«Вовлечение родителей (законных представителей) в решение психологических особенностей конфликтных отношений у старших дошкольников»
проект (старшая группа)

Анастасия Гришина

Это проект, который позволит построить совместную работу по решению психилогических особенностей конфликтных ситуаций у детей старшего дошкольного возраста, а также создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Вовлечение родителей (законных представителей) в решение психологических особенностей конфликтных отношений у старших дошкольников»

Актуальность проекта

Проблема взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна.

Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности.

Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей:

  • усталостью,
  • психическими и физическими перенапряжениями,
  • тревогой в связи со снижением безопасности жизни,
  • ростом чувства одиночества в неполных семьях,
  • отсутствием понимания,
  • трудностями организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе;
  • ухудшением состояния психического и физического здоровья детей

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно.

Педагогу детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей. В связи с этим у детей старшего дошкольного возраста возникают проблемы, с которыми он не может справиться самостоятельно. А педагогам и психологам «дверь закрыта» для помощи ребенку и его семье.

Проблемы:

  1. с каждым годом все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители в свою очередь жалуются, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения. Требования, предъявляемые родителями к ДОУ, педагогам возрастают.
  2. низкие адаптивные возможности детей, поступающих в детский сад, т.е затруднение процесса адаптации, что негативно сказывается на состоянии физического и психологического здоровья воспитанников. Это опять же обусловлено низким уровнем психолого-педагогической культуры родителей. В результате многочисленных наблюдений и общения с родителями было установлено: многие родители не знают, что процесс привыкания ребенка к детскому саду, непросто определенный период в его жизни, а очень важный, значимый и ответственный момент для ребенка. Они не понимают опасности адаптационного периода для здоровья и психики ребенка, поэтому стремятся как можно скорее отдать ребенка в детский сад. При этом ответственность за организацию адаптационного периода целиком возлагают на специалистов и руководителей дошкольных учреждений.

Таким образом, выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства развития каждого ребенка.

Основная идея проекта:

создание и внедрение в образовательный процесс ДОУ  формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства в контексте ФГОС.

Объект проектной деятельности: педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения

Предмет проектной деятельности: вовлечение родителей (законных представителей) в решение психологических особенностей конфликтных отношений у старших дошкольников.

Тип проекта: практико-ориентированный, краткосрочный, открытый, коллективный.

Участники реализации проекта:

  • администрация ДОУ – организует и координирует работу по проекту;
  • педагоги и специалисты ДОУ – взаимодействуют с родителями и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;
  • родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях.

Гипотеза: совместная работа по решению психилогических особенностей конфликтных ситуаций у детей старшего дошкольного возраста позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Обеспечить эффективное взаимодействие семьи и детского сада возможно если:

 установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия по решению психилогических особенностей конфликтных ситуаций у детей старшего дошкольного возраста;

 активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель проекта:

Цель: активное вовлечение родителей (законных представителей) в решение психилогических особенностей конфликтных ситуаций у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  • Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей;
  • Установить отношения сотрудничества, положительную эмоциональную среду общения ;между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами ДОУ.
  • Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия
  • Повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей.
  • Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.

Для решения поставленных задач может быть использован следующий комплекс методов:

  • изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
  • целенаправленные наблюдения, в том числе включенные;
  • индивидуальные беседы с детьми, родителями, различными специалистами ДОУ;
  • анкетирование;
  • изучение детских работ;
  • анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе проекта и др.

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы

Срок реализации – 2 месяца.

 Умению устанавливать положительные отношения с окружающими и его роли в становлении личности всегда придавалось большое значение. В связи с этим, сложности во взаимоотношениях между людьми и пути их преодоления являются предметом особого внимания педагогов и психологов, особенно, если речь идет о детях.

Изучение общения дошкольников с ровесниками показало, что для него характерно большое количество конфликтов между детьми. При этом одни дети конфликтуют с ровесниками редко, в конфликтной ситуации способны уступить и договориться с партнером, в конфликт оказываются, как правило, втянутыми. Другие конфликтуют с ровесниками почти постоянно, в столкновении с ними любым путем, часто силовым, добиваются своего, конфликт инициируют сами, конфликтные ситуации создают практически во всех случаях взаимодействия с ровесниками. Эти дети называются нами «конфликтными», а их склонность к конфликтам со сверстниками «конфликтностью». Такие дети вносят много сложностей в жизнь детской группы в дошкольном учреждении, и сами испытывают немало трудностей.

В многочисленных исследованиях «конфликтности» как черты личности у детей старшего дошкольного возраста, был установлен ряд общих особенностей, среди которых можно выделить следующие:

  1. неуверенность в себе, заниженная самооценка;
  2. неумение вступить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками в силу стеснительности и пассивности;
  3. недоверие к миру, скептическое отношение ко всему;
  4. отсутствие смысла жизни;
  5. высокий или средний интеллект;
  6. высокий уровень тревожности.

