ПОЛОЖЕНИЕ о логопедическом пункте
методическая разработка на тему

Воякина Светлана Анатольевна

1.1.       Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения в муниципальном  бюджетном дошкольном образовательном учреждении, реализующем образовательную программу дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie_o_logopunkte.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО                                                                           УТВЕРЖДЕНО

решением Педагогического совета                                   приказом №  188 от  03.08.2015 г

протокол № 4 от 03.06.2015г.                                            Заведующий___________

        

        

                                                 

ПОЛОЖЕНИЕ

о логопедическом пункте

муниципального  бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 5  «Звоночек»

  1. Общие положения

  1. Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения в муниципальном  бюджетном дошкольном образовательном учреждении  «Детский сад № 5 «Звоночек» (далее Учреждение), реализующем образовательную программу дошкольного образования.
  2. Положение разработано в соответствии со следующими нормативными и правовыми актами: 
  • Федеральным законом  от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014;
  • Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
  • Уставом Учреждения.

1.4. Положение принимается Педагогическим советом Учреждения и утверждается приказом руководителя Учреждения. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом  и утверждаются приказом руководителя Учреждения.

1.5. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового.

2. Цели, задачи

2.1. Логопедический пункт Учреждения (далее – Логопункт) создается в целях оказания коррекционной помощи воспитанникам Учреждения, имеющим нарушения в развитии устной речи, в освоении ими образовательной программы дошкольного образования.  

2.2        Основными задачами Логопункта являются:

  • обеспечение коррекции нарушений в развитии устной речи воспитанников Учреждения;
  • своевременное выявление особых образовательных потребностей воспитанников Учреждения, обусловленных недостатками в их речевом развитии;
  • обеспечение индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи воспитанникам с нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;
  • обеспечение возможности освоения и преодоления трудностей в освоении воспитанниками с нарушениями речи  образовательной программы дошкольного образования;
  • обеспечение интеграции коррекционной помощи и воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками, имеющими  нарушения речи;
  • профилактика нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников Учреждения;
  • профилактика нарушений в развитии устной речи воспитанников раннего возраста;
  • обеспечение взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогических, медицинских работников Учреждения и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям, имеющим нарушения речи;
  • разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогических работников, родителей (законных представителей) Учреждения;
  •  обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников Учреждения по преодолению речевых нарушений;
  • повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.

                

3. Направления деятельности Логопункта

3.1. Коррекционное:

  •  создание условий, направленных на коррекцию речевого развития воспитанников и обеспечивающих достижение воспитанниками, имеющими нарушения речи уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.

3.2. Мониторинговое:

  • отслеживание динамики речевого развития детей, их успешности в освоении образовательной программы дошкольного образования.

3.3.  Профилактическое:

  • создание условий, направленных на профилактику нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников дошкольного возраста.

3.4. Просветительское:

  •   создание условий, направленных на повышение  профессиональной компетентности педагогических работников Учреждения, педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.

4. Организация комплектования Логопункта

4.1. В Логопункт зачисляются воспитанники Учреждения, имеющие нарушения в развитии устной речи: фонетическое недоразвитие (ФН), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее – ФФН), дизартрия различной этиологии (ФН. Дизартрия м.п., ФФН. Дизартрия м.п.).

4.2. В первую очередь в Логопункт Учреждения зачисляются воспитанники старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии устной речи, препятствующие их успешному освоению образовательной программы дошкольного образования.

4.3. Обследование ребёнка осуществляется учителем – логопедом и другими специалистами ПМПк по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников ДОУ с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников.

При выявлении речевых нарушений  ДОУ направляет ребёнка на городскую ПМПК для комплексного диагностического обследования при условии согласия родителей или лиц их заменяющих.

4.4. Основанием для зачисления в Логопункт воспитанников является заключение ПМПК города.

4.5. На основании речевых заключений, выданных городской ПМПК, в соответствии со списком воспитанников Учреждения, нуждающихся в логопедической помощи, в срок до 15 сентября, приказом заведующего утверждается список зачисленных в Логопункт на текущий учебный год.

