Современное состояние проблемы повышения педагогического мастерства педагогов ДОУ на педагогических советах
статья по теме

Цыганова Надежда Николаевна

В статье рассмотрена роль педагогического совета в повышении профессионального мастерства педагогов. В первом заголовке даны взгляды разных авторов на понятие педагогическое мастерство и что оно включает в себя. Во втором раскрыты цель, функции, виды и формы организации педагогических советов. Вся статья имеет ссылки на источники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ДОУ  НА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОВЕТАХ

ВВЕДЕНИЕ

        По глубокому убеждению А.С. Макаренко [17], «овладение профессиональным мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе педагогического опыта. Но не любой опыт становится источником педагогического мастерства. Таким источником является только педагогическая деятельность, осмысленная и проанализированная».

Ряд ученых, при определении сущности педагогического мастерства исходит из наличия у педагога развитых профессионально-личностных свойств и качеств (А.И. Щербаков, В.А. Сластенин [20], А.И. Мищенко, И.А. Зязюн [9] и др.).

Л.А. Байкова и Л.К. Гребёнкина [7, 12] определяют это понятие так: «Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека».

        Мастерство педагога выражается, прежде всего, в умении организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний детей. Настоящий педагог всегда найдёт нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по-особому подойти к воспитаннику, зажечь мысль, взволновать его. Такой педагог глубоко знает свой предмет, перспективы развития той науки, основы которой преподаёт, он знает современную литературу, новости культуры, спорта, умеет проанализировать международные события и др. Педагог может знать и любить предмет, но не владеть умением донести свои знания до воспитанников.

Итак, мастер – это педагог, в совершенстве владеющий современными методами преподавания. Он способен «дирижировать» всем процессом образования знания, способен управлять работой воспитанников, развивая их умение активно овладевать материалом.

Ещё одним важным показателем мастерства является умение активизировать обучаемых, развить их способности, самостоятельность, пытливость. Педагог мастер должен обладать даром заставлять думать. Следующая составная часть педагогического мастерства – это умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у ребенка высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность.

Практика показывает, что основной путь, способный существенно повлиять на повышение уровня педагогического мастерства педагогов, их компетенции и эрудиции – это четкая на подлинно научной основе организация методической и исследовательской работы.

Повышение квалификации педагогов процесс непрерывный, его важнейшей составной частью является методическая работа.

Прямой целью методической работы является рост уровня педагогического мастерства отдельного педагога и всего педагогического коллектива, оказание действенной помощи педагогам в улучшении организации обучения и воспитания, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации педагогов.

Методическая работа всегда была предметом пристального внимания исследователей из-за своего особого места в системе образования. Однако последние изменения в обществе в целом и в системе образования в частности привели к тому, что большинство исследований потеряли актуальность, поэтому в своем обзоре мы представляем литературу только за последние 10 лет. Методологические и теоретические аспекты управления и организации методической работы обозначены в исследованиях Ю.К. Бабанского, Л.В. Поздняк, М.М. Поташника, П.В. Худоминского, Т.Н. Шамовой и др., Направления непрерывного повышения квалификации представлены в работах С.Г. Вершловского, Л.И. Луценко, Е.Е. Мамаевой, С..Г. Молчанова, Г.С. Сухобской, А.П. Шапошниковой, Т.Ю. Южаковой и др. Вопросы теории педагогических и управленческих инноваций отражены в работах Н.В. Горбуновой, И.О. Котляровой, B.C. Кудрявцева и др. Проблема использования разнообразных форм методической работы освящена в работах Е.С. Березняк, М.А. Бочкаревой, Л.П. Кулаковой, С.Г. Молчанова, Н.П. Мишурова, Л.И. Одинцовой, Г.А. Прохоровой, B.C. Платонова, А.П. Ситник и др. Проблема формирования умений управленческой деятельности исследована в работах С.А. Батышева, В.П. Беспалько, Н.Н. Булынского, М.М. Поташника, B.C. Татьянченко, И.К. Шалаева и др.

