Исследовательская работа "Развитие речи у детей предшкольного возраста как основа дальнейшего эффективного обучения в школе"
методическая разработка на тему
Развитие речи у детей предшкольного возраста является основой эффективного дальнейшего обучения в школе, а также необходимым условием успешного личностного развития, поэтому педагогам дошкольных образовательных учреждений необходимо уделять значимое внимание данной образовательной области. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного дальнейшего обучения в школе. В данной работе, воспитателем изучена данная проблема и предложен практичекский опыт по развитию речи у детей предшкольного возраста как основа дальнейшего эффективного обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 67.4 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №59»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
на тему
«Развитие речи у детей предшкольного возраста
как основа дальнейшего эффективного обучения в школе»
Выполнила: Белова Евгения Владимировна, воспитатель подготовительной группы, второй квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №59» |
Оренбург, 2014
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного дальнейшего обучения в школе.
Основные характеристики психического развития детей 6-7 лет:
- у детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность проявляется в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков;
- у ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах;
- он умеет учитывать интересы других детей, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы;
- умеет следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил;
- новый этап развития познавательных способностей;
- преобладание общественно значимых мотивов над личностными;
- формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие;
- самооценка старшего дошкольника адекватна, завышена.
В 6–7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.
У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д.
Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).
Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).
В 6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) . К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.
Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).
Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).
Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.
Круг чтения ребёнка 6-7 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.
Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.
Все эти характеристики свойственны ребенку 6-7 лет, готовому к школьному обучению. Именно эти критерии и учитываются педагогами и психологами при поступлении ребенка в школу.
Развитие речи у детей предшкольного возраста является основой эффективного дальнейшего обучения в школе, а также необходимым условием успешного личностного развития, поэтому педагогам дошкольных образовательных учреждений необходимо уделять значимое внимание данной образовательной области.
Задачи воспитания звуковой стороны речи у детей предшкольного возраста можно сформулировать следующим образом:
1. Работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи.
2. Формирование представлений детей о линейных звуковых единицах звук-слог-слово-предложение-текст.
3. Различение звуков по их качественной характеристике – гласные и согласные (звонкие и глухие, твердые-мягкие).
4. Обучение звуковому анализу слова (выделение звука в начале, середине и конце слова), вычленение шипящих и свистящих звуков в начале слова, нахождение одинакового звука в разных словах.
5. Развитие умения анализировать слова различной структуры – называние слов с одним, двумя, тремя звуками, определение количества слогов.
6. Нахождение слов, сходных и различных по звучанию.
Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи, таким ее элементам, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи. Развивается умение изменять интонацию: дети произносят заданную фразу с вопросительной или восклицательной интонацией (ласково, сердито, жалобно, радостно, грустно).
Актуальность:
Большинство телевизионных программ, мультфильмы, кино, компьютерные игры захватывают наших детей целиком и полностью, не принося никаких положительных результатов. Если раньше мультипликационные герои становились предметом для подражания, показывая пример истинного нравственного поведения, то в настоящее время, телевидение полно сцен драк, разрушений, эгоизма. На занятиях по развитию речи необходимо уделять внимание воспитанию положительных моральных качеств, именно поэтому мною была разработана система занятий по развитию речи на тему: «Уроки нравственного воспитания на занятиях по развитию речи». На этих занятиях дети не только будут совершенствовать свои речевые навыки, но и научатся сопереживать, оказывать помощь окружающим. Вежливость и доброта всегда победят любое зло.
План системы занятий на тему: «Уроки нравственного воспитания на занятиях по развитию речи»:
- НОД «Кто окружает нас в детском саду?».
- НОД «Поможем зайчику найти свою маму».
- НОД «Доброе слово приятно любому».
- НОД « Пересказ рассказа К. Ушинского «Пчелки на разведках».
