Эффективное развитие нашей ДОО в условиях введения ФГОС
статья на тему

Исхакова Элла Михайловна

 

Произошедшие в нашей стране социальные и экономические переменые внесли существенные изменения в российскую систему дошкольного образования. Современное дошкольное учреждение по своему предназначению стало многофункциональным. Приняты значимые нормативные документы, которые определили новые приоритеты развития дошкольного образования, это: закон «Об образовании в РФ», Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. В новом Стандарте целью образования становится   главным – умение самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в соответствии с условиями быстро меняющего мира.  Проводимая политика государства в области образования  нацеливает образовательные учреждения на  осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение качества образовательных услуг, рост профессиональной компетентности педагога. Эффективное решение этих задач возможно только в учреждении, готовом работать в инновационном режиме, конкурентоспособном на рынке образовательных услуг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «81» ЭМР САРАТОСКОЙ ОБЛАСТИ

Выступление по теме:

Эффективное развитие нашей ДОО в условиях введения ФГОС.

Материалы разработала:                                                                                                              старший воспитатель МБДОУ №81                                                                                     Исхакова Э.М.

г.Энгельс-2015 г

   Произошедшие в нашей стране социальные и экономические перемены не смогли не отразиться и не внести существенные изменения в российскую систему дошкольного образования. Современное дошкольное учреждение по своему предназначению становится многофункциональным. Приняты значимые нормативные документы, которые определили новые приоритеты развития дошкольного образования, это: закон «Об образовании в РФ», Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. В новом Стандарте целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальной учебной деятельности и на их основе усвоения базовых знаний, а главное – умения самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в соответствии с условиями быстро меняющего мира.

   Проводимая политика государства в области образования  нацеливает образовательные учреждения на  осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение качества образовательных услуг, рост профессиональной компетентности педагога. Эффективное решение этих задач возможно только в учреждении, готовом работать в инновационном режиме, конкурентоспособном на рынке образовательных услуг.

          Условия эффективного развития  нашего ДОУ:

  • Организационно-правовое обеспечение;
  • наличие концепции развития ДО;
  • наличие кадрового потенциала, создание материально-технической базы, организация научно-методического сопровождения;
  • создание в коллективе благоприятного социально-психологического климата, подготовка педагогов к реализации программы развития, общность интересов всех участников инновационного процесса;
  • предоставление свободы выбора в решении поставленных задач;
  • выбор педагогически целесообразных, оптимальных технологий инновационной деятельности;
  • взаимодействие с социумом, обмен опытом и формирование совместного потенциала;
  • открытость ДОУ, формирование внешних связей;
  • осуществление целесообразного управления;
  • изучение и использование позитивного опыта других ДОУ, создание собственного инновационного банка.

1.Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности МБДОУ «Детский сад № 81» функционирует в соответствии с нормативными документами в сфере образования Российской Федерации. В настоящее время в организации функционирует 20 групп, общая численность воспитанников -450 человек. В ДОУ создана нормативно-правовая база  соответствующая требованиям законодательства в сфере образования.                  (Устав ДО; наличие лицензий и документов о государственной регистрации; разработанные локальные акты и положения; наличие ООП ДО,  Программы развития ДО, программы «Здоровье» и иных документов).

2. Концепция развития ДО. Реализацию поэтапного планомерного введения инноваций в образовательный процесс и осуществить результативное функционирование помогает Программа развития ДОУ составлена  на 2014-2017 годы (Приказ №16 от 20 июня 2014 года). В этом  документе заложена  прогностическая информация о развитии дошкольной организации способной эффективно понижать неопределенность будущего развития для всех субъектов образовательного процесса.

Цель программы:  

Создание целостной системы условий, направленных на повышение эффективности и качества услуг, с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС.

Приоритетное направление работы ДОУ:

Целостное духовно – нравственное воспитание и  развитие личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно – нравственных традиций русского народа.

3.Кадровая характеристика.  Общее количество педагогических работников – 51 человек (заведующий детским садом, старший воспитатель-1, музыкальный руководитель-4 , учитель – логопед-2, инструктор по физической культуре-2, педагог-психолог-2, воспитатели-39). Медицинских работников - 2 человека. Укомплектованность кадрами - 100%.  Коллектив стабильный, текучесть кадров отсутствует. Группу «без категории» составили вновь устроившиеся воспитатели, которые в соответствии с порядком аттестации педагогических кадров имеют возможность пройти процедуру аттестации по истечении двух лет стажа в одном учреждении. Основной педагогический состав имеет стаж педагогической работы от 15 до 20 лет и стаж от 20 до 30 лет. Воспитатели постоянно повышают свою квалификацию: работают по темам самообразования, изучают методическую литературу, новинки педагогики, участвуют в городских методических объединениях, конкурсах профессионального мастерства; проходят курсы повышения квалификации переподготовки кадров.