У отдельных детей постоянно возникают различные страхи (есть и фобии). Следствием страхов зачастую являются:

  1. беспокойный сон и ночные кошмары;
  2. повышенная раздражительность, вспыльчивость, утомляемость; жалобы на частые головные боли;
  3. конфликты с родителями;
  4. резко негативное отношение к учению;
  5. враждебное отношение к воспитателям.

По мнению психологов дети старшего дошкольного возраста намного реже конфликтуют или считаются неконфликтными совсем, если они имеют:

  • интерес к внешнему миру;
  • наличие смысла жизни, жизненной философии;
  • существование иерархии ценностей;
  • способность с юмором принимать и оценивать действительность;
  • целостность личности, способность ее адекватно реагировать на внешние и внутренние изменения;
  • способность к установлению душевных контактов;
  • соответствие поведения номам общества;
  • подчинение общественным целям.

Конфликты дошкольников с ровесниками постоянно привлекали внимание педагогов и психологов. Но рассматривались они в основном в связи с проблемами трудновоспитуемости и агрессивности.

Татьяна Андреевна Павленко в своих работах доказала, что:

  1. У дошкольников, склонных к конфликтам с ровесниками, на фоне повышенной общей коммуникативной активности в контактах с другими детьми доминирует потребность в признании;
  2. У конфликтных детей в сравнении с неконфликтными обнаруживается своеобразие образа себя. Он отличается неустойчивостью (повышенной динамичностью) и дисгармоничностью. Последнее выражается в расхождении в аффективной части между общей положительной самооценкой ребенка и ожидаемой им отрицательной оценки окружающих, а в когнитивной - между представлениями ребенка о своих возможностях в конкретной деятельности и его реальными результатами;
  3. Индивидуальные варианты выраженности конфликтности у детей указывают на связь между мерой дисгармоничности и неустойчивости их образа себя, степенью доминирования в структуре содержания их коммуникативной потребности в общении с ровесниками - потребности в признании, и мерой конфликтности ребенка;
  4. B образе ровесника у конфликтных детей, которые в сравнении с неконфликтными на фоне ярко выраженного стремления к сотрудничеству с другими детьми, превалирует спектр объектных характеристик и отрицательных оценок;
  5. Специальная организация общения взрослого с конфликтным ребенком, направленная на изменение у него образа себя, сопровождается у него изменениями не только в этом психологическом образовании, но и в содержании их коммуникативной потребности и в налаживании доброжелательных взаимоотношений со сверстниками.

Среди основных психологических причин конфликтности ребенка старшего дошкольного возраста выделяют:

  1. Дисгармоничность образа «себя» в его аффективной и когнитивной составляющих;
  2. Противоречие у конфликтных детей между общим положительным отношением к себе и ожидаемым отрицательным от значимых окружающих порождает у них в общении с ровесниками обострение потребности в признании, что проявляется в стремлении доминировать во взаимоотношениях.

Конфликтность у детей старшего дошкольного возраста чаще всего можно заметить, если существуют проблемы в семье и из-за этого ребенок проецирует проблему на себя и становится агрессивным, непослушным, грубым и склонным к конфликтам. Начинается активная работа с родителями (законными представителями) по выяснению причины конфликтности у ребенка и решение психологических особенностей конфликтных ситуаций, которые создает ребенок.

Анкета для родителей «Знаете ли вы своего ребенка?»

Уважаемые родители!

С целью организации эффективного взаимодействия с педагогами дошкольной образовательной организации по вопросам воспитания и развития вашего ребенка предлагаем ответить на вопросы данной анкеты.

Заполняет анкету:

мама;

папа;

другой член семьи ________________________________________ .

Возраст ребенка (полный) _____________________________________ .

С кем живет ребенок? (состав семьи) _____________________________

Какие заболевания перенес ребенок, имеются ли у него хронические заболевания?

Кто в вашей семье занимается воспитанием ребенка? _______________

Кому из членов семьи ребенок отдает предпочтение в процессе общения? ________

Чем ребенок любит заниматься дома (играть, рисовать, ухаживать за домашними животными, др.)? __________________

Нравится ли вашему ребенку:

рисовать;

заниматься физической культурой;

петь, музицировать;

играть в подвижные игры;

слушать рассказы, сказки;

выполнять различные задания самостоятельно и совместно с взрослыми;

играть вместе с другими детьми;

убирать игрушки;

ходить на прогулку;

наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

ходить в магазин за продуктами;

участвовать в драматизациях, публичных выступлениях.

Есть ли у ребенка любимые игрушки? Какие? Почему, на ваш взгляд, ребенок выделяет именно эти игрушки?

Вы играете вместе с ребенком?