Постепенно вошедшие в практику педагогики организационные формы методической работы в основном сформировались к 60-м годам. Центром методической работы считался педагогический совет.

В данной работе рассмотрим роль педагогического совета в повышении профессионального мастерства педагогов.

1. Педагогическое мастерство и пути его формирования

Проблема формирования педагогического мастерства педагога в нашей педагогике исследуется довольно активно. Однако раскрытие сущности сложного понятия педагогического мастерства носит несколько противоречивый характер.

Одни авторы в качестве исходного положения при определении сущности понятия мастерства педагога берут его профессионально-личностные свойства и качества. Другие же исследователи освещают сущность профессионального мастерства педагога с точки зрения совершенства его педагогической деятельности. Как тот, так и другой подходы, конечно, имеют право на существование. И все же возникает вопрос о том, какой из них является наиболее предпочтительным и, следовательно, более верным.

Первым следует назвать определение термина, предложенное С.И. Ожеговым [18] и звучащее так: «Мастерство – это высокое искусство в какой- либо области».

Украинские педагоги (И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др. [9, 10]) определяют педагогическое мастерство, исходя из его понимания «как комплекса свойств личности, обеспечивающего высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности». К таким важнейшим свойствам педагога они относят гуманистическую направленность его личности, профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику учителя.

По мнению Л.А. Байковой [7], «педагогическое мастерство – высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания развития ребенка».

Перекликается с вышеуказанным определением и в некоторой степени дополняет его характеристики та дефиниция, которую дает В.А. Сластенин [20]: мастерство педагога, по его мнению, – «это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса». В частности, автор выделяет в нем четыре относительно самостоятельных элемента: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения; мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности и, наконец, мастерство владения педагогической техникой.

Во многих источниках педагогическое мастерство определяется как система многочисленных профессиональных умений: оптимального планирования, организации процесса обучения и воспитания, оптимальной реализации намеченных планов, анализа достижений и недостатков по соответствующим критериям.

Приведенные определения в некоторой степени дают представление о сущности педагогического мастерства педагога. Однако понятие на уровне педагогической умелости, являющейся основой, фундаментом его профессионализма, выработки педагогического мастерства.

Педагогическая умелость характеризуется достаточно глубоким знанием предмета, который педагог преподает, нормативных курсов психологии, педагогики и частных методик и проявляется в умелом их применении на практике, что позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся.

С этой точки зрения И.Ф. Харламов считает, что «педагогическое мастерство как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности педагога есть не что иное, как доведенная до высокой степени совершенства его учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса» [21, с. 29].

Таким образом, сопоставление приведенных выше определений профессионального мастерства педагога позволяет заключить, что педагогическое мастерство является таким высоким уровнем профессионально-педагогической деятельности, на котором достигается единство отшлифованных умений и навыков применения психолого-педагогической теории на практике и сформированных личностных свойств педагога, обусловливающих эффективность педагогического процесса.

Несмотря на определенные различия в рассмотренных подходах, в них подчеркивается, что в структуре педагогического мастерства в целом выражается личность и деятельность педагога.

Особое место в структуре мастерства педагога занимает педагогическая техника. Это та совокупность умений и навыков, которые необходимы для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных воспитанников и коллектив в целом: умения выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками, управлять их вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся и др.

Владение основами педагогической техники – необходимое условие овладения технологией общения. Необходимая в деятельности педагога культура речи – это правильная дикция, поставленный голос, правильное дыхание и разумное присоединение к речи мимики и жестикуляции. «Не может быть хорошим воспитатель, - писал А. С. Макаренко, - который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое его движение воспитывало, и всегда должен знать, что он хочет в данный момент и чего не хочет» [17, с. 47].

Кроме названных, к умениям и навыкам педагогической техники необходимо отнести и такие, как управление своим телом, снятие мышечного напряжения в процессе выполнения педагогических действий; управление своим психическим состоянием; вызов «по заказу» чувств удивления, радости, гнева и т.п.; владение техникой интонирования для выражения разных чувств (просьбы, требования, вопроса, приказа, совета, пожелания и т.п.); удержание нити разговора, управление инициативой в процессе общения; пользование мимическими и пантомимическими средствами для выражения позитивных и негативных требований; расположение к себе собеседника; образная передача информации; мобилизация творческого самочувствия перед предстоящим общением и др.