Прошли курсы повышения квалификации в  СарИПК и ПРО:                                     2013 г.- 6 человек                                                                                                                          2014 г. -15 человек                                                                                                                               2015 год- 5 человек.

Так же в 2015 году прошли курс повышения квалификации в Ульяновском педагогическом институте:                                                                                                        -2 человека

Курс профессиональной переподготовки прошли в 2015 году:                                             - старший воспитатель: 1 человек.                                                                                                             - воспитатели: 13 человек,                                                                                                  - инструктор по ФК: 2 человека.

Повышают свое образование, обучаясь в Саратовском государственном университете им. Н.Г.Чернышевского:                                                                                       - 4 человека.

Материально - техническое обеспечение. МБДОУ «Детский сад  № 81»  имеет два изолированных корпуса: 1корпус-13групп,  2 корпус- 7 групп, в каждом корпусе музыкальный и физкультурный залы, свой медицинский кабинет.

Группы для детей раннего возраста располагаются на 1-м этаже, для детей от 3 до 7 лет размещаются на1-м и  2-м этажах. В дошкольной организации создана предметно-развивающая среда, которая позволяет в полном объеме реализовать воспитательно-образовательные задачи. Каждая групповая комната имеет индивидуальный интерьер, оснащение  игровым и учебным материалом  соответствует возрастным особенностям воспитанников. В связи с введением ФГОС ДО и требованиями к реализации основной общеобразовательной программе дошкольного образования проводится обновление предметно – развивающей среды.  Выбор развивающих  игр, игрушек, дидактического материала, обоснован ФГОС ДО  к созданию предметно-пространственной развивающей среды, что способствует обеспечению  реализации ООП ДО. В группах осуществлено  зонирование  для всех видов деятельности ребенка (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой, музыкально-художественной, двигательной). Целенаправленное  и поэтапное приобретение материалов и оборудования для развития детских видов деятельности способствует качественному оснащению воспитательно-образовательного процесса в нашего ДОУ.

Методическое обеспечение. Спланированная система методического сопровождения педагогов  нашего ДОУ сформировала психологическую и мотивационную готовность  к реализации ФГОС. При этом используются  различные формы методической работы: консультации, семинары, открытые мероприятия, распространение опыта работы через публикации в печати, участие  в городских конкурсах, курсовая подготовка педагогов, создание рабочей группы по реализации ФГОС ДО.

Участие педагогов  в мероприятиях федерального уровня:                                                    -  1 педагог (ст.воспитатель Исхакова Э.М.) участвовала –в  Международной научно-практической конференции «Единая образовательная среда,  как фактор социализации обучающихся», проводимой ГАУ ДПО «СОИРО» совместно с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», комитетом по образованию администрации муниципального образования  г.Саратов, муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодежи»,  г. Саратов, 18 февраля 2015 года.

    - 2 педагога  (ст.воспитатель Исхакова Э.М., воспитатель Рубцова С.В.) участвовали – в 15-й Всероссийской научно-практической конференции и стажировки «Игровые комплексы в работе с дошкольниками, создание и использование» 27-29 апреля 2015г.,  г. Ульяновск;

     -3 педагога (воспитатели Рубцова С.В, Филатова Н.О., Коншина А.Н.) участвовали – во Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Система реабилитации лиц с ОВЗ: научные подходы и практическая реализация», 27-28 мая 2015г., г.Саратов,  НИ СГУ им. Н.Г.Чернышевского и ГАОУ СО Центр «Парус надежды»;

     -7 педагогов в Международной научно-практической конференции «Инновационное реформирование экономики и общества в условиях глобальной нестабильности» г. Саратов, 16 февраля 2015 г.:                                                        -заведующий МДОУ   Моисеенко Т.В.                                                                                              -старший воспитатель МБДОУ  Исхакова Э.М.                                                                                      -педагог-психолог Морозова Т.М.                                                                                           - воспитатели: Рубцова С.В., Филатова Н.О,  Корнеева Е.В., Михайлова И.А.

Участие педагогов  в мероприятиях  регионального уровня:  -2 педагога участвовали в III-х Областных педагогических православных чтениях,  15 октября 2015 года:                                                                                                                  - доклад заведующего МДОУ   Моисеенко Т.В. «Введение православного компонента в ДОУ».                                                                                                              –презентация опыта, старший воспитатель МБДОУ  Исхакова Э.М.  

- воспитатель Сычевская Н.А. в конкурсе методических разработок «Педагогический Олимп. Дошкольное образование» в номинации «Удивительный мир искусства» 2014г.

Участие педагогов  в мероприятиях  муниципального уровня:

-1 педагог (ст.воспитатель Исхакова Э.М.) участвовала- в Покровских педагогических чтениях с докладом «Ознакомление детей с православной культурой через духовно-нравственное воспитание в ДОУ», 23 октября 2015 года.

