Статья на тему:«Педагогическая концепция Л.Н. Толстого и возможность использования её в практике ДОУ».
статья по художественной литературе

Данный материал полезен для студентов и воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx45.65 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №112 Невского района Санкт-Петербурга

Статья

Тема: «Педагогическая концепция Л.Н. Толстого и возможность использования её в практике ДОУ».

                                                                   Составила: воспитатель

                                                                    Кузьмина Галина Юрьевна

                                                                Санкт-Петербург

                                                          2018
Педагогическая концепция Л.Н. Толстого и возможность использования её в практике ДОУ.

Лев Николаевич Толстой (1826(28) - 1910) – великий русский писатель, известен и как педагог, мыслитель, всю жизнь посвятивший детям, образованию, педагогике.Краткая биография Л.Н.Толстого

Л.Н. Толстой очень много уделял внимания теории и практике свободного воспитания.

 В Ясной Поляне Л.Н. Толстой открыл школу для крестьянских детей, где проводил большую экспериментальную работу по свободному воспитанию. Свои взгляды активно пропагандировал на страницах журналов, в письмах, статьях, где призывал людей избавиться от гнета, обрести свободу мысли, воспитывать детей так, чтобы не нарушать их внутренний мир, развивать в них творческое начало. Также он пытался создать свою методику обучения и воспитания.

Жизнь Л.Н. Толстого протекала в очень сложное и противоречивое время. Остро стоял вопрос о крепостных крестьянах. Реформа, проведенная в 1861 году, немногим помогла крестьянину. Долгое время свобода крестьян оставалась лишь юридической, мнимой. Все эти и многие другие противоречия отразились в философских и педагогических взглядах Л.Н. Толстого

 Он старался раскрыть закономерности образовательно-воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки. Осуждая буржуазную педагогику, Лев Николаевич предлагал учителям смело становиться на путь экспериментирования, что должно было содействовать развитию педагогики как науки. «Не философскими откровениями в наше время может подвинуться наука Педагогика, но терпеливыми и упорными повсеместными опытами»

Единственным критерием педагогики Толстой объявлял свободу, единственным методом - опыт. Толстой ставил перед собой задачу выстроить новую педагогическую систему. Для создания новой педагогики Толстым была использована Яснополянская школа - своеобразная педагогическая лаборатория, экспериментальная школа, но великий педагог хотел, чтобы каждая школа стала «опытом над молодым поколением, дающим постоянно новые выводы».

Толстой создал оригинальную систему дидактических взглядов, обогатившую науку новым подходом к решению основных проблем образования и воспитания. Сообщение учащимся широкого круга знаний и развитие творческих сил ребенка, его инициативы и самостоятельности - такова основная задача Толстовской школы. Цель воспитания, по Толстому, должна заключаться в стремлении к гармоническому развитию всех сил и

способностей детей.

Исходя из принципа свободы в педагогике, Толстой обосновывал и всю педагогическую концепцию. Толстой по-новому подошел к пониманию сущности учебного процесса. Толстой-педагог велик тем, что глубже и всесторонне, чем кто-либо из его современников, последователей и предшественников, понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов и устремлений. Помещая в центр своей педагогической концепции личность ребенка, он выстраивает вокруг нее систему дидактических принципов, которую мы ниже рассмотрим, в частности, следующие принципы:

* принцип сознательности и активности обучения;

* принцип связи обучения с жизнью;

* принцип доступности обучения;

* принцип прочности усвоения знаний;

* принцип природосообразности.

Большое место он отводит принципу сознательности и активности. Обучение, как справедливо утверждал Толстой, - многосторонний процесс, а не только воздействие лишь на интеллект ребенка. Это - процесс активного, сознательного и творческого, а не механического усвоения детьми сообщаемых им в школе знаний и навыков. Еще раз подчеркнем, что в процессе обучения Толстой придавал большое значение развитию самостоятельности и творческого мышления у учащихся. Он писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать... В каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожить в каком бы то ни было преподавании и которое особливо обнаруживается недовольством при срисовывании с образцов»

Важным Л.Н. Толстой считал развивать: творчество детей используя принцип наглядности. –Книга же для детей должна выполнять следующие требования:1) высокая художественность;2) сжатость и простота;

3) богатые и разнообразные содержания;4) истории о русской жизни;

5) рассказы на нравственные темы.

