Методические рекомендации по корректировке ООП ДО в соответствии с ФГОС в условиях переходного периода.
статья на тему

Конюхова Светлана Леонидовна

Структура ООП ДО представлена в ФГОС и наша задача помочь педагогическим коллективам наполнить содержанием структуру каждой части. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendacii.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Методические рекомендации по корректировке ООП ДО

           в соответствии с ФГОС в условиях переходного периода.

Приказом МО РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении ФГОС ДО» отменяются ранее действовавшие ФГТ к структуре ООП ДО, в соответствие с которыми были составлены образовательные программы ДОУ. С вступлением в силу ФГОС ДО с 1 января 2014г. возникла необходимость приведения в соответствии со стандартом образовательных программ.

МО РФ планирует разработать Методические рекомендации по составлению образовательных программ, но начало учебного года «не за горами» и его необходимо начинать с образовательной программой, в которую нужно внести корректировку, чтобы программа соответствовала требованиям стандарта. Структура ООП ДО представлена в ФГОС и наша задача помочь педагогическим коллективам наполнить содержанием структуру каждой части. Во- первых, нужно помнить, что каждая часть состоит из обязательной части(то, что заложено в примерной программе) и вариативной части, где прописываются особенности реализации в каждом ДОУ( отличие содержания ООП каждой из трех частей в вашем ДОУ).

Алгоритм написания ООП ДО,

  • Изучение нормативных документов ( ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС ДО, СаНПиН-2013, «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам дошкольного образования», письмо Рособрнадзора от 07.02.2014г, письмо МО РФ от 28.02.2014г «Комментарии к ФГОС ДО»)
  • Определить количество образовательных  программ в ДОУ( см. п.2.2 ФГОС ДО)
  • Определить содержание вариативной части и показать процентное соотношение обязательной части не менее 60% и вариативной части не более 40%.

Обращаем внимание на подробное изучение ФГОС ДО всеми педагогами!

                               1.1.Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка.

- цели и задачи программы ( в обязательной части ( далее ОЧ) указать задачи вашей комплексной программы или 9 задач из п.1.6 ФГОС). В вариативной части (ВЧ) указать цели и задачи, связанные с видовым своеобразием ДОУ, приоритетными направлениями, спецификой национальных, демографических, климатических условий);

- принципы и подходы к формированию программы( из вашей комплексной);

- значимые характеристики (контингент ДОУ, особенности психофизического развития, индивидуальные особенности, информация о дополнительных образовательных услугах)

1.2. Планируемые результаты освоения Программы.

Эта часть Программы составляется на основе п.4.6 ФГОС (целевые ориентиры). Прописать ориентиры по раннему и дошкольному возрасту и на что нацелены, т.е. ориентиры должны соответствовать образовательным областям.

ВЧ- дополняется описанием планируемых результатов по приоритетным направлениям; результатами, учитывающими особенности развития детей с ОВЗ.

                                  2.Содержательный раздел.

2.1.Содержание образования по (пяти) образовательным областям.

Содержание образовательной работы по направлениям работы и по образовательным областям (п.2.6), методическое обеспечение программы( образ.область, наименование, издательство)

2.2.Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО.

Формы работы по образовательным областям

направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

Формы работы

Младший дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Физическое развитие

  • Игровая беседа с элементами
  • движений
  • Игра
  • Утренняя гимнастика
  • Интегративная деятельность
  • Упражнения
  • Экспериментирование
  • Ситуативный разговор
  • Беседа
  • Рассказ
  • Чтение
  • Проблемная ситуация

  • Физкультурное занятие
  • Утренняя гимнастика
  • Игра
  • Беседа
  • Рассказ
  • Чтение
  • Рассматривание.
  • Интегративная
  • деятельность
  • Контрольно-
  • диагностическая
  • деятельность
  • Спортивные и
  • физкультурные досуги
  • Спортивные состязания
  • Совместная деятельность
  • взрослого и детей
  • тематического характера
  • Проектная деятельность
  • Проблемная ситуация