В процессе игры вы принимаете правила, которые предлагает ребенок, или диктуете свои?

Проводятся ли с ребенком развивающие занятия дома? Какие?

Как вы называете своего ребенка в повседневной жизни?

Часто ли вы хвалите своего ребенка? За что?

Как часто вы наказываете ребенка? За что?

Какие положительные качества вашего ребенка вы можете назвать?

Какие черты характера вашего ребенка вас беспокоят?

Есть ли у вашего ребенка страхи? Какие? _______________________

Вы считаете своего ребенка способным? ________________________

Какие именно способности он проявляет? _____________________

Как себя ведет ребенок в домашней обстановке и вне дома? ______

Интересуетесь ли вы, чем занимался ребенок в детском саду? _

Испытываете ли вы трудности в процессе воспитания ребенка? _

Помощь каких специалистов дошкольной образовательной организации вы хотели бы получить:

воспитателя;

учителя-логопеда;

музыкального руководителя;

инструктора по физической культуре;

другого специалиста (указать).

родителей «Мой ребенок, его индивидуальные особенности»

Каков Ваш ребенок? (Уверенный, решительный, не очень уверенный, нерешительный)______

Общительный он или нет? Как это проявляется?_________________

Какое у него любимое занятие?________________

Есть ли у ребенка, на Ваш взгляд, какие-либо способности?____________________

Каково обычное состояние ребенка или его настроение?_

Часто ли плачет Ваш ребенок?_____________

Как засыпает? Как спит?_________________

Часто ли устает? Если «да», то почему?___________________

Как он реагирует на неудачи?_____________________________

Как реагирует на замечания, наказания?_________________________

Как у ребенка проявляется самостоятельность? (любит делать все самостоятельно, даже если не умеет, не очень стремится к самостоятельности, предпочитает, чтобы за него все делали другие)__________ __

Каковы отношения со сверстниками? (Умеет организовать детей, выполняет только ведущие роли, успешно выполняет и ведущие, и второстепенные роли, подчиняется другим детям)_______

О каких еще особенностях Вашего ребенка Вы хотите рассказать?_______________

               

                        Благодарим за участие!

Тест: Взаимоотношения в семье.

Как обстоят дела в Вашей семье, все ли так гладко, как кажется или стоит, что-то изменить. Для объективного результата ответьте максимально честно «да» или «нет», если согласны с утверждением:

 1. В нашей семье всегда уютно и тепло.

 2.  Выходные дни мы стараемся проводить вместе.

3.  В семье не без «…».

4.  В нашей семье царит любовь и взаимопонимание.

5.  Случаются моменты, когда мы недопонимаем друг друга.

6.  Каждый из нас, придя домой после рабочего дня, обретает покой и гармонию.

7.  Все возникающие конфликты мы обсуждаем и находим оптимальное решение.

8.  Хоть одному из членов семьи противны плохие привычки.

9. «Мой дом — моя крепость» — поговорка про нашу семью.

10.  Мы часто устраиваем веселые посиделки с друзьями.

11.  Некоторые из домочадцев неуравновешенны и вспыльчивы.

12.  Я за семьей, как за «каменной стеной».

13.  Некоторые члены нашей семьи не любят идти на контакт, обсуждать проблемы.

14.  Мы во всем поддерживаем друг друга.

15.  Разговоры за общим столом часто сводятся к неприязни и мелким спорам..

16. Мне не выносимы долгие командировки вдали от семьи.

17.  Каждый, кто бывал у нас в гостях, добро отзывается и желает придти вновь.

18.  Часто в нашей семье разгораются конфликты.

19.  Меня удручает обстановка в доме.

20.  Я чувствую, что никому не нужна.

21.  Лето мы проводим всей семьей на море или на даче.

22.  У нас не возникает бытовых вопросов.

23.  Мы любим собираться за одним столом и поиграть в карты, домино, монополию, мафию и т.п..

24.  Мне очень комфортно в домашней обстановке.

25.  Мне не хочется возвращаться домой после работы.

26.  Меня раздражает привычка разговаривать громко и грубо некоторых из членов семьи.

27.  Мы стараемся лояльнее относиться к плохим привычкам некоторых из членов семьи.

28.  На семейных праздниках всегда шумно и весело.

29.  Никто не ждет меня дома.

30.  С некоторыми из членов семьи я не хочу общаться.

31.  Мы всегда поддерживаем чистоту и порядок в доме.

32.  Иногда хочется, чтоб все исчезли.

33.  Некоторые члены семьи испытывают неприязнь к другому из домочадцев.

34.  Не все домочадцы стремятся бывать дома и всегда задерживаются.

35.  Мы очень гостеприимны.

Результаты

 За следующие положительные ответы на вопросы 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 21, 22, 23, 24, 27, 28, 31, 35 и отрицательные ответы на вопросы 3, 5, 8, 11, 13, 15, 18, 19, 20, 25, 26, 29, 30, 32, 33, 34 прибавьте по 1 баллу.

