Консультация для педагогов ДОО "Разработка индивидуального образовательного маршрута в условиях реализации ФГОС"
учебно-методический материал ( группа) на тему

Морозова Елена Анатольевна

Консультация для педагогов ДОО"Разработка индивидуального образовательного маршрута   в условиях реализации ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon iom_rebenka.ppt1.13 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработка индивидуального образовательного маршрута в условиях реализации ФГОС Подготовила методист Дошкольного отделения ГБОУ Гимназии № 402 Морозова Е.А.

Слайд 2

в ФГОС ДО : это п. 1.6 (задачи стандарта) – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; п. 1.4 (принципы стандарта) – индивидуализация дошкольного образования; п. 2.10.2 (содержание) – способы и направления детской инициативы; п. 3.2.1 – использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; п. 3.2.3 – индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития); п. 3.2.5 – построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника.

Слайд 3

Необходимость построения индивидуальных образовательных программ обусловлена следующими факторами: Растет число дошкольников, которые в связи с отклонениями в развитии и здоровье не могут обучаться по обычной системе. Часть дошкольников не может в определенный период посещать детский сад из-за состояния здоровья, обстоятельств жизни в семье. Появление педагогических систем, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент «Талантливые дети», «Смотри на меня как на равного», «Другие мы» и пр. Расширяются материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.

Слайд 4

Проблемы: Обособленность в действиях специалистов разных систем, осуществляющих сопровождение; недостаточная связь между компонентами сопровождения. Разрозненность информации о ребёнке. Можно определить основную цель работы по преодолению противоречий: объединение усилий специалистов на основе создания единого информационного пространства. И задачи: массовая диагностика воспитанников всеми специалистами по проблемам развития; выявление групп детей, требующих особого внимания специалистов; проектирование индивидуальных образовательных маршрутов с учетом выявленных особенностей развития ребёнка; реализация индивидуального образовательного маршрута в педагогическом процессе.

Слайд 5

Задача педагога ДОО переориентация с массовой фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников , с учётом их способностей и возможностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка.

Слайд 6

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития. Составляющей данного маршрута является индивидуальная карта развития ребенка - это документ , включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике.

Слайд 7

Разработка ИОМ ИОМ разрабатывается на всех детей , а не только на детей с проблемами в развитии и на детей с опережающим развитием. ИОМ представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к учению.

Слайд 8

При разработке индивидуального маршрута выделяются следующие принципы : принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка; принцип соблюдения интересов ребенка; принцип опоры на детскую субкультуру . Проектирование деятельности по сопровождению индивидуального развития ребенка должно опираться на знание взрослыми опыта проживания возрастных кризисов. принцип отказа от усредненного нормирования. Нормы - это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях.

Слайд 9

Временные отрезки, на которые составляется ИОМ Невозможно определить весь путь развития ребенка сразу, задав его направление, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка. Практика работы показывает, что наиболее оптимальный период работы – это планирование на 1-3 месяца.

Слайд 10

Содержательная часть ИОМ Анамнез общие сведения о ребенке (фамилия, имя, возраст, дата поступления в детский сад); характер адаптации ребёнка к условиям ДОУ; краткая характеристика состояния его здоровья, включая частоту пропусков по болезни, нарушения осанки, развития стопы, зрения и т.д..

Слайд 11

Содержательная часть ИОМ Диагностические данные на ребенка. Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Наряду с диагностикой в процессе реализации ИОМ проводится мониторинг в работе с дошкольниками – это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии. показатели уровня психического развития (познавательных процессов, свойств и качеств личности, уровень развития общения и деятельности); показатели уровня усвоения ребенком программного материала; уровень готовности ребенка к обучению в школе; выявление индивидуальных склонностей ребенка;

Слайд 12

Контролирующая часть структуры ИОМ: Текущий контроль Отчетность (по истечении срока планирования инд. работы) Выводы и дальнейшие рекомендации в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка

Слайд 13

Корректировка ИОМ Корректировка индивидуального образовательного маршрута связана с изменениями условий.

