Семинар-практикум для воспитателей "Играем в театр"
учебно-методический материал на тему

Елена Александровна Федосова

Цель: 1. Расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности

               дошкольников.

 

            2. Совершенствование практических навыков, необходимых в работе с

               детьми по данному направлению.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

Цель: 1. Расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности

               дошкольников.

            2. Совершенствование практических навыков, необходимых в работе с

               детьми по данному направлению.

1.Занятие. Тема: « Значение театрализованной  деятельности в развитии

 ребенка-дошкольника», «Театрализованная деятельность, как одно из направлений развития личности дошкольника».              

Ход 1 занятия:

  1. Значение театрализованных игр в развитии дошкольников. Вся жизнь детей насыщена игрой. (2 слайд) Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? В этом  поможет ТЕАТР.

«Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир». В этих словах отражается вся суть и значение театрализованной игры.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.

(3 слайд) Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи.

          К задачам театрализованной игры относятся:

  1. Приобщение детей дошкольного возраста к искусству.
  2. Развитие коммуникативных качеств личности.
  3. Воспитание гуманных чувств и культуры речевого общения.

(4 слайд) Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, педагоги могут решать комплекс взаимосвязанных задач, связанных с познавательным, социальным, речевым, эстетическим развитием и развитием движений.

(5 слайд) Театрализованная игра является для дошкольников средством социализации, средством развития речи, средством развития психических процессов, а так же средством развития эмоциональной сферы.

(6 слайд) Для осуществления театрализованной деятельности в ДОУ в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а так же «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации и т. д.

(7 слайд) Театрализованная деятельность в ДОУ организационно может пронизывать все режимные моменты:

  1. Включаться во все занятия.
  2. В совместную деятельность детей и взрослых в свободное время.
  3. Осуществляться в самостоятельной деятельности.
  4. Продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников и развлечений.

Театрализованная игра на занятиях. 

Во время занятий педагог включает театрализованную игру, как игровой приём и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают усвоить детям те или иные знания, умения, навыки. Игровая форма проведения занятий способствует раскрепощению ребёнка, созданию атмосферы свободы в игре.

Свободная совместная деятельность детей и взрослых.

Это совместная деятельность детей и взрослых вне занятий или на прогулке. Сюда включаются:

  • игровые ситуации прогулок;
  • организация игр в групповых комнатах;
  • чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня;
  • игры — рисования на свободную тему;
  • строительные игры с драматизацией.

Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей.

В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей... Яркие сюжеты, игры, хороводы, освоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх — занятиях, так же способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.

(8 слайд) Формы работы.  Театрализованная игра включает в себя следующие формы работы.

  1. Театральные игры.
  2. Речевые игры.
  3. Ритмопластика.
  4. Инсценировка песен, попевок, хороводов.
  5. Использование различных видов театра.
  6. Драматизация сказок.
  7. Взаимодействие с родителями.

(9 сайд)  Для осуществления театрализованной деятельности в ДОУ в группах  должны быть организованны уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, варежковым театром и т. д. А так же реквизиты для разыгрывания сценок, спектаклей и атрибуты для различных игровых позиций.

(10 слайд) В организации театрализованной деятельности в ДОУ важная роль отводится педагогу. Он должен:

  • создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;
  • побуждать к импровизации;
  • выбирать сюжет драматизации, распределять роли;
  • приобщать детей к театральной культуре;
  • обеспечивать взаимосвязь театрализованной игры с другими видами игр;
  • создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых;
  • организовывать выступление детей старших групп перед малышами.

(11 слайд) Театр — это самая настоящая игра, которая никогда не надоедает, потому что изменяется, усложняется и развивается вместе с детьми.

(12 слайд) Если игра для ребёнка - это способ существования, способ познания и освоение окружающего мира, то театрализованная игра — это шаг к искусству, начало художественной деятельности.

2 вопрос освещает педагог-психолог. (доклад прилагается)

3 вопрос. Классификация театрализованных игр.

(2 слайд) Существует несколько точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально — игровую деятельность. По классификации Л.С.Фурминой — это предметные игры и непредметные.

(3 слайд) По мнению других исследователей, игры можно разделить на две основные группы: сюжетно — ролевые — это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом. И игры с првилами, к которым относятся дидактические и подвижные игры. В играх с правилами следует обращать внимание на сочетание увлекательной задачи и активной деятельность на основе умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребёнка.

(4 слайд) А исследователь Л.В.Артёмова делит театрализованную игру на две группы: игры-драматизации и режисёрские игры.

(5 слайд)  В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим. Игры-драмитизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища — их называют театрализациями.

(6 слайд)  Существует несколько видов игр драматизаций.

  • Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • ролевые диалоги на основе текста;
  • инсценировки произведений;
  • постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
  • игры-импровизации  с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

(7 слайд) В режиссёрской игре ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

(8 слайд) Существует ряд режиссерских игр:

  • Настольный театр игрушек: используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.
  • Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
  • Сюда же можно отнести и театр на кружках, конусный театр, магнитный настольный, театр игрушки (готовой или самодельной).

(9 слайд) Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Эти театры относятся к стендовым театрам. Сюда же относится  и магнитный стендовый театр.

Пальчиковый театр. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате. Помимо пальчикового театра существует театр картинки на руке, варежковый, перчаточный театр. Все эти театры относятся к театру на руке.