Менее 8. В вашей семье царит разлад и недопонимание. Спасайте положение радикальными мерами.

9-15. При «черной полосе» вы разочаровываетесь друг в друге, а при «белой» — у вас все хорошо. Такой результат должен насторожить и привести к разумным выводам.

16-22. У Вас дружная семья. Все неурядицы и возникающие конфликты Вы разрешаете в спокойной обстановке.

Более 23. Поздравляем, о такой семье можно только мечтать!

«Анкета для родителей «Семейные традиции» «

Цель анкетирования: выявление семейных традиций, ценностей   помощь родителям в  осознание значимости семьи в жизни человека.    Воспитателям и родителям помогает  понять, как влияют обычаи и традиции на формирование толирантной личности, т.е.  на наших детей

Прочитайте вопрос и отметьте подходящий вариант ответа, если предложенные варианты Вас не удовлетворяют, впишите свой вариант ответа.

1.Какие семейные традиции Вы соблюдаете?

Дни рождения членов семьи;

Дни поминовения усопших;

Коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др. ;

Религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники и др. ;

Гражданские праздники (Новый год, 8 Марта, 9 Мая и др. ;

День создания семьи;

Профессиональные праздники;

Выпуск семейной газеты;

Оформление фотоальбомов;

Воскресные семейные обеды (ужины) ;

Проведение семейных советов;

Другое ___

2.Какие увлечения есть у членов Вашей семьи?

Спорт рыбалка домашние животные

Шитье шахматы чтение

Рукоделие пение музицирование

Коллекционирование сочинение стихов (рассказов, сказок)

Другое ___

3.К каким из Ваших увлечений подключаете своего ребенка?

Какой труд объединяет Вашу семью?

Общего труда нет у каждого свое дело уборка квартиры

Работа в саду ремонт квартиры уход за домашними животными

Индивидуальная трудовая деятельность

Другое ___

4.Какие материально-бытовые условия и средства воспитания есть Вашей семье?

Отдельная комната для ребенка уголок в общей комнате

Спортивный инвентарь музыкальные инструменты

Библиотека компьютер

Музыкальный центр кинокамера

Фотоаппарат живой уголок (аквариум)

Швейная машина вязальная машина

Столярные (слесарные) инструменты развивающие игры

Велосипед (сноуборд, мотоцикл)

Другое ___

5.Есть ли в Вашей семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием Ваших детей?

Мама бабушка прабабушка няня гувернантка

Папа дедушка другие родственники

6.Что хорошего (плохого) «приносит» Ваш ребенок из детского сада?

Умственное развитие эстетическое развитие

Культуру общения самостоятельность

Интерес к знаниям желание идти в школу

Внимание к близким страх перед воспитателем

Страх перед взрослыми сквернословие

Непослушание нервозность

Грубость усталость

Возбуждение нежелание ходить в дет. сад

Другое ___

7. Организуется ли специально в Вшей семье деятельность ребенка?

Совместное чтение прогулки на природе обучаем ручным умениям

Помогаем или следим за выполнением домашнего задания (ремонт, шитье и др.)

Играем в развивающие игры организуем спортивные занятия

Наш ребенок самостоятельный, сам находит себе дело

Специально не занимаемся детьми, привлекаем к тому, что делаем сами

Другое ___

8. Ваши предложения педагогическому коллективу ДОУ

Беседа для родителей «Мой ребенок»

(Модифицированный вариант О.И.. Бочкаревой)

Цель – выявить представления родителей о своем ребенке, некоторые особенности семейного воспитания.

Методика проведения. В индивидуальной беседе родителям предлагается ответить на вопросы об особенностях ребенка,

Вопросы:

  1. Каков Ваш ребёнок? (уверенный, нерешительный и т.д.)
  2. Считаете ли вы ребёнок ребёнка самостоятельным? Почему?
  3. Замыкается ли Ваш ребёнок после замечаний?
  4. Насколько общителен с окружающими?
  5. Что в Вашем ребёнке вас раздражает; как вы с этим справляетесь?
  6. Что вам особенно нравится в Вашем ребенке?
  7. Как вы обычно общаетесь с ребёнком? Отвечаете ли на все его вопросы?
  8. Даёте ли вы ребёнку возможность высказаться, даже если рассуждения кажутся Вам глупыми?
  9. Наказываете ли Вы ребёнка, и как ребёнок реагирует на это?
  10. Считаете ли вы важным помогать ребенку в случаях затруднений?
  11. Решаете ли вы с ним его проблемы?

Результаты беседы позволяют воспитателю увидеть, каким представляется дошкольник его близким, какие методы наиболее типичны для воспитания ребенка в данной семье.

Для изучения педагогических потребностей родителей, источников повышения их педагогической культуры воспитатель может использовать анкетирование родителей.

