ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Экология, дошкольник, театр»
материал

Мещерякова Леокадия Аркадьевна

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности

 Задачи:

- Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии;

-Развивать познавательный интерес у педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_ekologiya_doshkolnik_teatr.docx28.07 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №28 «СНЕГИРЕК» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Экология, дошкольник, театр»

Разработал:

Воспитатель старшей группы №6

Мещерякова Л.А.

Дата: 15.10.2018

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Снегири 2018-2019


Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности

 Задачи:

- Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии;

-Развивать познавательный интерес у педагогов.

 Ход семинара:

«О, как бы ни любили мы природу,

Нам век не оплатить её добра.

Благословляю тихий звон лесов

И красоту, что вновь неповторима.

Мне в сердце проливается незримо

Покой деревьев и доверье трав.

Мы все в гостях у этой красоты.

                Приходим в мир – её любить и помнить.

                Потом, однажды – утром или в полночь –

                                       Уйдём,

                 Оставив лёгкие следы».

Удивительно проникновенные строки, сколько в них любви, добра, красоты.  Действительно, нам никогда не оплатить добра природы. Мы уйдём, но что оставим после себя идущими за нами?

Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды.

Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.

 Наша главная задача - помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек творчества и радости жизни.

 Я и вы, работая с детьми, конечно, заметили, что дети из года в год становятся жестокими, агрессивными не только к природе, но и друг к другу.

 Что же делать? Этот вопрос, наверное, мучает каждого из нас. И мы все по-разному пытаемся найти пути решения данной проблемы. Замечено, что привитие детям любви, бережного, действенного отношения ко всему, что нас окружает – это действительно, изумительный подход к решению данной проблемы. Ведь если ребенок научиться радоваться каждому цветочку, заботится о посаженных растениях, о котенке, взятом домой, не сможет обидеть какую-то букашечку, то никогда ни на кого не поднимет руку. 

  Таким образом, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, любовь к окружающему, уважение к труду взрослых.

При организации педагогического процесса по данному направлению можно использовать разнообразные формы работы с детьми:

  • занятия;
  • экскурсии;
  • практическая деятельность в природе;
  • природоохранные акции;
  • экологические проекты (педагогические, детско-родительские);
  • проведение экологических викторин и олимпиад;
  • выпуск детьми экологических листовок, плакатов, буклетов, газет.

А также применяю различные методы и приемы:

 

  • метод наблюдения с подключением различных анализаторов,
  • опыты и эксперименты,
  • проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»);
  • словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы - описание и т.п.),
  • практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы),
  • игровые методы и игра,
  • практическая работа и поисковая деятельность;
  • экскурсии,
  • метод проектов

 Однако, всего этого может оказаться недостаточно.

Дети могут овладеть экологическими знаниями, если будет организована дополнительная, целенаправленная, систематическая работа по формированию экологических представлений.

Одним из залогов успешного воспитания, является создание таких условий, которые способствуют развитию эмоциональной восприимчивости природы и отзывчивости детей, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребёнку войти «в жизнь другого живого существа изнутри», почувствовать чужую боль, как свою собственную.

Таким образом, актуальным считается использование театральной деятельности, как средства экологического воспитания дошкольников.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно, театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родному краю, литературе, театру.

Театрализованная деятельность способствуют к закреплению и обобщению ранее полученных знаний и расширению кругозора. Эколого-театрализованная деятельность учит дошкольников устанавливать существенные в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок животных, приспособлением растений и животных к условиям данной среды, последовательной сменой и адекватными изменениями, происходящими в живой и неживой природе. В процессе общения с природой в театрализованной форме у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, понимать важность охраны природы, осознано выполнить нормы поведения в природе.

Ребёнок учится лучше понимать окружающий мир.

Предлагаю вам игру «Экология, дошкольник, театр»

1). Блиц – турнир “ Подумай и ответь”.

1. Какой снег быстрее тает, грязный или чистый и почему? (Грязный, потому что солнце к темному припекает сильнее.)

2. Что такое драматизация? (Инсценирование произведения)

З. Почему у березы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от мороза.)