Слайд 14

Организационно – педагогические условия Оценка готовности педагогов к ИОМ. Это очень важный момент. Педагог должен понимать важность работы , знать всю глубину вопроса, знать индивидуальные особенности ребенка и хотеть помочь малышу. Согласие родителей на то, чтобы их ребенок занимался по индивидуальной программе.

Слайд 15

Формы реализации ИОМ Фронтальная работа Подгрупповая работа Индивидуальная работа

Слайд 16

Индивидуальный подход в организации среды: Центрирование (зонирование) образовательной среды. Жизненное пространство в детском саду должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности; Создание уголков для уединения; Насыщение предметной среды содержанием, рассчитанным на разные уровни развития ребенка; Каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство (место для хранения личных вещей).

Слайд 17

Этапы моделирования индивидуальной траектории развития Этап наблюдения Диагностический этап Беседы и анкетирование родителей Этап конструирования Этап реализации Этап итоговой диагностики

Слайд 18

1 этап. Наблюдение. Необходимы для выявления групп дошкольников, которые испытывают трудности (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные) Все наблюдения должны фиксироваться. Наблюдения бывают: спонтанные плановые

Слайд 19

Спонтанные наблюдения происходят не преднамеренно в течение дня, в различных режимных моментах, они фиксируются в блокнот в виде коротких записок. Обычно спонтанные наблюдения проводятся в начале учебного года. Плановые наблюдения – это запланированное наблюдение за тем или иным ребенком, либо за группой детей. ( Сбор информации с определенной целью.) Педагог ставит перед собой конкретную цель, которая поможет получать информацию только в одном аспекте развития ребенка, который его интересует. Все результаты своих наблюдений воспитатель фиксирует в регистрационных формах и использует затем для оказания ребенку помощи в его развитии, подбирая для него соответствующие методы и подходы, организуя, таким образом, контекст индивидуального развития.

Слайд 20

Для определения конкретных видов поведения, подлежащих отслеживанию, целесообразно завести журнал наблюдений за ребенком. Журнал наблюдений за ребенком: обеспечивает систематичность процесса сбора информации об уровне развития ребенка в различных областях. содержит информацию о том, что ребенок может и чего не может в каждый из областей развития. Воспитатель использует эту информацию для постановки педагогических целей и планирования видов деятельности для индивидуальной траектории развития ребенка , основываясь на принцип заложенный во ФГОС ДО – индивидуализация.

Слайд 21

2 этап. Диагностика (мониторинг) Выявляет причины , по которым у ребенка возникают определенные трудности. Диагностические процедуры проводятся совместно с педагогом психологом. Результаты диагностических процедур, заносятся в таблицу, где указываются выявленные трудности и причины которые их вызывают (на начало и конец сопровождения ребенка) Педагогическая оценка развития ребенка. Диагностика отклонений развития ребенка. (Специалисты: логопед, психолог, врач) Дифференциация детей на подгруппы по разным уровням развития: одаренные дети, нормально развивающиеся, дети с отклонениями в развитии

Слайд 22

Оценка индивидуального развития детей Оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач: Индивидуализация образования Оптимизация работы с группой Психологическая диагностика Используется при необходимости; Проводят квалифицированные специалисты; Только с согласия родителей.

Слайд 23

3 этап. Беседа и анкетирование родителей Знания родителей активно используются для определения интересов ребенка, особенностей его поведения, развития навыков самообслуживания, речи, интеллектуальных и социальных умений. Основная цель беседы – установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления индивидуального образовательного маршрута

Слайд 24

4 этап. Конструирование. Выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов, на основе выявленных трудностей и установленных причин, которые вызывают эти трудности. Определяются методы педагогической поддержки и содержание запланированной работы.

Слайд 25

5 этап. Реализация ИОМ в процессе жизнедеятельности дошкольников. Реализуется во всех видах деятельности, в любое время и зависит от желания ребенка, от его самостоятельного выбора и самоопределения. Основным способом реализации индивидуальных образовательных маршрутов является ведущий вид деятельности дошкольника – ИГРА.

