога показывается и оценивается не каждый элемент в отдельности, а устанавливается взаимосвязь между ними, доказывается, что именно в совокупности они обеспечивают эффективное решение задач. В итоге появляются выводы общего порядка. Для распространения опыта используем различные формы презентации: наглядную печатную пропаганду; мастер-классы; аукцион педагогических идей; практический показ; работу школ передового опыта; творческие отчеты; мультимедийные презентации; защита опыта как системы. Обобщенный индивидуальный и коллективный передовой педагогический опыт представлялся на международных образовательных выставках-ярмарках «Учсиб», на Всероссийских научно-практических конференциях «Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения», на региональных и городских научно-практических конференциях, где отмечался медалями и дипломами.  

Проведенный проблемно-ориентированный анализ показал, что большинство педагогов нашего учреждения, имея индивидуальный ценный педагогический опыт по разным направлениям развития детей, затрудняются в его распространении через различные формы презентации. В поисках эффективных форм работы с педагогами возникла идея создания клуба «Гармония», который ставит своей целью: формирование профессионально успешной, конкурентоспособной личности в условиях участия в конкурсном движении. Работа клуба осуществляется совместно с психологом по двум направлениям. Первое направление «Совершенствование социально-педагогической культуры педагогов» - направлено на стимулирование инициативы, творчества, артистизма педагогов. Включает в себя: консультации «Культура внешнего вида», мини-конкурсы «Мои любимые песни», «Мои любимые поэты», тренинги «Оживи картинку», «Создай образ»). Второе направление «Психологическое сопровождение подготовки педагогов к участию в конкурсах, фестивалях, выставках» - направлено на формирование психологической готовности к конкурсным испытаниям. Включает в себя: консультации «Совершенствование коммуникативных умений общения», мини-лекцию «Помощники и враги коммуникации», тренинги «Развитие навыков публичного выступления», игры-релаксации, упражнения, психологические этюды, практические упражнения «Мысль одна, а слов много»,  «Найди пару»

Реализация концептуальных идей позволила получить следующие результаты методической работы. В учреждении работают 6 педагогов награжденных знаком «Почетный работник общего образования РФ». Имеют высшую квалификационную категорию 64% педагогов, первую – 36% . В коллективе 36% педагогов имеют авторские разработки. 88% педагогов владеют самостоятельно или освоили курсовую подготовку по современным информационным технологиям. Педагоги представляют свой опыт на районных, муниципальных и региональных конкурсах. Они являются победителями и призерами Всероссийского конкурса «Дошкольник года», «Росточек: мир спасут дети» , «Призвание – воспитатель», «Кузбасской выставки-ярмарки», конкурсов «Останови огонь!», «Безопасные дороги детям», фестиваль педагогических идей. Опытом своей работы педагоги нашего коллектива делятся на страницах всероссийских журналов, сборниках научно-практических конференций города Новокузнецка. Представленные результаты педагогической деятельности, признание коллег на различных уровнях является достойным подтверждением эффективности сложившейся системы методической работы нашего учреждения, способного успешно реализовать ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитания детей дошкольного возраста

В основе концепции воспитательной системы детского сада лежат три ключевые позиции:   1.     Самоценность дошкольного периода жизни человека (теория А. В.Запорожца) ...

«Формирование гражданских качеств личности», содействие реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Приоритетных Национальных Пр

Проведен ряд бесед, занятия по психодраме: «Что такое хорошо, и что такое плохо», «О заботливом отношении к людям», «Вежливость и тактичность», «Этика взаимоотношений между юношами и девушками», цикл ...

Разработка и реализация концепции воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ как условие взаимодействия вуза и общеобразовательной практики

Федеральными государственными требованиями определен принцип партнёрского взаимодействия с родителями. ФГТ ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного ...

Долгосрочный практико-ориентированный проект «Концепция образа жизни в стиле хюгге»

laquo;Что такое «хюгге?»Хюгге - способность ценить обычные удовольствия жизни и наслаждаться моментом.Сложно произнести и еще сложнее объяснить датское слово хюгг...