(10 слайд) Театр кукол бибабо. В этих играх на пальцы надевают кукол бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки. Можно назвать так же таетр на ложках и тростевой театр. Всё это верховые куклы. Так же существуют театры кукол — марионеток — это напольные куклы.

(11 слай) По способу управления различают пять основных видов кукол:

  • марионетки;
  • перчаточные;
  • тростевые;
  • на палке;
  • теневые.

(12 слайд) Для организации театрализованной деятельности можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Так же игрушки для настольного театра могут быть выполнены из бумаги, картона,поролона, коробок, проволоки, природного материала и др.

Подводя итог  нашего занятия хочется сказать, что театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя! Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление, самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

инсцениросоздавать условия для


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

Цель: 1. Расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности

               дошкольников.

            2. Совершенствование практических навыков, необходимых в работе с

               детьми по данному направлению.

2.Занятие. Тема: «Использование театрализованных игр в работе с детьми.»

Цель занятия: Систематизация знаний педагогов по организации

(2 слайд) театральной деятельности детей дошкольного возраста.

Задачи занятия: 1. Способствовать активизации имеющихся у воспитателей

                (3 слайд)  теоретических знаний, практических умений и навыков.

                              2. Содействовать творческому поиску, а также созданию  

                                  благоприятного психологического климата в группе

                                   педагогов.

Ход 2 занятия:

  1. Использование театрализованных игр в работе с детьми.

Задачи по развитию театрализованной деятельности

в каждой возрастной группе.

(4 слайд) В возрасте 2 - 3 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку. Именно на основе первых впечатлений от художественной игры, впоследствии будут развиваться творческие способности детей. Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в больницу и т.д. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные, упражнения на эмоции. («Солнышко встаёт», «Солнышко садится») Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. (Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно.) Упражнение усложняется, когда перед ними встаёт задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка.

(5 слайд) Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста:

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:

  1. От наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

  1. От индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;

  1. От имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

Задачи и содержание работы:

(6 слайд) В младшей группе необходимо формировать интерес детей к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.

В дальнейшем важно стимулировать их желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши.

Ступени работы следующие:

  • Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

  • Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).

  • Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

  • Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

  • (7 слайд) Бессловесная uгpa-импровизация с одним персонажем но текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши...»).

  • Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).

  • Ролевой диалог героев сказок  («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

  • Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

  • Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры:

  • настольного театра игрушек;

  • настольного плоскостного театра;

  • плоскостного театра на фланелеграфе;

  • пальчикового театра.

Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка...», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

Хочется добавить, что в младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.

(8 слайд) Цели, задачи и содержание работы с детьми среднего дошкольного возраста.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:

  • от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя;

  • от игры, в которой главное сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат;

  • от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление) ;

 

  • от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.

(9 слайд) Задачи и содержание работы:

    В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм.

    Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, чувство партнёрства. Работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна состоять в поддерживании интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская).

     Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Помимо названных выше игр, в работе с детьми используются:

  •  многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка»);

  •  игры-драматизации по текстам рассказов на темы: «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;

  •  постановка спектакля по произведению.

Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры.

В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:

  • мягкой игрушки;

  • деревянный театр;

  • конусный театр;

  • театр народной игрушки;

  • плоскостных фигур;

  • театр ложек;

Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин»).

(10 слайд) Цели, задачи и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:

  • от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, в которой литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений;

  • от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя;

  • от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер»;

  • от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.

(11 слайд) Задачи и содержание работы:

  1. Формирование положительного отношения детей к театрализованным играм. Это подразумевает углубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре.

  1. Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессий, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.).

  1. В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.

  1. Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

  1. Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

(12 слайд) Наряду с вышесказанным, старшего возраста продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.

(13 слайд) Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром, как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем устройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская)

(14 слайд) В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности.

(15 слайд) Подводя итог нашего семинара, хочется сказать, что через различные виды театральной деятельности проходит самореализация детей дошкольного возраста (дошкольники переносятся  в сказочный, увлекательный мир; познают что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учатся перевоплощаться в роль; используют свои средства выразительности: мимику, пантомиму, интонации)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей: "Кукольный театр в детском саду"

Семинар-практикум для воспитателей: "Кукольный театр в детском саду"...

Семинар-практикум для педагогов "Театральный ринг" в рамках проекта "Неделя театра"

Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь методистам, воспитателям ДОУ, музыкальным руководителям. В ней раскрыта форма методического сопровождения педагогов – семинар-практи...

Семинар-практикум для воспитателей "Играем в театр"

В данной публикации содержатся методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по организации театральной деятельности с детьми....

Семинар –практикум для педагогов ДОУ "Методический театр"

Методический театр – активная форма повышения квалификации педагоговИзменения в социально-экономической сфере общества вызвали необходимость обновления образовательной системы. Так, кардинально ...

Семинар-практикум для воспитателей "Играем в театр"

семинар-практикум для воспитателей...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Экология, дошкольник, театр»

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности Задачи:- Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии;-Раз...

Семинар-практикум для воспитателей «Играем в театр»

Семинар-практикум подойдёт как для воспитателей, так и для музыкальных руководителей. Интересное повторение знаний теоретических и практических....