консультация для педагогов
консультация на тему

Аманьянц Галина Владимировна

Уважаемые коллеги! Детство - период жизни, во время которого происходит развитие личности, становление человека как полноценного члена человеческого общества, Дошкольный возраст - это период первоначального становления личности. К  семи годам уже достаточно четко прослеживается нааправленность личности ребенка как показатель уровня его нравственного воспитания. Предлагаю консультацию для педагогов на тему«Через нравственное воспитание к экологической воспитанности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников №3 «Дюймовочка»

Консультация для педагогов на тему:

«Через нравственное воспитание к экологической воспитанности»

Подготовила старший воспитатель Аманьянц Г.В.

с. Кочубеевское

2015

                               Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных,

                                              воспитывающих душу влияний.

                                                                               К.Д. Ушинский

Экологическое воспитание детей – новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционное представленное в программах ознакомление детей с природой. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой  могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции  ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям) ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей данного возраста обладает большими возможностями и перспективой.

Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением. Результатом экологической воспитанности является экологическая культура личности.

Настоящая культура – не этикет, а образ мыслей, чувств, их качество. Истинно культурный человек не может быть разрушителем, он не станет бессмысленно убивать, разрушать, уничтожать живое. Он – просвещенный, нравственный, одухотворенный человек. Для него норма – сознавать себя частью Природы. В настоящий момент все острее ощущается необходимость пересмотра отношения человека к окружающему миру и своему месту в нем. Настало время осознать: человек – это не только планетарное, но и космическое явление; его развитие не может осуществляться по одним только социально – экономическим законам, обеспечивающим многочисленные блага для тела – его биологической составляющей. Человек наделен душой, в нем есть космический дух, и поэтому он должен развивать свой внутренний мир – этот божественный потенциал, который невидим для глаза, но постоянно проявляется в делах, чувствах, мыслях, отношении к миру природы и людям.

Потребность в духовности, ее осмыслении, развитии – это примета нашего времени. Раньше других это осознали философы, культурологи. Наметилась тенденция отождествлять духовность с религиозностью, но это, с их точки зрения, неправомерно – духовность может быть и светской, вне церкви. С этих позиций написаны появившиеся в последнее время педагогические исследования (Н.Д.Никандров, А.С.Новобранцев, Н.М.Романенко, Л.А. Байкова и др.), посвященные воспитанию духовности у детей.

Светская духовность – это стремление человека к познанию мира, познанию себя и своего места в этом мире, это постижение высших ценностей, стремление к гармонии во взаимоотношениях с людьми, природой, культурой, наукой, искусством, это созидание и творчество в любой сфере деятельности.

Ребенок дошкольного возраста находится в самом начале своего развития, о духовности этого периода можно говорить лишь условно. Тем не менее можно выделить качества характера, поведения ребенка, которые содержат в себе потенциал духовности. Для реализации этого потенциала необходимо воспитание, способное обеспечить развитие таких качеств как:

 - Дружелюбие, открытость ребенка как начало доброго отношения к миру, природе, людям; эти качества в дальнейшем могут перерасти в большую любовь в широком и духовном ее понимании.

 - Данная от природы ориентировка в окружающем пространстве может превратиться в любознательность, устойчивый интерес к знаниям, стремление познавать сначала ближайший, а затем далекий (космический) мир.

 - Любовь к родным, близким (потребность в защищенности) может помочь ребенку преодолеть свой эгоизм, а развитие способности сочувствовать, сопереживать станет началом человеколюбия, жизнелюбия.

 - Стремление стать лучше в дальнейшем может превратиться в устойчивое качество, которое обеспечит непрерывное саморазвитие, самосовершенствование.

 -Скромность, умение держать свои желания, готовность поделиться могут стать началом развития способности к самоограничению, воздержанности и даже самопожертвованию.

 -Стыдливость может быть началом совестливого отношения к своим поступкам, а в дальнейшем преобразоваться в подлинное чувство совести, которое и будет регулировать нравственное поведение личности.

- Неугомонная активность, стремление к деятельности, к получению результата могут стать началом творческого отношения к действительности, началом созидания, одухотворенного поиска в приложении своих сил.

 - Умение радоваться, замечать хорошее в любых его проявлениях может быть началом сохранения, а затем и созидания гармонии в окружающем мире, гармонии прекрасного.

 Все начинается с детства, и все в детстве закладывается. Наша задача – это осознать и приложить силы к формированию нового поколения созидателей, охранителей и творцов жизни. Жизнь человека немыслима без сохранения природы, и для этого мы должны приступить к воспитанию основ экологического сознания, основ истинной культуры в детях.

Что такое экология?

Греческое «ойкос» - дом, «логос» - знание. Знание о доме. Домом могут быть стены и крыша над головой, а может быть город, страна, планета. Домом можно считать и саму Вселенную, вмещающую все, в том числе и нашу маленькую планету вместе с нами. Так что познание окружающего мира, процессов в нем и законов, им управляющих, будет основой экологической воспитанности дошкольников.