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №59»
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
ТЕМА: «Кто окружает нас в детском саду»
Образовательная область: «Ребенок и окружающий мир»
Выполнила: Белова Евгения Владимировна, воспитатель подготовительной группы, второй квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №59» |
Оренбург, 2014
Актуальность: данная тема актуальна, т.к. необходимо расширять представление детей о профессиях. Дети находятся в детском саду большую часть времени, поэтому они должны знать, кто заботится о них, а также разграничивать специфику деятельности людей той или иной профессии. Возраст школьников позволяет в игровой форме знакомить детей с окружающей его действительностью.
Цель: Возбудить интерес детей к профессиям людей, окружающих их в детском саду, вызвать желание относиться к ним с уважением и признательностью. Уточнить и расширить предметный и глагольный словарь по теме «Профессии детского сада».
Задачи:
Развивающие:
- развивать любознательность детей старшего дошкольного возраста через реализацию комплекса образовательных областей;
- развивать свободное отношение со взрослыми и сверстниками;
Воспитательные:
- воспитывать умение наблюдать и анализировать;
- воспитывать уважительное отношение к людям, которые детей окружают.
Образовательные:
- закреплять знания детей о профессиях детского сада;
- продолжать учить объединять слова в одну тематическую группу «профессии»;
- закреплять знания детей о специфике деятельности повара, воспитателя, заведующего, дворника, медсестры.
Приемы руководства деятельностью детей:
- беседы, комментарии в соответствии с сюжетной линией;
- игровой комплекс;
- сюжетный момент;
- анализ деятельности.
Оборудование и материалы:
Карточки с изображением людей разных профессий, карточки с загадками, кукла Мальвина, мяч для игры.
Виды детской деятельности:
- коммуникативная;
- познавательная;
- двигательная.
Критерии оценки деятельности детей в НОД:
- Активность.
- Самостоятельность.
- Взаимодействие со сверстниками.
- Эмоциональность.
- Любознательность.
Интеграция образовательных областей:
Познание: дети интересуются новыми понятиями.
Коммуникация: проявляют дружеские отношения к сверстникам, с удовольствием участвуют в играх и заданиях.
Социализация: развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Здоровье: понимают важность режимного момента для здоровья.
Физическая культура: сохраняется двигательная активность детей.
План НОД:
- Вводная часть 5 мин
(Организационный момент – Д/и «Передай настроение по кругу», создание мотива для деятельности детей, определение цели).
- Основная часть 20 мин
(Планирование деятельности, беседа, определение способа действия, образец выполнения, игровая деятельность – Д/и « Нарисуй словесный портрет», «Скажи наоборот», « Назови лишнее», игра с мячом «Сварим суп», физминутка).
- Заключительная часть 5 мин
(Подведение итогов НОД, Оценка деятельности детей, самооценка).
Деятельность НОД 30 мин
ХОД непосредственно образовательной области:
Части НОД | Содержание | Области |
1. Вводная часть Приветствие Игровая деятельность Создание мотива для деятельности детей Определение цели 2. Основная часть. Беседа Комментирование Определение способа действий Образец выполнения Игровая деятельность Образец выполнения Игровая деятельность Физминутка Игровая деятельность Игровая деятельность 3. Заключительная часть. Выводы Оценка деятельности детей. Самооценка. | Дети встают в круг вместе с воспитателем. Воспитатель: Я сегодня проснулась утром, посмотрела в окошко, а там уже проснулось солнышко, птички щебечут на деревьях. Мне стало сразу весело, я улыбнулась и подумала: « Какой прекрасный день, какое замечательное настроение у меня!». Я пришла к вам поделиться своим хорошим настроением. Дид.упр. «Передай настроение по кругу». Ребята, сегодня в гости к нам Хотела прийти Мальвина, чтобы посмотреть, как проходят у нас занятия, но в последний момент Буратино ее отговорил и сказал, что в детском саду злые воспитатели и еще много непонятных людей. Разве это так? (Ответ детей). Давайте мы с вами поговорим, кто же работает в детском саду, выясним, хотят ли навредить вам эти люди или же наоборот, они заботятся о вас, а потом напишем письмо Мальвине. Давайте сядем за свои рабочие места. Загадка: Туда хожу я каждый день. Так нужно, даже если лень. Так нужно для моей семьи. Там хорошо и там свои. Я всех уже 3 года знаю, Я с ними ем и сплю, играю. Туда ходить я очень рад, Там мой любимый………(Дети: детский сад) Верно, ребята. Вы каждое утро приходите в дет.сад, здороваетесь друг с другом. А кто вас приводит в детский сад? А куда ваши мамы и папы спешат после детского сада? Кем работают ваши мамы и папы? (Ответ нескольких детей). Да, у каждого взрослого человека есть работа, свое занятие, дело. Что такое профессия? Чтобы вам было хорошо в детском саду, как дома, много людей ходят в детский сад на работу, у каждого есть своя профессия. У вас на столе лежат картинки, на которых изображены люди разных профессий. Я загадаю загадки, а вы найдите ответ в своих картинках.
