Методические рекомендации "Игра в жизни ребенка"
методическая разработка ( группа) на тему

Ермолинская Алевтина Викторовна

Методические рекомендации "Игра в жизни ребенка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

«Игра в жизни ребенка»

Выполнила: старший воспитатель Ермолинская А.В. СП «Детский сад № 2» ГБОУ ООШ № 2 г.о.Октябрьск

  1. Аннотация
  2. Пояснительная записка
  3. Методические рекомендации
  4. Список используемой литературы
  5. Приложение

Аннотация

Данные методические рекомендации созданы для оказания помощи педагогам дошкольных учреждений по формированию предметно – игровой среды в средней группе и имеют практическое значение.

Эти рекомендации познакомят педагогов с понятием самой предметно – игровой среды, с зонами на которые она делится, а также с требованиями, которые предъявляются при ее организации.

Предметно - игровая среда, как известно,   эффективное средство формирования личности ребёнка, источник его индивидуальных знаний и социального опыта. Эта среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольника, но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом индивидуальных  особенностей.

Благодаря созданию такой среды в средней группе дошкольного учреждения, педагог может более эффективно организовать педагогический процесс воспитания и развития детей.

Пояснительная записка

В рекомендациях предлагается  организовать предметно - игровую среду для игр в средней группе   по зонам.  Прежде чем определить, какие зоны могут быть в данной группе,  педагог должен оценить обстановку в групповой комнате (освещение, наличие полок, шкафов, стеллажей, столов и др. мебели) а  также игрушки,  развивающие игры и различные  предметы,  какие он имеет, либо может приобрести. Организовывая предметно - игровую среду,  нужно учитывать интересы детей, а также их возрастные особенности. Наполняемость  содержания материала игровых зон,  должна быть направлена на развитие и закрепление знаний, умений и навыков детей  средней группы. Материал должен соответствовать эстетическим требованиям. Огромное значение имеет соблюдение санитарных норм при подборе материала и его  размещения по игровым зонам.

Методические рекомендации

А.С. Макаренко писал: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре»

До школы у ребенка игровая деятельность считается ведущей. Да и в начальной школе еще долго учебная деятельность совмещается с игрой. Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения. Кроме того, игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.

В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка. Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет, и культуре мира. Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения. Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.

Большое значение для возникновения игры имеет предметно – игровая среда.

Предметно – игровая среда  - это фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность.

Организуя предметную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.

Организация предметно – игровой среды должна отвечать следующим требованиям:

  1. Учитывать закономерность игровой деятельности.
  2. Соответствовать педагогическим задачам  в воспитании детей разных возрастов.
  3. Носить развивающий характер.
  4. Соответствовать потребностям и уровню развития ребенка.

Нормативно – правовой базой для отбора оборудования, учебно – методических и игровых материалов являются:

  • Концепция содержания непрерывного образования
  • Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы
  • Федеральные государственные требования к созданию предметно – развивающей среды обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В средней группе предметно-игровая среда должна быть существенным образом (если не сказать — радикально) изменена, по сравнению с младшими группами. Постоянные сюжетообразующие наборы (тематические зоны) уступают место более гибким сочетаниям сюжетообразующих игрушек. Дети уже частично сами организуют среду под замысел.

Чтобы правильно организовать предметно – игровую среду, её нужно разбить по зонам.

Эти зоны доступны детям. Дети будут знать, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. В зоне уединения – за ширмой, они могут полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки служат и как стены для индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание "своего" личного пространства.

Организация предметно – игровой среды в средней группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его наклонностей, интересов, уровня активности.

 В соответствии с Концепцией в каждой возрастной группе выделяются зоны (центры):

- зона сюжетно-ролевых игр

- зона для игр со строительным материалом конструкторами, дидактическими играми

- учебная зона

- физкультурно-оздоровительная зона

- литературная зона

- экологическая зона

- зона художественно-творческой деятельности детей

Список используемой литературы

  1. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда/ Дошкольное воспитание. - 1998. - №4.
  2. Эльконин Д.Б Психологические игры.- М.: Педагогика, 1978
  3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка/Дошкольное воспитание. – 2006. - №6
  4. Игрушки и пособия для детского сада. Под ред. В.М. Изгаршевой  - М.: Просвещение, 2007.

