Программа "Семья"по вовлечению родителей (законных представителей) воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
рабочая программа на тему

Работа с родителями-это сложная и важная часть деятельности каждого педагога, включающая повышение уровня педагогическихзнаний, умений, навыков родителей в семейном воспитании для создания необходимых условий правильног воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon СЕМЬЯ139 КБ

Предварительный просмотр:

Принята на Заседании                                Утверждаю:_____А.Филипенко

Педагогического совета                              заведующий  МБДОУ

Протокол № 3 от 25.11.2013 года               «Детский сад «Улыбка» с.Ливенка»

                                                                           Приказ № 80 от 26.11.2013 года

Программа «Семья»

    по вовлечению родителей (законных         представителей) воспитанников в учебно-воспитательный процесс

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Улыбка» общеразвивающего вида с.Ливенка»

Красногвардейского района

Белгородской области

на 2013-2015 годы

  1. Правовое основание для разработки программы     Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция модернизации российского образования, одобренная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 года №1756-р., «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», Устав ДОУ.

 Разработчик  программы:

    Рубанова Ольга Ивановна - музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад «Улыбка».

  1. Статус программы

Программа  образовательного учреждения.

Основная цель: создание эффективных условий взаимодействия ДОУ, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей

 Основные задачи:

1. Объединить усилия ДОУ, семьи, социальных структур в обогащении духовного мира детей и взрослых.

2. Изучить потребности родителей в образовательных услугах для перспективы в развитии учреждения, содержания работы и форм организации.

3. Обеспечить оптимальные условия для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей.

4. Разработать формы и методы интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов работы с семьёй.

5. Использовать опыт  других дошкольных учреждений для построения модели взаимодействия с родителями.

7. Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.

8. Изменить позиции родителей по отношению к деятельности дошкольного учреждения.

9. Привлечь родителей к активному участию в организации, планировании и контроле деятельности дошкольного учреждения.

10. Внедрять эксперементальную, исследовательскую работу.

4.Сроки и этапы реализации программы

      Первый этап (2013-2014год) - подготовка нормативной, организованной аналитической базы для последующего проектирования программы.

      Второй этап (2014-2015годы) - переход к планомерному устойчивому

развитию.

Программа «Семья»

 по вовлечению родителей (законных представителей) воспитанников в учебно-воспитательный процесс)

Часть 1. Основные подходы к определению и реабилитации роли родителей как субъектов дошкольного образования:

  1. Основные подходы к определению и реализации роли родителей как субъектов дошкольного образования.
  2. Проблемно – ориентированный анализ работы детского сада с семьей.

 Часть 2. Организация сотрудничества педагогов и родителей.

1. Обеспечение сотрудничества ДОУ и семьи.

2. Концепция сотрудничества работников дошкольного образования

с семьёй.

3. Содержание, организация и методика сотрудничества ДОУ и родителей.

4. Вовлечение родителей в деятельность детского сада.

5. Совместные мероприятия педагогов и родителей

 Часть 3. Программа сотрудничества дошкольного учреждения с семьей

1. Формы взаимодействие детского сада с семьей.

2. Примерное содержание работы воспитателя с семьей.

3. Развитие инновационного потенциала родителей и педагогов.

4.Основные направления и задачи сотрудничества. Перспективное планирование на 2013 –2015 годы.

 Часть 4. Приложения

 Выписка из годового плана работы МБДОУ «Детский сад «Улыбка» с Ливенка»

на 2013–2015 учебный год.

 

        Основные подходы к определению и реализации роли родителей как субъектов дошкольного образования.

    Педагогами нашего образовательного учреждения выделены основные направления  взаимодействия с семьей:

-изучение потребности родителей в образовательных услугах;

-просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

     Исходя из этих направлений, осуществляется работа по взаимодействию детского сада и семьи.

