Партнёрское взаимодействие с родителями (законными представителями) для решения образовательных задач, использование методов и средств для их психолого-педагогического просвещения
материал ( группа) на тему

Пономаренко Татьяна Викторовна

Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Партнёрское  взаимодействие  с родителями (законными представителями) для решения образовательных задач, использование методов и средств для их психолого-педагогического просвещения.

Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. (С.В.Глебова)

                                             

           

Методы и средства для родительского психолого-педагогического просвещения:

 Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

 Взаимодействие предполагает взаимное воздействие, активность участников и обязательное прохождение этапов, на которых обеспечивается смена позиций и ролей участников общего процесса.

Социальное партнерство - деление на равные доли участия взаимодействующих субъектов - определяет логику построения партнерских взаимоотношений ДОУ и семьи как равноактивного и взаимосвязанного воздействия двух сторон в интересах развития ребенка.

Вовлеченность родителей в образовательный процесс.

Направления моей работы по проблеме взаимодействия с семьёй:

  • информирование родителей (законных представителей) по основным положениям и особенностям введения и реализации ФГОС ДО;

  • изменение взаимодействия семьи и образовательной организации в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, направленные на вовлеченность родителей к реализации ФГОС

     

    С приходом детей в дошкольное учреждение родителям и детскому саду предстоит сотрудничать до тех пор, пока ребёнок не пойдёт в школу. В чём же состоит сотрудничество семьи и детского сада? Своевременно сообщать нужную информацию о ребёнке (болезнь, травма и т.д.), участие в акциях, конкурсах, форумах. В общем, привлечение семьи к общественной жизни детского сада и города (участие в городских мероприятиях). Участие в таких мероприятиях укрепляет семью, повышает взаимопонимание между родителями и ребёнком и между ДОУ и родителями.

Залог успешного  развития ребёнка невозможен без включения родителей  в   единый, совместный педагогический  процесс воспитания ребенка.

Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.

Поэтому я начала  работу над задачей партнёрского взаимодействия между  родителями и мной как педагога:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

-объединить усилия семьи и образовательной организации для развития и воспитания детей;

- создать атмосферу взаимопонимания родителей (законных представителей) воспитанников и педагога, общности их интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

-активизировать и обогатить воспитательные умения родителей (законных представителей):

-сформировать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях;

-сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным.

При психолого-педагогическом и правовом просвещение родителей стараюсь использовать:

Информационные: устные журналы; рекламные буклеты, листовки; справочно-информационная служба по вопросам образования дошкольников для жителей микрорайона; публикации; информационные корзины; памятки и информационные письма для родителей; наглядная психолого- педагогическая пропаганда и др.

Организационные: родительские собрания, анкетирование, создание общественных родительских организаций;  педсоветы с участием родителей  и др..

 Просветительские родительские гостиные; консультирование; тематические встречи; организация тематических выставок литературы; тренинги; семинары; беседы; дискуссии; круглые столы и другое.

 На родительском собрании  познакомила родителей со спецификой своей работы: приоритетным направлением в работе  детского сада,  которыми  является    театрализованная и валеологическая  деятельность, а в работе группы экологическое воспитание.

 В партнёрском взаимодействии с родителями большую роль отвожу выявлению потребностей семей воспитанников, что позволяет мне выравнивать спектр воспитательно-образовательных и оздоровительных мероприятий.

Выявленные запросы родителей определили формы партнёрского взаимодействия и общения, отвечающие интересам каждой семьи.

Удачно себя зарекомендовали:

- вечера вопросов и ответов;

- тренинги по запросам родителей;

- совместные выставки;

- совместное творчество родителей, детей и педагогов;

- родительские собрания,

- консультации,

- беседы.

 

Структуру родительского собрания меняю, считаюсь с мнениями родителей при определении тематики.

Не забываю и наглядные формы работы: библиотеки, папки-передвижки, памятки-рекомендации, открытки-приглашения, фотовыставки, уголки для родителей, информационная страница на сайте ДОУ, презентации, стенды, плакаты.

Особенно эффективной считаю  такую форму сотрудничества с родителями как «Дни открытых дверей». Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. Постепенно родители убеждаются, что их участие в жизни детского сада важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для их собственного ребенка.

    В корректной форме, индивидуально, сообщаю родителям о результатах проведенной диагностики.      Индивидуально работаю с каждым родителем, доводя до их сведения  успехи или проблемы  ребёнка. И вместе с родителем выстраиваю совместную работу по коррекции знаний, умений и навыков детей. Даю рекомендации, консультации родителям как проводить ту или иную работу. Ежедневно сообщаю родителям об успехах их детей, даже самых незначительных.

   

 В своей работе использую принципы  взаимодействия с семьями воспитанников:

  • Принцип психологической комфортности;
  • Принцип деятельности;
  • Принцип целостности;
  • Принцип минимакса;
  • Принцип вариативности;
  • Принцип непрерывности;
  • Принцип творчества.