Прочитает вслух рассказ Не учитель, не писатель. Это просто (воспитатель). Вы нашли ответ – картинку? (Показать образец на доске) Д/и «Скажи наоборот»: Воспитатели не злые, а добрые. Не грустные, а веселые, не трусливые, а смелые, не ленивые, а трудолюбивые. Вот какие воспитатели работают в нашем саду.
Снег расчистит на дворе. Все дорожки подметет И песком посыплет лед. ( Дворник) Давайте найдем картинку – ответ. (Показать на доске) Д/упр. «Нарисуем словесный портрет дворника». ( работа с картинкой) У вас получился портрет красивого, доброго человека. И это правильно. А теперь давайте немного отдохнем. Физминутка: Повар готовил обед, А тут отключила свет. Повар леща берет И опускает в компот Бросает в котел поленья Угли бьет поварешкой, Сахар сыплет в бульон… И очень доволен он. Про человека какой профессии вы услышали в этом стихотворении? А что делают повара? Вас вкусно кормят в детском саду? Какое блюдо вам нравится больше всего? Давайте найдем картинку с изображением повара. Игра с мячом «Сварим суп?» (Дети встают в круг, ведущий бросает мяч, а дети называют овощи и другие продукты, неоходимые для приготовления супа, слова называются в уменьшительно-ласкательной форме.) Давайте посмотрим остальные картинки. Назовите профессии тех людей, которые работают в дет.саду (заведующий, медсестра, няня, муз.руководитель, сторож) Д/и «Назови лишнее» (выбрать профессии, которые не встречаются в дет.саду, обосновать свой выбор. Сегодня мы с вами познакомились с профессиями дет.сада. Какие вы запомнили? Нравится ли вам посещать дет сад? Почему? Давайте напишем письмо Мальвине, в нем мы расскажем, какие добрые и отзывчивые люди работают в нашем дет. саду, а еще расскажем, что дети в нашем саду самые замечательные! (Ситуация письменной речи) Наше письмо мы запечатаем в конверт, а на конверте вы каждый нарисуете мордочку. Она и будет символизировать наше с вами настроение. Удалось ли сохранить нам хорошее настроение на протяжении всего занятия? Или кому-то может было грустно? Это мы и увидим на конверте. | Коммуникация, познание, социализация |
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №59»
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
ТЕМА: «Поможем зайчику найти свою маму»
Образовательная область: «Социализация»
Выполнила: Белова Евгения Владимировна, воспитатель подготовительной группы, второй квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №59» |
Оренбург, 2014
Актуальность: данное занятие позволит напомнить детям, что ближе и роднее, чем мама, нет никого на свете. В преддверии праздника 8 марта эта тема достаточно актуальна.
Цель: вызвать желание помогать окружающим, беречь своих близких людей.
Задачи:
Развивающие:
- развивать любознательность детей старшего дошкольного возраста, через реализацию комплекса образовательных областей;
- развивать творческий подход в процессе придумывания сказки;
- развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к окружающим людям;
- воспитывать желание оказывать помощь тем, кто в ней нуждается;
- воспитывать умение договариваться друг с другом, умение слушать друг друга.
Образовательные:
- закреплять понятия "гласный" и "согласный" звуки, учить различать их, находить их положение в слове;
- упражнять в определении первого и последнего звука в слове;
- развитие связной речи;
- учить подбирать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Сюжетный момент.