4.6. Предельная наполняемость Логопункта составляет не более 25 воспитанников в течение учебного года и устанавливается в зависимости от категорий детей, имеющих нарушения в развитии устной речи.

4.7. Зачисление в Логопункт и отчисление из Логопункта воспитанников, имеющих нарушения в развитии устной речи:

  • осуществляется из числа воспитанников, указанных в списке, утвержденном заведующим Учреждения;
  • проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.

4.9. Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых нарушений ребенка, индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в семье и могут варьироваться от 2-3 месяцев  до  1,5 – 2, 3-х лет. Рекомендуемый срок коррекционной работы составляет:

ФН до 6 месяцев;

ФН. Дизартрия (м.п.) до 1 года;

                       ФФН до 1 года;

            ФФН. Дизартрия (м.п.) до 2 лет.

5. Организация коррекционной работы Логопункта

5.1. На каждого воспитанника, зачисленного в Логопункт, учитель-логопед заполняет речевую карту в соответствии с речевыми заключениями.

5.2.  Содержание коррекционной работы строится в соответствии с педагогическими технологиями, обеспечивающими коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей, учитывающими возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста.

5.3. Содержание коррекционной работы определяется индивидуальными планами работы на каждого зачисленного в Логопункт воспитанника. В планах отражаются индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии устной речи, их интеграцию в Учреждение.

5.4. Основными формами коррекционной работы с детьми, зачисленными в Логопункт, являются индивидуальные занятия.

5.5. Продолжительность занятий определяется:

  • для детей четвертого, пятого года жизни (младшего дошкольного возраста): индивидуальных 15-20 минут;
  • для детей шестого, седьмого года жизни (старшего дошкольного возраста): индивидуальных 20-25 минут.

5.6. Периодичность проведения индивидуальных занятий определяются тяжестью речевых нарушений у воспитанников.

5.7. Коррекционная работа в Логопункте проводится с учетом режима работы Учреждения во время любой деятельности детей: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

6. Участники коррекционной работы Логопункта

6.1. Учитель-логопед:

6.1.1. Проводит обследование речевого развития детей Учреждения.

6.1.2. Подготавливает список воспитанников, зачисленных в Логопункт на учебный год, в соответствии с речевыми заключениями, выданными городской ПМПК.

 6.1.3. Определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных занятий в Логопункте.

6.1.4. Планирует, проводит коррекционную работу с воспитанниками по исправлению нарушений  в развитии устной речи.

6.1.5. Самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы. Составляет индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии устной речи, их интеграцию в Учреждение.

6.1.6. Осуществляет отслеживание динамики устранения речевых нарушений воспитанников, зачисленных в Логопункт. Корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы логопедической помощи.

6.1.7. Взаимодействует с педагогическими работниками, родителями (законными представителями) Учреждения:

  • по проведению коррекционной работы с воспитанниками, зачисленными в Логопункт;
  •  по вопросам освоения образовательной программы дошкольного образования воспитанниками, зачисленными в Логопункт.

6.1.8. Оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям (законными представителями) по преодолению речевых нарушений воспитанников, информирует о ходе коррекционной работы, дает необходимые рекомендации.

6.1.9. Проводит повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.

6.1.10. Осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения, территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.

6.1.11. Контролирует выполнение воспитателями рекомендаций по проведению индивидуальной работы по речевому развитию воспитанников, зачисленных в Логопункт.

6.1.12. Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной работы.

6.1.13. Предоставляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы Логопункта.

6.2. Воспитатель:

6.2.1. Создает предметную развивающую среду для своевременного речевого развития и профилактики нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников группы.

6.2.2. Проводит мониторинг усвоения содержания образовательной области «Коммуникация» образовательной программы дошкольного образования воспитанниками группы, зачисленными в Логопункт.

6.2.3. Наблюдает за ходом речевого развития воспитанников группы, диагностирует предпосылки и признаки формирования нетипичных (опережающих, задержанных, искаженных) вариантов развития устной речи воспитанников группы.