    В планировании содержания работы с родителями важную роль играет приоритетное направление работы ДОУ. Конструктивной формой взаимодействия с ДОУ с семьей в целях развития воспитательного потенциала семьи является семейный театр, объединяющий семьи с детьми дошкольного возраста при поддержке педагогов. Эта форма взаимодействия получила широкую распространенность.

Родители совместно  со мной рисуют эскизы костюмов к постановке, помогают изготавливать костюмы и расшивать их и делают это с удовольствием.

Итог работы – театрализованные постановки, которые показываются на отчетном концерте для родителей.

На это концерт приглашаем родителей и жителей микрорайона. Афиши развешивают по поселку. Каждая группа представляет свою театрализовано-музыкальную постановку, песни, танцевальные номера. Этот концерт пользуется большим успехом, его ждут с нетерпением.

За  три последних   учебных года дети моей группы показали музыкально-театрализованныё представления по сказкам:

 Ш.Перро «Золушка» - группа общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет;                  

Ш. Перро «Кот в сапогах» - группа общеразвивающей направленности от 6 до 7лет;      

Украинская народная сказка «Рукавичка» - группа общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет.

Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребенком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Эффективнее использовать формы, на которых знания преподносятся в процессе партнёрского взаимодействия педагога и родителей. С этого года я ввела одну из таких форм взаимодействия, как участие родителей в досуговых мероприятиях, которые способствовают установлению доброжелательных отношений между взрослыми и детьми, создавать атмосферу праздника, радости и взаимопонимания.

Использование новых форм работы с семьями воспитанников дало положительные результаты: многие из родителей стали активными участниками всех дел в группе и незаменимыми  моими помощниками.  Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.

Тесное взаимодействие с семьей показало, что главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяющие его самооценку. Другая важная особенность семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом.

Таким образом,  моя работа и работа родителей в условиях ДОУ носит ярко выраженный характер сотрудничества, так как изменились и содержание и формы взаимоотношений.

Высший уровень приведенных показателей служит критерием включенности родителей в планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Об эффективности сотрудничества можно судить по таким критериям как:

- положительная установка сторон на совместную работу, осознанием ее целей и личностной заинтересованностью;

- степень проявления интереса к активному включению в планирование воспитательно-образовательного процесса;

- сформированность представлений о сфере педагогической деятельности, т.е. наличие представлений о педагогической деятельности в целом, специфике работы с детьми  в дошкольном учреждении, моей деятельности, возможных результатах деятельности детей;

- владения необходимыми умениями и навыками воспитания и обучения детей.

Так как приоритетным направлением группы является экологическое воспитание, поэтому представляю вам работу с родителями в этом направлении:

    план работы с родителями по экологическому воспитанию детей.(смотреть диск)

 2013-2014 уч.год был выпускной, поэтому я составила для родителей подготовительной группы план по работе консультативного пункта.

ВЫВОД:

-Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

- За воспитание и образование детей несут ответственность именно родители; все другие социальные институты призваны поддержать, направить, дополнить их деятельность.

-Инициатором изменения социальных контактов с семьей является образовательное учреждение, которое гарантирует профессиональный уровень, разъяснения и поддержку.

-Главное в контексте «семья - образовательное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания конкретного ребёнка в данной семье

 Подтверждение  в реализации партнёрского взаимоотношения  с родителями осуществляется гиперссылками в составленной мной схеме.(смотреть диск).



Предварительный просмотр:

                                       Партнёрское взаимодействие с родителями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель деятельности ДОУ через объединение воспитанников и родителей (законных представителей) в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценностей.

Выступление на 3 городских Рождественских чтениях г. Нижневартовск Модель деятельности ДОУ через объединение воспитанников и родителей (законных представителей) в целостный образовательный процес...

Анкета для родителей по удовлетворенности родителей (законных представителей) обучающихся качеством образовательных услуг

Данная анкета позволяет выявить уровень удовлетворенности родителей деятельностью дошкольного учреждения....

«Вовлечение родителей (законных представителей) в решение психологических особенностей конфликтных отношений у старших дошкольников»

Это проект, который позволит построить совместную работу по решению психилогических особенностей конфликтных ситуаций у детей старшего дошкольного возраста, а также создать единое образовательное прос...

Сценарий совместного мероприятия «Устный педагогический журнал для родителей (законных представителей) по теме «Развиваемся, играя. Lego-конструирование – как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста»»

Сценарий совместного мероприятия«Устный педагогический журналдля родителей (законных представителей) по теме«Развиваемся, играя. Lego-конструирование – как средство разносторонн...

Мастер-класс для педагогов "Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитания финансовой грамотности своих детей средствами квиз-игры «О детях и деньгах»

Цель игры: сформировать у родителей представления об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в вопросе «Что такое деньги для ребёнка?»Задачи игры:1. акту...

Работа с родителями (законными представителями) Консультация «Кинезиологические упражнения. Способы использования в работе с дошкольниками».

Кинезиологические упражнения  помогают развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Она помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мо...