2. Игровой комплекс.
3. Беседа, комментарии в процессе деятельности детей.
4. Сюрпризный момент.
5. Анализ деятельности.
Оборудование и материалы:
Игрушка "заяц", магнитофон, диск с записью песни "МАМА", картинки с изображением диких животных, на доске зайчиха и зайчонок в разных углах, между ними 5 нарисованных пеньков, к которым присоединены конверты с заданиями, мяч для подвижной игры.
Виды детской деятельности в НОД:
- игровая;
- коммуникативная;
-познавательная;
- двигательная.
Планируемые результаты:
Личностные:
- ребенок может принимать социальные роли и действовать соответственно им;
- ребенок проявляет активность во всех видах деятельности;
- активно общается со сверстниками и взрослыми.
Интеллектуальные:
- у ребенка сформированы навыки по составлению рассказа;
- ребенок усвоил понятия "гласный", "согласный" звуки, способен дать звуковой анализ слова;
- умеет отличать диких животных от домашних, называет представителей данных разрядов.
Физические:
- развивать у детей потребность в двигательной активности.
Критерии оценки деятельности детей в НОД:
1. Активность.
2. Самостоятельность.
3. Взаимодействие со сверстниками.
4. Сопереживание.
5. Эмоциональность.
6. Любознательность.
7. Самооценка.
Интеграция образовательных областей:
Познание: дети интересуются новым, добиваются решения образовательных задач.
Коммуникация: проявляют дружеские отношения к сверстникам, с удовольствием принимают участие в играх, составляют совместно сказку.
Социализация: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Музыкальная деятельность: развитие музыкального слуха.
Физическая деятельность: сохраняется двигательная активность детей.
План НОД:
- Вводная часть (прослушивание музыкальной композиции, сюжетный момент) 4 мин
- Основная часть (физминутка, дид.упр «Скажи, какой?», «Найди звук», «Закончи предложение», беседа, подвижная игра «Дикие, домашние животные». 23 мин
- Вывод 3 мин
Ход НОД
Части НОД | Содержание | Области |
Вступление Прослушивание музыки для создания необходимой атмосферы в группе Сюжетный момент Определение способа действия Физминутка Дид. Игра Физминутка Дид. Упр. Образец действия Физминутка Образец действия Дид. Упр. Самооценка Сюрпризный момент Подвижная игра Вывод | Звучит песня «Мама». Воспитатель: Ребята, послушайте, какая ласковая песня звучит, сколь в ней тепла и доброты. Только самому близкому человеку может быть посвящена такая прекрасная мелодия. Скажите, а про кого эта песня? Дети: про маму. Скажите, а как мы еще можем назвать маму? (мамочка, мамулечка). А почему? (потому что мы любим маму). Сегодня в гостях у нас необычный гость – заяц! Хотите узнать, зачем он к нам пришел? Он потерялся! И самостоятельно найти дорогу домой не может, вот и пришел он к вам просить помощи. Вы хотите ему помочь? А чтобы заяц вернулся домой, нам с вами нужно будет справиться со всеми заданиями, что встретятся на пути. Вы готовы? Тогда отправляемся в путь: «Лесом шли-шли-шли, Мы пенек нашли, А в пеньке конверт – Нам лесной привет!» Давайте посмотрим, что же в конверте. А здесь, ребята, карточки с изображением животных. (волк, заяц, медведь, лиса, белка) Какие это животные? (дикие) Чем дикие животные отличаются от домашних? ЗАДАНИЕ 1. Дид.упр. «Скажи, какой» (опиши животных с картинки, например: белка – рыжая, маленькая, шустрая, красивая, пушистая и т.д.) Молодцы! Как хорошо вы умеете описывать животных. Нам нужно идти дальше: «Лесом шли-шли-шли, Мы пенек нашли, А в пеньке конверт – Нам лесной привет! Вот и второй конверт» ЗАДАНИЕ 2. Дид.упр. «Закончи предложение» Где ты, заинька гулял? (Под кусточком ночевал) Ты, лисичка, с кем играла? (я избушку подметала). Где ты, Машенька была? (я с друзьями в лес ушла) Мишка, долго будешь спать? (мне весною нужно встать) Справились мы с вами и с этим заданием, хотя было оно не простым. Совсем близко дом зайчика. Идемте же в путь: «Лесом шли-шли-шли, Мы пенек нашли, А в пеньке конверт, Нам лесной привет!» Это последнее задание для нас! ЗАДАНИЕ 3. Дид.