Анкетирование родителей «Семейное воспитание»

(автор Хоменко И.А. – модификация Ворониной О.И.)

Цель – изучить особенности информационной культуры родителей в семейном воспитании.

Методика проведения. Воспитатель предлагает родителям ответить на следующие вопросы:

1. Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?

Да

 Нет

 не вполне

2. Из каких источников вы получаете информацию о воспитании?

а) СМИ;

б) специальные книги по педагогике;

в) беседы с друзьями и знакомыми;

г) беседы с педагогами

3. Как вы считаете, какая проблема в воспитании ребенка стоит на первом месте?

а) непослушание детей;

б) нарушение поведения детьми;

в) отсутствие времени у родителей;

г) влияние СМИ.

4. Что бы вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком?

5. Какие препятствия стоят на пути решения Ваших проблем? (Перечислите)

6. В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро?

а) педагога-психолога;

б) воспитателя;

в) администрации ДОУ;

г) врача.

7. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка? Почему?

а) семья;

б) семья и воспитатель;

в) воспитатель.

8. В какой форме Вы хотели бы получать информацию о воспитании и развитии Вашего ребенка?

а) занятия;

б) семинары;

в) родительские собрания;

г) наглядный материал;

д) литературу;

е) устную консультацию.

Полученные результаты данной методики позволят воспитателю, понять какие информационные источники и формы необходимо использовать в работе с родителями в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, а также определить роль педагога в воспитании и обучении старших дошкольников.

Беседа для родителей «Наша семья и ребенок»

Цель - выявить традиции семей дошкольников, увлечения ребенка и его близких, особенности семейного микроклимата и отношения близких к ребенку.

Методика проведения. В индивидуальной беседе родителям предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Как вы отмечаете семейные праздники?
  2. Существуют ли особые традиции при проведении этих торжеств?
  3. Какое участие в семейных праздниках принимает ребенок?
  4. Любит ли Ваш ребенок делать что-нибудь вместе со взрослыми?
  5. Какие дела Вы можете ему доверить?
  6. В какие игры он любит играть дома? Во что Вы чаще всего играете с ребенком?
  7. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? Какие роли разыгрываются?
  8. Если в семье есть старший брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играю дети, организуют ли старшие дети игры?
  9. Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к Вам и другим членам семьи?
  10. Умеет ли ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание? Приведите примеры.
  11. Самостоятельно ли ребенок проявляет свое заботливое отношение к близким или по Вашему совету, просьбе, требованию?
  12. В каких конкретных поступках проявлялась инициатива ребенка в оказании помощи, заботы?
  13. В каком настроении обычно находится Ваш ребенок? Часто ли проявляет радость, удовольствие? Как часто меняется его настроение? (Отметить причины отрицательных реакций: плач, страх).
  14. Какие черты характера ребенка Вам не нравятся? Что бы вам хотелось изменить в нем? Как вы думаете, почему возникли эти черты?
  15. Какие книги вы читаете ребенку? Обсуждаете ли вы прочитанное? Любит ли ребенок слушать сказки, рассказы? Сопереживает ли он героям?

В результате имеющихся данных воспитатель получает информацию об особенностях взаимоотношений родителей с детьми детей, что интересует и волнует их в воспитании ребенка, какие проблемы испытывают родители в процессе семейного воспитания.

В процессе построения взаимодействия с семьями дошкольников полученные данные могут дополняться и углубляться в зависимости от выбираемых направлений сотрудничества педагога с родителями (педагогического образования родителей), конкретных проблем, выявленных в ходе первичной диагностики.

На следующем этапе диагностики (промежуточная диагностика) воспитатель подробнее исследует семьи тех детей, у которых наблюдаются поведенческие нарушения, проблемы взаимоотношения со сверстниками, низкий уровень эмоционального благополучия в семье. Преодоление этих и многих других поведенческих проблем невозможно без изучения сферы детско-родительских отношений.

На этом этапе педагог совместно с психологом может использовать психолого-педагогические диагностики, позволяющие ему понять особенности детско-родительских отношений проблемных семей: и беседы с ребенком «Семейное интервью» (Захаров А.И.), «Родительское сочинение» (автор Столин В.В., адаптация Тащиевой А.И.), анализ детских рисунков на тему «Моя семья».

«Интервью с ребенком» (автор А. И. Захаров)

Цель – выяснить особенности внутрисемейных отношений и роли ребенка в семье.

Методика проведения. В свободной беседе ребенку задаются следующие вопросы:

1. С кем ты живешь дома?

Обычно ребенок на 1-е место ставит наиболее значимое для него лицо, к которому он испытывает чувство привязанности. На последнем месте ребенок называет наименее значимое для него лицо.

2. Если бы ты играл в воображаемую игру «Семья», кого бы ты в ней изображал: маму, папу или себя?