  - 2 педагога ( воспитатели Рубцова С.В., Филатова Н.О.),   участие в заседании ассоциации воспитателей ДОУ «Способы формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного образовательного учреждения»  08.04.2015г  г.Энгельс.    

-1 педагог (воспитатель Сычевская Н.А.)  конкурс  «Лучший мастер-класс педагога ДОУ» в номинации «Поиск, творчество, вдохновение» 25.12.2014г. 

- Воспитанники кружка «Музыкальная капель», под руководством музыкального руководителя Малютиной И.Н., участвовали в  проведении муниципального фестиваля детского творчества «Дню Победы посвящается» 07.05.2015 г.                 

 4.Условия эффективного осуществления образовательного процесса. Рабочей группой ДОУ содержание основной образовательной программы переработано и приведено в соответствие с ФГОС ДО, разработаны рабочие программы во всех возрастных группах. На основании Приказа Министерства образования Саратовской области №2573 от 25 августа 2015 года, с 1 сентября 2015 года педагогический коллектив приступил к выполнению данного приказа  и совместно с «Основной общеобразовательной программой ДОУ» работает по утвержденной программе  «Добрый мир. Православная  культура для малышей» (методическое пособие, 2 изд.  Л.Л.Шевченко.  М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014г),  как муниципальная базовая площадка по внедрению православного компонента.

     Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.

Наш коллектив определил для себя задачи:

-приобщить детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,

-способствовать раскрытию духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,

-способствовать активизации позитивных, гармонично выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников,

-формировать гражданское самосознание, любовь к Родине и русскому народу,

-способствовать охране и укреплению душевного, духовного и физического здоровья детей,

-создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

Основные блоки программы духовно – нравственного воспитания дошкольников:

- Основы православной культуры;

- Путешествие в прошлое;

- Край, в котором ты живешь;

- Семья, радость моя.

Комплект реализуемых программ обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка дошкольного возраста. Количество и продолжительность занятий соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Каждый раздел реализуемой программы прорабатывается на непосредственно организованных занятиях, в совместной и свободной деятельности. Важная роль педагогами ДОУ отводится обучающей и развивающей работе  в совместной игровой деятельности. Между воспитателем и ребенком осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие. Педагоги ДОУ особо  уделяют внимание формированию положительной самооценки и раскрытию индивидуальности детей. Этому способствует проведение индивидуальной работы с воспитанником. Педагогический коллектив понимает важность игровой деятельности в жизни дошкольников и уделяет много внимания её развитию. В группах ДОУ имеются специально оборудованные для сюжетно – ролевой игры уголки, театральные зоны, зоны с учетом гендерных особенностей воспитанников. В работе с детьми педагогами широко применяются  игровые моменты и мотивировки, часто они основаны на использование русских народных сюжетов, фольклора. Это способствует развитию речевой деятельности детей. В саду  с этой целью спланирована  система занятий, коррекционная работа с учителем- логопедом, создана речевая среда в группах,  систематически проводятся литературные праздники и викторины. Многие группы ДОУ оснащены игровым оборудование Воскобовича, что позволяет более эффективно проводить с детьми образовательную работу.

Художественно - эстетическое воспитание строится на основе приобщения детей к русскому народному искусству и православной культуре. В детском саду создан мини-музей «Русская изба», которая воссоздает быт и уклад жизни на Руси. Изба оснащена различной утварью и образцами народно-прикладного искусства, что позволяет детям приобщиться к быту и культуре наших предшественников, педагоги прививают детям любовь к Родине, а так же формируют у них патриотические чувства и помогают осознать себя гражданином великой страны и великого народа. Рабочей группой было разработано Положение о мини-музее «Русская изба», создан Паспорт, разработан  тематический план проведения занятий в мини-музее для детей от второй младшей до подготовительных групп. Педагоги разработали и собрали конспекты занятий по приобщению детей к русской народной культуре, разработали занятия на основе русских сказок, использовали при проведении занятий народный фольклор. Часть занятий посвящена русским православным праздникам, которые глубоко вошли в жизнь нашего народа. Собрана коллекция презентаций по программным видам прикладного и декоративного искусства и ремесел на Руси. В ДОУ имеется  костюмерная с русскими народными костюмами, изготовлены костюмы героев русских народных сказок, собраны народные музыкальные инструменты. Так же в методическом кабинете ДОУ собрана коллекция изданий «Великие художники мира»,  картины русских художников

5. Наши достижения. На профессионально-личностный рост педагогов влияют такие факторы, как профессиональная подготовка; участие в методической работе; педагогические достижения; творческие достижения и профессиональные заслуги.

 В 2015 году наши педагоги  приняли участие в конкурсных мероприятиях различного уровня.  Педагог нашего ДОУ Рубцова С.В. стала  Победителем муниципального и регионального этапов  Всероссийского конкурса «Воспитатель года - 2015». Участвовала во всероссийском этапе этого конкурса, презентовала свой опыт работы в Москве.

