Музыкально - эстетическое воспитание. Семейный клуб «Гармония»
статья на тему

Лютова Елена Константиновна

В статье раскрывается методика организации деятельности семейного клуба «Гармония» детского сада № 173 «Василек» города Тольятти, а также рассматриваются цели, задачи, принципы и основные направления сотрудничества педагогов и родителей в области музыкально-эстетического воспитания дошкольников.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Груздова И.В., Лапшина Т.В., Лютова Е.К.

Музыкально-эстетическое воспитание детей в условиях

деятельности семейного клуба «Гармония»

В статье раскрывается методика организации деятельности семейного клуба «Гармония» детского сада № 173 «Василек» города Тольятти, а также рассматриваются цели, задачи, принципы и основные направления сотрудничества педагогов и родителей в области музыкально-эстетического воспитания дошкольников.

 Ключевые слова: музыкально – эстетическое воспитание, семейный клуб, доверие, партнерство, активность участников воспитательно-образовательного процесса.

Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет Федеральных государственных образовательных стандартов (2013) требует от педагогов дошкольных образовательных организаций пересмотра устоявшихся в теории и практике целевых установок, содержания, методов и форм работы с педагогическим коллективом, родителями и детьми.

Цели и задачи дошкольного образования ориентированы на формирование общей культуры детей, приобщение их к социокультурным нормам и традициям общества, развитие нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств личности.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость единства всех участников воспитательно-образовательного процесса в решении вопросов развития личности ребёнка. Немаловажная роль в установлении единства воспитательного процесса принадлежит семье, которая оказывает решающее влияние на формирование важнейших личностных свойств и социальных качеств детей.

Современные  исследования в области дошкольного образования акцентируют внимание педагогов на необходимость применения гибких моделей и технологий сотрудничества и взаимодействия с семьей, которые связаны с активизацией гуманного стиля общения; вовлечением взрослых и детей в совместные виды деятельности; обогащением педагогического процесса вариативными формами творческого сотрудничества.

Эффективно организованное взаимодействие создает условия к построению сотрудничества с семьей на качественно новой основе, что предполагает не только совместное участие в воспитании ребенка, но и проектирование общих целей  и задач воспитания, установление доверительных отношений между взрослыми и детьми, стремление к взаимопониманию и диалогу со стороны родителей, воспитателей и детей.

Одной из таких форм взаимодействия семьи и детского сада является семейный клуб, организованный на основе добровольного объединения родителей и педагогов, имеющих общие интересы, потребности и проблемы, которые решаются как в процессе неформального общения, так и специально организованного группового и индивидуального взаимодействия со специалистами образовательного учреждения.

Идея необходимости поддержки семьи в вопросах воспитания ребенка средствами искусства наиболее актуальна для семейного воспитания. Современные родители, прибегая к житейскому опыту воспитания детей, зачастую затрудняются в вопросах социально-эмоционального, художественного и музыкально-эстетического развития ребенка средствами музыкального и  художественного искусства.  При этом,  многие родители разделяют позицию педагогов в том, что общение  с искусством  в кругу семьи особо значимо, т.к. оно способно вызывать яркие эстетические эмоции и чувства, обогащать и гармонизовать межличностные отношения, расширять представления о художественной картине мира, вызвать эмоциональную отзывчивость к прекрасному в социальной и художественной действительности.

Семейный клуб  как форма сотрудничества детского сада и семьи

Семья является базисной основой первичной социализации личности, здесь совершаются первые открытия на пути нравственного, социального и творческого становления личности, происходит некритичное усвоение ребенком общественных норм и культурных ценностей. Родительский дом для детей является первой, главной и незаменимой школой жизни. Доказано, что влияние семьи на ребенка дошкольного возраста по своей силе более значимо, чем влияние общественного воспитания, социума и средств массовой информации.

В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. А.Н. Леонтьев отмечал, что на ранних ступенях развития особое значение имеет «…интимный круг общения», куда входят родители и другие близкие люди [10, с.162]. Он писал,  что  «ребенок испытывает свою зависимость от непосредственно окружающих его людей; он должен считаться с требованиями, которые окружающие люди предъявляют к его поведению, ибо это реально определяет собой его интимные, личные отношения с ними. От этих отношений не только зависят его успехи и неудачи, в них самих заключены радости и огорчения, они имеют силу мотива» [11, c. 407- 408].