Старшие дошкольники обычно выбирают роль родителя того же пола, обнаруживая возрастную потребность в ролевой идентификации с ним. Если ребенок выбирает родителя другого пола, то это подчеркивает диспозицию в отношениях с родителями того же пола.

3. Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в первую очередь (маму, папу; папу, маму?).

Если в ответе мать не стоит на первом месте, то это свидетельствует об эмоциональных проблемах в отношениях с ней.

4. Если с тобой случилась беда, тебя обидел кто-то, ты всегда бы рассказал об этом маме, поделился бы с ней или не всегда? (Этот вопрос повторяется в отношении отца.)

Меньшая откровенность указывает не столько на конфликт, сколько на отсутствие доверительных отношений с детьми.

5. Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет мама (папа)?

6. Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой), у тебя были бы девочка (мальчик), то ты бы так же относился, воспитывал ее (его), как к тебе относятся, воспитывают родители, или по-другому?

Обычно дети стремятся, не меняя родительскую роль, сохранить хорошие отношения. Ведущий мотив при этом — страх утраты любви, угроза которой существует у чрезмерно занятых и принципиальных родителей.

7. Когда ты вырастешь, ты будешь, как папа (мама), работать?

Предпочтение той же профессии, как правило, признак высокого авторитета родителей в представлении детей.

Результаты беседы помогут воспитателю выяснить особенности детско-родительских проблем таких, как наказание дошкольников, авторитетность родителей, их значимость для детей.

Родительское сочинение

(автор — В.В. Столин, адаптация — А.И. Тащевой)

Цель – изучение характера детско-родительских отношений, особенностей личности описываемого объекта (ребенка) и субъекта (родителя) сочинения.

Методика проведения. Воспитатель предлагает родителям написать сочинение на тему «Мой ребенок» или «Портрет моего ребенка».

Инструкция

«Уважаемый родитель, Вам необходимо максимально полно, в свободной форме, рассказать о Вашем ребенке. Сообщите о нем, пожалуйста, самое главное, поделитесь своими тревогами. Объем Вашего рассказа о ребенке не ограничивается».

Анализ результатов.

Изучая сочинения родителей, следует обратить внимание на следующие моменты:

1. Многие данные о ребенке известны заранее и достоверно: его пол, возраст, национальность, место проживания, социальное происхождение и т. д.

2. Существенным показателем актуальности возможной проблемы является временная перспектива, в которой излагается информация: если автор использует в основном прошедшее время, то, скорее всего, данная проблема в прошлом и не является значимой в данный момент.

4. Содержание сочинения, особенно характер изложения данных, может определяться характером взаимоотношений, сложившихся между воспитателем и родителем. Так, при сухом (формальном) отношении воспитателя текст может преподноситься холодно; если воспитатель в предварительной беседе упрекнул родителя в проблемах ребенка, то сочинение может принять форму оправдания.

Анализ родительских сочинений осуществляется по следующим категориям: симпатия — антипатия, близость — отдаленность, уважение — неуважение.

Индикаторы названных категорий в тексте:

Симпатия

— любование, умиление ребенком, одобрение его поступков, благожелательность, удовлетворение сделанным ребенком;

— употребление имени ребенка, эмоционально окрашенных слов, ласкательных, уменьшительных суффиксов, его любимых словечек;

— смягчение или оправдание негативных черт, социальных параметров в характеристике ребенка.

Антипатия

— негативное отношение к внешности ребенка, негативная оценка черт, даже социально одобряемых, утрирование его отрицательных черт;

— неблагожелательное отношение к личности, мыслям, чувствам, увлечениям ребенка;

— раздраженность по поводу динамических черт его поведения, неадекватная раздраженность к мелочам;

— негодование, укор, злая ирония по поводу деятельности ребенка, его отношение к взрослым и сверстникам;

— неодобрение его стрижки, манеры одеваться и пр.

Уважение

— высокая оценка интеллекта, признание достоинств, уважение к занятиям и увлечениям ребенка;

— указание в личности ребенка социально одобряемых черт;

— отношение к ребенку как к равному.

Неуважение

— отрицание способностей, наличия интеллекта, его перспектив;

— отрицание прав ребенка, занижение его возраста, доминирование, властвование над ним;

— указание на личностные качества, которые выдают его как неадаптивного (слабый,

неответственный, несамостоятельный и пр.);

— указание на социально неодобряемые черты ребенка.

Близость

— ощущение родственности, единства (выражения типа «мы», «наш» и т.д.);

— хорошее знание ребенка (развернутое описание свойств личности ребенка, его мыслей, чувств, мелочей, любимых игр, книг, фильмов, музыки и пр.);

— употребление прямой речи;

— беспокойство за настоящее и будущее ребенка;

— оправдание ребенка, скрывание его недостатков;

— взгляд на ребенка изнутри, без сравнения с «нормой», без безоговорочной ориентации на отзывы о нем воспитателей и других взрослых.