6.2.4. Планирует по рекомендациям учителя-логопеда индивидуальную работу по речевому развитию воспитанников группы, зачисленных в Логопункт.

6.2.5. Участвует по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных мероприятий,  обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы, зачисленных в Логопункт.

6.2.6. Осуществляет контроль за правильным произношением скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у воспитанников группы, зачисленных в Логопункт, во всех видах детской деятельности, режимных моментах в течение дня.

6.2.7. Взаимодействует с учителем-логопедом, родителями (законными представителями) Учреждения по вопросам освоения образовательной программы дошкольного образования воспитанниками, зачисленными в Логопункт.

6.2.8. Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей) воспитанников, зачисленных в Логопункт. Обеспечивает заинтересованность в ее результативности.

6.3.Заведующий Учреждения:

6.3.1. Обеспечивает условия:

  • направленные на коррекцию речевого развития воспитанников и достижения воспитанниками, имеющими нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме;
  • направленные на профилактику нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников дошкольного возраста.

6.3.2. Обеспечивает комплектование Логопункта. Приказом по Учреждению утверждает список детей, зачисленных в Логопункт.

6.3.3. Осуществляет контроль за работой Логопункта.

6.4. Заместитель заведующего:

6.4.1. Планирует, координирует взаимодействие педагогических работников, родителей (законных представителей) Учреждения по вопросам освоения образовательной программы дошкольного образования воспитанниками, зачисленными в Логопункт.

6.4.2. Обеспечивает повышение  профессиональной компетентности педагогических работников Учреждения, педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.

6.4.3. Обеспечивает взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогических, медицинских работников Учреждения и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям, имеющим нарушения речи.

6.4.4. Организует проведение мониторинга усвоения содержания образовательной области «Коммуникация» образовательной программы дошкольного образования, коррекционной работы с воспитанниками группы, зачисленными в Логопункт. Осуществляет анализ мониторинга и результативность коррекционной работы.

6.4.5. Контролирует:

  • применение педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей;
  • соблюдение требований к максимально допустимому объему недельной образовательной нагрузки;
  • динамику устранения речевых нарушений воспитанников, зачисленных в Логопункт.

6.5. Родители (законные представители):

6.5.1. Создают в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка.

6.5.2. Взаимодействуют с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений ребенка.  

7. Документация Логопункта

7.1. Утвержденный список воспитанников, зачисленных в Логопункт.

            7.2. Адаптированная программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений

у детей старшего дошкольного возраста в условиях Логопункта. 

            7.3. Рабочая  программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений

у детей старшего дошкольного возраста в условиях Логопункта.

7.4. Циклограмма  занятий, с воспитанниками, зачисленными в Логопункт.

7.5. Табель посещаемости индивидуальных  занятий, с воспитанниками, зачисленными в Логопункт.

7.6. Речевые карты на каждого воспитанника, зачисленного в Логопункт.

7.7.Тетрадь индивидуальных занятий с каждым воспитанником, зачисленным в Логопункт.

7.8. План индивидуальной  коррекционной – развивающей работы с воспитанниками, зачисленными в Логопункт.

7.9. Журнал движения воспитанников, зачисленных в Логопункт.

7.10. Отчет о результативности коррекционной работы.

           

Приложение 1

Заявление родителя (законного представителя)

о зачислении ребёнка в Логопункт

Заведующему МБДОУ «Детский сад № 82 «Сказка»

                                                                                    Е.Н. Останиной

         

         от__________________________

ф.и.о. родителя

Заявление

Я, (Ф.И.О.) ______________________________________________________,

с целью оказания коррекционной помощи в устранении нарушения речи

прошу зачислить моего ребенка     ________________________________________

 ф.и.о. ребенка

в логопедический пункт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 82 «Детский сад комбинированного вида «Сказка» (далее – Учреждение) с _______________ 20___г.

Обязуюсь:

1. Информировать Учреждение о предстоящем отсутствии ребенка, его болезни.

