Консультация "Формы работы по ознакомлению педагогов ДОУ с требованиями ФГОС ДО к организации образовательного процесса".
консультация по теме

Кулак Светлана Александровна

В  процессе  перехода  на  федеральный  государственный  образовательный  стандарт дошкольного  образования  возникла  необходимость  в  использовании  инновационных подходов  к  организации  образовательного  процесса  в  современной  дошкольной образовательной  организации.  В  связи  с  этим  перед  дошкольными  образовательными организациями стоит проблема пересмотра целевых основ ее функционирования,  задача изменения  содержания  образования,  форм  и  методов  организации  образовательного процесса, роли педагога.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_raboty.docx44.8 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы

по ознакомлению педагогов ДОУ с требованиями ФГОС ДО

к организации образовательного процесса.

Слайд 2  Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из основных задач определяет объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

В  процессе  перехода  на  федеральный  государственный  образовательный  стандарт дошкольного  образования  возникла  необходимость  в  использовании  инновационных подходов  к  организации  образовательного  процесса  в  современной  дошкольной образовательной  организации.  В  связи  с  этим  перед  дошкольными  образовательными организациями стоит проблема пересмотра целевых основ ее функционирования,  задача изменения  содержания  образования,  форм  и  методов  организации  образовательного процесса, роли педагога.  

Слайд 3 Образовательный процесс в ДОО – это целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Образовательный процесс в каждой образовательной организации для каждого воспитанника (обучающегося) имеет свою уникальность и своеобразие, обусловленные возможностью участия в его проектировании субъектов разного уровня – от государства до конкретного педагога, родителя и ребенка.

Слайд 4 Педагоги являются ключевой фигурой в организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Ни на одном другом возрастном этапе взрослый не играет такой существенной роли в развитии ребенка. Поэтому целью деятельности взрослого в условиях дошкольной образовательной организации является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности.

Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя в области образовательного процесса. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Для конструирования оптимальной модели образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО в  МАДОУ  детский сад № 65 проводится  подготовка воспитателя, способного организовать «зону ближайшего развития» ребенка, учитывать в общении с ребенком особенности детского развития, обладающего профессиональной критичностью, владеющего компетенциями в отношении обоснования выбора программ, технологий, форм и способов взаимодействия с разными категориями детей, с учетом их интересов, особенностей.

Слайд 5  Пассивные формы работы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов.  Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов. 

Существуют пассивные и активные формы работы. Все формы можно предоставить в виде двух взаимосвязанных групп. Групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, открытые просмотры, деловые игры и.т.д.). Индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.).

Слайд 6 Перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности: ориентация на качество образования, формирование  умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации. И главное - научить детей применять полученные знания в реальной действительности.

Некоторые педагоги  МАДОУ детский сад № 65 испытывали затруднения в организации образовательного процесса с началом введения ФГОС ДО. Успешность образовательного процесса, работа всего педагогического коллектива дошкольной организации, зависит не только от уровня подготовленности воспитателей, но и от правильной организации методической работы в дошкольной организации, поскольку все направления методической работы способствует выработке единой линии действий педагогического коллектива.

Слайд 7 Анкетирование педагогов «Готовность педагогов к ведению и реализации ФГОС ДО»

В рамках реализации плана введения ФГОС ДО проводилось анкетирование педагогов «Готовность педагогов к ведению и реализации ФГОС ДО» (24.10.2014 год), где один из пунктов звучал: «Считаете ли вы, что введение ФГОС ДО положительно скажется  на организации образовательного процесса?».

По итогам анкетирования сделали вывод о том,  что 60% анкетируемых считают, что введение ФГОС ДО положительно скажется на развитии воспитанников, 52% считают, что введение ФГОС ДО положительно скажется  на организации образовательного процесса в образовательной организации, 68% считают, что готовность педагогов к введению ФГОС ДО состоит в знании содержания ФГОС ДО.

Выяснили, какая помощь необходима педагогам и специалистам для реализации в ФГОС ДО в ДОО. Педагоги перечислили темы по введению ФГОС ДО, которые их больше интересуют и они хотели бы их обсудить. Одна из тем: «Организация образовательного процесса в рамках ФГОС ДО».

Слайд 8 Анкетирование с родителями на тему: «ФГОС ДО глазами родителей»

Также проводилось анкетирование с родителями на тему: «ФГОС ДО глазами родителей» 24.11.2014 г.

На вопрос: «Как, по Вашему мнению, изменится качество образовательного процесса в ДОО в результате введения ФГОС ДО?»  - 47% ответили, что улучшится, но не сильно, 30% считают, что скорее, не изменится, 21% утверждают, что значительно улучшится, а 1% думают, что качество образовательного процесса в ДОО в результате введения ФГОС ДО незначительно ухудшится.

На вопрос: «Как Вы думаете, изменится ли роль родителей в образовательном процессе в связи с введением ФГОС ДО?» - 48% родителей решили, что роль родителей в образовательном процессе не изменится, а 47%  считают наоборот - роль родителей усилится, 5% ответили, что роль родителей уменьшится.