       Для определения перспектив развития учреждения, содержания и форм организации   в возрастных группах  систематически проводится анкетирование родителей. Родителям   предлагается  анкета, проанализировав которую, мы видим следующие результаты.

Отношение родителей к источникам информации, откуда они берут ее:

  • 50% родителей пользуются своей интуицией;
  • 26%  пользуются педагогической литературой и литературой по психологии;
  • 24% берут информацию у воспитателей;
  • Малым доверием пользуются консультации педагога, советы других родителей, друзей.

От детского сада родители хотели бы получить:

  • 86 % максимально полную информацию от ребенка;
  • 14 % советы по общению с ребенком;

Мало заинтересованы родители в том, чтобы участвовать в самодеятельности детского сада, возможность большего общения с родителями других детей.

Далее мы попытались определить трудности, которые испытывают родители при воспитании детей:

  • 31%-ребенок плохо ест;
  • 20%-не слушает родителей;
  • 13%-родители проявляют неуверенность в себе, испытывают страхи.

Но за помощью к педагогам детского сада родители обращаются только в 35%, 58%- не обращаются, потому что:

  • 33% считают, что справятся сами;
  • 17% не придают особого значения этим трудностям;
  • 13% считают, это неудобным, так как подобного рода консультации не входят в обязанности педагога.

Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдет само по себе. Для этого ведется систематическая и целенаправленная работа с родителями.

Педагоги пришли к следующему мнению: к повышению педагогической культуры родителей относится:

  • Изучение закономерностей развития ребенка
  • Пропаганда здорового образа жизни
  • Знакомство с современными системами семейного воспитания
  • Содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям

          Система работы ДОУ с родителями  включает: планирование работы с родителями, с включением в календарные планы; проведение родительских собраний; правила для родителей, распорядок дня,  информационно-просветительская работа с родителями (советы, памятки, рекомендации,  объявления различного характера и т.п.); папки–передвижки, которые формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей» и т.д.; проведение совместных творческих работ (выставка), творческие отчёты воспитателей.  Родители являются участниками традиционных праздников, соревнований в детском саду.

 Проблемно – ориентированный анализ работы детского сада с семьей

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

         Практики и исследователи выявили и сформулировали в этой связи следующие противоречия:

  • между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться;
  • между потребностями родителей на образовательные услуги и отсутствием условий их предоставления;
  • между стремлением родителей к активной деятельности в дошкольном учреждении и строго регламентирующим характером деятельности учреждения;
  • между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием систем обучения их в дошкольных учреждениях.

     Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармонической личности.

   На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  1. Родители и педагоги являются партнёрами в воспитании и обучении детей;
  2. Это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
  3. Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
  4. Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива, и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
  5. Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Организация сотрудничества педагогов и родителей.

    Особое внимание наш детский сад уделяет проблемам взаимодействия с родителями воспитанников. В детском саду налажен тесный контакт с родителями.

Свою работу с родителями мы строим на принципах сотрудничества. Мы считаем, что признаками такого сотрудничества являются:

  • осознание цели деятельности каждым участником процесса;
  • чёткое разделение и кооперация труда между воспитателями и родителями;
  • личный контакт между воспитателями и родителями с обменом информацией, взаимной помощью, самоконтролем;
  • положительные межличностные отношения.

   Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности каждого педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

      Для реализации этих задач по взаимодействию родителей с образовательным учреждением необходимо:

-внедрение методики поэтапного включения родителей в деятельность дошкольного учреждения:

-повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей в целях актуализации их образовательных потребностей;

-воспитание родителей как реальных заказчиков образовательных услуг, т.е. понимания ими назначения, целей, функций дошкольного учреждения;

-активное, систематическое участие родителей в деятельности дошкольного учреждения;

-создание комплекса необходимых условий на всех уровнях и этапах организации образовательного процесса для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в  сотрудничестве с ДОУ.