В формировании нравственных качеств и экологической воспитанности первостепенное значение имеет пример воспитателя. Его внешний облик, поступки и суждения, вежливость, спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим, грамотное и заботливое отношение к живой природе.  Работая с детьми нужно воспитывать способом одобрения, помощи и поддержки. Личным примером, словом и делом формировать у детей представления о природе, как величайшей ценности, развивать понимание ее неповторимости, руководствуясь принципом: «НЕ НАВРЕДИ». Процесс формирования экологической воспитанности очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение педагогом богатого арсенала различных методов.

Большое значение имеет  обогащенная эколого–развивающая среда дошкольного учреждения, насыщенная многообразием живых объектов, представленная различными «экологическими пространствами» в помещении и на территории ДОУ.

Работа по экологическому воспитанию требует наличия  большого количества разнообразных дидактических игр и пособий экологического содержания.

Экологическое воспитание и образование не могут быть временными, нужна постоянная повседневная работа. Ребенка надо воспитывать в любви к живой природе, так как она прекрасна. Только в этом случае на конкретных примерах дети познают специфику и уникальность жизни, учатся трепетному отношению к ней, учатся понимать состояние другого живого существа, сочувствовать ему, приобретают практические навыки заботы об опекаемых ими растениях и животных. Сам ребенок нуждается в доброте и ласке, и если он получает это от взрослых, тогда способен отдавать свою любовь всему живому.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду (средняя, старшая, подготовительная к школе группы). М.: Творческий центр, 2008
  2. Николаева С.Н.  Типовая модель экологического воспитания Дошкольное воспитание № 4.2004  
  3. Николаева С.Н. Экологическое воспитание культуры в дошкольном детстве Москва. Новая школа  1995, 159с.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. М.: Просвещение 2008
  5. Уланова Л.А., Иордан С.О. Методические рекомендации по организации  и проведению прогулок детей 3-7 лет. С.-Пб.: Детство-Пресс, 2008
  6. Филичева Т.В., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М.: Гном-Пресс, 1999.


П Р И Л О Ж Е Н И Е

Октябрь

Карточка № 3

Наблюдение за деревьями

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Цели : - продолжать знакомить с берёзой , выделяя характерные признаки и изменения , связанные с временем года

 Воспитывать бережное отношение к дереву как живому обьекту природы.

Ход наблюдения : Воспитатель подводит детей к берёзе для беседы.

- какое это дерево ?

- покажите ствол берёзы .

- какой он – толстый или тонкий ?

- покажите ветки.Какие они – толстые или тонкие ?

- какой ствол у берёзы ?

- какой по цвету ?

- куда подевались листочки с дерева ?

- где лежат листочки , кто их срывает ?

- что происходит  с деревом осенью ?

Трудовая деятельность : уборка территории.

Цель : приучить работать сообща , добиваться выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры : «Найди себе пару» , «Беги к берёзе».

Цель : - выбирать себе по сигналу разные пары

           - учить быстро выполнять действия по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа : «С кочки на кочку»  , «Перейди речку».

Цель : - упражнять в прыжках на двух ногах

           - упражнять в ходьбе по бревну прямо и боком.

Цель : продолжать знакомить детей с рябиной.

Ход наблюдения : Воспитатель читает стихотворение и задаёт вопросы.

- как выглядит рябина ?

- где она растёт ?

- какие звери любят ягоды рябины ?

- какие птицы клюют ягоды рябины и когда ?

- что даёт рябина людям ?

Далее рассказ воспитателя по теме.

Трудовая деятельность : сбор листьев тополя , рябины , ивы для осенних поделок.

Цель : учить аккуратно собирать и различать листья разных деревьев.

Подвижные игры : «Коршун и наседка» , «Кто дальше?»

Цель : учить бегать, держась друг за друга , слушать сигнал воспитателя.

Индивидуальная работа : развитие движений.

Цель : учить прыжкам на одной (Правой , левой) ноге.

Цель : формировать представления об осеннем тополе.

Ход наблюдения : Воспитатель читает стихотворение и задаёт детям вопросы.

- где тополя чаще всего растут ?

- какое это дерево ?

- какие ещё растут деревья в городе , для чего они нужны ?

- когда облетают с тополей последние листья ?

- какого цвета тополиные листья ?

- почему осенью листья с деревьев опадают ?

Исследовательская деятельность : рассмотреть через лупу ветку , с которой только что упал листок.

Трудовая деятельность : сгребание листьев в кучи и их уборка.

Цель : воспитывать желание трудиться в коллективе.

Подвижные игры : «Огородники»  ,  «Горелки».

Цель : упражнять в беге по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа : прыжки на одной ноге.

Цель : упражнять энергично отталкиваться и правильно приземляться.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....