Особое место в дидактических взглядах Толстого занимает принцип связи обучения с жизнью. Анализируя педагогическую систему немецких школ, которая была оторвана от жизни, от народа, Лев Николаевич справедливо подмечал, что чем богаче и разностороннее жизненный опыт учащихся, тем больше возможностей успешно обучать детей в школе, тем легче установление межпредметных связей и повышение учебной мотивации.

В школьные учебники Толстой считал необходимым включить материал из жизни родной страны, истории народа, его быта, о русской природе, все то, что близко и доступно детям. С помощью рассказов, басен и сказок он знакомил детей с жизнью людей и животных, явлениями природы. Это вызывало большой интерес учащихся к знаниям, необычайно оживляло учебный процесс.

Из данного принципа естественным образом вытекает принцип доступности обучения, то есть сообщение учащимся сложного учебного материала в доступной форме. В качестве основ успешного обучения Толстой назвал соблюдение двух основных дидактических требований:

«1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно

2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях.»

Лучшим приемом для достижения доступности обучения Толстой считал накопление учащимися возможно большего количества конкретных сведений и фактов, в отличие от традиционного сообщения обобщенных и отвлеченно-абстрактных истин. По Толстому, педагогу необходимо исходить от конкретного, жизненного опыта детей, от частных фактов и явлений вести детей к обобщениям. Толстой рекомендовал учителям обращать внимание учеников на полное понимание совершаемых ими действий, использовать элемент проблемности в обучении, подводить учащихся к самостоятельному выведению правил, заключений. Вот как он формулирует данное положение в своем педагогическом труде «Общие замечания для учителя»: «Давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания, но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений, подразделений и всякой терминологии.» Л. Н. Толстой внес неоценимый вклад в разработку принципа прочности в обучении, наметил некоторые черты своеобразной системы, а также условий, средств и приемов, направленных на достижение в процессе обучения высокой степени прочности знаний, умений и навыков.

Прочность усвоения для Толстого естественным образом связана, взаимопереплетена с сознательной умственной деятельностью учеников, то есть с принципом сознания и активности. Толстой не считал зазубренные, выученные наизусть слова, фразы признаком прочности знаний или даже наличием каких-либо знаний. Механическое заучивание как способ усвоения знаний получило у Толстого отрицательную оценку. Особенно резкой критике подверглась господствовавшая в те годы схоластическая система повторения, поурочного контроля знаний и экзаменов, основанных на зазубривании.

Важной предпосылкой прочного усвоения знаний Лев Николаевич считал такой фактор, как наличие у школьника четкого понимания смысла, самой идеи знания и каждого из его слагаемых, осознание учеником жизненной значимости изучаемого материала. Таким образом, в педагогической концепции Толстого существует тесная взаимосвязь основополагающих принципов. Понимание целей знаний оживляет ум ученика, мобилизует его волю и силы на преодоление трудностей учения и достижение его высших результатов. Без соблюдения этого условия учитель не имеет права требовать от учеников закрепления в памяти того или иного знания или навыка. «Ни один человек и ребенок не был бы в силах учиться,- писал Толстой,- нежели бы будущность его учения представлялась ему только искусством писать или считать... Для того, чтобы ученик мог отдаться весь учителю, нужно открыть ему одну сторону того покрова, который скрывал от него всю прелесть того мира мысли, знания поэзии, в которой должно ввести его ученье. Только находясь под постоянным обаянием этого впереди его блещущего света, ученик в состоянии так работать над собой, как того мы от него требуем». Существенными признаками прочного знания Толстой считал понимание сути

Исходной психолого-педагогической позицией Л. Н. Толстого в подходе к выше рассмотренной проблеме прочности усвоения знаний, умений и навыков была опора на природное стремление ребенка к знанию. Принцип природосообразности, присущий всей педагогической концепции Толстого, и здесь оказался ведущим.

«Желание учиться в детях так сильно, отмечал он, что для удовлетворения этого желания они подчиняются многим трудным условиям и простят много недостатков». Природное стремление ребенка к знанию, к открытию нового для себя является драгоценнейшим естественно-педагогическим условием, которое учителю необходимо всячески оберегать от разрушения и потерь. «Образование есть потребность всякого человека»,- писал Толстой в статье «Сельский учитель»,- поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности. Вернейший признак действительности и верности пути образования есть удовлетворение, с которым оно воспринимается. Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся».