Если ребёнок окружен заботой и любовью родителей, то его личностный потенциал раскрывается максимально.

В исследованиях В.С. Мухиной [12], Е.О. Смирновой [20], А.М. Прихожан [15] было доказано, что психическое развитие ребенка, оторванного от семьи, зачастую и в большей степени подвергается деформации. И только в семье, особенно в период раннего детства, природные дарования детей, их психические качества проявляются в такой степени, которая позволяет в дальнейшем сенситивно влиять на развитие способностей, склонностей, интересов и направленности личности. Ю.П. Азаров [1] объясняет это глубоко эмоциональным характером семейного воспитания, которое строится на родительской любви, доверии и ответных чувствах привязанности, нежности детей к родителям. От содержания и стиля семейного воспитания во многом зависит успех духовного и физического развития детей, возможности и пути социализации дошкольников.

 Дошкольная образовательная организация – это первый социальный институт образовательной направленности, с которым сталкивается семья, воспитывающая детей. Одной из важнейших задач дошкольной организации является создание условий для положительного опыта социализации ребенка.  Поэтому важной и существенной стороной работы детского сада выступает взаимодействие с семьей воспитанника.

Многие исследователи (Т.Н. Доронова [5], О.Л. Зверева [7], В.М. Иванова [8], Н.В. Микляева [13], Н.М. Самойлова [19] и др.) отмечают, что важнейшим показателем качества современного дошкольного образования выступает эффективное сотрудничество семьи и детского сада.  Ученые и практики, анализируя опыт работы с родителями, приходят к выводу, что сегодня востребованы новые, нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей, учитывающие реалии развития современной семьи. 

В современном дошкольном образовании, как пишет И.А. Дядюнова [6], наметилась тенденция перехода от опосредованных форм воздействия на участников образовательного процесса, к формам непосредственного, развивающего взаимодействия педагогов, детей и  родителей.

Одной из современных форм взаимодействия семьи и детского сада является семейный клуб, призванный повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, создавать единую среду, обеспечивающую возможность конструктивного и педагогически целесообразного взаимодействия педагогов и родителей, а в определенных ситуациях  и детей.

Родители, благодаря общению с педагогами и участию в жизни детского сада, приобретают неоценимый опыт личностно окрашенного и заинтересованного сотрудничества с воспитателями, музыкальным руководителем, педагогом-психологом, инструктором по физическому воспитанию, заведующей, методистом-организатором учебно-воспитательной работы в детском саду, логопедом, дефектологом, медсестрой и другими специалистами.  Поэтому, родители как участники семейного клуба, включаясь в педагогическую деятельность творческого характера, осваивают разнообразные социальные роли и активно реализуют  свои интересы и потребности, связанные не только с воспитанием ребенка, но и с личностным ростом.

В энциклопедическом словаре клуб (от английского club) трактуется как общественная организация, объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для совместного отдыха и развлечений [21, с. 597].  Это место встречи людей с едиными интересами (деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными, коллекционированием и пр.), зачастую официально объединённых в сообщество, организацию или ассоциацию.

Изначально клубы как идея организации людей с общими интересами появились в античности. Все желающие объединялись в большие группы, которые регулярно собирались в определённом месте и обсуждали интересующие их проблемы, делились знаниями и опытом.

Клубные объединения могут быть созданы на базе различных социальных и образовательных учреждений. В условиях клуба создаются условия реализации субъект-субъектных отношений для всех его участников. Понятие «семейный клуб» подразумевает, что субъектами клубной деятельности являются как взрослые, так и  дети. Клубы, как правило, имеют определенную тематическую направленность с присущими ей традицией, символикой, стилем и методами работы, которые дают возможность максимально учитывать особенности участников клубной деятельности.

А.Г. Бережная [2] предлагает рассматривать семейный клуб в качестве модели взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и микросоциума, что обуславливает развитие социальных инициатив родителей.