Социально-коммуникативное

  • Игровое упражнение
  • Индивидуальная игра
  • Совместная с воспитателем игра
  • Совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе)
  • Игра
  • Чтение
  • Беседа
  • Наблюдение
  • Рассматривание
  • Чтение
  • Педагогическая ситуация
  • Праздник
  • Экскурсия
  • Ситуация морального выбора
  • Поручение
  • Дежурство.
  • Индивидуальная игра.
  • Совместная с воспитателем игра.
  • Совместная со сверстниками игра
  • Игра
  • Чтение
  • Беседа
  • Наблюдение
  • Педагогическая ситуация.
  • Экскурсия
  • Ситуация морального выбора.
  • Проектная деятельность Интегративная деятельность
  • Праздник
  • Совместные действия
  • Рассматривание.
  • Проектная деятельность
  • Просмотр и анализ мультфильмов,
  • видеофильмов, телепередач.
  • Экспериментирование
  • Поручение и задание
  • Дежурство.
  • Совместная деятельность
  • взрослого и детей тематического
  • характера
  • Проектная деятельность

Речевое развитие

  • Рассматривание
  • Игровая ситуация
  • Дидактическая  игра
  • Ситуация общения.
  • Беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых).
  • Интегративная деятельность
  • Хороводная игра с пением
  • Игра-драматизация
  • Чтение
  • Обсуждение
  • Рассказ
  • Игра

  • Чтение.
  • Беседа
  • Рассматривание
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Разговор с детьми
  • Игра
  • Проектная деятельность
  • Создание коллекций
  • Интегративная деятельность
  • Обсуждение.
  • Рассказ.
  • Инсценирование
  • Ситуативный разговор с детьми
  • Сочинение загадок
  • Проблемная ситуация
  • Использование

    различных видов театра

Познавательное развитие

  • Рассматривание
  • Наблюдение
  • Игра-экспериментирование.
  • Исследовательская
  • деятельность
  • Конструирование.
  • Развивающая игра
  • Экскурсия
  • Ситуативный разговор
  • Рассказ
  • Интегративная деятельность
  • Беседа
  • Проблемная ситуация
  • Создание коллекций
  • Проектная деятельность
  • Исследовательская деятельность.
  • Конструирование
  • Экспериментирование
  • Развивающая игра
  • Наблюдение
  • Проблемная ситуация
  • Рассказ
  • Беседа
  • Интегративная  деятельность
  • Экскурсии
  • Коллекционирование
  • Моделирование
  • Реализация проекта
  • Игры с правилами

Художественное –эстетическое

развитие

  • Рассматривание эстетически

привлекательных предметов

  • Игра
  • Организация выставок

Изготовление украшений

  • Слушание соответствующей

возрасту народной,

классической, детской музыки

  • Экспериментирование со

Звуками

  • Музыкально-дидактическая игра
  • Разучивание музыкальных игр и танцев
  • Совместное пение

  • Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности.
  • Создание макетов, коллекций и их

    оформление

  • Рассматривание эстетически

     привлекательных предметов

  • Игра
  • Организация выставок
  • Слушание соответствующей

возрасту народной, классической, детской музыки

  • Музыкально- дидактическая игра
  • Беседа интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания)
  • Интегративная деятельность
  • Совместное и индивидуальное

                 музыкальное  исполнение

  • Музыкальное упражнение.
  • Попевка. Распевка
  • Двигательный, пластический

танцевальный этюд

  • Танец
  • Творческое задание
  • Концерт- импровизация
  • Музыкальная  сюжетная игра

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и  реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка)

Ранний возраст

( 2-3 года)

для детей дошкольного возраста

 (3 года - 8 лет)

  • предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками
  • экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.),
  • общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,
  • самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.),
  • восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

  • игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
  • познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
  • восприятие художественной литературы и фольклора,
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
  • изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
  • двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Проектирование образовательного процесса    в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья

Оптимальные условия для развития ребенка – это продуманное соотношение свободной, регламентируемой и нерегламентированной (совместная деятельность педагогов и детей и самостоятельная деятельность детей) форм деятельности ребенка   Образовательная деятельность вне организованных занятий обеспечивает максимальный учет особенностей и возможностей ребенка, его интересы и склонности. В течение дня во всех возрастных группах предусмотрен определенный баланс различных видов деятельности:

Возраст детей

Регламентируемая    деятельность (НОД)

Нерегламентированная деятельность, час

совместная деятельность

самостоятельная деятельность

2-3 г

2   по 10мин

7-7,5

3-4

3-4 года

2   по 15 мин

7- 7,5

3-4

4-5 лет

2   по 20 мин

7

3-3,5

5 – 6 лет

2-3  по 20- 25 мин

6 – 6,5

2,5 – 3,5

6-7 лет

3  по 30 мин.