- воспитатель Сычевская Н.А. стала Победителем муниципального конкурса «Лучший мастер-класс педагога ДОУ» в номинации «Поиск, творчество, вдохновение» 25.12.2014г.

- воспитатель Сычевска Н.А.  заняла III место в региональном конкурсе методических разработок «Педагогический Олимп. Дошкольное образование» в номинации «Удивительный мир искусства» 2014г.

    09 декабря 2015 года на базе  нашего ДОУ состоится районный методический  семинар «Образовательная среда ДОУ, как важное условие развития детей». Педагогам города будут представлены  открытые мероприятия по духовно-нравственному воспитанию детей старшего возраста с учетом ценностей  русской  православной культуры. Педагоги продемонстрируют методы формирования у детей субъектной позиции в образовательном процессе на основе ФГОС ДО.

6. Формирование внешних связей. Важным фактором эффективного развития ДОУ является активное и плодотворное сотрудничество с социумом.

Наш детский сад взаимодействует на основе договоров  с такими организациями, как                                                                                                                                                         - МБОУ «СОШ № 15»,                                                                                                                     -  МБОУ «СОШ № 23», педагогический состав школ отмечает высокую степень сформированности школьно-значимых функций у воспитанников нашего ДОУ.                                                                                                              -Приход храма во имя Пророка Илии,                                                                                -  воскресная школа «Милоть»,                                                                                                                                            - детская поликлиника № 1, г.Энгельс-1,                                                                                                                             - музей тыла Дальней авиации в/ч 06987-п,                                                                                                                    -центр « Позитив».

В ДОУ сложился хороший микроклимат, доброжелательные  отношения между взрослыми и детьми, дети эмоциональны,  коммуникабельны, с удовольствием играют, с желанием ходят в детский сад. У нас  сложились определенные традиции. Это празднование: дня знаний, дня пожилого человека, когда мы навещаем своих коллег ушедших на заслуженный отдых; готовим праздничные плакаты ко Дню Матери; проводим  рождественские колядки, полюбилось взрослым и детям  празднование и проводы Масленицы,  конкурсы по изготовлению пасхальных подарков; приглашаем пап принять участие в совместном праздновании «День защитника Отечества», «День защиты детей» вызывает у детей радость от проведения спортивных соревнований и конкурсом «Рисуем на асфальте», проводим летние спортивно-музыкальные праздники,  совместные мероприятия для детей и родителей.  

В условиях работы в соответствии с ФГОС в ДОУ используются, как традиционные, так  и новые формы и виды взаимодействия с семьей, постоянно обновляются условия и содержание этой работы. Педагогами осуществляются  мини-проекты с помощью которых родители вовлекаются  в педагогический процесс и становятся активными  участниками жизни сада. Был реализован проект «Голубь мира», направленный на формирование патриотического сознания у детей, формирование уважительного отношения к старшему поколению и благодарности за их подвиг в годы войны. В честь  празднования 70-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне был так же реализован проект «Аллея Памяти», на который были приглашены ветераны ВОВ, боевые офицеры запаса и военнослужащие из В\Ч 06987-п. Дети совместно со взрослыми высадили деревья и провели праздничный концерт для гостей.

Таким образом, эффективностью работы ДОУ в условиях реализации ФГОС являются повышение результативности образовательного процесса, повышение  профессиональной компетентности педагогов, активное взаимодействие с семьями воспитанников и окружающим  социумом, а так же организация инновационной деятельности,  как одно из обязательных условий развития дошкольной организации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие игровой деятельности в условиях введения ФГОС ДО.

Развитие игровой деятельности в условиях введения ФГОС ДО...

Методическое сопровождение создания условий для профессионального развития педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.

          1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Впервые в истории дошкольного образования ...

Знакомство детей раннего возраста с сенсорными эталонами как средство развития познавательных способностей в условиях введения ФГОС в ДОО

В сообщении из опыта описана работа педагога с детьми 2- 3 лет по развитию сенсорных способностей воспитанникови влияние их на всестороннее развитие малыша. Приложены игры на формирование сенсорных эт...

"Развитие игровой деятельности в условиях введения ФГОС ДО "

quot;Развитие игровой деятельности в условиях введения ФГОС ДО...

Презентация "Развитие игровой деятельности в условиях введения ФГОС"

Технология игрового обучения входит в классификацию современных образовательных технологий. И в свою очередь данная технология имеет собственную классификацию, т.к. включает в себя  достаточно об...

Опыт работы по познавательному развитию дошкольников в новых условиях введения ФГОС ДО.

План.Особенности организации образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников в новых условиях введения ФГОС ДО.Познавательный интерес как важнейший мотив и средства педагогов, не...