Слайд 9 Анкетирование среди педагогических работников на тему: «Готовность педагогов к реализации ФГОС ДО в образовательном процессе ДОУ»

06.05.2015 г. проводилось анкетирование среди педагогических работников на тему: «Готовность педагогов к реализации ФГОС ДО в образовательном процессе ДОО». 

Один из пунктов звучал: «По вашему мнению, с введением ФГОС ДО уровень организации образовательного процесса?

- улучшился – 25 чел.

- ухудшился - 0;

- остался без изменения - 5 чел. 

На вопрос: «Опытом, по какой проблеме вы готовы поделиться с коллегами в 2015-2016 учебном году», один из вариантов был: Организация образовательного процесса.

В результате анкетирования воспитателей и специалистов выявлены следующие результаты: большая часть педагогических работников считают, что с введением ФГОС ДО уровень организации образовательного процесса – улучшился. Организационные моменты с внедрением ФГОС ДО у педагогов не вызывают затруднений, они готовы делится опытом работы на различных уровнях, в рамках профессиональных конкурсов.

Подводя итог анкетирования, выбрали следующие формы и тематику работы с педагогическим коллективом, используем их в практике:

Слайд 10

 - 11.09.2014 г. - консультация «Современные требования к планированию образовательногопроцесса в соответствии с ФГОС ДО»;

- 10.09.2015 г. - консультация «Модель организации образовательного процесса в контексте с ФГОС ДО».

Все педагоги дополнительного образования получили индивидуальные консультации «Разработка и реализация дополнительных  образовательных программ с учетом ФГОС ДО» (13.10.2015 г.)

Консультация - постоянная форма оказания помощи воспитателям. Проводятся консультации для воспитателей одной группы, параллельных групп, индивидуальные и общие (для всех педагогов).

Групповые  консультации планируются в годовом плане работы организации, отдельные проводятся по мере необходимости.

В процессе проведения консультации конкретизируем рекомендации, которые должны быть реально выполнимы. Подбираем методическую литературу по проблеме, с которой, впоследствии, педагоги могут познакомиться.

Слайд 11

- 13.02.2015 г. - семинар «Образовательный процесс в ДОУ в рамках современных требований и перехода на ФГОС ДО».

Семинары и семинары – практикумы.

Семинары и семинары - практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду в данном направлении.

Большую роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и предварительная информация. Тематика семинара должна быть актуальна  и учитывать новую научную информацию.

Слайд 12

- 19.03.2015 г. - педагогический совет «Инновационные ориентиры развития дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО», раскрывалась тема: «Об инновациях в образовательном процессе ДОУ».

Педагогические советы.

Педагогический совет может быть традиционным, с использованием отдельных методов активизации, т.е. в ходе педагогического совета педагогам предлагается решить кроссворд или ситуативную задачу, а также нетрадиционным в форме деловой игры или круглого стола. Непременным их компонентом должна быть рефлексивная деятельность педагогов.

Слайд 13, 14

- март 2014 г. - показ открытой НОД в рамках недели презентации педагогического мастерства;

- январь 2015 г. - показ открытой НОД в рамках муниципальной площадки «ФГОС дошкольного образования: галерея лучших педагогических практик»;

- апрель 2014 г., апрель 2015 г. - марафон открытой итоговой НОД.

Открытый показ.

У каждого воспитателя есть свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с  воспитателем во время НОД, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса  педагогического творчества.

По итогам  открытого просмотра  принимается решение, например, внедрить в свою работу этот опыт, конспекты предоставить в методический кабинет, или предложить обобщение опыта работы воспитателя.

Выявили проблемы:

1.        Недостаточное оснащение РППС групп.

2.        Устойчивые стереотипы поведения педагогов, у которых сложилась своя манера взаимодействия с детьми при проведении НОД.

Пути решения проблем:

1.        Обогащать РППС в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

2.        Организовать работу с одаренными детьми, оформить индивидуальные образовательные маршруты развития для одаренных детей, обеспечить их участие в конкурсах.

3.        Обеспечить регулярное проведение дополнительной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Самообразование

Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога. Организуем работу с педагогами в ДОО так, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью. Педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Форма отчета - выступление на педагогическом совете, проведение методической работы с коллегами,  консультация и т.д.

Наставничество.

Наставничество - разновидность индивидуальной работы с молодыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательной организации или имеющими трудовой стаж не более 3 лет, а также воспитателями, нуждающихся в дополнительной подготовке для проведения непрерывной образовательной деятельности, режимных моментов и т.д. в определенной группе.

Наставник проводит систематическую индивидуальную работу по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений педагогической деятельности в образовательном процессе. 

Слайд 15

- 02.12.2014 г. - «Повышение качества образовательного процесса через инновационные педагогические технологии» (тематический);

- 07.04.2015 г. - «Конструирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО» (информационный).

