Организация деятельности профильных школ в период введения ФГОС дошкольного образования
статья на тему

В сообщении описана специфика работы районных профильных школ для педагогов ДОУ по направлениям развития ребенка-дошкольника в период внедрения в практику ДОУ ФГОС ДО.  Профильные школы представлены как одна из форм районных методических объединений педагогов, цель работы которых - повышение профессионального мастерства педагогов на основе использования лучших образцов образовательной практики ДОУ. Представлен регламент работы, документация, формы проведения мероприятий в рамках профильных школ, представлена анкета-анализ эффективности работы педагогов в рамках данной формы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_rayonnyh_profilnyh_shkol.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

М.А. Баранова,

старший специалист по методическому обеспечению МКУ «Центр обеспечения деятельности системы образования Щекинского района» г. Щекино Тульской области, Почетный работник общего образования РФ

Организация деятельности профильных школ в период введения ФГОС дошкольного образования

Антон Павлович Чехов писал: «Если вы будете работать для настоящего, то ваша работа выйдет ничтожной; надо работать, имея в виду только будущее».

Детский сад. Каким хотели бы мы видеть его? Ответ однозначен - это учреждение, где ребенок имеет право на свободу выбора, детский сад, где «игра, общение, творчество» - является формулой образования. Успешность реализации ФГОС ДО во многом зависит от к изменениям педагогических кадров.

 Именно поэтому деятельность  районных профильных школ  должна быть направлена на становление нового типа педагога дошкольного образования, педагога инициативного, творческого, чувствующего ритм времени.

Совершенствование кадрового потенциала системы дошкольного образования – первостепенная задача районной методической службы.

Районные профильные школы  (далее Школы) - это  организации, где педагоги ДОУ  могут объединиться по своим профессиональным интересам, приоритетным направлениям образовательной практики.

Профильные школы – районные профессиональные объединения педагогов образовательных организаций, которые  формируются с целью популяризации, распространения и внедрения успешных образцов образовательной практики, повышения профессиональной компетентности педагогов по следующим профилям: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие дошкольников, развитие детей раннего возраста, развитие методики и практики дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

В условиях перехода на деятельность в соответствии со Стандартом профильные школы решают проблемы адаптации педагогов дошкольных образовательных организаций к новым требованиям реализации образовательной программы. При этом отправными точками для реализации ФГОС дошкольного образования являются традиции, результаты образовательной деятельности, уровень профессионального мастерства педагогов района.  Общий вектор действий Школ: 1) от анализа, 2)через опыт с освоением к педагогу и 3) от него к ребенку.

В Щекинском районе функционируют 5 профильных школ для педагогических работников ДОУ:

  1. Социально-куммуникативного  цикла,
  2. Познавательного цикла,
  3. Художественно-речевого цикла, для воспитателей ДОУ,
  4. Художественно-эстетического для музыкальных руководителей ДОУ,
  5. Физкультурно-оздоровительного цикла,
  6. Профильная школа «Ладушки»  для педагогов, работающих с детьми раннего возраста.

Направления Школ ориентированы на реализацию образовательных областей обозначенных в Стандарте. Педагоги ДОУ района имеют право на выбор любой профильной школы в зависимости от профессиональных образовательных потребностей и интересов. Руководитель Школы назначается приказом комитета по образованию из числа авторитетных педагогов, руководящих работников, имеющих.

Работа профильных школ проходит на базе образовательных учреждений, реализующих эффективные образовательные технологии и имеющих положительные результаты. В рамках профильных школ представляется опыт педагогов-новаторов, педагогов имеющих стабильно высокие результаты образовательной деятельности.

Ключевые ориентиры деятельности профильных школ – подготовка педагога как субъекта профессиональной деятельности. Функциональная значимость Школ определяется спецификой задач: от повышения педагогической грамотности  до развития педагогического творчества педагогов.

В ходе работы Школ   решаются следующие задачи:

- изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;

- отбор содержания и составление образовательных программ;

- обеспечение профессионального, культурного и творческого роста педагогов;

- организация инновационной,  экспериментальной работы;

- освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности;

- обобщение передового опыта педагогов и внедрение его в практику работы;

- проведение конкурсов профессионального мастерства;

- организация взаимопосещений занятий по определенной тематике с последующим их самоанализом;

- проведение отчетов о профессиональном самообразовании педагогов, работе на курсах повышения квалификации, заслушивание отчетов о творческих командировках.

Документация Школы:

- приказ комитета по образованию о работе Школы в текущем учебном году;

- положение о Школе;

- анализ работы Школы  за прошедший учебный год;

- план работы на  текущий  учебный год  (с указанием темы методической

  работы,   целей и задач);

- банк данных  об участниках  Школы: количественный и

  качественный состав;

- сведения о профессиональных потребностях  педагогов (результаты

  диагностики, анкетирования);

- протоколы заседаний Школы;

- нормативные документы и методические рекомендации, регламентирующие  работу Школы в текущем учебном году;

- материалы к заседаниям Школы (выступления, доклады,  отчеты, разработки занятий  и т.п.).

Заседания Школ:

Установочные, где подводятся итоги методической работы и задачи по ее совершенствованию, определяются проблемы и пути внедрения новых технологий.

Совещания с руководителями Школ (проводятся 1 раз в месяц) и направлены на корректировку планов и содержания деятельности Школ, подведение промежуточных итогов деятельности Школ, оперативное решение возникших проблем, знакомство с нормативными документами.