Преобладающей формой занятий был не урок в обычном смысле, а свободная беседа с учениками: в ходе ее дети обучались чтению, письму, арифметике, закону божью, усваивали грамматические правила, доступные для их возраста сведения по истории, географии, природоведению. Их обучали также рисованию, пению.

Таким образом Л. Н. Толстой старался раскрыть закономерности образовательно-воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки. Осуждая буржуазную педагогику с ее догмами, Лев Николаевич предлагал учителям смело становиться на путь экспериментирования, что должно было содействовать развитию педагогики как науки. «Не философскими откровениями в наше время может подвинуться наука Педагогика, но терпеливыми и упорными повсеместными опытами».

Наше время – это время преобразований в социальной и духовной жизни общества. Педагогические поиски Л.Н. Толстого словно отражают проблемы наших дней и предлагают свежий, оригинальный взгляд на вопросы современной педагогики. Главное желание писателя – научить детей творчески мыслить, формировать их духовные потребности и нравственные качества. Нельзя быть человеком равнодушным, иначе не сможешь войти в мир ребенка, правильно понять проявления его характера. Толстой категорически отвергает как средство воспитания насилие, подавление воли, унижение человеческого достоинства.

В основе деятельности детского образовательного учреждения  лежит следующая идея: каждый ребенок неповторим и имеет право на собственное «Я». Все педагогическое воздействие направлено на ребенка, на построение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка и организацию развивающей среды.

Сегодня ключевой проблемой в системе дошкольного образования является гуманизация всей педагогической работы. Поэтому педагогам надо обращаться к идеям Толстого, Цель педагогов -это формировать творческую личность ребенка, выделяя приоритетными такие ее качества, как психическое и физическое здоровье, трудолюбие, милосердие, доброта, терпимость, миролюбие, любовь к природе, к своему народу, его истокам, тяга к творчеству, самосовершенствованию, самореализации.

Новая технология требует ничего не навязывать ребенку (свободный выбор для реализации своих взглядов, вкусов), не сковывать его (исключать страх, насмешку); создавать возможность строить догадки, задавать вопросы; признавать ребенка личностью.

Основной метод обучения по технологии - игровой, формы организации нетрадиционны: обучаясь, дети могут сидеть, лежать, стоять, словом, вести себя совершенно свободно.

При планировании содержания обучения использовалась блоковая подача материала, учитывающая психофизиологические особенности возраста, индивидуальность каждого ребенка.

Важным направлением является социально-эмоциональное развитие ребенка. Дети посещают с экскурсии, каждый месяц организовываются, вечера досуга, посвященные народному творчеству. Это позволяет выявить индивидуальные особенности, разбудить у ребят творческую активность, желание самостоятельно экспериментировать, побуждать детей и педагогов к самовыражению и импровизации.

Огромное значение имеет развивающая среда. Работа по созданию развивающей среды положительно влияет на эмоциональное благополучие ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности.

В заключение хочется сказать: «умейте открыть душу ребенка, дайте пищу его уму, дайте направление его неиссякаемой энергии, и он будет прилежен, старателен, трудолюбив. При интересном преподавании и

правильной организации ученик без страха и без палки усвоит в тысячу раз больше, чем при принудительном преподавании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"

В статье говорится о наиболее важных условиях успешного развития детского художественного творчества....

Статья на тему "Педагогическая деонтология"

Статья для учителей-логопедов по теме "Личность логопеда". В статье описано взаимодействие учителя-логопеда с детьми, родителями, сотрудниками....

Статья по теме: Педагогическое исследование: "УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В данном материале представлены все этапы педагогического исследования проблемы нарушения осанки у детей старшего дошкольного возраста. Описаны последствия различных нарушений, даны множество рекоменд...

Статья на тему "Педагогические технологии в музыкальной деятельности"

Педагогические технологии в музыкальной деятельности...

Статья на тему:"Педагогическая технология как форма организации педагогического процесса в ДОО"

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный на...

Статья на тему:"ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА НА ПРАКТИКЕ"

Статья на тему: "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА НА ПРАКТИКЕ"...

Статья на тему: "Педагогические практики инклюзивного образования, работа с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт и оценка перспектив"

Концепция семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями определяет основную идею работы с семьей – достижение гармоничной жизни семьи с нестандартным ребенком и максимальное развити...