Сообщение «Межличностное взаимодействие взрослых и детей при организации образовательного процесса во второй младшей группе» (из опыта работы) 2016
консультация (младшая группа)

Гонтова Маргарита Энгельсовна

Межличностные отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. До сих пор нет однозначности в представлениях о позиции взрослого в детской организации.

 ФГОС ДО нацеливает на  развитие общения и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников. В связи с этим,  на современном этапе развития педагогической науки происходит пересмотр понятия «педагогическое взаимодействие». Чаще всего он звучит как «совместное творчество».  Изучение этого нового понятия актуально, так как лишь при совместном творчестве происходит развитие личности ребенка, он учится ориентироваться в системе ценностей,  становится активным в выборе содержания своего образования, становится субьектом образования. И от этого зависит результат воспитательно-образовательного процесса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 11 «Берёзка» общеразвивающего вида

Сообщение

«Межличностное взаимодействие взрослых и детей при организации образовательного процесса во второй младшей группе»

(из опыта работы)

Выполнила:

Гонтова Маргарита Энгельсовна

воспитатель МБДОУ

детского сада  № 11 «Берёзка»

г. Гусиноозёрск

2016 год

Межличностное взаимодействие взрослых и детей при организации образовательного процесса

во второй младшей группе

Межличностные отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. До сих пор нет однозначности в представлениях о позиции взрослого в детской организации. Одни исследования показывают, что взрослый  ближе  к  роли  лидера  в  детском  сообществе  (Т. В. Трухачева,  Д. Н. Лебедев, Е. Н. Сорочинская), другие – что взрослый ближе к роли руководителя детской группы (А. А. Деркач, Л. В. Малиновский). Данные позиции взрослого во взаимодействии с ребенком возникали в ходе исторических этапов развития ДОО и присутствуют в настоящее время.

В рамках авторитарной педагогики маленький ребенок выступает в качестве воспитанника, функционирующего по определенным правилам и соответствующего конкретным нормам. Основной целью в этом случае является воспитание послушного, исполнительного ребенка, подчиняющегося авторитету взрослого. Для такого стиля взаимодействия не характерно стремление следовать за интересами и желаниями детей, учитывать их настроение, вкусы и предпочтения, устанавливать доверительные отношения, оказывать каждому малышу эмоциональную поддержку. Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы с детьми, и прежде всего занятия, строящиеся по типу школьного урока. Игра как основной вид детской деятельности ущемляется во времени и жестко регламентируется взрослыми.

Следующим типом взаимодействия является личностно-ориентированное целью которого, является развитие личности ребенка. Основные принципы личностно-ориентированной педагогики это принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Задача взрослых - создать условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого малыша, формирования положительного самоощущения, уверенности в себе, доверия к миру и людям, инициативности и любознательности. Основное значение в педагогическом процессе придается не занятиям школьного типа, а игре, которая становится основной формой организации детской жизни. Основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с другом, она позволяет им проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Такой взгляд предполагает принципиально иной подход к воспитательному процессу, который нацелен на формирование активной позиции по отношению к окружающему миру с первых лет жизни ребенка. В рамках личностно-ориентированной педагогики взрослый — не непререкаемый авторитет, а доброжелательный партнер и наставник. Взгляд на ребенка как полноправного участника совместной деятельности создает условия для его личностного роста, развития творческой активности, снижения эмоциональной напряженности и конфликтности.

ФГОС ДО нацеливает на  развитие общения и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников. В связи с этим,  на современном этапе развития педагогической науки происходит пересмотр понятия «педагогическое взаимодействие». Чаще всего он звучит как «совместное творчество».  Изучение этого нового понятия актуально, так как лишь при совместном творчестве происходит развитие личности ребенка, он учится ориентироваться в системе ценностей,  становится активным в выборе содержания своего образования, становится субьектом образования. И от этого зависит результат воспитательно-образовательного процесса. Современная ситуация в дошкольном образовании, обострила проблему сотворчества взрослых и детей. Взрослый обладает наибольшей потенциальной степенью влияния на становление и развитие, как самой дошкольной организации, так и личности дошкольника. Личностно-ориентированная педагогика предъявляет особые требования к личности воспитателя. Важнейшими среди них являются искренность, позитивное принятие другого человека, эмпатия, эмоциональность. Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками. Взрослый является ребенку в качестве образца для подражания, эталона. Таким образом, субъект  субъектные отношения имеют главенствующее значение в дошкольном возрасте. Вследствие специфики детского возраста педагогическое воздействие взрослый оказывает как своими интеллектуальными и педагогическими способностями, так и личностными качествами.

Сегодня роль воспитателя в психическом и социальном развитии ребенка значительно возросла, поскольку ребенок проводит с воспитателем больше времени, чем с родителями.

И это обстоятельство способствует установлению особых эмоциональных связей между воспитателем и ребенком, которые отчасти компенсируют отсутствие родителей, от этого во многом зависит комфорт ребенка, характер его социальной адаптации и овладение коммуникативным навыкам. Особую значимость имеет соблюдение одного из гуманистических принципов – «Не навреди».

Воспитателем-профессионалом становится тот, кто в практической работе с детьми стремиться проявлять творческую инициативу, использовать новые методы и технологии; кто постоянно занимается самообразованием, саморазвитием и самовоспитанием, совершенствует свои профессиональные навыки, расширяет кругозор и рамки своих интересов. Воспитатель добрый, приветливый, внимательный, терпеливый, любознательный, интересующийся жизнью, умеющий оставлять все свои личные проблемы за порогом детского сада. Известное выражение: «Воспитатель сам должен быть воспитан» — не потеряло своей актуальности и остается непреложной истиной для каждого, кто причастен к делу воспитания.

