Организация образовательного процесса в первой младшей группе на основе ФГОС ДО.
материал (младшая группа) на тему

Жмаева Оксана Андреевна

Организация образовательного процесса в первой младшей группе на основе ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация образовательного процесса в первой младшей группе на основе ФГОС ДО.

Жмаева О.А.

воспитатель МБДОУ № 10

Раннее детство - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.

Задача современной педагогики - реализовать в воспитательном процессе самоценность раннего возраста как базисной основы всего последующего и общего развития.

Образовательный процесс в первой младшей группе построен на системе воспитания маленьких детей, который ориентирован на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребенка, а в целом удовлетворяет запросы и родителей, и взрослых.

Образовательный процесс  в нашем ДОО организован по основной образовательной программе, которая разработана с учётом ФГОС ДО и методических рекомендаций  примерной программы «Радуга»  /Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада/Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, С.Г.Якобсон; научный руководитель Е.В.Соловьева. 2010 год/.

Содержание примерной программы «Радуга», независимо от возраста  дошкольников, направлено на решение трех задач:

  1. Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни. В программе на первое место выдвигается эмоциональное благополучие ребенка
  2. Обеспечить своевременное и полноценное психическое развитие каждому ребенку.
  3. Предоставить  возможность  каждому  ребенку  радостно и содержательно  прожить период дошкольного детства.

Решение психолого-педагогических задач осуществляется:

  1. в совместной деятельности взрослого и детей в рамках непосредственно образовательной деятельности и при проведении режимных моментов;
  2. в самостоятельной деятельности детей;
  3. в процессе взаимодействия с семьями воспитанников.

Один  из успешных принципов  работы с малышами – тематический подход, в основе которого лежит приём погружения детей в тему. Тема не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, она лишь является канвой, которая позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными и максимально полезными. Игровая мотивация – ведущая в тематическом планировании для детей.

Такое построение воспитательно-образовательной работы позволяет учесть следующие принципы дошкольной дидактики:

  • Принцип интеграции, взаимосвязи всех направлений работы с детьми данного возраста
  • Принцип последовательности
  • Принцип систематичности: совместная деятельность осуществляется согласно планированию, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности.
  • Принцип повторности: тема  проходит через все виды деятельности, что позволяет детям хорошо усвоить материал, накапливать полезную информацию, пополнять багаж знаний, а главное – обобщать свой опыт.
  • Принцип наглядности: содержание материала во всех центрах обновляется и пополняется в соответствии с темой, что дает возможность ребенку более полно и разносторонне «прожить» материал. Организованная предметно-развивающая среда строится с ориентацией на «зону ближайшего развития» каждого ребенка и предоставляет детям возможность выбирать не только деятельность, но и содержание, и уровень сложности игр, заданий. Все материалы, размещенные в центрах активности, открыты и доступны детям.
  • Активное взаимодействие образовательного учреждения с семьей.

Организация любой деятельности начинается с планирования, состоящего из нескольких этапов.

Последовательность планирования.

№ п/п

Этапы

Пояснения

1

Выбирается (планируется) тема

Тема может быть выбрана воспитателем самостоятельно или заимствована из примерной общеобразовательной программы. Тема должна быть понятна и  близка детям.

2

Определяется содержание

На основе содержания ООП ДО и детских интересов

3

Продумывается реализация содержания

В разных видах деятельности:  игровой, речевой, познавательной, двигательной…

4.

Отбираются  формы  работы с семьями воспитанников

Для родителей предлагаются краткие рекомендации: о проведении наблюдений в окружающем мире, игр, домашнего чтения и др.

5.

Подведение итогов

Итоговое мероприятие: развлечение, праздник-сюрприз, сенсорный праздник, конкурс, выставка.

Примерные темы связаны с временами года:  Осень, зима, весна, лето.

Конкретно по теме  Зима: - «Снегопад», «Дед Мороз», «Снегурочка», «Елочные игрушки», «Такие разные снеговики», «Зимние забавы».

№ п/п

Этапы

Организация

1

Тема

«Зимние забавы»

2

Содержание

Рассматривание подвижных игр, как катание на санках или ледянках; игра в снежки; за одеждой других детей.

3

Реализация

Организация подвижных игр на улице и в группе; рассматривание иллюстраций о зиме, зимних забав; рисование, аппликация на зимнюю тематику; чтение художественной литературы; наблюдения за явлениями зимы, за трудовой деятельностью других детей; кормление пернатых птиц; постройка и украшение снежных построек на участке.

4

Формы взаимодействия с семьями воспитанников

Информационный стенд «Зимние прогулки» (фотографии); консультация «Как одеваться зимой»; папка-ширма «10 правил как защитить здоровье детей зимой»; фотоотчет «Зимние прогулки детей в детском саду»

5

Итоговое мероприятие

Развлечение «Зимние забавы»

Реализация содержания происходит через различные виды детской деятельности: игры, рисование, аппликация, чтение художественной литературы, рассматривание картин, беседы, наблюдения и т.п.

Тематический подход позволяет реализовать основную цель: сделать родителей активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в  реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Взаимодействие с семьей осуществляется через различные формы: беседы, консультации, практикумы, информационные стенды,

Чтобы дать родителям полную информацию об интересных событиях и занятиях, которыми была наполнена жизнь их детей,  заполняем  отчет родителям «Как мы провели день».

Материалы этого отчёта помогают родителям:

  • Поговорить с ребёнком об этих событиях;
  • Сохранить чувство сопричастности к жизни ребёнка, осведомленность о ней, эмоциональную связь с ребёнком;
  • Продолжить при желании работу по той или иной теме в семье.

Данный документ также является отчетной документацией воспитателя.

Преимущества  построения образовательного процесса по тематическому принципу:

  • При организации воспитательно-образовательного процесса обеспечивается  единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решаются поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».
  • Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У детей  появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, речевой активности.
  • Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Таким образом,  тематический принцип позволяет нам видоизменять и совершенствовать образовательный процесс в ДОУ, решать психоло-педагогические задачи ООП ДО.

В итоге, помогает сделать жизнь детей более интересной, а образовательный процесс более мотивированным; устранить перегрузку детей;   способствует  сплочению общественного и семейного дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в первой младшей группе воспитателя 2 категории Набатовой Наталии Николаевны

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 14            г. Крымска муниципального о...

Обзор ФГОС ДО и организация образовательного процесса в первой младшей группе

Статья составлена с использованием материалов ФГОС ДО, в качестве обзорной информации на вводном родительском собрании, с целью ознакомления родителей воспитанников раннего возраста с организацией обр...

Рабочая программа воспитательно-образовательного процесса в первой младшей группе

  Рабочая программа составлена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М...

Сообщение «Межличностное взаимодействие взрослых и детей при организации образовательного процесса во второй младшей группе» (из опыта работы) 2016

Межличностные отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и в...

Календарное планирование образовательного процесса в первой младшей группе

Календарное  планирование образовательного процесса в первой младшей группе...

Применение компьютерных технологий в образовательном процессе в первой младшей группе

Применение цифровых образовательных объектов в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствам мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, д...

Здоровьесберегающие условия при организации образовательного процесса в первой младшей и второй младшей группах

Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социа...