Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
статья ( группа) на тему

Арнаутова Людмила Викторовна

Амонашвили Шалва Александрович (г.р. 1931 г.) – академик РАО, известный российский и грузинский педагог-учёный и практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gumanno-lichn_tehn_amonashvili.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Арнаутова Л.В.,

Учитель-логопед

 МБДОУ детский сад № 4»Чиполлино»

Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

Воспитание честных и благородных чувств в сердцах детей нужнее, нежели обогащение их разными знаниями

Ш.А. Амонашвили

  Дари себя  детям!

Ш. А. Амонашвили

Амонашвили Шалва Александрович (г.р. 1931 г.) – академик РАО, известный российский и грузинский педагог-учёный и практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики».

  Целевые  ориентации технологии Ш. А.  Амонашвили определяются следующим:

  • способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
  • облагораживание души и сердца ребенка;
  • развитие и  становление познавательных сил  ребенка;
  • обеспечение условий  для расширенного и углубленного объема знаний и умений;
  • идеал воспитания - самовоспитание.

   Основные  концептуальные положения:

  1. Все положения  личностного подхода педагогики сотрудничества.
  2. Ребенок как  явление несет в себе жизненную  линию, которой он должен служить.
  3. Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и  несет в себе их черты - могущество и безграничность.
  4. Целостная психика  ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению, к свободе.

  Важнейшие  умения и способности и соответствующие  им дисциплины или уроки:

  • познавательное  чтение;
  • письменно-речевая деятельность;
  • лингвистическое чутье;
  • математическое  воображение;
  • осмысление высоких  математических понятий;
  • постижение прекрасного, планирование деятельности;
  • смелость и выносливость;
  • общение: иноязычная речь, шахматы;
  • духовная жизнь, постижение красоты всего окружающего.

Перечисленные  знания и умения формируются  с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:

  • гуманизм: искусство  любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;
  • индивидуальный  подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;
  • мастерство  общения: закон взаимности, гласность, его величество "Вопрос", атмосфера романтики;
  • резервы семейной педагогики, родительские субботы, геронтология, культ родителей;
  • учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и  письма, литературное творчество детей.

  Особую роль  в технологии Ш. А. Амонашвили  играет оценивание деятельности  ребенка. Использование отметок  очень ограничено, ибо отметки  - это "костыли хромой педагогики"; вместо количественной оценки - качественное  оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

Урок - ведущая  форма жизни детей (а не только  процесс обучения), вбирающая всю  и спонтанную, и организованную  жизнь детей (урок - творчество, урок - игра).

Гуманно-личностная педагогика, реализованная в «Школе Жизни» Ш.А. Амонашвили, исходя из реальных условий российской действительности не отрицает предметного обучения, классно-урочной системы, но стремится обогатить учебную деятельность «Светом духовности и знаний», превратить урок в саму «Жизнь детей». Отсюда и соответствующие акценты.

"Школа жизни"  Ш.А. Амонашвили основана на  принципах гуманно-личностной педагогики. Автор выделяет 6 особенностей образовательного  процесса.

Первая состоит во внутренней преемственности  созидательной деятельности Природы и человека-воспитателя. Природа, по мнению Ш.А. Амонашвили, закладывает в ребенка возможности безграничного развития. Школа берет на себя ответственность продолжить дело природы и сотворить из него благородного человека.

Вторая особенность образовательного процесса в гуманной школе - его целостность, понимаемая как целостность жизни ребенка, устремленного в будущее.

Третья особенность касается урока, который рассматривается как  аккумулятор, как ведущая форма  жизни детей, а не только их учения.

Благополучие жизни ребенка  на уроке обеспечивается благодаря  сотрудничеству с учителем, другими  детьми. Четвертая особенность педагогического  процесса и состоит в том, что  сотруднические взаимоотношения учителя  с детьми становятся его естественным качеством.

Пятая особенность гуманного педагогического  процесса проявляется в развитии у детей способности к оценочной  деятельности при одновременном  упразднении школьных отметок, что  является залогом успехов детей  в учении.

Шестая особенность "Школы жизни" - в особой, гуманной миссии учителя в ней. "Очеловечивание среды вокруг каждого ребенка, гуманизация социума и самого педагогического процесса есть высшая забота учителя".