Сегодня очень важно знание физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста (папка для родителей в уголке), умение создать для них благоприятный психологический климат, овладение педагогической рефлексией, владение навыками конструктивного диалога с родителями по вопросам воспитания и развития ребенка, все это позволяет воспитателю, организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Это означает гуманизм и демократизм отношений, признание права каждого дошкольника на своеобразие, неповторимость, уникальность личности, принятие его мнения и позиции; готовность к безоценочному отношению к нему как к личности. Стили взаимоотношений воспитателя и ребенка являются особо значимой составляющей педагогического общения, или способствующей успешному усвоению знаний детьми и их личностному развитию, или затормаживающей эти процессы.

К сожалению, влияние педагога на ребёнка может иметь и негативную окраску. Он может стать для ребенка источником психологического напряжения, тревожности и в конечном счете может привести к нарушению психологической безопасности малыша. Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние. К внешним источникам угроз психологической безопасности ребенка в дошкольной образовательной организации следует отнести:

− манипулирование детьми – взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в деятельности, так и в принятии решений;

− индивидуальнопсихологические особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми;

− межличностные отношения детей в группе – в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую нет должной реакции педагогов;

− враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка;

− интеллектуальнофизические и психоэмоциональные перегрузки изза нерационально построенного режима жизнедеятельности детей;

− неправильная организация общения; преобладание авторитарного стиля; отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых;

− отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе;

− невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда.

Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребенка могут быть:

− сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате ребенок сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми;

− осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности;

− отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно;

− индивидуальноличностные особенности ребенка;

− патология физического развития.

Таким образом, психологическую характеристику образовательной среды ДОО представляется перспективным раскрыть через понимание человека как субъекта общения. Образовательное пространство ДОО должно служить средством для раскрытия и развития природных задатков ребенка, для этого оно должно быть максимально вариативным по своему содержанию и представленным в ней культурноисторическим способам человеческой деятельности от «поделок руками» до разработки компьютерных программ и музыкальных сочинений.

Сотрудничество воспитателя и ребенка можно охарактеризовать как совместную деятельность в ходе воспитательно–образовательного процесса, направленную на усвоение знаний, умений и навыков дошкольников. Любой из способов сотрудничества и сотворчества педагога и воспитанников увеличивает мотивацию детей к получению знаний. Интересные динамичные занятия способствуют повышению интереса к образовательной деятельности, а поощрение и повышенное внимание по отношению к воспитанникам со стороны педагога стимулирует стремление к успеху у детей. Индивидуальный подход в процессе педагогического диалога создает условия для мотивации даже гиперактивных или гипоактивных детей. То есть, разрабатывая задания, педагог учитывает уровень сложности для каждого ребенка в отдельности.

Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся приятию всех остальных детей - и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует, и даже детей с необычным или конфликтным поведением.

Наша задача заключается в том, чтобы по возможности создать для каждого ребенка такие условия, в которых он мог бы попробовать себя в деле, в избранной роли и добиться успеха. Это помогает каждому ребенку поверить в себя, развить волю, инициативность, обрести чувство собственного достоинства.

ФГОС ориентирует на взаимодействие с родителями: родители являются активными участниками образовательного процесса. Задача детского сада по ФГОС «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Позитивные родительско – детские отношения строятся на понимании. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ их ребенка посредством сообщения им информации, которая оказывается неожиданной, но интересной для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения их ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в различных видах деятельности. Отсюда следует, что нам нужно начинать работу с «игрового воспитания» родителей, актуализировать их детский опыт, заинтересовать проблемами игры; возможностями игры для полноценного и успешного развития ребенка понимания его проблем и уважения его интересов, обогатить игровой опыт родителей, научить их играм. В результате в совместной игровой деятельности возникают элементы со - дружества, со - творчества, так необходимые для успешной социализации ребёнка.

Итак, в ДОО в процессе взаимодействия с ребенком взрослый исполняет роль организатора совместной деятельности и реализует во взаимодействии позицию лидера. Он равный среди равных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план воспитательно-образовательного процесса во второй младшей группе (дети 3-4 лет)

План составлен в соответствии с "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой....

Аналитическая справка результатов мониторинга во второй младшей группе «Капитошки» в 2016-2017 учебном году. Воспитательно-образовательный процесс во второй младшей группе выстроен на основе образовательной программы дошкольного образования «От Рождения

Аналитическая справка результатов мониторинга во второй младшей группе «Капитошки»  в 2016-2017 учебном году.Воспитательно-образовательный процесс во второй младшей  группе выстр...

Экологическое воспитание детей второй младшей группы (из опыта работы)

Каким будет наш мир? - во многом зависит от нас, от тех основ, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова и его деятельность, таков мир, который он создает вокруг себя.Причина &nd...

Педагогический совет деловая игра №4: Тема: «Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей второй младшей группы» (из опыта работы).

1.Обучение трудовым умениям и навыкам 2.Воспитание интереса к труду и трудолюбия, ответственности и самостоятельности 3.Ознакомление с трудом взрослых, воспитание и уважение к труженик...

«Взаимодействие специалистов в организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ» (из опыта работы)

ull;Очень важную роль  в организации коррекционной  работы  с детьми   с ОВЗ  отводится педагогу-психологу.•Осуществляется  эта работа через  разные форм...

Сообщение "Организация сюжетно-ролевой игры "Магазин" во второй младшей группе (из опыта работы)

Сюжетно-ролевая игра имеет большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем.Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конф...