Анализ взглядов отечественных ученых  в области семейной педагогики (Ю.П. Азаров [1], Т.Н. Доронова [5],  О.Л. Зверева [7], А.В. Козлова [9]  и др.), а также авторов научно-методической литературы по организации клубной деятельности в условиях образовательной организации (А.Г. Бережная [2], Л.Н. Валькова [3], Т.В. Волченко [4], Л.Н. Попова [14] и др.) позволяет утверждать, что семейные клубы выполняют задачи организации досуга взрослых и детей, способствуют сплочению семьи; созданию условий для разностороннего, творческого развития личности; повышению педагогического потенциала родителей. Клуб позволяет родителям и педагогам выступить союзниками, помогает лучше узнать ребенка, раскрыть педагогические способности родителей, понять индивидуальные особенности детей, сформировать общие детско-родительские интересы, обогатить опыт совместной детско-родительской деятельности, преодолеть негативные проявления в поведении детей и сплотить семью в процессе совместного творчества.

Содержание деятельности семейного клуба направлено на достижение глубокого, объективного понимания родителями проблем ребенка, его личности в целом; определение воспитательной стратегии и способов взаимодействия, как с ребенком, так и  с другими участниками воспитательного процесса.

В целом задачи клубных объединений идентичны задачам всей системы образования и связаны с организацией досуга, общением, самореализацией личности. Однако существует и принципиальное отличие в работе семейного клуба от других организационных форм взаимодействия образовательного учреждения с семьей.  Отличие заключается в комплексном использовании разнообразных методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности, влияющих на становление культуры личности участников воспитательно-образовательного процесса.

Так, в отличие от традиционных родительских собраний, где зачастую обсуждаются вопросы, связанные с решением организационных и педагогических проблем, инициированных дошкольной организацией, клуб строит отношения с семьей на принципах инициативности родителей и личной заинтересованности семьи в вопросах организации досуга, развитии талантов и одаренности детей, обогащении опыта общения взрослых и детей. Детско-родительский клуб в дошкольном учреждении зачастую носит интерактивный характер педагогического взаимодействия семьи и детского сада.  

Функции клуба могут быть познавательными, коммуникативными, преобразовательными. Получение определенных знаний  здесь становится инициативой самого члена клуба, упор делается на самообразование взрослых и детей. Доброжелательная среда в клубе формируется добровольным объединением его участников. В клубе, где интересы его членов связаны с художественной деятельностью и искусством, приоритетным направлением деятельности становятся вопросы художественно-эстетического развития личности. Родители, являясь активными участниками семейного клуба, инициируют тематику встреч и решение задач, связанных с эстетическим воспитанием ребёнка в семье. При этом не отрицается направляющая роль  воспитателя детского сада.

Следовательно, семейный клуб – это необходимая социально-педагогическая и просветительская площадка на пути решения разнообразных проблем воспитания и саморазвития творческой личности. Участие членов семьи в работе клуба способствует возникновению желания и умения общаться по поводу воспитания детей и не только, искать и находить выходы из трудных  семейных и жизненных ситуаций.

В связи с этим деятельность клуба осуществляется, как правило, в трех направлениях:

- информирование и обучение родителей в форме бесед, деловых и ролевых игр, тренингов, мастер-классов, творческих семинаров-практикумов и т.п.;

- обучающие занятия для детей в форме игры, игровых упражнений, развлекательных мероприятий, спортивных и музыкальных праздников, познавательных развлечений, тренингов, фестивалей, конкурсов, концертов;

 - консультирование родителей в форме доверительных бесед, живого диалога, творческих встреч, электронной переписки, телефонной «горячей линии», работы консультационного пункта,  деловых встреч со специалистами и т.п.

Таким образом, создание родительского клуба в дошкольном образовательном учреждении обусловлено необходимостью повышения психолого-педагогической компетентности родителей;  формирования отношений сотрудничества между педагогами, родителями и их детьми; осуществления единого подхода к воспитанию детей в семье и детском саду.