      Показателями степени включения родителей в деятельность дошкольного учреждения являются:

-сформированность представлений родителей о сфере педагогической деятельности, т.е. наличие представлений:

-о педагогической деятельности в целом;

-о специфике работы с детьми дошкольного возраста;

-об особенностях образовательного процесса в дошкольном учреждении;

-о деятельности воспитателя;

-о возможных результатах деятельности детей дошкольного возраста.

-владение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания  и обучения детей дошкольного возраста;

-степень проявления интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.

     Наш детский сад поставил перед собой следующие задачи в работе с родителями:

  1. Изучение семей детей;
  2. Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
  3. Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
  1. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;
  2. Учет половозрастных, структурных, этнокультурных и других особенностей семей.

         Мы считаем, что в области дошкольной педагогики родителям важно:

  • знать основные закономерности и особенности воспитания и обучения детей;
  • знакомиться с содержанием и методами воспитания;
  • овладеть методами организации детской деятельности, общения, направленными на формирование социально ценных форм поведения и отношений ребёнка с окружающими людьми.

         Педагогическую культуру родителей мы рассматриваем в связи с общими социально-педагогическими условиями воспитания, которые включают в себя совокупность основных требований общества к личности родителей, содержание идейных, нравственных норм, регулирующих внутрисемейные отношения, характер межличностных отношений в семье.

         Под педагогической культурой родителей мы понимаем их достаточную подготовленность, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе семейного и общественного воспитания детей. Ведущим компонентом педагогической культуры родителей является их педагогическая подготовленность, которая характеризуется определённой суммой психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе практики воспитания детей.

         Ответственное отношение родителей к своим обязанностям, желание как можно лучше воспитать своих детей – неотъемлемая составная часть педагогической культуры родителей.

Концептуальные основы программы «Семья»

   В соответствии с Законом «Об образовании», где записано, что родители являются первыми педагогами, они (родители) обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детстве.

       Под включением родителей в деятельность дошкольного учреждения мы понимаем их участие в:

  • организации образовательного процесса;
  • создании творческих групп, которые активно делятся своим опытом;
  • организации современной социально - развивающей среды в группах;
  •  оказании дополнительных услуг;
  • разработке планирования разных видов на всех уровнях:
  • общедошкольных планах;
  • НОД;
  • самостоятельной деятельности детей;
  • совместной деятельности детей;
  • разработке собственных курсов, программ, планов для работы с родителями, детьми;
  • привлечение родителей к оценке и контролю за деятельностью ДОУ.

    Содержание, организация и методика сотрудничества детского сада и родителей

Методика изучения семьи.

  • Анкетирование;
  • Наблюдение за ребенком;  
  • Посещение семьи ребенка;
  • Беседа с ребенком;
  • Беседа с родителями;
  • Рисунки ребенка.

Гипотеза программы:

     Общение педагогов и родителей будет эффективнее, если реализуются следующие условия:

-участие родителей в планировании совместной деятельности;

-переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ;

-правильное формирование педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей;

-создание оптимально комфортной среды развития ребенка через согласование позиций семьи и ДОУ.     

 Содержание, организация и методика сотрудничества нашего детского сада и родителей включает:

  1. Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей;
  2. Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребёнка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду;
  3. Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики;
  4. Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников;
  5. Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганду его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания;
  6. Использование разнообразных форм работы детского сада с семьёй во взаимосвязи:
  • ознакомление с родителями и другими членами семьи;
  • консультации;
  • групповые и общие родительские собрания;
  • наглядные формы пропаганды;
  1. Индивидуальные и групповые формы работы с родителями, дополняющие друг друга  (ежедневное общение воспитателя с родителями создаёт большие возможности для индивидуальной работы,  для укрепления связи между семьёй и детским садом);
  1. Систематическую плановую связь детского сада с родителями в течение всего года с учётом задач и содержания образовательной работы с детьми.
  2. Привлечение актива родителей, общественности к деятельности дошкольного учреждения, к работе с семьями.