Приложение

Описание среды игровых зон:

Игровая зона

Характерным для сюжетной игры детей 4-5 лет является овладение гибким ролевым поведением и переход к самостоятельной организации игровой обстановки "под замысел".

1. Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр (предметы-заместители).

Врач: шапочка с красным крестиком, халат, атрибуты (трубка, шприц, градусник, бутылочка из-под лекарств, баночки из-под мазей с палочкой, пипетка, вата, бинт, горчичники — прямоугольные кусочки медицинской клеенки, таблетки, нарисованные на кусочках картона).

Шофер, мотоциклист: ремень безопасности, шлем, перчатки; копии разных инструментов — гаечный ключ, молоток, отвертка, пассатижи, насос; бензоколонка — кубы, модуль; шланг — веревка; руль.

Повар: колпак и фартук, посуда, продукты.

Летчик: фуражка, пилотка, атрибуты (штурвал, пульт управления с функциональными кнопками — дверные звонки; выключатели — реальные предметы, дети сами мастерят из них пульт.

Машинист: железнодорожная фуражка, инструменты, пульт.

Парикмахер: халат, расчески, бигуди, ножницы, тазик, шампуни, духи, мыло, полотенце.

Моряк, капитан: бескозырка, матросский воротник, капитанская фуражка, бинокль; якорь на шнуре; мачта с флагом; инструменты; бутафория — штурвал, капитанский мостик, спасательный круг, подзорная труба.

Ящик замечательных вещей: бобины от магнитофонной ленты, разнообразные колпачки (большие, маленькие, деревянные, резиновые, пластмассовые, катушки, трубки, кубики, бруски, цилиндры, кегли, палочки, звонки, выключатели, всевозможные пробки, пластины из фанеры (разной длины, ширины и формы, веревки, кусочки поролона, цветные лоскутки.

2. Оборудование для режиссерской игры: многофункциональные кубики; макеты (объемные — домики, гаражи; плоскостные — карты-схемы игрового пространства, ширмы) ; наборы образных (объемных и плоскостных) игрушек небольшого размера: человечки, солдатики, герои мультфильмов и книг, игровое оборудование (мебель, посуда) ; животные (сказочные, реалистичные) ; неоформленный игровой материал: кубики, шарики, колечки от пирамидок, бутылочки; символы пространства (реки, солнце, скамейки, цветы, грибы).

Литературная зона

1). Книги, рекомендованные для чтения детям определенного возраста:

Младший и средний дошкольный возраст

1. Произведения малых форм русского народного и фольклора народов мира.

2. Произведения поэтов и писателей России.

3. Литературные сказки.

4. Русские народные и сказки народов мира.

5. Небылицы.

6. Басни (со средней группой) .

7. Серии сюжетных картинок (истории в картинках) со средней группой.

Зона театральной деятельности

Театрализованная деятельность

1. Шапочки, маски для игр-драматизаций на темы любимых сказок.

2. Кукольный театр.

3. Театр из игрушек-самоделок.

4. Театр резиновых игрушек.

5. Пальчиковый, перчаточный, варежковый театры.

6. Клубковый театр.

7. Театр марионеток.

8. Плоскостной театр.

9. Теневой театр.

10. «Уголок ряженья»: костюмы, украшения — кулоны, бусы, пояски, браслеты, манжеты, короны, бабочки, жабо, платочки с кружевами, косыночки, шарфики, шляпки, ленточки на ободках.

11. Атрибуты для театрализованных и режиссерских игр (элементы костюмов) .