Музыкально-эстетическое воспитание  детей в условиях сотрудничества семьи детского сада

Задачи музыкально-эстетического воспитания реализуются  в процессе организации совместной деятельности педагогов и детей, при организации режимных моментов в детском саду, в самостоятельной музыкально-художественной деятельности воспитанников и в совместной деятельности членов педагогического коллектива с семьей.

Содержание музыкально-эстетического воспитания направлено на развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку и творчески воспроизводить впечатления от её восприятия в разнообразных видах художественно-эстетической деятельности (пении, движении, игре на музыкальных инструментах, в драматизациях, рисовании и т.п.).

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства нацелено на формирование основ музыкально-эстетической культуры личности и связано с решением следующих задач:

- развитие способности воспринимать и оценивать события и явления в окружающей жизни, природе и искусстве с эстетической точки зрения;

- развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка, его художественно-образного мышления, творческого воображения;

- развитие способности создавать творческие эстетические продукты в разных видах художественной и музыкальной деятельности;

- развитие эмоционально-ценностного отношения к музыке, искусству в целом и окружающему миру.

Решение этих задач в области музыкального воспитания возможно при условии:

- раннего приобщения детей к ценностям музыкальной и художественной культуры;

- обогащения жизни детей яркими переживаниями, связанными с восприятием произведений искусства (музыка, живопись, литература, танец и др.);

- наличия художественно насыщенной и эстетически наполненной развивающей среды в семье и детском саду;

- организации педагогического процесса, основанного на доминировании вариативных музыкально-игровых форм деятельности, направленных на эмоционально-личностное и интеллектуально-творческое развитие дошкольников;

- интеграции музыкального искусства с другими видами искусств (изобразительным, декоративно-прикладным, литературой, театром), активизирующими осмысление художественных образов и процессы творческого самовыражения детей;

- объединения разных видов художественно-эстетической деятельности, обогащающих выразительность музыкально-эстетического творчества дошкольников.

Ранний опыт музыкальной деятельности ребенок может получить только в общении с близкими ему людьми в семье. Опыт музыкальной деятельности, основанный на совместном восприятии произведений музыкального искусства, музыкальном исполнительстве, художественно-изобразительном и музыкальном  творчестве, удовлетворяет потребности ребенка в ярких эмоциональных переживаниях, погружает в эмоционально-эстетическую атмосферу, предполагающую осмысление своего эмоционального состояния, языка эмоций другого человека.

Благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера семейного воспитания обеспечивает органичный, естественный, интимно-личностный характер общения с музыкальным искусством, побуждает  ребенка к образной идентификации с содержанием музыки и чувствами взрослых, вызванных совместным переживанием, раскрепощает творческий ассоциативный характер  музыкального восприятия и создает основу для  воспитания эстетических интересов  к разнообразным формам музыкальной деятельности в будущем.

Важным условием в решении задач музыкального развития ребёнка является создание предметно-развивающей среды в семье, предполагающей наличие музыкальных игрушек, элементарных и профессиональных музыкальных инструментов, аудио- и видеотеки с записями произведений классического музыкального наследия. Позиция семьи во многом определяет успешность музыкально-эстетического развития детей  в детском саду.

Организация работы семейного клуба «Гармония»

 Клуб «Гармония»,  являясь структурным подразделением дошкольной образовательной организации, в своей деятельности руководствуется законодательными документами и нормативными актами по вопросам образования, социальной защиты и интересов детей, а также Уставом клуба.

Участниками деятельности клуба являются администрация дошкольной образовательной организации, педагогический коллектив детского сада (музыкальные руководители, воспитатели, педагог-психолог, учитель-дефектолог, специалист по развивающему обучению, педагог по эстетическому воспитанию и др.), родители воспитанников и сами дети.

Деятельность семейного клуба регламентируется Уставом, регулирующим организацию и порядок функционирования. Заседание клуба происходит один раз в месяц. Каждый член клуба предлагает к обсуждению актуальные вопросы по организации работы клуба и музыкально-эстетическому воспитанию детей. План работы на текущий год утверждается на специальном заседании клуба. Решения принимаются простым голосованием при наличии большинства членов клуба.