5,5 - 6

2,5 - 3

- прописываются особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик (п.2.7): физкультурно-оздоровительная работа, как реализуется приоритетное направление д/с, региональный компонент расписать по образовательным областям

- способы и направления поддержки детской инициативы (п.3.2.1), в том числе кружковая работа(обр.область, название кружка, цель, возраст)

- особенности взаимодействия педколлектива с родителями, социумом, школой

- другие характеристики содержания программы( возможно описание оценки индивидуального развития детей: педагогическая и психологическая( с согласия родителей)  диагностика)

- экспериментальная деятельность( касаемо реализации комплексной программы)

2.3. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития(описание коррекционной работы или инклюзивного образования в группах комбинированной и компенсирующей направленности)

                                       3.Организационный раздел

Этот раздел даёт представление о том, в каких условиях реализуется ООП ДО в вашем учреждении.

3.1 Режим дня всех групп д/с, в том числе вариативных форм ДО; особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

3.2 Модель воспитательно- образовательного процесса

Составить модель взаимодействия взрослых и детей: в совместной деят, в самостоятельной и во взаимодействии с родителями.

Формы работы расписать по образовательным областям, отдельно по градации младший- старший возраст, 1 и 2 половина дня.

Учебный календарный график

План НОД

Тематическое планирование

3.3Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды: принципы и описание залов, кабинетов, зон, центров, уголков, прогулочного участка( с учетом требований ФГОС)

3.4 Описание материально-технического обеспечения программы.

Описать обеспеченность методическими материалами и средствами обучения, обосновать необходимость внесения изменений в соответствии с приоритетами ООП ДО( в материальной базе, в штатах)

                                     4.Краткая презентация ООП ДО.

См.п.2.13 ФГОС ДО

Уважаемые руководители! В помощь кроме данных рекомендаций  предлагаем презентацию О.Скоролуповой по корректировке ООП ДО. Внимательно поработайте с презентацией, возможно вы внесете дополнения или изменения в содержание вашей образовательной программы, но структура должна соответствовать ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по непосредственно – образовательной деятельности в соответствии с ФГОС

Непосредственно образовательная деятельность (в дальнейшем НОД) - это деятельность, осуществляемая совместно со взрослыми, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей...

Методические рекомендации " Развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

ФГОС ДО – развивающая предметно- пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала  пространства ДОУ, группы, участков,  материалов, оборудования,...

Методические рекомендации по корректировке ООП ДО в соответствии с ФГОС в условиях переходного периода.

Структура ООП ДО представлена в ФГОС и наша задача помочь педагогическим коллективам наполнить содержанием структуру каждой части....

Методические рекомендации по корректировке ООП ДО в соответствии с ФГОС в условиях переходного периода.

Структура ООП ДО представлена в ФГОС и наша задача помочь педагогическим коллективам наполнить содержанием структуру каждой части....

Методические рекомендации по корректировке ООП ДО в соответствии с ФГОС в условиях переходного периода.

Структура ООП ДО представлена в ФГОС и наша задача помочь педагогическим коллективам наполнить содержанием структуру каждой части....

Методические рекомендации по корректировке ООП ДО в соответствии с ФГОС в условиях переходного периода.

Структура ООП ДО представлена в ФГОС и наша задача помочь педагогическим коллективам наполнить содержанием структуру каждой части....

Методические рекомендации по корректировке ООП ДО в соответствии с ФГОС в условиях переходного периода

Структура ООП ДО представлена в ФГОС и наша задача помочь педагогическим коллективам наполнить содержанием структуру каждой части....