Особенности умений и навыков педагогической техники состоят в том, что они проявляются только при непосредственном взаимодействии с детьми. Они всегда носят ярко выраженный индивидуально-личностный характер и существенно зависят от возраста, пола, темперамента и характера педагога, его здоровья и анатомо-физиологических особенностей. Через эти умения в педагогическом взаимодействии наиболее полно раскрываются воспитанникам нравственные и эстетические позиции педагога.

Педагог-мастер выгодно отличается от просто опытного педагога, прежде всего знанием психологии детей и умелым конструированием педагогического процесса.

Под педагогическим мастерством, по определению Б. Лихачева, понимается «овладение техникой и технологией педагогического воздействия» [15, 209]. Педагогическое мастерство является частью педагогического искусства, заключающегося в совершенном владении педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соединенном с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией, нравственно-эстетическим отношением к жизни, глубокой убежденностью и твердой волей.  

Педагогическое мастерство проявляется, прежде всего, в педагогически целесообразных действиях и поступках педагога, в отточенности умений эффективной организации учебно-познавательной и деятельности школьников и формировании педагогического общения со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, а также в умениях и навыках самосовершенствования своих педагогических способностей и других значимых профессионально-педагогических свойств и качеств.

Такое понимание сущности педагогического мастерства имеет большое значение. Оно позволяет осмысливать педагогическое мастерство как весьма сложный деятельностно-личностный феномен педагога, более детально раскрывать его внутреннюю структуру и правильно намечать пути его действенного формирования.

Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качеств воспитателя-профессионала, помогающий ему обеспечивать учебно-воспитательный процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшими из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность. Главные качества педагога-мастера – человеколюбие и умение общаться с людьми.

Общая культура педагога, своеобразный механизм, на основе которого развиваются профессионально значимые качества педагога. Общая культура личности это гармония культуры знания, творческого действия, чувств и общения. По своей структуре культура личности состоит из двух уровней: внутренней и внешней. Внутренняя культура – совокупность духовных ценностей человека: его чувств, знаний, нравственных принципов и взглядов, представлений о чести, чувстве собственного достоинства и самоуважения. Внешняя культура – это способ проявления духовного мира человека в общении, поведении, внешнем виде.

Одним из составных элементов общей культуры человека является профессиональная культура личности, в нашем случае – педагогическая. Признаками педагогической культуры учителя является интеллигентность, развитый интеллект, устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей, гармония умственного, нравственного и физического развития, гуманизм, общительность и педагогический такт, широкий кругозор, способность к творчеству и педагогическое мастерство. В профессиональной деятельности педагог опирается на потенциальные возможности своей личности, а совершенствование общей культуры позволяет ему развивать творчество и педагогическое мастерство.

Гуманистическая направленность личности педагога – это его интересы, ценности, идеалы. Каждый учитель должен стать гуманистом, признавать человека как высшую ценность на земле, а, следовательно, в своей педагогической деятельности осознавать значимость личности каждого ребенка, строить взаимоотношения с детьми на основе любви и уважения. Проявления гуманистического стиля взаимоотношения учителя и учащихся следует рассматривать как показатель профессионального мастерства педагога.

Важнейшей частью педагогического мастерства являются профессиональные знания и умения. Это философские, психолого-педагогические, социальные, специальные и дополнительные знания. Профессиональные знания педагога формируются на всех уровнях (методологическом, информационно-содержательном, методическом, технологическом, творческом) и становятся базой педагогического сознания и мышления, а психолого-педагогическая эрудиция – необходимой предпосылкой успешной работы учителя.