Система работы с родителями отражает цели, задачи и перспективы деятельности конкретного дошкольного учреждения. Она создана с учетом реальных социально-экономических и национально-культурных условий села.

Учитывая, что детский сад является искусственно-естественной средой жизнедеятельности дошкольников, педагогический коллектив и родители моделируют развивающее пространство ДОУ по подобию устройства объективного мира.

Направленность воспитательной системы на личностно-ориентированную модель общения определила стратегию и тактику построения предметной среды, в основу которой были положены принципы индивидуальной комфортности и благополучия, стабильности, активности, учета половых и возрастных отличий детей.

        В соответствии с Законом «Об образовании в РФ», который вступил в действие с 1 сентября 2013 года   дошкольное образование    получает   статус уровня системы российского образования. При сохранении вариативности, «многоукладности» системы дошкольного образования, которую она приобрела за последние 20 лет, новая правовая рамка предполагает внесение определенного единообразия в способы ее построения на всех ступенях. Это затронет всю социальную, экономическую, организационно-управленческую и научно-методическую базу образования, его инфраструктуры, социальных институтов и, прежде всего, семьи.

Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирования основ целостной личности человека. Все это в рамках обновляющейся системы дошкольного образования делает актуальной проблему объединения усилий педагогов, семьи и самого ребёнка в этих направлениях. Современное общество  уже не удовлетворяет традиционная система образования. Поэтому, поиск эффективных мер, направленных на изучение интересов, мнений и запросов родителей приобретает первостепенное значение. Опрос родителей нашего ДОУ, показал, что одним из главных для них является духовно-нравственное и психическое здоровье ребенка. Анкетирование педагогов выявило желание включиться в комплексную работу, позволяющую обеспечить умения детей применять все полученные знания в реальной жизни и на практике.

         Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной  ответственности педагогов, родителей и общественности нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в т.ч. в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и других.

          Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детских садах, привлечении их к этой работе. Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи  является то, что детский сад служит «организующим центром» и   влияет   на домашнее воспитание, поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей.  

Поскольку родители являются первыми педагогами, а дошкольное учреждение оказывают помощь в воспитании и развитии ребёнка, а родители играют главную роль в сообществе педагог-родитель-ребёнок. Проблемный анализ деятельности педагогов и родителей свидетельствует о необходимости создания эффективных условий взаимодействия ДОУ, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей.

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной  задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

         Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу «так, как воспитывали  меня».

Всё это позволило нам сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации  дошкольников. Мы уверены: социальное осознанное воспитание необходимо начинать с детского сада, с момента, когда ребёнок начинает различать пол. Сложность такой работы заключается в том, что педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний об особенностях  физиологических функций и психологических процессов мальчиков и девочек. Изучение гендерной психологии не входило в программу подготовки педагогов, поэтому  воспитатели испытывают трудности при взаимодействии с мальчиками.

Выстраивание модели образовательного пространства ведётся  следующим образом:

  1. знакомство  педагогов  с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;
  2. пропаганда педагогических знаний по этому вопросу с родителями и привлечение их к участию в педпроцессе;
  3. построение соответствующей развивающей среды;
  4. построение модели педпроцесса.

Работа с родителями носит информационно – практический характер. Для полноценного  воспитания  ребёнка  важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. С этой целью нами проводятся различные формы работы с родителями: провели конференцию отцов «Отец - семьянин, воспитатель»; консультации, беседы, наглядная информация по таким темам как: «Мальчики и девочки – любить по-разному, воспитывать по- разному »,  «Мир движений мальчиков и девочек» «Как и во что играют мальчики и девочки» и др.  

На родительских собраниях производился обмен опытом по воспитанию детей в семье. В возрастных  группах  родители могут получить индивидуальную консультацию воспитателей по воспитанию ребёнка дошкольника.