Отдаленность

— отстранение, незнание родителями друзей ребенка, его увлечений, забот, проблем, привязанностей;

— взгляд на ребенка с ориентацией на «норму»;

— описание ребенка по описаниям другими людьми: воспитателями, соседями, знакомыми;

— противопоставление «он» — «мы»;

— формальное описание ребенка, перечисление по пунктам его свойств, сухость в описании интимной жизни ребенка;

— постоянное неупотребление имени ребенка.

Порядок анализа информации может быть следующим:о ребенке, об авторе сочинения, о характере взаимодействия между ними, о социальной ситуации в семье.

Данная методика позволит воспитателю определить проблемы и особенности воспитания и развития ребенка «глазами родителя», выявить зоны конфликта в детско-родительском взаимодействии. Это позволит в дальнейшем воспитателю наладить контакт с семьей воспитанника.

Анкета на выявление уровня педагогической культуры родителей.

Цель – определить уровень педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей.

Предъявляемое задание. Воспитатели предлагают родителям отметить в анкетном бланке готовые ответы на предлагаемые вопросы.

  1. На основе каких знаний вы воспитываете своего ребенка:

а) слушаете передачи по радио и телевидению;

б) посещаете лекции для родителей;

в) на основе рекомендаций педагогов;

г) используете жизненный опыт;

д) читаете педагогическую литературу.

  1. Какие методы в воспитании считаете наиболее эффективными:

а) поощрение; б) наказание; в) требование; г) убеждение; д) приучение.

  1. Какие виды поощрения вы используете чаще всего:

а) словесная похвала; б) подарки; в) ласки.

  1. Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании:

а) физическое наказание; б) словесная угроза; в) лишение развлечения;

г) проявление вами обиды.

По результатам анкетирования воспитатель сможет определить насколько повысился уровень педагогической культуры родителей, сравнив с результатами первичной диагностики.

Беседа  »Семья глазами ребенка».

Цель – определить уровень знаний детей об их семьях, семейных традициях, увлечениях.

Методика проведения. Детям предлагается в свободной беседе ответить на вопросы.

Вопросы:

  1. Любишь ли ты свой дом, своих родных - папу, маму? Почему?
  2. Что ты делаешь дома, чтобы помочь родителям?
  3. Помогаешь ли ты маме по хозяйству?
  4. Во что ты больше всего любишь играть дома?
  5. С кем из своих родных ты чаще всего играешь?
  6. Чем ты занимаешься с папой (с мамой) дома после возвращения из детского сада?
  7. Ссоритесь ли вы с папой (с мамой)?
  8. Ссорятся ли твои родители?
  9. Наказывают ли тебя папа, мама за плохие поступки, как они это делают?
  10. С каким праздником твой папа поздравляет маму, тебя?
  11. Чем ты любишь заниматься в выходные дни, когда все взрослые дома?
  12. Любишь ли ты слушать, когда старшие читают тебе книжки?
  13. Есть ли у тебя любимая книжка, про кого она?
  14. Есть ли у тебя любимая игрушка? Как ты с ней играешь?
  15. Любишь ли ты играть в «Семью»? Кем ты чаще всего бываешь, почему?
  16. Приходят ли к вам гости, кто? Чем вы занимаетесь, во что играете?
  17. Кого ты пригласила (пригласил) к себе на день рождения?
  18. Есть ли у тебя дома какое-нибудь животное, рыбка, птичка? Ухаживаешь ли ты за ним, как?
  19. Любишь ли ты с ним играть, как?
  20. Есть ли у тебя сестры, братья, во что ты с ними играешь?
  21. Заступаются ли за тебя твой брат (сестра)?
  22. Жалеют ли тебя, если тебе плохо, больно, если тебя обидели?
  23. Жалеешь ли ты своих родных, если у них болит голова или они устали?

После проведения анкетирования, написания эссе, совместной работы педагогов и родителей, психолог может предложить следующую консультацию как не должен вести себя родитель (законный представитель) и воспитатель, если возник конфликт:

Дошколята не умеют ставить себя на место другого, не могут представить себе его переживания. Именно поэтому ребенок всегда до последнего будет отстаивать свое мнение, будет говорить, вместо того, чтобы послушать собеседника. Все это приводит к возникновению споров и ссор, когда играющие не могут найти правильную модель поведения в ситуациях, которые требуют совместной деятельности. Научить ребятишек конструктивно вести себя в условиях конфронтации должны родители.

Как нельзя реагировать на детский конфликт?