Организация работы клуба направлена на осуществление взаимодействия родителей  и  педагогов  с целью обеспечения всестороннего развития детей, приобщения их к музыкальному искусству, обогащения опыта общения по поводу восприятия произведений искусства, организации досуга в детском саду и семье, создания условий для творческого музыкально-эстетического самораскрытия и самовыражения личности каждого участника клуба, повышения музыкально-педагогической культуры взрослых членов клуба.

Основными принципами работы клуба являются: привлечение всех участников образовательного процесса к сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений, плавность, системность, последовательность усложнения содержания, связь нового с уже усвоенным материалом, принцип открытости и обратной связи.

Эффективность и результативность работы клуба достигается благодаря активности каждого участника в ходе творческих встреч. Работа в клубе стимулирует внутренние ресурсы семьи, организует ее самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми.

При организации работы семейного клуба учитываются также  возрастные и психологических особенностей детей. Доброжелательность, открытость и партнерство – это действенные средства достижения высоких результатов в художественном и музыкально-эстетическом воспитании дошкольников.

Темы заседаний семейного клуба «Гармония»[1]

Развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети находятся в «плену эмоций», именно музыка позволяет эмоциям раскрыться, направить их в нужное русло.

Темы  музыкальных встреч в семейном клубе должны быть близки и понятны дошкольникам, актуальны для родителей и педагогов.  В ходе совместного обсуждения содержания деятельности семейного клуба были предложены темы: «Музыка – сокровищница внутреннего мира человека», «Образ матери в искусстве», «Мир детства в музыке», «Содружество искусств в отражении красоты природы», «Увлекательные путешествия в мир сказки», «Слушаем, рисуем, сочиняем музыку». Определяя тему музыкальных встреч, важно не только расширять и углублять музыкальный опыт ребёнка, но и обеспечивать всестороннее гармоничное развитие его личности, а также эмоциональный комфорт.

Эмоциональное комфортное состояние ребёнка в процессе общения взрослых в семейном клубе может быть достигнуто в том случае, если содержание деятельности связано с близкими, интересными для ребёнка формами работы (музыкальные сказки, увлекательные путешествия, знакомство с образами героев и т.п.). Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других, поэтому важно знакомить их с искусством и раскрывать мир человеческих чувств во всем богатстве проявлений в музыке, живописи, литературе.

Развивая способность чувствовать и понимать внутренний мир человека, мы тем самым помогаем ребёнку понять свои собственные переживания, оценивать свои мысли, действия, поступки. В музыкально-эстетической деятельности, направленной на осмысление содержания художественных образов, следует стремиться побуждать детей к творческому самораскрытию в общении с прекрасным. Тем самым взрослые и дети в процессе музыкальных встреч в семейном клубе учатся воспринимать и оценивать красоту окружающего мира, выраженную в художественной форме; у них развиваются способности к созданию эстетически ценных творческих продуктов в разных видах музыкальной и художественной деятельности, складывается эмоционально-ценностное отношение к искусству и окружающему миру, что лежит в основе музыкально-эстетической культуры личности.

В предложенном опыте работы семейного клуба «Гармония» планируемые встречи объединялись по тематическому принципу. Первые две темы – «Музыка – сокровищница внутреннего мира человека» и «Образ матери в искусстве»  вошли в цикл «Семья».

«Музыка – сокровищница внутреннего мира человека»

Содержание темы раскрывается на основе знакомства с музыкой Дмитрия Шостаковича. Музыкальные игры, музицирование, чтение стихов, пение песен,  художественно-творческая деятельность, игра на музыкальных инструментах создают условия для эмоционально прочувствованного восприятия произведений искусства и творческого осмысления художественных образов музыкальных произведений. В процессе совместного обсуждения музыкальной темы мы прибегали непосредственно к интерактивным формам работы с детьми и взрослыми, в том числе  необходимости использования компьютерных и интернет технологий для получения дополнительной информации музыковедческого и искусствоведческого характера.

Обращаясь к теме «Образ матери в искусстве», мы формировали у детей чувство любви и привязанности к семье, близким ребёнку людям; развивали способность выделять средства выразительности, которыми пользуются художники, композиторы, поэты при  создании образа матери в различных видах и жанрах искусства; учили понимать, побуждали переживать и выражать эмоционально-личностное отношение к содержанию произведений искусства.

