Обзор ФГОС ДО и организация образовательного процесса в первой младшей группе
статья (младшая группа) на тему

Николаева Елена Валентиновна

Статья составлена с использованием материалов ФГОС ДО, в качестве обзорной информации на вводном родительском собрании, с целью ознакомления родителей воспитанников раннего возраста с организацией образовательного процесса в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_o_fgos_do.docx34.72 КБ

Предварительный просмотр:

     Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                    Детский сад №29

    общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

             по познавательно-речевому развитию детей Кировского района Санкт-Петербурга

Обзор ФГОС ДО

и организация образовательного процесса

в первой младшей группе

                                                                       Воспитатель:

                                                                       Николаева Елена Валентиновна

Санкт-Петербург 2015г.

   На основании  Федерального Закона об образовании (29 декабря 2012 года №273), согласно ст.10п4:  В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

А что же включает в себя само понятие ОБРАЗОВАНИЕ?

 образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения,

воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

 обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

      На основании Федерального Закона Об Образовании в Российской Федерации в-первые  были приняты Федеральные Государственные Стандарты Дошкольного Образования (ФГОС ДО)  от 17 октября 2013 г. N 1155,  в соответствии с которыми была разработана примерная образовательная программа  нашего детского сада. Ознакомиться с ней можно на официальном сайте детского сада.

        Не стоит волноваться – детей  не посадят за парты,  напротив, по  ФГОС ДО  большое значение придаётся развитию у детей игровой деятельности. Ведь игра –  основное занятие  детей! Через ИГРУ ребёнок познаёт наш мир, усваивает нормы общения и поведения, а обучение происходит незаметно для ребёнка, и именно по его желанию.

      Таким образом, опираясь на  игру, общение,  познавательное исследование и будет проходить образовательный процесс, который будет включать непосредственно образовательную деятельность (НОД) ( Развитие речи, Ознакомление с художественной литературой, Ознакомление с окружающим, Физическое развитие, Конструирование, Лепка, Рисование, Музыка), совместную деятельность взрослого и детей, индивидуальную работу с ребёнком, и поддержку самостоятельной деятельности ребёнка.

     Нужно понимать, что особенности развития ребёнка третьего года жизни не позволяют ему надолго удерживать внимание, поэтому согласно  СанПиН 2.4.1.3049-13, непосредственно образовательная деятельность (или, проводя аналогию с предшествующим понятием, - «занятие») не должна превышать 8-10 минут. Поэтому, нами, педагогами, учитывая интересы и возможности каждого ребёнка (ФГОС), широко используется пространство общения, игры с ребёнком – это, и ситуативный разговор, беседа, рассматривание иллюстраций с наводящими вопросами, рассказывание, и показ сказок, стихотворений, потешек, пальчиковые игры, подвижные и дидактические игры, где ребёнок учится слушать и слышать слово воспитателя, включаться в игру и соблюдать правила игры. Игры способствуют хорошему настроению и развитию ребёнка,  а  яркость события позволяет легче и лучше запоминать необходимый материал, осваивать навыки.

 ФГОС ДО определяет «открытость  дошкольного образования и возможность взаимодействия родителей воспитанников в образовательном процессе».  Поэтому всячески приветствуется ваше участие в совместных проектах, например в предстоящей выставке поделок «Осенняя фантазия», в поддержании единых требований в саду и дома, а именно режима дня детей, формировании у них  навыков одевания, раздевания, умывания (КГН), поощрение и побуждение к самостоятельности.  На стендах для вас будет размещаться информация о деятельности и успехах ваших детей, консультации и интересная информация, связанная с детьми раннего возраста, объявления.

Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста (2 – 3 лет).

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они пытаются строить простые предложения.

В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету, различать мелодии, петь.

Совершенствуется слуховое восприятие. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенное: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и.п.)

Для детей этого возраста характерна импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.

Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.

Требование «я-сам», прежде всего, отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

   Дошкольное образование не предполагает какой-либо итоговой аттестации. ФГОС определяет целевые ориентиры.  Для раннего возраста это:

Планируемые результаты освоения рабочей программы группы:

 1.  Целевые ориентиры, определяемые ФГОС ДО ( см.п.4.6 ):

  • Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.