Зона науки

Среди объектов для исследования в действии все большее место должны занимать объекты с сочетанием свойств-параметров или элементов целого, стимулирующие развитие аналитического восприятия (например, объекты для группировки и сериации по двум признакам одновременно, объекты для группировки с последовательным перебором двух-трех признаков, доски-вкладыши с составными формами, геометрические мозаики с графическими образцами и т. п.) . Усиливается значение объектов-"головоломок" в широком понимании этого слова, несущих в себе познавательно-исследовательскую задачу (как это устроено, что надо сделать, чтобы достичь какого-то эффекта, как разобрать и снова собрать эту вещь, стимулирующих предварительное рассуждение, анализ целого и его элементов, действия по преобразованию объекта с поиском причинно-следственных отношений и комбинаторных связей.

В средней группе должен появиться нормативно-знаковый материал в виде кубиков с буквами и цифрами, наборов картинок с изображениями букв и предметов, цифр и предметов и т. п. Этот материал, свободно исследуемый детьми, вводит их, пока еще внешне, на уровне графических образцов, в нормативно-знаковый мир.

Образно-символический и знаковый материалы компактно располагаются в коробках с условными метками-ярлычками на доступных детям полках шкафа, стеллажей.

Образно-символический материал расширяется по тематике и усложняется по содержанию репрезентированных в нем предметов и явлений окружающего, а также усложняется в направлении более сложных "комплексных" оснований классификации предметов и явлений. Это разнообразные наборы картинок для классификации, парного сравнения, включения недостающего элемента в класс, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок для выстраивания событийных последовательностей (до 4-6) и т. п. При этом карточки могут быть обычными (допускающими многовариантные решения) или с замковым соединением типа паззлов, обеспечивающим проверку правильности решения. Для развития аналитического восприятия полезны разрезные картинки и кубики (из 6-8 элементов) .

Зона речевого творчества

Игры и оборудование для развития речи:

1. Тактильные дощечки, разные на ощупь (5x10 см). Наклеить: кусочек искусственного меха; наждачную бумагу (она должна быть жесткой и шершавой) ; кусочек мягкой ткани (байки, фланель) ; воск от свечи, чтобы на поверхности образовались застывшие капли; кусок веревки или толстый шнурок (зигзагообразно) ; спички или маленькие тонкие палочки; скорлупки от орехов; фольгу или целлофан; бархат или бархатистую ткань; рубчатую ткань (вельвет) ; крупу (гречневую или перловую) ; чешуйки от шишки.

2. Коллаж - лист картона, на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры

3. Настольно-печатные игры.

4. «Волшебная книга» (составляется из рассказов детей и оформляется их иллюстрациями).

Зона занимательной математики (игротека)

- Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема.

Для детей 4—5 лет

1. Игры: «Логические кубики», «Уголки», «Составь куб».

2. Серия: «Сложи узор», «Куб-хамелеон», «Волшебный куб», «Сложи картинку».

3. Игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже? », «Дострой») .

4. Модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание вре-менных отношений.

5. Игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»).

6. Игры с алгоритмами, включающие 3—5 элементов («Выращивание дерева»).

7. Альбомы с образцами логических упражнений.

Зона природы и опытнической деятельности

1. Комнатные (цветы с крупными листьями: фикус, бегония; цветы с мелкими листьями: аспарагус, «Огонек») и искусственные растения (сравнение объектов по признаку «живое — неживое») .

2. Место для труда (инвентарь для трудовой деятельности: 2 клеенчатых фартука, щетки, тряпки, лейки, тазик, палочки для рыхления и т. д.)

3. Календарь природы

4. Картины - пейзажи по времени года;

5. Мини-лаборатория для исследовательских опытов;

6. Материалы по разделам: песок, соль, вода, магнит, бумага и т. д.

7. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема.

8. Сита и воронки.

9. Соломки для коктейля.

10. Разноцветные стаканчики из-под йогурта, сметаны или плоские емкости (для рассматривания песчинок)

11. Разные виды бумаги.

12. Карточки-схемы проведения экспериментов.

13. Персонажи, наделенные определенными чертами (любознательный, удивляющийся и задающий вопросы Почемучка, от имени которых моделируются проблемные ситуации.

