Консультация для педагогов : Разработка индивидуального образовательного маршрута
консультация на тему

Макарова Снежана Сергеевна

консультация для педагогических работников ДОУ: что такое индивидуальный образовательный маршрут, для чего он нужен, какие принципы нужно соблюдать при его составлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_individualnogo_obrazovatelnogo_marshruta.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка индивидуального образовательного маршрута

Главной целью для педагогов дошкольного образования  является развитие и воспитание уникальной, неповторимой разносторонне развитой личности.  Поэтому в своей работе педагог ДОУ должен использовать личностно- ориентированные технологии , создавать  условия для развития  каждого ребенка и особые условия для особенно нуждающихся в этих условиях воспитанников.

Задача воспитателя построить образовательную траекторию так, чтобы ребенку было легче воспринимать информацию, а так же создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) :  создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.

Задачи по социально - личностному развитию ребенка:

• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

Для начала необходимо изучить особенности развития ребенка. После этого можно приступать к созданию индивидуального маршрута, который включает в себя следующие компоненты:

  • Определение задач индивидуальной работы с дошкольником. Для этого педагогу сначала необходимо выявить уровень развития ребенка.
  • Подбор материала на основе реализуемой в ДОУ программы. Здесь же необходимо поставить цели. Как краткосрочные, так и долгосрочные.
  • Определение методов обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Также нужно определить время, которое ребенок может затратить на освоение программы.
  • Составить предполагаемые результаты и примерные сроки их достижения. 

Индивидуально-образовательный маршрут определяется:

  • государственным заказом;
  • потребностями и запросами родителей;
  • индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
  • возможностями ДОУ.

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

-для детей с высоким интеллектуальным развитием.

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

• развитие общей и мелкой моторики;

• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;

• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которо относятся - лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивно деятельности.

• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций) ;

• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;

• формирование представлений о пространстве, времени

Методы, используемые в работе:

• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;

• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)

• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;

• Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;

• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)

При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:

- принцип опоры на обучаемость ребенка,

- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

- принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет "на стороне ребенка". Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!

- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ;

- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.

- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.

- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Проектировать индивидуальный образовательный маршрут дошкольника должен воспитатель, подключая к этому процессу всех специалистов ДОУ. 

К составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника необходимо подключать и родителей. В семье должны придерживаться тому же критерию образования ребенка, что и в детском саду. Только последовательность и единство могут привести к желаемому результату.

В детском саду и дома должны быть созданы все условия, которые способствовали бы социализации ребенка, его личностному развитию. С помощью индивидуального образовательного маршрута дошкольник развивается физически, эстетически, эмоционально и интеллектуально.

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей и эффективная их реализация  позволяет обеспечить позитивную динамику в личностном развитии ребенка и обеспечение воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу. 

Несомненно, такая работа потребует от педагога профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов " Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника"

Среди ведущих методологических принципов, на которых должно строиться российское образование 21 века, важное место занимает принцип индивидуализации. В широком смысле индивидуализация образования пред...

Консультация для воспитателей «Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника»

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Э...

Консультация для воспитателей «Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника»

        Уважаемые коллеги! Надеюсь, что данный материал облегчит вам работу по составлению индивидуального образовательного маршрута ваших воспитанников.    ...

Консультация для воспитателей:«Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника»

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Э...

Консультация для воспитателей «Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника»

Уважаемые коллеги! Надеюсь, что данный материал облегчит вам работу по составлению индивидуального образовательного маршрута ваших воспитанников.В практике, процесс обучения и воспитания в основном, о...

Консультация для воспитателей «Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника»

Консультация для воспитателей«Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника»...

Консультация для воспитателей «Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника»

Уважаемые коллеги! Надеюсь, что данный материал облегчит вам работу по составлению индивидуального образовательного маршрута ваших воспитанников.В практике, процесс обучения и воспитания в основном, о...