          В группах оформлены фотоальбомы « Лучшая в мире семья- моя!», «Моя дружная семейка», проведёны  конкурсы среди родителей « Руки  папы, ручки мамы и мои ручонки»; «Трудятся –мальчики, трудятся девочки» (оборудование для различных видов труда»,  « Играют- мальчики, играют -девочки».

         Совместно с родителями в ДОУ проводятся культурно-досуговые мероприятия:  «День матери», «А ну-ка, девочки», «Мисс Малышка»,   «Вперёд, мальчишки», «Рыцарский турнир для пап». Родители  активные участники проводимых в детском саду мероприятий.

 В оформлении помещений детского сада с учётом используем простейшие маркеры гендерных различий:

  1. Дифференцируем на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков; (для девочек – цветы, куклы; для мальчиков – машинки, самолёты и т.п);
  2. Подбираем полотенца для вытирания рук двух разных цветов; разное постельное бельё, покрывала.
  3. Различная форма для физкультурных занятий.

          Образовательную среду в детском саду создаём с учётом  возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируем её таким образом, чтобы  ребёнок в  течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.

В настоящее время ведущим является единство и взаимосвязь семейного и общественного воспитания, так как лишь в этих условиях создаются реальные возможности для решения задач воспитания в условиях этнокультурного компонента.

Привлечение родителей к этнокультурному воспитанию детей показало, что педагогами используются следующие формы и методы:

– привлечение родителей к проведению занятий (знакомство детей с фольклорно-музыкальными произведениями, народными костюмами, украшениями, праздниками);

– участие родителей в совместных с детьми выставках семейного
творчества;

– привлечение родителей к созданию и пополнению этнокультурной предметно-развивающей среды (предоставление предметов старины, коллекций, фотографий).

Названные пути активного привлечения родителей способствовали открытости диалогу культур, как мира детей, так и мира взрослых (педагогов и родителей), что предполагало воспитание этнотолерантности и уважения к национально-культурным ценностям; рассмотрение этнокультурного содержания через призму гуманитарного краеведения, то есть понимание этнокультуры как ценности; опора на региональную районную специфику этнокультуры.

Итак, реализация комплекса организационно-педагогических условий обеспечивалась методологическими подходами, взаимодействием внешней и внутренней подсистем этнокультурного воспитания дошкольного образования. Выстроенность всей педагогической стратегии создавало условия для развития этнокультурной воспитанности дошкольников как интегративного свойства этнокультурной личности и этнокультурной компетентности, предполагающей не только знать, но и применять этнокультурный опыт в сходных или новых ситуациях.

Таким образом, организационно-педагогические условия, способствующие развитию этнокультурной воспитанности личности детей и этнокультурной компетентности педагогов, включали:

– создание и реализацию научно-методического обеспечения развития этнокультурной воспитанности (компетентности) личности;

– создание и обогащение  этнокультурного образовательного пространства ДОУ;

– обогащение этнокультуросообразной технологии, строящейся на интеграции и вариативности содержания, средств, форм, методов воспитания.

Программа сотрудничества ДОУ с семьёй

Формы взаимодействие детского сада с семьей

         Для того чтобы лучше узнать семьи наших воспитанников, уклад их жизни, систему воспитания ребёнка, чтобы установить необходимые взаимопонимание и доверие, наш коллектив использует следующие формы работы с семьей:

  1. Проведение общих родительских собраний.
  2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые).
  3. Дни открытых дверей.
  4. Экскурсии по детскому саду (родители вновь поступивших детей).
  5. Открытый показ занятий.
  6. Совместные мероприятия для родителей и детей.
  7. Консультации для родителей.
  8. Наглядная информация (ширмы, папки – передвижки, стенды и т.д.)

         Консультации для родителей проводят воспитатели, медицинская сестра, заведующая, логопед. Инициатива проведения консультации может принадлежать как воспитателю, так и родителям. Содержание консультаций определяется возрастом детей. Родителям малышей воспитатели советуют как воспитать самостоятельность, привить гигиенические навыки, адаптироваться к режиму и т.п.; родителям старшего дошкольного возраста – как руководить игрой, трудом, о формировании нравственно – волевых качеств и т.п.