2. Предполагаемые  результаты  освоения  воспитанниками образовательной программы  (развития  по  образовательным  областям)

     «Социально-коммуникативное развитие»

  • Может поделиться информацией («Ворону видел»), пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает)
  • Сопровождает речью игровые и бытовые действия
  • Свободно ориентируется в ближайшем пространстве, на своём участке
  • Может играть, не мешая другим детям
  • Знает свое имя и фамилию, имена родителей, бабушки, дедушки
  • Называет имена окружающих детей и воспитателей
  • Уметь вести себя в общественных местах

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Может образовать группу из однородных предметов
  • Различает «один» и «много»  предметов
  • Различает большие и маленькие предметы, называет их величину.
  • Сравнивает  предметы по следующим признакам: длинный, короткий, называет их длину
  • Узнает и называет форму: шар, «кубик», «кирпичик»;
  • Узнаёт и называет геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник
  • Различает и называет цвета предметов
  • Различает и называет предметы ближайшего окружения.
  • Узнает и называет некоторых домашних и диких животных, их детенышей
  • Знает обобщающие понятия: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Транспорт», различает и называет отдельные предметы и виды;
  • Имеет элементарные представления о временах года (осень, зима, весна, лето) и природных явлениях (идёт дождь, гром, гроза, листопад, идёт снег, снегопад, метель, снег тает, бегут ручейки, набухают почки)
  • Имеет представление о свойствах различных материалов.

Образовательная область «Речевое развитие»

  • Понимает речь взрослого
  • Слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы
  • При повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы
  • Умеет отвечать на вопросы взрослого
  • Знает наизусть 2-3 небольших стихотворения
  • Рассматривает иллюстрации в знакомых книжках с помощью педагога

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Проявляет эмоциональную отзывчивость, интерес при знакомстве с произведениями искусства, литературы, живописи, музыки

«Рисование»

  • Знает, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать
  • Умеет правильно держать кисть, проводить горизонтальные и вертикальные, прямые и волнистые, округлые линии, рисовать путём примакивания,
  • Различает красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета

«Лепка»

  • Умеет отщипывать кусок пластилина от целого куска, сплющивать пластилин ладонями, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями кистей рук;  соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу
  • Лепит несложные предметы; аккуратно пользуется пластилином

«Конструирование»

  • Умеет выполнять постройку по образцу, ровно прикладывать детали
  • Строить по своему замыслу
  • Играть с постройками
  • Оценивать свою работу и других детей

 «Музыка»

  • Узнает знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий - низкий)
  • Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы
  • Двигается в соответствии с характером музыки, ритмом, начинает движение с первыми звуками музыки
  • Знает и называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен, барабан

Образовательная область «Физическое развитие»

  • Владеет навыками выполнения физических упражнений ( умеет ползать на четвереньках, проползать под препятствие, прыгать на двух ногах с продвижением вперед, катать мяч в определенном направлении, ловить и бросать, ходить по ограниченной поверхности, бегать не наталкиваясь друг на друга)
  • Выполняет упражнения, изменяя темп и направления по просьбе взрослого
  • Проявляет интерес к участию в совместных подвижных играх (умеет реагировать на сигнал, соблюдать правила игры, выполнять подражательные движения, согласовывать движения с текстом)
  • Умеет частично раздеваться и одеваться с небольшой помощью взрослого в определённой последовательности, складывать вещи на своё место
  • Умеет самостоятельно мыть руки, находить личное полотенце, вытираться насухо
  • Умеет самостоятельно есть, соблюдает аккуратность во время еды
  • Умеет пользоваться индивидуальными предметами гигиены, замечать неполадки во внешнем виде, стремится к опрятности
  • Имеет элементарные представления о ЗОЖ (мыть руки перед едой и по мере загрязнения).

    Итак, у малышей начинается отсчёт их продвижения по ступеням образования к успешности в будущем. Но родителям не стоит  полагаться только на педагогов детского сада, что мол там научат и воспитают. Отнюдь, основное воспитание ребёнка происходит в семье. Именно родитель имеет тот авторитет, к которому безоговорочно прислушивается ребёнок, перенимает традиции семьи, привычки. Мы, педагоги, стараемся со своей стороны закреплять  положительный опыт воспитания, развивать способности ребёнка, создавая условия для полноценного проживания детства «как периода жизни значимого самого по себе» (ФГОС ДО), поддерживая хорошее настроение ребёнка, ценя его индивидуальность и темп развития.

     Хочется закончить выступление словами В.А. Сухомлинского "Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье"

Используемая литература:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в первой младшей группе воспитателя 2 категории Набатовой Наталии Николаевны

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 14            г. Крымска муниципального о...

Организация образовательного процесса в первой младшей группе на основе ФГОС ДО.

Организация образовательного процесса в первой младшей группе на основе ФГОС ДО....

Рабочая программа воспитательно-образовательного процесса в первой младшей группе

  Рабочая программа составлена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М...

Сообщение «Межличностное взаимодействие взрослых и детей при организации образовательного процесса во второй младшей группе» (из опыта работы) 2016

Межличностные отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и в...

Календарное планирование образовательного процесса в первой младшей группе

Календарное  планирование образовательного процесса в первой младшей группе...

Применение компьютерных технологий в образовательном процессе в первой младшей группе

Применение цифровых образовательных объектов в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствам мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, д...

Здоровьесберегающие условия при организации образовательного процесса в первой младшей и второй младшей группах

Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социа...