Педагогические часы.

Педагогический час – одна из форм повышения квалификации педагогов. Педчасы бывают информационные и тематические. На информационных педчасах сообщается информация или идет обмен информацией между педагогами по какому-то возникшему вопросу, требующему немедленного решения. Тематический педчас посвящается какой-то определенной теме. Обычно на таких педчасах идет подготовка к тематическому педсовету.

Слайд 16

Организовано участие педагогов  в вебинарах на портале «УчМет» и «Просвещение». 

Слайд 17

Контроль (текущий, оперативный) по организации образовательного процесса проводился систематически. Были даны рекомендации:

- при планировании непрерывной образовательной деятельности стремиться искать такие формы, чтобы дети находились в естественных видах деятельности: игре, экспериментировании, общении со сверстниками и взрослыми.

- предусматривать решение задач в совместной деятельности и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов (на прогулке, при выполнении процедур, принятия пищи).

Результат:

- организация и расположение предметов РППС осуществляются педагогами рационально, логично и удобно для детей, отвечают возрастным особенностям и потребностям детей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, требованиям ФГОС ДО, позволяет детям свободно перемещаться;

- РППС групп обеспечивает реализацию принципа интеграции образовательных областей, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, обеспечение «зоны ближайшего развития», доступна для каждого воспитанника;

- РППС оформляется в зависимости от образовательной ситуации, комплексно-тематического планирования, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей и запросов родителей.

        Педагоги МАДОУ детский сад № 65 ежегодно обучаются на заседаниях методических объединений БМР.

                С момента перехода  на  федеральный  государственный  образовательный  стандарт дошкольного  образования педагоги прошли курсы переподготовки – 8 человек, 25% педагогов; курсы повышения квалификации – 27 человек, 84% педагогов; повысили квалификацию – 22 человека, 69% педагогов, 2 педагога (педагог – психолог, инструктор по ФЗК)  являются активными участниками региональных и всероссийских семинаров, публиковались в сборниках.

Слайд 18 

Существует ещё множество форм работы по ознакомлению педагогов ДОО с требованиями ФГОС ДО к организации образовательного процесса.

Педагогический ринг - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора          Например, педагогический ринг: «Пути совершенствования образовательного процесса в ДОО».

          Симпозиум - обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.

          Дебаты - обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.

         «Судебное заседание» - обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).

         «Коучинг–сессия» - интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос - ответ). Принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций,   а   только   отвечает   на   вопросы,   которые   ему   задает консультант, и сам находит пути для решения проблем. Конфуций говорил: «Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три». В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности.

Ещё одна  форма,  которую необходимо использовать перед открытыми мероприятиями для воспитателей - это настрой педагога на успешную работу - «Квик – настройка»:

  1. Если   вы   хотите   нравиться   людям   -   улыбайтесь!   Улыбка,  солнечный    лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
  2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.
  3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем
    дороже ценятся.
  4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и
    стареть не дает.
  5. Трудности закаляют на пути к счастью.

        Слайд 19 

         Правильный подход к построению взаимодействия с детьми в образовательном процессе, делает реальным разворот к ребенку всей педагогической системы. Педагогам необходимо научиться видеть в ребенке субъекта деятельности, соответствующим образом взаимодействовать с ним, выстраивать образовательное пространство. Без этих изменений невозможно решение задач дошкольного образования, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

        Сегодня главное для педагога – научить его использовать свои личностные и профессиональные резервы, строить индивидуальную систему педагогической деятельности. Всё это, конечно, требует от педагогов умения работать творчески, используя собственный потенциал. Поэтому мы стремимся помочь педагогу работать в условиях обновленной педагогической практики, решать разнообразные задачи содержания образования, выбора методических и организационных средств для осуществления образовательного процесса.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС ДО. Формы организации образовательного процесса в дошкольной организации

В материале педагоги познакомятся с основными формами организации образовательного процесса в дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДО....

Обзор ФГОС ДО и организация образовательного процесса в первой младшей группе

Статья составлена с использованием материалов ФГОС ДО, в качестве обзорной информации на вводном родительском собрании, с целью ознакомления родителей воспитанников раннего возраста с организацией обр...

опыт вебинара «Организация образовательного процесса в ДОО в условиях реализации требований ФГОС ДО»

опыт вебинара «Организация образовательного процесса в ДОО в условиях реализации требований ФГОС ДО»...

Мастер-класс для педагогов "Использование инновационной квест технологий в организации образовательного процесса при реализации требований ФГОС ДО".

quot;Использование инновационной квест технологий в организации образовательного процессапри реализации требований ФГОС-ДО"....

Организация работы по ознакомлению ППД и формированию навыков безопасного поведения у участников образовательного процесса "ЦРР -д/с "Сказка" г. Среднеколымск

В данном материале описывается опыт  и план работы по организации проведения месячника "Безопасного поведения на дорогах" в нашем детском саду....