4. Спектакль какой-то необычный,

Здесь все поют, притом прилично! (опера)

5. Елка исполосована, как граблями железными. Осина ободрана – словно монтер на “кошках” лазил. Лунки в земле, будто кто на пятках вертелся. Кто такие метки оставил? (И задиры и лунки -все это метки медведя. “Знайте все: я тут живу”. Другой медведь, его знаки увидит и поймет, что место занято.)

6. Почему нельзя уничтожать мухоморы? (Красный мухомор служит лекарством для лосей.)

7. Площадка, на которой происходят спектакли? (сцена)

8. Для чего птицам хвост? (С помощью хвоста птица управляет полетом, как рулем.)

9. Коллектив актеров театра? (труппа)

10. У какого насекомого уши на ногах? (У кузнечика.)

11. Что такое «вертеп»? (кукольный театр)

 

2). Как вы понимаете - использование театрализованной деятельности в формировании экологической культуры дошкольников.

Воспитательная цель - объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, показать неприглядность потребительского отдыха и подчас бессмысленность производств, загрязняющих все вокруг. Вся серьезная экологическая информация становится доступной благодаря яркому языку, фантастическим сюжетам, в которых есть и волшебство, и приключения, и неожиданности.

Сначала с детьми читаем и инсценируем отрывки из книг на экологическую тематику, разучиваем сценки, ставим спектакли, которые должны вызывать сочувствие зрителей к природе, пробуждать их совесть, учить сохранять морально-нравственные ценности. Ведь к морально-нравственным ценностям относятся не только культурные и научные достижения нашей страны, но и любовь к родному краю.

Работа над постановками проводится в системе. Вначале читается сказка или произведение, дети фрагментарно обыгрывают ее, делят на эпизоды, занимаясь поиском выразительных интонаций и выражений. Персонажи обыгрываются всеми детьми по очереди. Постепенное знакомство с сюжетом дает возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки.

3). Практическая

А сейчас предлагаю вам инсценировать сказку. (см. приложение)

 

Уважаемые коллеги! В ходе игры вы, уверена, убедились, что, участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Считаю, что выбранное мной экологическое направление в работе с детьми, перспективная и важнейшая задача. 

Вот и подошел к концу наш семинар – практикум. Спасибо за внимание!


Приложение

Экологическая сказка-инсценировка для детей «Весенняя сказка»

Действующие лица: Сказочница; Красная Шапочка, Волк, Капельки, Зайцы, Белочки.

Ход сказки:

Сказочница: 

Уважаемые зрители!

Сказку посмотреть, не хотите ли?

Сказок много в мире,

Сразу не прочтёшь,

Но такой как наша

В мире не найдёшь!

Сказка эта непростая

О природе –вот какая!

 Нельзя нам на свете прожить без чудес,

Они нас повсюду встречают.

Весенний, волшебный, сказочный лес

Нас в гости к себе приглашает.

Под музыку заходит «Красная Шапочка»

Красная Шапочка:

Как здорово весной в лесу,

Какая красота!

То птицы весело поют,

То солнце ярко светит!

Спешу я к бабушке своей

Ей пирожки несу,

И радуюсь цветам вокруг,

И бабочкам в лесу.

Иду я смело по тропе,

Никто не страшен мне,

И песенку любимую

Пою всегда везде.

Песенка:

Выглянуло солнышко,

Блещет на лугу,

Я навстречу солнышку

По траве бегу,

И цветы весенние радуют меня

Как же в лесу весело,

Всюду красота!

Красная Шапочка:

Ой, что-то хмуриться погода,

Туча надвигается,

Надо под берёзку встать

Весенний дождик переждать

(прячется)

Под музыку забегают «Капельки»

1 Капелька: Мы капельки весенние бежим, бежим, бежим.

По крышам и по стёклам стучим, стучим, стучим.

2 Капелька: Вы зонтик не забудьте взять,

Когда идёте погулять.

Капризная погода -в это время года!

Звучит тревожная музыка входит «Волк»

Волк: Ну, наконец-то я пришёл,

Здесь отдохнуть так хорошо.

Сейчас поем, потом посплю

И дальше по делам пойду.

Садится на пенёк, ест, разбрасывает мусор, ложится спать.

Под весёлую музыку выскакивают «Зайчики»

1 Заяц: Ах как приятно нам поймать,

Весенний лучик солнца!

