Интеграция работы специалистов в развитии образовательной среды в дошкольном учреждении
статья на тему

Чиркова Инна Аданисовна

В статье представлен опыт работы по взаимодействию педагогов детского сада по обогащению предметно-развивающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integratsiya_raboty_spetsialistov.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Старший воспитатель

МАДОУ «ЦРР–детский сад №15»

Чиркова Инна Аданисовна

Создание развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях

ИНТЕГРАЦИЯ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ МАДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА–ДЕТСКИЙ САД№ 15»

В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных образовательный стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), основная общеобразовательная программа дошкольного образования претерпела существенные изменения. Появились новые представления о содержании и организации дошкольного образования. В том числе, решать поставленные цели и задачи предлагается на основе комплексно-тематического подхода с учётом принципа интеграции образовательных областей.

Понятие «Интеграция» означает «объединение нескольких учебных предметов в один».

        На самом деле интеграция образовательных областей в образовательной работе нашего детского сада применяется уже давно и успешно. Это так называемое взаимодействие специалистов и педагогов, суть которого заключается в создании творческого союза педагогов, объединенных общими целями, разработке интегрированного развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики, организации образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.

        Для нас, на данном этапе, инновационным является – интеграция различных областей образовательно-воспитательной деятельности в педагогический процесс.

        В связи с этим, мы в нашем дошкольном учреждении несколько изменили схему взаимодействия специалистов.

  • В центре образовательно-развивающей деятельности в нашем детском саду стоит ребенок.
  • Старший воспитатель оказывает помощь в организации взаимодействия, координации функционирования, осуществляет анализ результатов.
  • Воспитатели и специалисты детского сада совместно проводят психолого-педагогическую диагностику и планирование развивающего и образовательного процесса, который теперь подразумевает проведение в основном интегрированной организованной деятельности детей.
  • Заведующий детским садом координирует всю работу педагогов.

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

АЛГОРИТМ УСПЕШНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ

1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, преподавателя изобразительной деятельности, преподавателя познавательной деятельности) и повышение их педагогической компетенции.

2. Организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка.

3. Разработка интегрированного развивающего, календарно-тематического плана, построенного на основе комплексной диагностики.

Задачи.

  1. Усиление развивающего эффекта воспитания и развития ребенка средствами разнообразных видов деятельности, в которые он включен.
  2. Углубление и расширение различных познавательных представлений, понятий, взглядов ребенка во взаимосвязи с его общим личным развитием и познанием окружающего мира.
  3. Пробуждение, развитие и обогащение чувств и потребностей ребенка путем освоения им особенностей природных и художественных явлений, опираясь на живые ощущения и впечатления в виде звуков, красок, форм и пространства, особенные движения и голос
  4. Развитие творческих способностей дошкольников в процессе художественной продуктивной деятельности

Работа по направлениям, проходит интегрированным курсом через все области программы. Методическое обеспечение приоритета выстраивается на основе программы «Радуга» Эта программа реализует индивидуальный потенциал каждого воспитанника и обеспечивает системную подготовку ребёнка к последующей ступени образования.

В нашем дошкольном учреждении выстроена специальная система работы педагогического коллектива. Она состоит из взаимосвязанных компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию в реализации образовательной программы.

При реализации всех направлений работы важную роль играет интеграция деятельности всех специалистов ДОУ. Достижение наиболее эффективных результатов возможно при наличии всех компонентов системы.

Все компоненты взаимосвязаны, их реализации в нашем дошкольном учреждении способствует педагогическая модель «Интеграция», разработанная и адаптированная к условиям детского сада творческой группой педагогов.

Творческой группой педагогов был разработан и определен функционал каждого специалиста в рамках образовательной программы.

Направления работы заведующего:

- организация всего образовательного процесса; распределение функциональных обязанностей между членами коллектива;

- сотрудничество с органами управления образованием;

- организация повышения квалификации кадров;

- организация развивающей предметной среды;

- решение финансовых вопросов в развитии средств (приобретение оборудования, литературы);

- работа с родителями по выполнению целей и задач образовательной программы;

- координация работы с другими учреждениями (школой, музеем, музыкальной школой, библиотекой, художественной мастерской «Практика»).