Цикл музыкальных встреч, объединенных общей темой «Мир детства в музыке», основан на знакомстве с произведениями композиторов Сергея Сергеевича Прокофьева и Петра Ильича Чайковского. Обращаясь к этой теме, мы знакомили детей и родителей с историей создания «Детских  альбомов», с биографией композиторов. Перелистывая страницы музыкальных сборников, путешествовали, слушая музыку великих композиторов, сравнивали произведения, соотносили  опыт восприятия музыки с жизненным опытом и впечатлениями детей и взрослых.

Следующий цикл «Содружество искусств в отражении красоты природы» представлен в программе работы семейного клуба «Гармония» тремя темами: «Осенняя мелодия», «Зимушка хрустальная», «Музыка весны».

Музыкальные произведения итальянского композитора Антонио Вивальди – концерты «Осень», «Зима», «Весна»  лежат в основе знакомства с образами природы в искусстве. На основе опыта восприятия музыки мы обогащали представления о поэзии Ивана Бунина, Юлии Капустиной, живописи художников Исаака Левитана, Ивана Шишкина, Станислава  Жуковского. Синтез искусств на основе доминирования музыкальных впечатлений и переживаний создает возможность более глубоко осмысливать художественную картину мира природы, как взрослым, так и детям. На основе комплекса ощущений при знакомстве с художественными образами природы в искусстве мы учим взрослых и детей видеть и ценить красоту родного края, бережно относиться к его природе.

Синтез разных видов искусств и музыкально-эстетической деятельности детей, связанной с восприятием, переживанием и осмыслением художественных образов искусства, влияет не только на общее эстетическое развитие личности, но и обогащает интеллектуальную, социально-эмоциональную сферу ребёнка. При определенных педагогических условиях,  ребёнок с помощью взрослого может освоить художественную идею произведений искусств, осознать ценность искусства в жизни человека, познать мир и себя в нем, раскрыть тонкости взаимоотношения с окружающим  миром природы и людьми.

Цикл «Сказка в музыке» представлен темами «Увлекательные путешествия в мир сказки», «Слушаем, рисуем, сочиняем музыку».

В теме «Увлекательные путешествия в мир сказки» мы знакомили дошкольников и их родителей с творчеством русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, с фрагментами из оперы «Сказка о царе Салтане»: «Царевна-Лебедь», «Тридцать три богатыря», «Полет шмеля». Эта музыка наполнена яркими музыкальными образами, любима маленькими слушателями. Произведения музыкального и других видов искусств, представленные в этом цикле, обладают педагогическими возможностями в развитии детского творчества, они способны инициировать богатое воображение, развивать творческое мышление, обогащать нравственно-эстетическую сферу личности.

Слушание фрагментов «Царевна-Лебедь», «Тридцать три богатыря», «Полет шмеля» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» сопровождалось чтением стихов из одноименной сказки А.С. Пушкина, игровым и художественно-изобразительным  творчеством, оркестровкой пьес на музыкальных инструментах.

Содержание темы «Слушаем, рисуем, сочиняем музыку» было основано на знакомстве с фрагментами балета «Цветик-семицветик» композитора Евгения Крылатова. Обращаясь к музыке балета, мы развивали эмоциональную отзывчивость на  музыку, учили сравнивать художественные образы искусства, связывали эстетические суждения с нравственными оценками поступков героев балета, побуждали выражать эмоционально-ценностное отношение к содержанию музыки и литературного произведения. Дети вместе с родителями читали стихи, участвовали в музыкально-творческой деятельности, импровизировали движения, сочиняли мелодии, сопоставляли характер музыки с цветом, настроением, поступком, словами и мыслями героев сказки.

Современная педагогика, декларируя идеи гуманизации воспитания и образования, стремится возвратить в нашу жизнь идеалы добра, любви и доверия друг другу.

