Консультация для воспитателей ДОО "Самообразование педагогов"
методическая разработка ( группа) на тему

Морозова Елена Анатольевна

Консультация для воспитателей ДОО "Самообразование педагогов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon samoobrazovanie_pedagogov.ppt157.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самообразование педагогов Подготовила методист Дошкольного отделения ГБОУ Гимназии № 402 Морозова Е.А.

Слайд 2

«Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами». Корней Чуковский

Слайд 3

Почему педагогу необходимо постоянно работать над собой, пополнять и расширять свои знания? Педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые десять лет. Это обязывает каждого специалиста независимо от полученного образования заниматься самообразованием.

Слайд 4

Формы системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОО : обучение на курсах; самообразование; участие в методической работе на уровне, города, округа, района, ДОО.

Слайд 5

Функции самообразования расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке; способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.

Слайд 6

Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Слайд 7

Самообразование предполагает постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых в области дошкольного образования; изучение прогрессивного опыта коллег по организации различных форм образовательной деятельности; ознакомление с новыми программами и концепциями обучения, их оценка и др.

Слайд 8

Самообразование педагога включает: научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы; участие в педсоветах, в работе МО; посещение занятий коллег, обмен мнениями по вопросам организации НОД, содержания обучения, методов преподавания; теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, досуговых мероприятий и образовательных материалов.

Слайд 9

Формы самообразования работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями участие в работе научно-практических конференций, семинаров ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме получение консультаций специалистов, практических центров, кафедр психологии и педагогики высших учебных заведений

Слайд 10

План самообразования педагогов составляется ежегодно Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

Слайд 11

Формы отчета выступление на педагогическом совете проведение методической работы с коллегами (консультация, семинарское занятие и т.д.). показ работы с детьми, в котором воспитатель использует полученные знания в ходе самообразования. работа в библиотеках с периодическими изданиями, монографиями, каталогами;

Слайд 12

Содержание папка по самообразованию (ведется в течении нескольких лет) 1. лист - титульный (тема, педагог, начало и окончание работы над темой самообразования). 2. Актуальность выбранной темы. 3. Что используется в работе над этой темой (дидактические игры, приемы и методы, наглядность и т.п.), используемая литература при работе над данной темой. 4. Диагностика и выводы по данной теме, корректирующая группа - если она есть, а также задачи и план работы с этой группой. 5. Конспекты занятий, методических выступлений, докладов, проведенные за данный период и планы на будущее.

Слайд 13

Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Слайд 14

Основные направления в системе самообразования педагогов Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания; Изучение учебной и научно-методической литературы; Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии; Изучение новых программ и педагогических технологий; Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений; Повышение общекультурного уровня.

Слайд 15

Примерная тематика самообразования Для молодых специалистов: Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития; Формирование основ педагогического мастерства; Развитие умений и конструктивных способностей. Для воспитателей, работающих свыше 5 лет: Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования; Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей. Для опытных, творчески-работающих воспитателей: Развитие способностей к проектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества; Проявление творческого потенциала педагога; Пропаганда своих достижений; Развитие исследовательской деятельности. Для педагогов без специального образования: Овладение методикой работы с детьми; Адаптация к педагогической деятельности. Тематикой самообразования также может быть: одна из годовых задач ДОУ; проблема, которая вызывает у педагога затруднение; пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Слайд 16

Этапы работы Постановка целей и задач Планирование работы по самообразованию Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов) Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми) Подведение итогов самообразования • выступление по итогам работы и обмену опытом; • составление картотеки по проблеме; • игры и пособия; • советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы; • составление перспективного плана работы с детьми; • организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования; • оформление передового педагогического опыта

Слайд 17

Формы представления опыта: Выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т.п.); Коллективный просмотр; Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей; Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей; Журнал передового опыта, в котором каждый педагог описывает «изюминки» своей работы по определённому вопросу и знакомится с опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала; Представление материалов в методическом кабинете, что также является формой распространения опыта. Это могут быть конспекты цикла занятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы; Творческий отчёт, в процессе которого проходит: • Демонстрация фрагментов опыта – занятия разных типов, работа в повседневной жизни; • Показ элементов педагогической технологии (последовательности действий); • Уточнение особенностей педагогической технологии в беседах с автором опыта; • Коллективный анализ просмотренного под руководством старшего воспитателя; • Изучение методических материалов и деловой документации; • Тематические и персональные выставки автора опыта; • Встречи с детьми, с которыми работал автор опыта; • Ознакомление с условиями, в которых проводилась работа; • Дискуссия по результатам наблюдений, в ходе которой необходимо выделить элементы опыта, которые могут быть использованы другими педагогами, определить, в каких условиях опыт может быть эффективным; определить, какие материалы из просмотренного будут интересны педагогам и могут быть опубликованы, представлены в методкабинете, и т.д. • Показ фрагментов работы педагога-мастера – отдельных занятий, работы в повседневной жизни, материалов, пособий, рекомендаций, разработанных педагогом-новатором.