Велика роль профессиональных способностей педагога в его успешной деятельности. Ученые-исследователи выделяют ведущие из них: дидактические (учебные), коммуникативные (способность общаться), перцептивные (профессиональная зоркость, наблюдательность), эмоциональные (способность чувствовать и управлять своими эмоциями, владеть собой), прогностические (способность намечать перспективы), креативность и импровизацию (способность к творчеству), интуицию (способность предвидеть), эмпатию (способность к сопереживанию).

Московский педагог-исследователь И.П. Андриади [1, 9] предлагает другую структуру педагогического мастерства, беря за основу профессиональные нормы. К профессиональным нормам относит духовно-нравственную и интеллектуальную готовность, теоретическую и практическую готовность.

Технологичность придает педагогическому мастерству другое качество, другую сущность, – мастерство владения, например, педагогическими (диагностическими, информационными, социальными, игровыми, дидактическими) технологиями, проектированием и организацией диалога, дифференциацией, интеграцией и др., а не методикой передачи информации.

Владение педагогическими технологиями совершенствует педагогическое мастерство. Даже имея средние способности, воспитатель может стать педагогом-мастером. Уровень педагогического мастерства зависит от уровня технологической компетентности и определяется на основе следующих основных критериев: целесообразности (по направленности), творчества (по содержанию деятельности), технологичности (по уровню педагогической техники), оптимальности (по выбору эффективных средств), продуктивности (по результату). Чем выше технологичность педагога, тем выше уровень его мастерства.

Таким образом, педагогическое мастерство – это важная часть педагогической науки, включающую в себя педагогику и дополняющие ее науки о ребенке. «Педагогическое мастерство есть та область практической деятельности, ради которой и существует педагогика, в которой накопленная научная энергия получает эффективную, полезную для воспитания подрастающего поколения разрядку».

2. Педагогический совет  как форма повышения педагогического мастерства

Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса. Пройдя через все формы методической работы, организованные в определённой системе, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнать что-то новое, научится делать то, что они ещё не умеют. В литературе встречается немало определений понятия «методическая работа».

По мнению А.В. Васильевой [4], методическая работа в ДОУ – «комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми».

К.Ю. Белая [3]  предлагает понимать, что «методическая работа – это целостная система деятельности, направленная на обеспечение наиболее эффективного качества реализации стратегических задач ДОУ».

Методическая работа - система взаимосвязанных мер, «направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя» [2].

Как видим, единства в определении понятия «методическая работа» нет, но анализ данных позволяет достаточно точно выделить объект управления. Это - профессиональное мастерство педагогов.

Задача старшего воспитателя ДОУ заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и, вместе с тем, эффективные методы повышения педагогического мастерства.

Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

Методическая работа в детском саду – комплексный и творческий процесс. Одна из основных форм этой работы – педагогический совет.

Педагогический совет - постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. С его помощью осуществляется управление развитием ДОУ.

Совет как профессиональный и коллегиальный орган, на который возложено рассмотрение и принятие решений по наиболее значимым, стержневым вопросам образовательного процесса и его результативности.

Главная цель педагогического совета - объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

Педагогический совет – место, где каждый член коллектива имеет право быть услышанным, где общие проблемы решаются вместе, где даётся старт новым начинаниям и подводиться итог уже проделанной педагогическим коллективом работы.

Функции педсовета:

• определяет направления образовательной деятельности ДОУ;

• отбирает и утверждает образовательные программы для использования в ДОУ;

• обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности ДОУ

• рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров;

• выявляет, обобщает, распространяет, внедряет педагогический опыт;

• рассматривает вопросы организации дополнительных услуг родителям;

• заслушивает отчёты заведующего о создании условий для реализации образовательных программ.

Анализ видов его деятельности позволяет сделать вывод о том, что современный педагогический совет является полифункциональным. Он выполняет следующие функции:

• управленческие;

• методические;

• воспитательные;

• социально-педагогические.

Приоритетность каждой из них зависит от целевых установок педагогического коллектива и его руководителей.

Управленческие (административные) функции педагогического совета включают следующие разновидности: законодательные, совещательные, диагностические, планово - прогностические, экспертно - контролирующие.