Упр. «Найди звук». Это задание для самых внимательных. Назовите диких и домашних животных, в названии которых есть звук «с», «с/» (собака, свинья, рысь, барсук, сурок, крыса…) Составьте с этими словами предложения, состоящие из двух слов. (Собака лает. Барсук спрятался. Свинья лежит) Справились мы с заданием? Вот и встретился зайчонок со своей мамой. Ему было так грустно без нее. Но у нас есть еще один закрытый конверт (открываем) А это задание для зайчика! Зайчик, поиграй с нашими ребятками! П/И «Дикие, домашние животные» (Дети встают в круг, а воспитатель с игрушкой зайчика встает в центр, мяч бросает, называет животных – отбиваем, а домашнее - ловим. Объяснить, что дикие животные опасны для человека, а домашние – нет. Наш зайчик совсем развеселился, ведь с мамой всегда комфортно! Вот и вы, ребята, когда встретитесь со своими мамами вечером, обнимите их и скажите, как хорошо вам с ними! | Коммуникация, социализация, физическая и музыкальная деятельность. |
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №59»
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
ТЕМА: «Доброе слово приятно любому»
Образовательная область: «Коммуникация»
Выполнила: Белова Евгения Владимировна, воспитатель подготовительной группы, второй квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №59» |
Оренбург, 2014
Актуальность: Данное занятие подскажет, что необходимо использовать в своей речи «добрые» слова, что значительно упростит общение с окружающими людьми.
Цель: Научить детей употреблять в своей речи «вежливые», «добрые» слова, использовать их по назначению.
Задачи:
Развивающие:
- развивать любознательность детей старшего дошкольного возраста, через реализацию комплекса образовательных областей;
- развивать творческий подход в процессе занятия;
- развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к окружающим людям;
- воспитывать необходимость употребления в своей речи вежливых, добрых слово;
- воспитывать умение договариваться друг с другом, умение слушать друг друга.
Образовательные:
- расширить словарный запас детей;
- упражнять в определении первого и последнего звука в слове;
- развитие связной речи;
- учить подбирать слова, необходимые для описания иллюстрации.
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Сюжетный момент.
2. Игровой комплекс.
3. Беседа, комментарии в процессе деятельности детей.
4. Сюрпризный момент.
5. Анализ деятельности.
Оборудование и материалы:
Карточки с пословицами, весы, цветные карандаши и бумага для рисования.
Виды детской деятельности в НОД:
- игровая;
- коммуникативная;
- познавательная;
- двигательная.
Планируемые результаты:
Личностные:
- ребенок может принимать социальные роли и действовать соответственно им;
- ребенок проявляет активность во всех видах деятельности;
- активно общается со сверстниками и взрослыми.
Интеллектуальные:
- у ребенка сформированы навыки по составлению рассказа;
- ребенок понимает и может объяснить значение пословиц «Доброе слово приятно и кошке», «Уважен хочешь быть – умей и сам уважить», «Человек без много может жить – но не без человека»;
- ребенок понимает смысл слов « спасибо», «здравствуйте», а не произносит их машинально.
Физические:
- развивать у детей потребность в двигательной активности.
Критерии оценки деятельности детей в НОД:
1. Активность.
2. Самостоятельность.
3. Взаимодействие со сверстниками.
4. Сопереживание.
5. Эмоциональность.
6. Любознательность.
7. Самооценка.
Интеграция образовательных областей:
Познание: дети интересуются новым, добиваются решения образовательных задач.
Коммуникация: проявляют дружеские отношения к сверстникам, с удовольствием принимают участие в играх.
Социализация: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Физическая деятельность: сохраняется двигательная активность детей.