Направления работы старшего воспитателя:

- ознакомление коллектива с существующими программами и методиками в соответствии с новыми требованиями к ступени дошкольного образования;

- выбор программ и методик (совместно с педколлективом);

- определение места образовательных областей в общем образовательном пространстве детского сада, их связи с другими направлениями;

- контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей; реализация интегрированного подхода;

- мониторинг деятельности всего коллектива;

- участие в диагностике детей и анализе её результатов;

- проведение методических семинаров для членов коллектива;

- участие в совершенствовании развивающей предметной среды;

- участие в распространении опыта работы учреждения;

- организация родительских собраний, посвящённых проблемам художественно-эстетического воспитания;

- обобщение результатов работы.

Направления работы музыкального руководителя:

- проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребёнком произведений искусства;

- согласование музыкальных занятий с тематикой занятий воспитателей, специалистов;

- разработка сценариев, подготовка инсценировок, праздников;

- подбор музыкальных произведений к программе специалистов, воспитателей;

- музыкальное сопровождение игр;

- использование элементов фольклора в целях образовательной программы;

- подготовка детей к участию в конкурсах детского творчества.

Направления работы преподавателя изобразительной деятельности:

- закрепление содержания занятий художественно-эстетического цикла в рисовании, аппликации;

- оказание помощи музыкальному руководителю, воспитателям в изготовлении наглядных пособий, костюмов к праздникам, конкурсам;

- совместное проведение занятий с музыкальным руководителем;

- участие в создании выставок детских работ;

- подбор репродукций, иллюстраций педагогам, помощь в оформлении декораций;

- координация своей программы с программой воспитателей;

- использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания (народная живопись, глиняные игрушки и т.п.).

Направления работы инструктора по физической культуре:

- согласование своей программы с программой воспитателей с целью интеграции деятельности;

- включение в занятия определённых физических упражнений, подвижных игр с учётом целей и задач образовательной программы;

- участие в праздниках.

Направления работы учителя-логопеда:

- согласование своей программы с программой воспитателей с целью интеграции деятельности;

- использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания (потешки, пословицы, поговорки);

- включение в структуру занятия рассматривание и составление рассказов по образцам художественного творчества.

Направления работы воспитателя:

- разработка и осуществление отдельных проектов, в рамках приоритетного направления;

- участие в областных, городских конкурсах;

- создание условий для реализации образовательной программы в группах;

- работа с родителями в системе образовательной программы;

- участие в диагностике по заданию старшего воспитателя;

- оформление портфолио личных достижений воспитанников.

Результатами процесса интеграции специалистов в рамках реализации образовательной программы стали следующие достижения:

Устойчивые высокие результаты в развитии детей 2014 г. – 89,2%, 2015 г. – 90,1%, 2016 – 93,5%. Высокая готовность к обучению в школе: 95 % детей имеют лёгкую степень адаптации, 90 % - успешно осваивают школьную программу.

  1. Поступление в музыкальную школу – 15 %.
  2. Поступление в художественную школу –10 %.
  3. Поступление в хореографические коллективы – 15 %.
  4. Призовые места в конкурсах детского художественного творчества.

Принципы представленной нами педагогической модели «Интеграция» можно использовать при реализации любой образовательной программы.

Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Во времена инноваций и внедрения Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования от педагога-практика, в числе прочего, требуется осознанн...

"Интеграция деятельности специалистов в коррекционно-образовательном пространстве дошкольной образовательной организации".

В статье  раскрыто одно из важных условий коррекционо -развивающего сопровождения детей с ОВЗ (нарушения речи) -   взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательно...

Система работы по формированию поликультурной образовательной среды в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении г. Хабаровска «Детский сад №166»

Педагоги МА ДОУ №166 г. Хабаровска решают проблему формирования поликультурной образовательной среды. Совместно с МБОУ СОШ №16 г. Хабаровска создается единое образовательное пространство, вырабатывают...

Создание информационно-образовательной среды в дошкольном учреждении

развитие соверменного общества неразрывно связано с техническим прогрессом. Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является информатизация....

Развитие этнокультурной образовательной среды в дошкольном учреждении в условиях двуязычия детей

      В статье описывается развитие этнокультурной образовательной среды в дошкольном учреждении в условиях двуязычия детей. Целью работы с детьми в данном направлении являе...

Опыт работы "Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации"

Обеспечение психологической безопасности  образовательной среды в  дошкольной образовательной организации...