Законодательные: выражаются в коллективных решениях, принимаемых открытым голосованием и обязательных к исполнению каждым работником (принятие рекомендаций органов образования: решений, касающихся выполнения государственных и региональных программ и учебных планов; аттестации педагогических работников и др.)

Совещательные: обсуждение объективной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса, выработка рекомендаций.

Обобщающе-диагностические: проведение опытно-экспериментальной работы, социальных, психологических и медицинских обследований.

Планово-прогностические: обсуждение перспектив развития ДОУ, планирование деятельности коллектива, выбор программ.

Экспертно-контролирующие: заслушивание отчётов, заключений о деятельности педагогических и руководящих работников о выполнении ими Устава, о работе с родителями.

Корректирующие: внесение изменений и поправок в образовательную программу и планы работы в связи с изменениями государственной политики, социальной обстановки, социального заказа.

В методических функциях педагогического совета можно отметить информационное, обобщающе-аналитическое, развивающее, обучающее, активизирующее направления.

Информационное направление: сообщение о состоянии учебно-воспитательного процесса и путях его совершенствования, о достижениях педагогической науки, пропаганда передового опыта.

Обобщающе-аналитическое направление: анализ состояния учебно-воспитательного процесса, качества знаний и уровня воспитанности воспитанников, обобщение и анализ педагогического опыта.

Развивающее направление: развитие педагогического мастерства, овладение формами, методами и приёмами обучения, дающими наибольший эффект, использование опыта педагогов - новаторов, применение прогрессивных образовательных технологий.

Обучающее направление: это, прежде всего повышение квалификации педагогических работников путём различных форм передачи знаний, умений, навыков, педагогического мастерства.

Активизирующее направление: активизация усилий педагогического коллектива, всех звеньев методической службы: научно-методического совета, проблемных групп педагогического совета, предметных кафедр и методических объединений, методического кабинета и работы каждого педагога над своей темой.

Воспитательные функции педагогического совета направлены на формирование индивидуальности каждого педагога, общественного мнения, сознательной дисциплины педагогического коллектива.

Формирование индивидуальности: помощь в обогащении и раскрытии индивидуальности каждого педагога во всём её богатстве и многообразии. Воспитание коллектива происходит в процессе подготовки заседаний педагогических советов, к чему привлекаются все педагоги, обсуждения вопросов и принятия решений, а также в исполнении принятых решений. Коллективная работа воспитывает сознательную внутреннюю дисциплину работников ДОУ, организованность, ответственность, способность к планомерной деятельности.

Формирование мотивации: выработка системы общих взглядов на развитие, обучение и воспитание, разработка единых требований к действиям коллег.

Социально-педагогические функции состоят:

• в коммуникации, связи педагогического коллектива с родителями, с педагогическими коллективами других дошкольных учреждений;

• в координации и интеграции усилий всех субъектов воспитания: ДОУ, семьи, общественных организаций;

• согласовании, установлении целесообразных связей, последовательности действий;

• социальной защите детей и коллектива, выполнении правовых норм по отношению к участникам педагогического процесса (здоровых условий работы, питания, социального обеспечения, приёма и увольнения и т.д.).

Педагогические советы подразделяются на виды:

• установочный, или аналитическо-планирующий, - проводится до начала учебного года, в конце августа, и посвящается анализу итогов предыдущего года, принятию плана и ориентации на решение предстоящих проблем;

• тематический педсовет с промежуточными итогами посвящён одной из годовых задач педагогического коллектива;

• итоговый, или итогово-организационный, - проводится в конце учебного года, на нем подводятся итоги года.

Учебный год определяет цикл педагогических советов. Наиболее встречающаяся структура годового цикла формируется из четырёх составляющих: установочный педсовет, два тематических и ещё один итоговый. Заседания педагогического совета созываются, как правило, один раз в два месяца в соответствии с планом работы ДОУ.

При такой структуре педагогические советы за один учебный год не могут охватить все проблемы ДОУ. Возникает необходимость планировать тематику на более продолжительный период. Содержание педагогических советов должно стать системообразующим фактором для реализации, разработанной в ДОУ программы развития.