Формы занятий  Школ ориентированы на действенное практико-ориентированное взаимодействие педагогов:

Репродуктивного характера: педагогический лекторий, мастер-классы, творческие мастерские, круглые столы, консультации.

Продуктивного характера: Неделя профессионального мастерства,

Неделя профессионального взаимодействия учреждений,

педагогические марафоны, практикумы, работа в проблемных группах, дискуссии, семинары-брифинги, интерактивные игры.

Направления деятельности Школ:

совершенствование педагогического мастерства педагогов;

организация повышения квалификации,

изучение нормативных документов,

освоение  педагогических технологий,

организация работы по формированию, изучению, обобщению, и распространению опыта,

презентация успешных образцов образовательной практики

Каждая Школа выбирает методическую тему, ориентированную на государственную стратегию  развития дошкольного образования, потребности педагогов, запросы  ДОУ. Срок реализации от 1 года до трех лет.  Как правило, ожидаемый результат работы  Школы - это образовательный продукт: методические рекомендации, пособия, реализация проектов, публикации, разработка образовательных программ. В период внедрения ФГОС ДО участники Школ выбирают тематику, позволяющую рассмотреть специфику организации образовательного процесса в соответствии с образовательными областями. План деятельности Школ ориентирован на методическую тему и включает в себя цикл занятий, состоящих из практической и теоретической части. (План прилагается)

Для более полного удовлетворения информационных и профессиональных потребностей педагогов работа Школ выстраивается  на диагностической основе. Проводимые мониторинги позволяют прогнозировать процесс перехода с реальной модели функционирования Школ на перспективную.

 «Оценка эффективности деятельности профильной школы»

Уважаемый коллега!

Предлагаем Вам оценить работу профильной школы  по пятибалльной шкале: 1- совершенно неудовлетворен, от 2до 4 удовлетворен частично,  5 – полностью удовлетворен.

1. Как вы считаете, насколько удалось реализовать план работы Профильной школы  в 2013/2014гг.

Укажите, пожалуйста, что, на Ваш взгляд, не удалось реализовать и почему?

2. Как вы считаете, какие проблемы стоят сейчас перед педагогами ДОУ наиболее остро в период внедрения ФГОС ДО?

а) самая важная____________________________________________________

вторая по важности_________________________________________________

3. Какие положительные изменения произошли в образовательном процессе вашего ДОУ?___________________________________________________________

4. Какие изменения необходимо внести в образовательный процесс ДОУ?_________________________________________________________________

5. Какие изменения произошли в ваших коллективах в связи с аттестацией работников ДОУ, ______________________________________________________

6. Какие формы работы профильной школы  заслушивают внимания и дальнейшего развития?______________________________________________________________

Какие утратили из них свою актуальность?______________________________________________________

7. Укажите пожалуйста, что Вас не удовлетворяет или частично не удовлетворяет в проведении мероприятий профильной школы?____________________________________________________________

8. Что, на Ваш взгляд, может способствовать обогащению методического пространства Школы?

9. Какие изменения произошли в результате Вашей деятельности под влиянием методической учебы в Школе. __________________________________

10. Назовите  мероприятия  которые:

помогли Вам в решении профессиональных проблем

___________________________________________________________________

были интересными и полезными________________________________

содействовали развитию педагогической рефлексии ______________________________________________________________

побудили Вас к более активной самореализации в профессиональной деятельности ________________________________________________________________

не оправдали Ваших ожиданий, были мало результативными

___________________________________________________________________

 не способствовали профессиональному развитию педагогов

___________________________________________________________________

11. Укажите проблемы, которые надо вынести на  мероприятия Школы________________________________________________________________

12. Укажите предпочитаемый вами режим проведения  методических мероприятий _______________________________________________________________

13. По каким вопросам методической деятельности Вы хотели бы получить помощь?_______________________________________________________________

14. Над какой методической проблемой Вы планируете работать в следующем году?______________________________________________________

15. Как, по Вашему мнению, активизировать педагогов к профессионально-методическому развитию, саморазвитию, активному участию в методической работе?

______________________________________________________________________

Результативность деятельности Школ отмечена: повышением профессионального мастерства педагогов, повышением профессиональных умений: рефлексивных, прогностических, диагностических, аналитических и др.; положительной динамикой повышения квалификации, повышением  качества образования в ДОУ через  внедрение в практику работы новых образовательных программ и технологий, использование разнообразных форм организации образовательного процесса; эффективностью функционирования и развития образовательных процессов; развитием опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности в ДОУ. А самое главное деятельность Школ способствует в адаптационном режиме осуществить необходимую профессиональную методическую поддержку «обучение действием»  так необходимую педагогам  в период внедрения ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации: «Организация предметно – пространственной развивающей среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется  актуализацией проблем и задач дошкольного образования.  Дошкольный возраст рассматривается как фундаме...

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Консультациядля педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»...

Статья "Организация игровой деятельности младших дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования"

В данной статье раскрыто понятие игры в свете ФГОС. Игра - не развлечение, а особенный метод вовлечение детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности....

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»...

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Развитие ребенка - дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и с...

Организация работы учителя-логопеда в условиях введения ФГОС дошкольного образования

     Стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к деятельности учителя-логопеда....