Оценка качества образования в ДОО
статья ( группа) на тему

Балабенкова Нина Сергеевна

Ключевой вопрос модернизации образования – повышение его качества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenka_kachestva_obrazovaniya_v_doo.docx16.15 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка качества образования в ДОО

Ключевой вопрос модернизации образования – повышение его качества. Качество дошкольного образования в немалой степени обусловливает качество последующих уровней системы образования в России. Поэтому поиск путей управления качеством образования в ДОО – социально значимая проблема, стоящая перед каждым руководителем.

Впервые принципы повышения качества дошкольного образования были определены в Концепции дошкольного  воспитания (1989):

  • Гуманизация – воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, любви  к семье, Родине, природе, уважения к правам и свободам человека;
  • Развивающий характер образования – ориентация на личность ребёнка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи;
  • Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения – развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;
  • Деидеологизация – приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ.

Эти принципы являются основополагающими для оценки современного дошкольного образования в Российской Федерации.

Основные факторы и условия управления дошкольным образованием, от которых в первую очередь зависит его качество:

  • Финансирование ДОО;
  • Содержание дошкольного образования (особенно подчёркивается роль воспитания в системе дошкольного образования, необходимость построения непрерывного образования на двух ступенях: в дошкольном и начальном общем образовании; актуальность коррекционного специального образования);
  • Кадровое обеспечение;
  • Формирование предметно-развивающей среды;
  • Педагогическая культура коллектива;
  • Нахождение адекватной поставленным задачам управленческой модели;
  • Положительная мотивация детей и их родителей;
  • Методическое и материально-техническое обеспечение воспитательно-образовательного процесса.

Качество в сфере образования рассматривается учёными и практиками как  соотношение цели и результата. По мнению отечественных исследователей, в содержательном плане можно зафиксировать такие положительные эффекты образования, как знания, умения, навыки, особенности психического и личностного развития ребёнка, изменения профессиональной компетентности педагогов, а также рост или падение престижа (имиджа) учреждения.

Деятельность ДОО оценивается с учётом мнения всех заинтересованных субъектов: государства, детей, родителей, педагогов, окружающего социума. Оценить ДОО – значит установить степень достижения поставленных учреждением целей, реализации индивидуальных возможностей детей, а также удовлетворения образовательных запросов детей и родителей.

Внутренний мониторинг качества образовательной деятельности в ДОО – главный источник информации для диагностики состояния образовательного и воспитательного процессов, основных результатов деятельности ДОО.  Под  внутренним мониторингом качества образовательной деятельности в ДОО понимается проведение администрацией ДОО и (или) специально созданной комиссией наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и мониторинга в пределах своей компетенции за соблюдением работниками ДОО законодательных и других нормативно-правовых актов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учредителя ДОО и т.д.

Ценностные ориентиры, характеризующие качество дошкольного образования, следующие:

  • Возможность удовлетворения потребности семьи и ребёнка в услугах дошкольных организаций;
  • Сохранение самоценности дошкольного детства, обеспечение благополучия ребёнка, его комфортного пребывания в детском саду;
  • Ориентированность дошкольной организации на сохранение здоровья ребёнка, необходимую коррекцию недостатков развития;
  • Направленность на достижение успешности ребёнка на следующей ступени образования;
  • Выбор образовательных программ и их научно-методическое сопровождение;
  • Рост профессионального мастерства педагогических кадров.

С учётом указанных ориентиров можно предложить следующие базовые направления оценки деятельности ДОО:

  • Качество предоставляемых образовательных услуг;
  • Результаты работы образовательной системы;
  • Качество ресурсообеспечения;
  • Соответствие образовательных услуг социальному заказу.

Учитывая основные приоритеты государственной политики в сфере образования, введение новой системы оплаты труда, переход на нормативное подушевое финансирование образовательных организаций, государство не в состоянии финансировать дошкольное образование в полном объёме с оплатой всех услуг по уходу, оздоровлению, воспитанию, развитию, коррекции и обучению детей.

Таким образом, проблема качества дошкольного образования приобретает особый экономический смысл, который отражается в изменениях организационно-структурного, нормативно-правового и педагогического характера. Особую актуальность приобретает разработка измерительных процедур, операциональной оценки качества дошкольного образования на уровне учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Оценка качества образования"

некоторые аспекты оценки качества образования в дошкольном учреждении...

Циклограмма основных направлений внутренней оценки качества образования

Циклограмма основных направлений внутренней оценки качества образования  в МБДОУ «ДСКВ № 68» г.Братска...

Внутренняя система оценки качества образования в современном ДОУ

Презентация к сообщению «Информационная открытость ДОУ  во внутренней системе оценки качества дошкольного образования »...

К вопросу об оценке качества образования в дошкольном образовании.

Статья посвящена проблеме оценки качества дошкольного образования на современном этапе. Выявлены подходы к оценке качества в дошкольном образовании. Показаны цели, критерии, методы оценки. Представлен...

Независимая оценка качества образования.Экспертиза программы дополнительного образования "Домисолька" от 21.05. 2021 в системе "Навигатор"

Независимая оценка качества образования.Экспертиза программы дополнительного образования "Домисолька"  от 21.05. 2021 в системе "Навигатор"...