Педсоветы различают по формам организации:

- традиционный – это педсовет с подробной повесткой дня, проводимый с чётким соблюдением регламента по каждому вопросу и принятием решений по ним; образовательный процесс педсовет

- педсовет с использованием отдельных методов активизации педагогов;

- нетрадиционный педсовет (например, в форме деловой игры и др.). Его подготовка требует написания сценария, разделения участников на команды и распределение ролей.

Традиционные педагогические советы отличаются преимущественным применением словесных (вербальных) методов, традиционным характером содержания, авторитарным стилем общения администрации с педагогами.

По форме и организации деятельности участников педсоветы делятся:

• педсовет (классический) на основе доклада с обсуждением (выступлениями);

• доклад с содокладами;

• заседание с приглашением докладчика - специалиста.

Наряду с этим на педсовете может не быть основного доклада, который заменяется серией сообщений, объединённых одной тематикой.

В последние десятилетия получили широкое распространение нетрадиционные педагогические советы. Рассмотрим некоторые формы их организации и проведения.

Педсовет - деловая игра – обучающая форма, в котором участники наделяются определёнными ролями. Деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в исследовании которых существенно не только правильное решение, но и поведение самих участников, структура отношений, тон, мимика, интонация.

Одна из форм деловой игры – «мозговая атака». Она может использоваться для подведения итогов работы коллектива, по какой - либо проблеме или за определённый период. Организаторам нужно до мелочей продумать сценарий, определить роли, задания, рассчитать регламент. Участники разбирают поставленные вопросы, вырабатывают цели и задачи, составляют программы, которые и лягут в основу решения педсовета.

Деловые игры – это вид деятельности в условиях искусственно созданных ситуаций, направленный на решение учебной задачи.

Педсовет-конференция может практиковаться в больших ДОУ (10 групп и более) для активизации педагогических советов.

Конференция в научном мире – это форма предъявления общественности каких-либо результатов, итогов опыта. На конференциях в устном или в письменном виде (стендовые доклады, публикации тезисов) авторы делают заявки на первенство, обмениваются информацией.

Педагогический совет – конференция объединяет качества и педагогического совета, и научной конференции. Проводится педсовет такой формы в виде серии коротких (до 10-15 мин.) докладов, содержащих итоги творческой, учебно-воспитательной, научно-методической работы педагогов и руководителя.

Педсовет – круглый стол требует серьёзной подготовленности и заинтересованности каждого участника. Для его проведения руководителям необходимо отобрать важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию.

Ситуативный педсовет заключается в рассмотрении одной или нескольких ситуаций, которые могут проигрываться заранее подготовленными участниками. Можно провести обсуждение ситуации по записанному на видеокамеру сюжету.

Педсовет-дискуссия требует, чтобы заранее педагоги разделились на подгруппы и предложили свои концепции обсуждаемой программы. В ходе дискуссии совместно продумывается план решения проблемы.

Педсовет-диспут – разновидность педсовета - дискуссии.

Диспут предполагает спор, столкновение различных, иногда противоположных точек зрения. Он требует от сторон убеждённости, ясного и определённого взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы. Такой педсовет представляет собой коллективное размышление на заданную тему, проблему.

Педсовет - научно - практическую конференцию можно подготовить и провести, объединив усилия нескольких ДОУ на базе учреждения, имеющегося статус экспериментальной площадки. При его подготовке заранее должны быть организованы дни открытых дверей для педагогов. Важно так составить повестку дня, чтобы каждое учреждение на равных участвовало в демонстрации своего опыта, обсуждении проблем и предложений к выработке решений.

Педсовет в форме коллективной творческой деятельности (далее – КТД) – все члены педагогического коллектива участвуют в планировании, осуществлении и анализе деятельности, имеющей характер коллективного творчества.

В какой бы форме не проводился педсовет, решения принимаются обязательно. Они фиксируются в протоколах.

Важным условием при организации педсовета является актуальность рассматриваемых вопросов. Педагогам интересны только те из них, которые помогают практическому решению проблем, вызывающих затруднения у большинства членов коллектива, а также новые педагогические технологии, авторские разработки.