Слайд 26

6 этап. Завершающая диагностика. Выявление результативности выстроенного маршрута (сохранились имеющиеся трудности в развитии дошкольника или не сохранились) Результаты диагностических процедур заносятся в таблицу , где указываются выявленные трудности и причины, которые их вызывают (на начало и конец сопровождения ребенка)

Слайд 27

Все этапы позволяют составить и реализовать индивидуальные образовательные маршруты , учитывая разнообразные методы педагогической поддержки, содержания работы, для устранения выявленных трудностей в развитии ребенка и причин , которые способствуют возникновению этих причин.

Слайд 28

Методы, используемые в работе: • Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды , направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания; • Игры, упражнения и тренинги , способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций) • Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения); • Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т.д.)

Слайд 29

Структура индивидуального образовательного маршрута целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы); содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования); технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка); диагностический (определение системы диагностического сопровождения); результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).

Слайд 30

Индивидуальная карта развития ребенка Ф.И. ребенка ______________________________________ Дата рождения ____________________________________ Дата поступления в ДОО ____________________________ Характер адаптации ребёнка к условиям ДОО ____________________ Краткая характеристика состояния его здоровья (группа здоровья, частота пропусков по болезни, нарушения осанки, развития стопы, зрения и т.д.) ________________________________________________ Результаты экспресс диагностики: _________________________________________ Индивидуальные особенности ребенка ___________________________________ Выводы и рекомендации в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка ___________________________________________

Слайд 31

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника на 2015 - 2016 учебный год Ф.И.О. ребенка ____________________________________________________ Группа ________________ Возраст ребенка: ________ Проблема (интерпретация Результатов педагогической диагностики) Цель ИОМ: создание образовательного пространства, обеспечивающего индивидуализацию и дифференциацию обучения, воспитания и развития ребёнка с учётом его особых образовательных потребностей Задача ИОМ: Своевременное выявление нарушений и затруднений, препятствующих полноценному освоению основной образовательной программы. Осуществление непрерывного консультирования и мониторинга уровня развития ребёнка. Обеспечение развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей. Формирование и развитие социальной и жизненной компетенции ребёнка. Периодичность занятий: ____________________________________________ Длительность (сроки): ______________________________________________

Слайд 32

 - не усвоено  - частично усвоено  - усвоено

Слайд 33

УЧЕТ ПРОВЕДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ __________ ГРУППЫ НА 2015-2016 учебный год № Ф.и.ребенка Дата проведения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Слайд 34

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов : Разработка индивидуального образовательного маршрута

консультация для педагогических работников ДОУ: что такое индивидуальный образовательный маршрут, для чего он нужен, какие принципы нужно соблюдать при его составлении....

Проектирование индивидуального образовательного маршрута как условие достижения качественных результатов реализации Основной образовательной программы дошкольного образования.

Принцип индивидуализации ФГОС ДО предполагает широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку, утверждает признание самоценности ...

Консультация для педагогов ДОО "Инклюзивное образование в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО"

Цель консультации: привлечение внимания педагогов к организации инклюзивного образования в дошкольном учреждении. Задачи: 1. Создать условия для формирования инклюзивной культуры; 2. Дать предста...

Консультация для педагогов «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Консультация для педагогов«Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»Расскажи мне и я забуду.Покажи мне и я запомню.Вовлеки меня и я научусь…(народна...

"Консультация Скрайбинг и вебквест как инновационные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС ДО"

Консультация для педагогов «Скрайбинг и вебквест как инновационные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС ДО»      Высокие темпы развития совре...

Консультация для педагогов "Алгоритм составления Индивидуального Образовательного маршрута ребенка с ОВЗ"

Консультация для педагогов "Алгоритм составления Индивидуального Образовательного маршрута ребенка с ОВЗ"...

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута как условие обеспечения качества дошкольного образования

Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения обучающихся ( в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов) является одной из специальных технологий дошкольного образования. Она предполагает про...