Семейный клуб «Гармония», который создан в детском саду, наполняет эти идеи жизненными силами, т.к. педагоги и родители, являясь участниками и организаторами встреч, в конечном итоге становятся единомышленниками в вопросах воспитания ребенка, организации интересной, содержательной жизни в семье и детском саду.  Это одна из форм взаимодействия дошкольной организации и микросоциума, содержание которой направлено на формирование музыкально-педагогической культуры у взрослых  участников и  общей, в том числе и музыкально-эстетической культуры у дошкольников. 

Постигая эмоционально-образный язык музыки и искусства в целом, взрослые и дети открывают для себя богатый мир человеческой души, гармонию и красоту окружающей природы, одухотворенность отношений человека с природой, другими людьми, понимание своих чувств и переживаний.

 Данная форма работы дает значительный эффект развитию словаря и всех видов речи детей. К этому детей ведет сама технология организации встреч, требующая интенсивного развития внутренней монологической и внешней диалогической речи, ставит их перед необходимостью разъяснять, объяснять, планировать, убеждать, рассказывать о предметах, явлениях, о музыке, о себе, выражать отношение к окружающему миру. Совершается гармоническое развитие левого и правого полушарий, основанное на технологии чередования умственно-рассудочных и образно-эмоциональных форм деятельности.

В семейном клубе созданы условия для конструирования педагогических ситуаций, форм, методов, приемов и средств общения с искусством на предложенной детским садом содержательной основе музыкально-эстетического воспитания дошкольников, наиболее приспособленного к конкретным условиям семейного воспитания. Положительный результат, наблюдаемый в развитии эстетических способностей, музыкального мышления, интеллекта, эмоций и музыкально-эстетического сознания (эстетических потребностей, интересов, вкуса), позволяет утверждать, что предлагаемая форма музыкально-художественного и творческого обучения взрослых и детей является эффективной в формировании основ музыкально-эстетической культуры личности.

Опыт организации семейного клуба «Гармония» показал, что совместное участие  детей и родителей  в работе клуба успешно влияет на процессы социализации личности, гармоничное развитие творческих способностей, формирование духовно-нравственных качеств, что обеспечивает успешную адаптацию ребенка к дальнейшей школьной жизни. 

Воспитатель в условиях семейного клуба имеет возможность более тесно контактировать с родителями, косвенно влиять на процессы социализации ребенка в семье, транслировать наиболее ценный опыт формирования культуры личности, побуждать родителей к поиску художественного содержания и эстетически организованных, интересных форм взаимодействия с детьми в вопросах музыкально-эстетического воспитания. Педагог вместе с родителями создает музыкально-эстетическую среду, в которой ребенок чувствует себя достаточно комфортно и уверенно.

Показателем результативности работы семейный клуба можно считать востребованность и интерес к содержанию музыкально-эстетической деятельности детей; наличие динамики в развитии музыкально-педагогической культуры взрослых и музыкально-эстетической культуры дошкольников; сплоченность участников, их включенность в воспитательный процесс; удовлетворенность результатами работы, применение полученных знаний и опыта в музыкально-эстетической и педагогической деятельности вне занятий клуба; улучшение детско-родительских отношений, повышение социального статуса семьи в дошкольной организации и в обществе.

Все семьи, конечно, разные по моральному и культурному уровню. Однако, если родители становятся единомышленниками педагогов, активными участниками семейного клуба, возможно получить удивительный эффект - становление у детей привлекательных сторон личности, таких как доброта, общительность, чуткость к нравственно-эстетическим ценностям, способность к эмоциональному переживанию красоты природы и внутреннего мира человека, потребность видеть прекрасное в искусстве и окружающем мире.

 

Список литературы

1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров.- СПб : Издательство «Питер».- 2011. -  400 с.

2. Бережная, А.Г. Семейный клуб как модель социально-образовательного сотрудничества между семьей и дошкольным образовательным учреждением /А.Г. Бережная // Сборник конференций НИЦ «Социосфера». - 2012. - № 22. - С. 55-58.

3. Валькова, Л.Н. Семейный клуб – одна из активных форм повышения компетентности участников образовательного процесса /Л.Н. Валькова // Начальная школа. - 2010. - № 6 . - С. 25-28.