Педагогический совет помогает в формировании коллектива единомышленников, создаёт условия для анализа и оценки существующих установок и принципов в соответствии с требованиями современной науки и передовой практики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ проблемы показывает, что современная педагогика располагает определенными сведениями касательно сущности и характеристик педагогического мастерства и педагогических советов в целом. Существенное место уделено приемам создания образов воображения, представлена структура педагогического мастерства, которая необходима для правильного понимания всех особенностей этого процесса. В современной педагогике имеются сведения о различных подходах к педагогическим советам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Андриади, И.Л. Основы педагогического мастерства / И.Л. Андриади. – М. : Академия, 1999. – 156 с.

2. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. – М. : Педагогика, 1989. - 560 с.

3. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая.  – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

4. Васильева, А.И. Воспитатель-методист детского сада / А.И. Васильева, Л.А. Бахтурина, И.И. Кобитина. – Минск : Народная асвета, 2005. – 128 с.

5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология: Сб. науч. трудов / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1991. – 480 с.

6. Голицына, Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ / Н.С. Голицына. – М. : Скрипторий 2003, 2008. – 104 с.

7. Гребенкина, Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Л.К. Гребенкина, Л.А. Байкова, О.В. Еремкина. – М. : Педагогическое общество России, 2001. – 256 с.

8. Занина, М. И. Педагогическое мастерство / Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова. – М. : Ростов н/Д, 2005. – 288 с.

9. Зязюн, И.А. Основы педагогического мастерства / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др. – М. : Просвещение, 1989. – 304 с.

10. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова.  – М. : Академия, 2002. – 416 с.

11. Колодяжная, Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Часть I / Т.П. Колодяжная. – Ростов-н/Д. : Учитель, 2002. - 160 с.

12. Корепанова, М.В. Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации / М.В. Корепанова, И.А. Липчанская. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 78 с.

13. Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н.В. Кузьмина, Е.А. Григорьева, В.А. Якунин и др. – М. : Народное образование, 2002. – 208 с.

14. Кухарев, Н.В. На пути к профессиональному совершенству / Н.В. Кухарев. – М. : Просвещение, 1990. – 159 с.

15. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций / Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, Юрайт, 1998. – 464 с.

16. Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ (книга из серии: Приложение к журналу `Управление ДОУ`) / П.Н. Лосев. – М. : ТЦ Сфера. – 2005. – 160 с.

17. Макаренко, А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5. - С. 242.

18. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: ИТИ Технологии, 2008. – 928 с.

19. Поздняк, Л.В. Управление дошкольным образованием / Л.В. Поздняк, И.Н. Лященко. – М. : Академия. – 2001. – 432 С.

20. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М. : Академия, 2002. – 576 с.

21. Харламов, И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве / И.Ф. Харламов // Педагогика. – 1992. - № 7-8. – с. 11-15

22. Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н.Е. Щуркова. – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Педагогическое мастерство педагогов ДОУ"

Педагогический совет в форме деловой игры. Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусств...

Современное состояние проблемы детско-родительских отношений в психолого-педагогических исследованиях

Дошкольное детство - это один их самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого времени идет интенсивное созревание всех систем и...

Педагогический совет Тема: «Педагогическое мастерство педагога»

Главные качества педагога-мастера - человеколюбие и умение общаться с людьми. Педагогическое мастерство с технологической точки зрения - это система, основными компонентами которой являются высокая об...

Семинар-тренинг для педагогов ДОУ «Психолого-педагогическая культура как основной фактор педагогического мастерства»

Научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками....

Семинар-тренинг для педагогов ДОУ «Психолого-педагогическая культура как основной фактор педагогического мастерства»

научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками....

Педагогический совет. «Педагогическое мастерство педагога»

Мастерство - это то, чего можно добиться, и как могут бытьизвестны мастер - токарь, прекрасный мастер - врач,так должен и может быть прекрасным мастером педагог.А. С. Макаренко...