  • Невмешательство - одна из распространенных ошибок родителей. Если вы на своем примере научили ребенка, как вести себя в конфликтной ситуации, безусловно, можно и нужно позволять ему самостоятельно заканчивать спор. Если же он становится жертвой агрессора и не может без посторонней помощи найти выход из конфронтации, нужно вмешаться и спокойно прекратить конфликт с позиции взрослого.
  • Избегание - также не лучший способ разрешения конфликтов детей. Во-первых, уход в другой детский сад или на соседнюю игровую площадку не разрешает конфликт, а лишь затягивает время до наступления нового кризиса. Во-вторых, кроха не получает необходимых знаний о том, как отстаивать свою позицию в споре, чувствует себя неуверенно и беззащитно. Если такая модель поведения регулярно повторяется, малыш и в будущем будет избегать конфликтов в школе и на работе.
  • Активная конфронтация особенно популярна среди импульсивных и вспыльчивых людей, которые ни за что не дадут свое чадо в обиду. Переход на крик, чтение нотаций, грубость и обвинения в адрес обидчика лишь напугают вашего дошкольника, а также закрепят в его сознании некорректную модель завершения спора. Более того, по закону, вы не имеете права наказывать и воспитывать чужих детей и даже проводить с ними разъяснительные беседы, эту работу должны взять на себя их родители.
  • Необъективное отношение к собственному ребенку часто мешает родителям разобраться в причинах ссоры. Как бы сильно вы не любили своего кроху, помните, что и он может быть зачинщиком ссоры.
  • Запрет на общение с обидчиком в большинстве случаев абсолютно не оправдан. Ребята спорят и воюют очень часто, но и мирятся в считанные секунды. Не нужно запрещать своему чаду играть с детками, с которыми он ссорится. Разлучите их на пару дней, а затем позвольте снова поиграть вместе. Такого срока вполне достаточно, чтобы детки забыли об обидах и восстановили дружеские отношения. Запрет на общение действительно нужен только если вы столкнулись с асоциальным поведением кого-то из игровых компаньонов своего крохи.
  • Публичное наказание провинившегося малыша, так популярное среди воспитателей в детских садах, недопустимо, если не хотим уничтожить самооценку ребенка. Любые разъяснительные разговоры и наказания нужно реализовать наедине. Даже если же обиженные требуют публичного наказания, не позволяйте им оскорблять и ругать своего малыша, пообещайте разобраться в ситуации дома.

Как правильно разрешать конфликты детей?

Иногда предупредить детскую конфронтацию проще, чем разрешить ее, но не всегда есть возможность распознать признаки назревающей ссоры. Поэтому воспитателям в детском саду и родителям важно выстроить правильную модель поведения на случай конфликта между детьми.

Если личные границы малыша нарушили, например, его кто-то толкнул или отобрал любимую игрушку, можно выступить в качестве третейского судьи. Попросить обидчика извиниться и вернуть отобранную вещь или найти взрослого, ответственного за драчуна.

В случае ссоры важно разобраться в причинах конфликта. Воспитатель или родитель должен попросить обоих деток объяснить свои эмоции и желания, чтобы они смогли понять причины поведения друг друга. Нужно задать спорщикам несколько вопросов,которые заставят их задуматься:

• Из-за чего произошел спор?

• Вы пытались разрешить конфликт между собой?

• Как можно было избежать ссоры?

• Что должен был сделать каждый из вас, чтобы получить желаемое не обижая друга?

• Как вы будете вести себя в следующий раз в подобной ситуации?

Важно учить детей правильно знакомиться, мирно играть и сосуществовать со сверстниками на примере сказок, мультфильмов, сюжетных игр. Чем раньше вы научите ребенка отстаивать свою позицию в споре, не оскорбляя и не обижая партнера, тем увереннее будет себя чувствовать ваш малыш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Семья"по вовлечению родителей (законных представителей) воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

Работа с родителями-это сложная и важная часть деятельности каждого педагога, включающая повышение уровня педагогическихзнаний, умений, навыков родителей в семейном воспитании для создания необходимых...

Партнёрское взаимодействие с родителями (законными представителями) для решения образовательных задач, использование методов и средств для их психолого-педагогического просвещения

Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение...

Письменное согласие родителей (законных представителей) на проведение психологической диагностики (обследования)

Письменное согласие родителей (законных представителей)на проведение психологической диагностики (обследования) Я (ФИО родителя)_____________________________________________________________ согла...

Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс через активные формы взаимодействия

Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс через активные формы взаимодействия...

Организация дней добрых дел как одна из форм вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процесс

Организация дней добрых дел как одна из форм вовлечения родителей (законныхпредставителей) в образовательный процесс...

Организация дней добрых дел как одна из форм вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процесс

Организация дней добрых дел как одна из форм вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процесс...

«Эмоциональное выгорание у родителей (законных представителей), воспитывающих детей с особенностями развития»

Цель: ознакомление со способами снижения эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья родителей, имеющих детей с ОВЗ.Задачи:- познакомить родителей с некоторыми приёмами рел...