Зона строительно-конструктивных игр

Строительный материал для свободной самостоятельной деятельности хранится в коробках, в которых он приобретен.

Мелкие игрушки для игр со строительным материалом уже можно не расставлять на полках, а тоже убрать в коробки.

Крупный строительный материал хранят в шкафах, на подвесных полках (в открытом виде) .

1. Строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей.

2. Образцы построек и поделок.

3. Пластмассовые банки, коробки разных размеров.

4. Палочки.

5. Наборы для моделирования

Зона искусства

Оборудование для ИЗО:

Развертывание и реализация новых целей требуют от детей более развитых и разнообразных навыков и умений. В связи с этим потребуются новые материалы и инструменты. Дети активно работают с ножницами по созданию коллажей, используют в своей работе по конструированию природные и бросовые материалы и т. п.

Дети, в этом возрасте, воспроизводят в рисунке не то, что они видели, а то, что они себе представляли, воображали и для этого они могут использовать разнообразные изобразительные материалы.

Вместе с тем, детей надо учить технике закрашивания. Это можно сделать не только при закрашивании рисунка, выполненного самостоятельно, но и при использовании специальных трафаретов, альбомов. Поэтому, начиная со средней группы, мы вводим в перечень эти пособия. Для этого в работе с детьми по изобразительной деятельности на занятиях и в свободной деятельности должны быть широко представлены изобразительные и пластические материалы (угольный карандаш, цветной пат, соленое тесто и т. п.)

Очевидно, что способность воспринимать цвет имеет для ребенка этого возраста большое практическое значение. Благодаря цвету даже самые несовершенные работы преображаются, и дети испытывают радость и чувство удовлетворения от своего труда. Но для этого требуется специальное оборудование и материалы (палитры, большое количество белил и т. п.) .

1. Полочка с произведениями искусства

2. Трафареты, лекала, геометрические формы

3. Краски, кисти, карандаши, мелки, фломастеры

4. Белая и цветная бумага

5. Ножницы

6. Пластилин, салфетки

Зона физической культуры

В средней группе хорошо иметь деревянную стенку (высота 150 см) для формирования правильной осанки, расположенную возле входной двери группы.

1. Материалы для игр (мячик, скакалка, обручи и пр.)

2. Картотека подвижных игр.

Зона музыкального развития

1. Музыкальные игрушки (озвученные – музыкально-плоскостные балалайка, пианино и т. д.); народные игрушки;

2. Музыкальные инструменты: металлофон, бубны, барабанчик, колокольчики.

Зона нравственно-патриотическая

Зона безопасности

Настенный групповой материал

  1. Плакаты типа «Семь - Я», стенды для демонстрации детского творчества и пр.

Уголок именинника

Оформляется в свободной форме.

Уголок коллекций

- Камни, гербарии, морские и речные раковины, фантики, открытки, марки, календари.

фото2фото3

фото1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Игра в жизни ребенка раннего возраста"

Ведущий вид деятельности ребенка младше трех лет предметно-игровой. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей, являются, прекрасным средством развития маленьких де...

Методические рекомендации "Уход за комнатными растениями" в рамках проекта "Комнатные растения в жизни ребенка"

Цель: содействовать воспитанию у детей любви к комнатным растениям, обучить родителей приемам совмествой работы с детьми по уходу за комнатными растениями....

Методическая разработка по приобщению ребенка к здоровому образу жизни в группе раннего возраста.

Важная составляющая часть культуры поведения человека - это культурно - гигиенические навыки (КГН). Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет роль в охране их здоровья. От знания...

Методическая разработка "Подвижная игра в жизни ребенка"

Данная публикация поможет педагогам уточнить какую важную роль играет подвижная игра в формировании  личности ребенка....

методическая разработка "Роль игры - в жизни ребенка"

Консультация для родителей старшей группы "Роль игры - в жизни ребенка"...

Методическая разработка по теме: "Конструирование в жизни ребенка"

«Развитие конструктивных навыков детей младшего возраста через систему развивающих игр»...