Примерное содержание работы воспитателя с семьей

          Для того чтобы лучше узнать семьи наших воспитанников, уклад их жизни, систему воспитания ребёнка, чтобы установить необходимые взаимопонимание и доверие, наш коллектив воспитателей использует следующие формы работы с семьей:

-Проведение групповых родительских собраний;

-Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые);

-Дни открытых дверей;

-Экскурсии по детскому саду (родители вновь поступивших детей);

-Открытый показ непосредственно образовательной деятельности;

-Совместные мероприятия для родителей и детей;

-Консультации для родителей;

-Наглядная информация (ширмы, папки – передвижки, стенды и т.д.).

         Беседы с родителями воспитатели проводят утром,  вечером, когда детей приводят в детский сад или забирают  домой: утром воспитатели интересуются о самочувствии ребёнка, информируют родителей о том, что интересного сегодня ждёт детей;  во время вечерней беседы педагоги информируют родителей о том, как прошел день у ребёнка в детском саду, чем он занимался, как проявил себя, на что надо обратить внимание.

      Основные направления и задачи сотрудничества. Перспективное планирование на 2013-2015 годы.

Задачи:

  • создать единую программу для педагогов и родителей по реализации воспитательно – образовательных задач;
  • создать систему в работе по воспитанию детей в семье, структурировать работу воспитателей с родителями, придать ей комплексный характер;
  • выявить характер семейных отношений, авторитет родителей;
  • учитывать пожелания родителей их предложения.

Направления работы по взаимодействию с семьями воспитанников:
• защита прав ребенка в семье и детском саду;
• воспитание, развитие и оздоровление детей;
• детско-родительские отношения;
• взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми;
• коррекция нарушений в развитии детей;
• подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
 

Разделы, направления

Содержание работы

Обучение

Индивидуальная работа с родителями по вопросам воспитания и обучения. Выработка совместных требований к ребёнку. Проведение родительских собраний по вопросам успеваемости и помощи ребёнку в обучении. Организация консультаций для родителей воспитателями, специалистами.

Общение и развитие

Индивидуальная работа с родителями по вопросам развития личности ребёнка, определение задач по развитию каждого ребёнка. Организация консультаций специалистов и обмена опытом между родителями.

Досуг

Выявление интересов родителей, их хобби и привлечение к организации досуга детей. Организация совместных с родителями мероприятий. Работа с родительским коллективом.

Здоровье

Просвещение родителей о возрастных особенностях развития детей. Организация консультаций специалистов по вопросам физического и психического здоровья детей.

Научно-методическая работа

Анализ воспитательного влияния семьи на ребёнка; коррекция семейного воспитания; координация усилий семьи и дошкольного учреждения в образовательном процессе.

 

Развитие инновационного потенциала родителей и педагогов.

 I этап подготовительный

Подготовительный проект «Дружная семейка» предусматривает следующие виды деятельности:

-Мини-педсовет» Детский сад и семья»;

-Опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;

-Обсуждение общих вопросов на родительском собрании, связанных с организацией работы семейного клуба;

-Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

II этап основной

В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика заседаний клуба варьируется в зависимости от социального запроса родителей.

III этап заключительный

-Подготовка к презентации.

-Презентация

        Выписка из годового плана работы МБДОУ «Детский сад «Улыбка» с. Ливенка» на 2013–2015 учебный год:

Направление работы:

1.Вовлечение семьи в образовательный процесс.

2.Культурно-просветительная работа.

3. Создание условий для реализации личности ребенка.

№ п/п

Название мероприятия, формы проведения

Дата

Ответственные

1.

Общее Родительское собрание «Организация воспитательно-образовательной работы в ДОУ».

сентябрь

заведующий

2.

Участие родителей в создании развивающей среды.