План НОД:
- Вводная часть (чтение стихотворения, сюжетный момент)
4 мин
- Основная часть (беседа, дид.упр «Закончи предложение», «Составь рассказ», подв. игра «Обзови фруктом», продуктивная деятельность – рисование карандашами. 23 мин
- Вывод 3 мин
ХОД непосредственно-образовательной деятельности
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №59»
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
ТЕМА: «Пересказ рассказа К.Ушинского «Пчелки на разведках»
Образовательная область: «Коммуникация»
Выполнила: Белова Евгения Владимировна, воспитатель подготовительной группы, второй квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №59» |
Оренбург, 2014
Актуальность: Данное занятие подскажет, что необходимо использовать в своей речи «добрые» слова, что значительно упростит общение с окружающими людьми. Напомнит детям о приближении весны.
Цель: научить детей доброму отношению друг к другу, рассказать о необходимости взаимопомощи друг другу.
Задачи:
Развивающие:
- развивать любознательность детей старшего дошкольного возраста, через реализацию комплекса образовательных областей;
- развивать творческий подход в процессе пересказа;
- развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к окружающим людям;
- воспитывать необходимость употребления в своей речи вежливых, добрых слово;
- воспитывать умение договариваться друг с другом, умение слушать друг друга.
Образовательные:
- расширить словарный запас детей;
- подбор слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- развитие связной речи;
- учить подбирать слова, необходимые для передачи главной мысли рассказа.
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Сюжетный момент.
2. Игровой комплекс.
3. Беседа, комментарии в процессе деятельности детей.
4. Сюрпризный момент.
5. Анализ деятельности.
Оборудование и материалы:
Карточки на доске с изображением яблони, вишни, тюльпана, фиалки. Игрушка или фигурка из бумаги пчелы.
Виды детской деятельности в НОД:
- игровая;
- коммуникативная;
- познавательная;
- двигательная.
Планируемые результаты:
Личностные:
- ребенок может принимать социальные роли и действовать соответственно им;
- ребенок проявляет активность во всех видах деятельности;
- активно общается со сверстниками и взрослыми.
Интеллектуальные:
- у ребенка сформированы навыки по пересказу рассказа;
- ребенок называет насекомых, имеет хорошие представления о сезонных изменениях в природе;
- ребенок подбирает слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Физические:
- развивать у детей потребность в двигательной активности.
Критерии оценки деятельности детей в НОД:
1. Активность.
2. Самостоятельность.
3. Взаимодействие со сверстниками.
4. Сопереживание.
5. Эмоциональность.
6. Любознательность.
7. Самооценка.
Интеграция образовательных областей:
Познание: дети интересуются новым, добиваются решения образовательных задач.
Коммуникация: проявляют дружеские отношения к сверстникам, с удовольствием принимают участие в играх.
Социализация: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Физическая деятельность: сохраняется двигательная активность детей.
План НОД:
- Вводная часть (сюжетный момент) 4 мин
- Основная часть (чтение рассказа К.Ушинского «Пчелки на разведках», дид.игра «Опиши словами», беседа, физминутка, дид.упр «Поставь по порядку», пересказ, подв.игра «Пчелки и цветы».