Гуманного учителя не покидает "любовь и преданность каждому ребенку, чувство глубокой ответственности перед судьбой каждого ребенка; стремление к пониманию каждого ребенка".

Личностно-гуманный подход к ребенку  является фундаментальным достижением  теории и практики гуманистической  педагогики. Многолетний опыт педагогической работы привел Ш.А. Амонашвили к убеждению, что для решения задач образования есть два подхода - императивный и гуманный.

Императивный характер обучение приобретает  в том случае, если оно строится без учета личностных особенностей и потребностей ребенка. Педагог, осуществляющий такое обучение, уверен, что ребенок обязательно будет ему сопротивляться, а поэтому его необходимо принудить к учению строгими требованиями, императивами. Гуманный же подход состоит в том, что воспитатель оптимистически мыслит о детях, подходит к ним как к самостоятельным субъектам учения, способным учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и свободному выбору. Иными словами, педагог исходит из того, что у каждого ребенка есть свой личностный смысл, есть личностная значимость учения, на которую и надо опираться в педагогическом процессе. А если такого личного смысла нет, то надо помочь ребенку его обрести.

"Инструментировать учение как  свободно избираемую учеником  деятельность, - пишет Ш.А. Амонашвили, - это значит:

• во-первых, создавать наилучшие  условия для его целенаправленного, социального и педагогически  значимого развития, воспитания, обогащения знаниями и опытом;

• во-вторых, управлять этим процессом  в согласии с потребностями его  крепнущих внутренних сил, то есть с позиции самого ребенка (выделено автором), его интересов".

Обращение к культурным образцам педагогической практики позволяет  сделать некоторые выводы о наиболее существенных чертах гуманистической  парадигмы образования. Первая из них  состоит в особом ценностном отношении  к ребенку и детству как  уникальному периоду жизни человека. Затем - признание развития личности (умственного, физического, нравственного, эстетического) главной задачей школы, а становление уникальной индивидуальности ребенка - ее главным результатом. Содержание образования включает когнитивный, креативный и этический (нравственный) компонент в их единстве и взаимодействии.

Что касается педагогических средств, методов и форм организации  педагогического процесса, то каждая образовательная система ведет  творческий поиск и находит собственное  содержание, методы, средства воспитания и обучения. Гуманистическое направление предполагает свободу и творчество как учащихся, так и педагогов.

Общими требованиями ко всем гуманистическим моделям  выступают создание культурно-воспитательной среды, в которой происходит свободный выбор личностью способов творческой самореализации и ее культурное саморазвитие, и осуществление социально-педагогической защиты, помощи и поддержки каждого ребенка в ее адаптации к социуму и жизненном самоопределении.

Очевидно, что гуманистическая педагогика устремлена в будущее человека, утверждая, что все зависит от его собственных усилий и активности, опирается на силу разума, а не на сферу социального, внешнего по отношению к человеку. Тем самым гуманистическая педагогика утверждает приоритет сознания над бытием. В связи с этим гуманизация образования, как альтернатива, исключает статичный, безличностный подход к человеку.

1 Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.., 2000. – с. 37


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая симфония" Амонашвили как технология создания проблемных ситуаций

В статье представлена авторская точка зрения на педагогические взгляды Амонашвили с точки зрения технологического аспекта. Раскрыта сущность ситуационного подхода к воспитанию в аспекте социальн...

Советы по воспитанию внуков. (по Ш.А. Амонашвили).

Памятка для педагогов и родителей...

Амонашвили С.

Готов ли шестилетний ребёнок к школе?...

Опыт реализации гуманно-личностного подхода в образовании

Опыт реализации гуманно-личностного подхода в образовании...

Гуманно-личностная педагогическая система Ш.А. Амонашвили

Материал для педагогов "Школа радости" Ш.А. Амонашвили....

«Опыт реализации гуманно-личностного подхода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» В форме «Программа работы с родителями в старшей группе »

laquo;Психолого-педагогические условия гуманизации образовательной деятельности в контексте требований ФГОС ДО»«Опыт реализации гуманно-личностного подхода в образовательной деятельности ...

Конспект НОД c использованием современных гуманно-личностных технологий в средней группе на тему: «Пришла Красавица-весна»

Цель: формирование у детей изобразительных навыков, развитие творческих способностей, фантазии, воображения.Задачи:Образовательные:- расширять представления о сезонных изменениях в природе;- упражнять...