В течение года

Заведующий, воспитатели групп

3.

Участие родителей в праздниках, развлечениях.

В течение года

Муз.руководитель,

воспитатели

4.

Пополнение родительских уголков тематической и образовательной информацией

ежемесячно

Воспитатели групп

5.

Анкетирование родителей «Социальный портрет семьи», «Мнение родителей о работе ДОУ».

Сентябрь, май

Заведующий, воспитатели групп

6.

Посещение родителей и детей на дому.

В течение года

Воспитатели групп

7.

Адаптация вместе с ребенком

В течение года

Воспитатели

8.

Экскурсии по ДОУ для вновь оформляющихся детей и их родителей.

В течение года

Заведующий, воспитатели

9.

Групповые Родительские собрания.

Не реже 2 раз в год

Воспитатели групп

10.

Родительское собрание совместно с учителем «Скоро в школу»

Апрель

Заведующий, воспитатели подготовительной к школе группы

11.

Совместное проведение с детьми праздников и досуга:

- Новый год;

- Рождество;

- День защитника Отечества;

-Масленница;

- 8Марта;

- Светлый праздник Пасхи;

-Выпускной балл.

Декабрь

Февраль

Март

май

Музыкальный руководитель, воспитатели групп

12.

Родительское собрание «Итоги года».

Май

Заведующий

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПО СОЗДАНИЮ БЛАГОПРИЯТНОЙ

СЕМЕЙНОЙ АТМОСФЕРЫ

 Помните: 

  1. От того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.
  2. Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребёнок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.
  3.  Если у вас есть возможность погулять с ребёнком, не упускайте её. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.
  4. Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?» - лучше задавать нейтральные вопросы: «Что было интересного в детском саду?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т.п.
  5. Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.
  6. Ребёнок должен чувствовать, что он любим.
  7. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.
  8. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!

Список используемой литературы:

1.Дронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений Т.Н. Дронова, Е.В. Соловьёва, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко,- Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001

2. Козлова С.А./ Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. пед. учеб. заведений,- Москва: Издательский центр Академия», 2000.

3. Ковалёва С. В. Психология современной семьи . – Москва.: Научно-популярное издание Серия « психологическая наука – школе» , -1988

4. Работа ДОУ с семьёй: методические рекомендации.- Москва .: ТЦ Сфера, 2008

5. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль.: Популярное пособие для родителей и педагогов , 1997

6. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. Москва «ВАКО»-2011

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель деятельности ДОУ через объединение воспитанников и родителей (законных представителей) в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценностей.

Выступление на 3 городских Рождественских чтениях г. Нижневартовск Модель деятельности ДОУ через объединение воспитанников и родителей (законных представителей) в целостный образовательный процес...

Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс через активные формы взаимодействия

Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс через активные формы взаимодействия...

Организация дней добрых дел как одна из форм вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процесс

Организация дней добрых дел как одна из форм вовлечения родителей (законныхпредставителей) в образовательный процесс...

Организация дней добрых дел как одна из форм вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процесс

Организация дней добрых дел как одна из форм вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процесс...

Доклад(опыт работы): «Вовлечение родителей в участие в учебно-воспитательном образовательном процессе через совместное творчество педагогов, детей и родителей»

Наше образовательное учреждение работает с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). У большинства воспитанников отмечаются проблемы в развитии коммуникативной, познавательной, ...

«Вовлечение родителей (законных представителей) в решение психологических особенностей конфликтных отношений у старших дошкольников»

Это проект, который позволит построить совместную работу по решению психилогических особенностей конфликтных ситуаций у детей старшего дошкольного возраста, а также создать единое образовательное прос...

Доклад на тему: "Формирование поликультурной компетентности воспитанников в учебно-воспитательном процессе"

Современное поликультурное воспитание в нашем саду занимает очень важную роль, поскольку позволяет сформировать в воспитанниках правильное отношение к этнокультурной действительности, делает их компет...