4. Волченко, Т.В. Родительский клуб как средство психологической и педагогической поддержки / Т.В. Волченко // Начальная школа. - 2007. - № 2. - С. 32-33.

5. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.Н. Доронова. – М. : Просвещение, 2002. – 120 с.

6. Дядюнова, И.А. Семейный клуб как форма взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения /И.А. Дядюнова //Всероссийская социологическая конференция «Образование и общество». - М. : ИС РАН; РОС. – 2009. - (Диск CD. ISBN 978–5–89697–165–8).

7. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.

8. Иванова, В.М. Семья как субъект социально-психологического взаимодействия /В.М. Иванова // Психологическое сопровождение семьи в образовательном учреждении: материалы III научно-практической конференции / Под ред. В.М. Ивановой. – Псков: ПОИПКРО, 2008. – С. 5-10.

9. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей: метод. рекомендации / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. – М. :  ТЦ Сфера, 2007. - 111 с.

10. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев.- М. : Смысл; Издательский центр «Академия», 2004.- 352 с.

 11. Леонтьев, А.Н. К теории развития психики ребенка // Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев.- М. : Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1959.- С. 407- 430.

12. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. Учебное пособие для студентов пединститутов / Ред.- сост. В.С. Мухина.- М. : Просвещение. -  1991. – 224 с.

13. Микляева, Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей / Н.В. Микляева. - М. : Айрис-пресс, 2006. - 144 с. 

14. Попова, Л.Н. Детско-родительский клуб «Веселая семейка»: практические материалы / Л.Н. Попова, М.Н. Гонтаревская, М.О. Кисилева.- М. : Сфера, 2012.- 128 с.

15. Прихожан, А.М. Дети без семьи: Детский дом: заботы и тревоги общества / А.М. Прихожан,  Н. Н. Толстых. - М. : Педагогика, 1990. - 160 с.

16. Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей : В 2-ух ч. / О.П. Радынова. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. - 1997. – Ч.1.- 608 с., Ч. 2.- 400 с.

17. Радынова, О.П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова. – Дубна : Феникс +, 2011. – 352 с.

18. Родительская академия: организация семейного досуга и создание детско-родительских проектов. – М. : МГПИ, 2008. – 238 с.

19. Самойлова, Н.М. Творческие мастерские для родителей и детей / Н.М. Самойлова // Детский сад от А до Я.– 2008. – № 5. – С. 130.

20. Смирнова, Е.О. Дети без семьи // Межличностные отношения дошкольников : диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова.- М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- С.80-95.

21. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров.- 4-е изд.. - М. : Советская энциклопедия.- 1989.- 1632 с.


[1] При разработке содержания тематических встреч  использовались примерные конспекты бесед о музыке, предложенные О.П. Радыновой [16] ,  музыкальные произведения были взяты из учебного пособия О.П. Радыновой «Слушаем музыку» (М., 2009) к авторской программе «Музыкальные шедевры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа семейного клуба «Гармония» по взаимодействию с родителями художественно - эстетической направленности.

Программа семейного клуба «Гармония»  по взаимодействию с родителями художественно - эстетической направленности....

Положение о семейном клубе "Гармония"

Взамодействие с семьёй воспитанников на сегодняшний день остаётся очень актуальной. Возникшие трудности в отношениях между семьёй и образовательным учреждением могут быть связаны с несовпадением ожида...

Семейный клуб «Гармония» Тема: «Правила дорожного движения. Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?»

Задачи:- побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД – самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей;- развивать сотрудничество и совместную деятельность воспитателей и роди...

ПРОГРАММА Семейного клуба «Гармония и уют»

- повышение компетентности детей и родителей (законных представителей) в вопросах, связанных со здоровьем, чувством ответственности и получением удовольствия от совместных занятий- развитие стремления...

программа семейного клуба "Гармония и уют"

- повышение компетентности детей и родителей (законных представителей) в вопросах, связанных со здоровьем, чувством ответственности и получением удовольствия от совместных занятий- развитие стремления...

Досуг развлечение с родителями. Семейный клуб "Гармония"

Конспект по проведению досуговой деятельности детей и их родителей...