23 мин
- Вывод 3 мин
Ход НОД
Части НОД | Содержание | Образовательные области |
Вводная часть Сюжетный момент Основная часть Дид игра «Опиши словами Беседа Физминутка Дид.упражнение Подготовка к пересказу, пересказ Самооценка Вывод | Сегодня на улице тает снег, ярко светит солнышко. Мы с вами можем почувствовать приближение весны. Природа начинает пробуждаться ото сна: медведи вылезают из берлог, на проталинах появляются первые цветы – подснежники, просыпаются и насекомые. К нам в гости сегодня прилетела необычная гостья. Кто это? (Пчела) А что мы знаем про пчел? Давайте поиграем в игру «Опиши словами» (Дети описывают пчелу) Пчелка прилетела к нам не с пустыми руками, она принесла с собой интересный рассказ. Чтение рассказа К.Ушинского «Пчелки на разведках». Какой это рассказ по настроению? (добрый, ласковый) А как добился такого результата автор рассказа (много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами) Назовите ласковые слова, которые вы запомнили? (травка, глазки, окошечко, солнышко, яблонька, вишенка, фиалочка) Ребята, обратите внимание, как ласково герои называют друг друга, обращаются друг к другу. Так поступают настоящие друзья. Если наши герои не могли помочь пчелкам делом, то они помогали добрым советом. Солнце ярко светит У нас над головой, Скоро будет жарко Летнею порой. Выйдем мы на улицу весело гулять, Бабочек сачками будем мы гонять. Давайте теперь еще раз внимательно послушаем рассказ (читаем еще раз) Назовите всех героев рассказа (пчелка и ее подружки, яблонька, вишенка, тюльпан, фиалочка) Посмотрите на доску, здесь изображены все герои, давайте их поставим в том порядке, в каком они появлялись в рассказе Дид.упр «Поставь по порядку» С чего начинается рассказ? (с описания весны) Как описывает весну автор? (пересказ первой части рассказа) Что происходит дальше? Куда полетели пчелки? Что они искали? Пересказывают дети частями. Кто может мне пересказать полностью весь рассказ? (Пересказ нескольких детей) Молодцы, ребята! Вам понравился рассказ? Запомнился ли он вам? Чем запомнился? Давайте теперь поиграем с нашей гостьей. Подвижная игра «Пчелки и цветы» (цветы на полу по количеству детей, по команде воспитателя пчелки летают, затем проголодались, должны найти себе цветочек) Игра повторяется несколько раз. Ребята, пчелке пора улетать, ведь скоро распустятся цветы, и пчелке будет уже не до игр! Она будет работать все лето! Чему вас научила наша гостья и ее интересная история? (помогать друг другу, поддерживать своих друзей и окружающих людей добрым словом). | Ознакомление с художественной литературой, социализация, коммуникация, физическая деятельность |
Анализ проведенных занятий
На занятиях присутствовали дети с разным уровнем развития речи. Занятия детей заинтересовали, поэтому воспитанники активно отвечали на вопросы и участвовали во всех видах деятельности. Не все получалось у детей со слабым уровнем развития речи: не все звуки произносятся правильно, слова не всегда употребляются в нужной форме, но мы продолжим работать в данном направлении и дальше. Дети с хорошо развитым уровнем развития речи чувствуют себя на занятиях расслабленно, т.к. они легко справляются со всеми предложенными заданиями, в то время как дети немногословные, и на занятиях пытаются «отсиживаться», поэтому приходилось постоянно подталкивать их к действиям и индивидуальным ответам.
Поставленные образовательные задачи были решены не в полном объеме, т.к. не все дети овладели навыками связной речи, у некоторых детей с трудом получается построение сложных предложений. Дети часто неправильно ставят ударение в словах. Поэтому необходимо регулярно закреплять полученные знания. До конца учебного года есть еще время, чтобы усовершенствовать уровень речевого развития детей. Однако большая часть группы отличается все же хорошо развитым уровнем развития речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе
Программа по подготовке детей к школьному обучению «Тропинка к школе » Пояснительная записка Поступление ребенка...
Консультация для родителей на тему: «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста на основе малых форм фольклора Кубани»
Включение малых жанров фольклора Кубани потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, загадок, народных подвижных игр, пальчиковых игр, русских сказок помогает развив...
Обобщение опыта. Дополнительная образовательная программа «Формирование и развитие правильной и чистой речи у детей 6-7 лет при подготовке к обучению в школе»
Дополнительная образовательная программа «Формирование и развитие правильной и чистой речи у детей 6-7 лет при подготовке к обучению в школе»Срок реализации 1 год. Целью ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОСНОВА ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ.
Педагогические условия развития словаря главная задача дошкольного образовательного учреждения и школы, как нобходимое условие к успешному обучению первокласника....
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» для детей старшего возраста Тема: «Животные дальних стран…»
Цель: Создать условия для расширения представлений детей о животных дальних стран....
Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста как основа подготовки к обучению в школе
Родительское собрание в начале учебного года в подготовительной группе...