Мы любим бегать и скакать,

Друг с другом в прятки поиграть.

2 Заяц: Шалить, смеяться, хохотать

И никогда не унывать.

3 Заяц: Ой, беда, скорей, спасите,

Доктора сюда зовите.

Наступил на что-то я,

Лапка бедная моя.

Заходит «Красна Шапочка»

Красная Шапочка: Добрый день зверята,

Милые зайчата.

Почему не скачите

И о чём вы плачете?

1 Заяц: Мы поранили лапки

О консервные банки.

3 Заяц: Кто-то здесь разбил стекло,

В лапку врезалось оно.

Красная Шапочка: Ах, как гадко!

Ах, как скверно!

Кто-то очень злой наверно,

Здесь в лесочке побывал,

Всюду мусор разбросал.

Зайчат мы к доктору сведём,

А после вместе уберём.

Красная Шапочка уводит зайчат.

Забегают «Белочки».

1 Белочка: Что такое, не пойму?

Нет, нигде грибов в лесу!

Ау! ты нашла хоть один грибок?

2 Белочка: Нет, у меня пустой кузовок.

1 Белочка: Что же делать? Как нам быть?

Где еду нам раздобыть?

Без грибов нам очень худо,

Ведь они любимое наше блюдо!

Белочки убегают за ель.

Волк просыпается, встаёт.

Волк: Ох, вздремнул немного я!

Кто же здесь в лесу гулял?

Да спать мне мешал?

Чувствую девчачьим духом запахло!

Зубы, зубы я точу

Всех девчонок съесть хочу.

Надоели мне девчонки

Силы мало, голос тонкий.

И повсюду нос суют,

Жизни просто не дают.

Зубы, зубы я точу,

Всех девчонок съесть хочу.

Смело заходит Красная Шапочка.

Красная Шапочка: Не боюсь твоих зубов,

Лучше отвечай мне, волк

Кто в лесочке побывал,

Всюду мусор разбросал,

Здесь и там грибы сорвал?

Волк: Я в лесочке побывал,

Под кусточком отдыхал.

Красная Шапочка: Как тебе не стыдно волк,

Лес весенний так хорош,

А ты его не бережёшь.

Белочки (хором): У нас в лесу любому

Приятно отдохнуть,

Но мусор за собою

Убрать ты не забудь.

Все герои дружно под весёлую музыку помогают волку убирать мусор.

Волк (просит прощения): Ой простите вы меня

Так я сделал не со зла

Просто я не знал, друзья,

Что сорить в лесу нельзя!

Все артисты выстраиваются лицом к зрителям

1 Заяц: Природу будем мы любить,

С природой будем дружно жить

Все(вместе): И тогда в любое время года,

Нас будет радовать природа!

Сказочница: У сказки этой можно поучиться,

Она ведь мудрости полна,

Её герои учат правилам особым

И украшает их к природе доброта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический семинар-практикум для педагогов

Этот семинар-практикум поможет развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деят...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар - практикум «Правовая компетентность педагогов ДОУ в вопросах воспитания и обучения дошкольников и взаимодействия с родителями»

Семинар-практикум направлен на повышение правовой культуры педагогов ДОУ. Меропритяие состоит из двух частей - теоретической и практической. В теоретической части педагоги знакомятся с терминами "прав...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для молодых педагогов ДОУ "Игра - ведущий вид деятельности дошкольников"

Игра-ведущий вид деятельности дошкольников. Дети очень любят игры, любят педагогов которые с ними играют, лепят, рисуют, прыгают и даже ползают. Работая с маленькими детьми воспитатель должен помнить,...

Семинар - практикум "Повышение мастерства педагогов ДОУ в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

Методическая консультация и практика молодым специалистам, а также остальным педагогом ДОУ....

Семинар –практикум Креативная экономика «Финансовая грамотность дошкольников» Для педагогов ДОУ

Цель : повышение финансовой грамотности педагогов.Задачи:Расширить знания о значении финансовой грамотности; актуализировать и расширить знания педагогов в области экономики и финансовой гра...

Семинар -практикум для молодых педагогов "Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальных способностей дошкольников"

Семинар -практикум для молодых педагогов "Нетрадиционные приёмы в развитии музыкальных способностей дошкольников"...