Слайд 18

У каждого педагога имеется индивидуальный план по самообразованию, который представлен следующими разделами: - тема самообразования; - участие в семинарах, научно-практических конференциях; - участие в смотрах-конкурсах; - посещение занятий и др. мероприятий коллег; - изучение опыта других педагогов.; - проведение открытых мероприятий; - разработка методических материалов для представления коллегам; - публикации;

Слайд 19

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Слайд 20

Этапы работы по самообразованию 1. Информационно – аналитический этап включает в себя: Изучение научно-методической и учебно-методической литературы. Изучение периодической печати. Посещение библиотек. Знакомство с работами других педагогов. Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

Слайд 21

Этапы работы по самообразованию 2. Внедрение в практику. На данном этапе педагог может: Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает. Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования. Разработка конспектов НОД. Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей. Подготовить консультации по теме. Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу программы – составление перспективного плана и подбор методов, приемов для развития детей. Разработать проект. Разработать опросники для диагностирования детей. Создать фотоальбом или видеофильм по проблеме, над которой работает педагог. Создать собственные методические пособия, атрибуты. Участвовать в работе конференций, семинаров.

Слайд 22

Этапы работы по самообразованию 3. Представление опыта работы. Формы отчета: Презентация проекта. Выступления на педсоветах, «творческих гостиных» - по обмену опытом и педагогических находок. Открытые просмотры. Мастер – классы. Участие в конкурсах «Воспитатель года», «Педагог-психолог года» и т.д. Консультации для педагогов по теме самообразования. Внедрение в педагогический процесс проектов, рабочих учебных программ, методических пособий. Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования (проблеме). Неделя педагогического мастерства. Анализ взаимопосещений, видеоматериалов. Выставки работ воспитателей и детей по темам самообразования.

Слайд 23

Технология организации самообразования 1 этап – установочный . Этап предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий. 2 этап – обучающий . Этап, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме. 3 этап – практический . Этап, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. 4 этап – теоретическое осмысление , анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры, на городских МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы. 5 этап – итогово-контрольный . Этап, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Слайд 24

АЛГОРИТМ работы педагога над индивидуальной темой Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы: - ознакомление с литературой; - ознакомление с нормативно-правовыми документами; - изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования. Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников: - составление картотеки литературных источников; - выписки из литературных источников. Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы: - обоснование выбора темы; - актуальность и новизна; - выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности; - формулирование цели и задач работы; - разработка календарного плана индивидуальной работы. Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности. Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений. Оформление работы, отчет о полученных результатах перед коллегами.

Слайд 25

Презентация портфолио - форма работы по самообразованию, в ходе которой педагог представляет коллегам результаты деятельности по самообразованию в форме структурированного портфолио. Презентация может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, слайд-шоу, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера презентаций PowerPoint и других.

Слайд 26

Формы самообразования и повышения квалификации с помощью средств телекоммуникаций Сегодня существует множество форм и способов, как педагогу повышать свою квалификацию с помощью Интернет-ресурсов и технологий. Дистанционные курсы для педагогов Дистанционные конкурсы Вебинары Педагогические форумы. Удобство форумов в том, что одна тема может развиваться на протяжении нескольких месяцев и даже лет, что позволяет познакомиться с самыми разными её ракурсами и авторами. Удобно, что любой посетитель форумов может сразу же оставить на форуме своё сообщение или задать вопрос коллегам.

Слайд 27

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей по вопросам познавательно - речевого развития детей"

Успех коррекционной работы зависит от тесной взаимосвязи логопеда, воспитателей и родителей. Цель такого взаимодействия: - объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь дос...

Консультация для воспитателей Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы

Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы Слаженность в работе - залог хорошего результата, данное правило действует в любом коллективе, в т ч. пе­дагогическом, тем ...

Консультация для воспитателей. Действия педагогов при пожаре.

Консультация для воспитателей.  Действия педагогов при пожаре....

Консультация для воспитателей «Организация педагогом подвижных игр с детьми»

Кроме эффективного влияния на укрепление здоровья, повышения выносливости детского организма и совершенствование двигательных навыков, подвижные игры можно использовать в качестве средства формировани...

Консультация для воспитателей и педагогов "Духовно-нравственное воспитание в современном мире"

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по-особе...