2. Создать в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка.

3. Взаимодействовать с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений ребенка.  

В случае длительного отсутствия моего ребенка в Учреждении согласен (на):

- на его отчисление из Логопункта;

- последующее его зачисление в Логопункт при наличии свободных мест.

 

                

Ф.И.О.

родителя (законного представителя)              _________________    

роспись

«___»__________ 20___г.                                              

                                                                         

Приложение 2

Список воспитанников, зачисленных в Логопункт

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 82 «Детский сад комбинированного вида «Сказка»

 №

Группа

Фамилия,

имя, отчество воспитанника

Речевое нарушение

Заключение ПМПК

(при ОНР указать № протокола,

дату ПМПК )

Срок

обучения

Дата зачисления

Приложение 3

Годовой план работы учителя-логопеда

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 82 «Детский сад комбинированного вида «Сказка»

(рекомендуемая форма)

месяц

Вид деятельности

Срок проведения

(по декадам)

1. Организационно-методическая деятельность

Указываются:

- плановые методические мероприятия Учреждения (работа психолого-медико-педагогического консилиума, участие в работе творческих и других групп, утвержденные городские мастер-классы, участие в ГМО и др.);

- методические мероприятия с педагогическими работниками Учреждения направленные на решение годовых задач Учреждения и коррекционно-педагогических задач (педагогические советы, консультации, круглые столы, совещания и т.д.).

2. Диагностико-профилактическая деятельность

Указываются:

- плановые мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи (мониторинг речевого развития детей, подбор диагностического инструментария, изучение материалов диагностики усвоения детьми содержания образовательной области «Коммуникация» образовательной программы дошкольного образования и т.д.);

-  мероприятия по обследованию детей, зачисленных в Логопункт, заполнение речевых карт и т.д.

3. Контрольно-аналитическая деятельность

Указываются:

- мероприятия, направленные на решение годовых задач Учреждения (участие в проверках Учреждения, взаимопросмотрах занятий с детьми и др.);

- мероприятия по подготовке отчетов, аналитической информации и т.д.)

4. Взаимодействие с родителями

Указываются:

- плановые мероприятия Учреждения (родительские собрания, дни открытых дверей, заседания клубов с родителями детей Учреждения и т.д.);

- мероприятия с родителями детей, зачисленных в Логопункт (собрания, групповые и индивидуальные консультации, беседы, семинары, практикумы и т.д.).

 

Приложение 4

Календарный план проведения индивидуальных и подгрупповых занятий

с воспитанниками, зачисленными в Логопункт

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 82 «Детский сад комбинированного вида «Сказка»

 (рекомендуемая форма)

В данном плане указывается планирование коррекционно-развивающей работы с детьми.

Указывается:

- дата проведения индивидуального и подгруппового занятия;

- фамилия, имя ребенка, детей подгруппы;

- содержание, формы, методы и приемы, используемые на конкретном занятии.


Приложение 5

Журнал мониторинга речевого развития воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 82 «Детский сад комбинированного вида «Сказка»

п/п

Дата обсле-дования

Ф.И.

ребенка

группа

Состояние речи

Умственное развитие

Логопе

дическое заключение

Рекомен

дации

Звукопроизношение

Фонематическое  восприятие

Словарный запас

Грамматический строй

Слоговая структура речи

Связная речь

Просодическая организация речи

Счет

Форма

Цвет

Классификация

Приложение 6

Журнал движения воспитанников, зачисленных в Логопункт

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 82

«Детский сад комбинированного вида «Сказка»

п/п

Ф.И. ребенка

Возраст

Группа

Речевое заключение

№ протокола ПМПК

(для ОНР)

Дата ПМПК

(для ОНР)

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Результат коррекционной работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное положение о логопедическом пункте для детей дошкольного возраста в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования

Примерное положение о логопедическом пункте для детей дошкольного возрастав образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

Проект примерного положения о логопедическом пункте в соответствии с ФГОС.

Положение разработано для логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС. Содержит само положение и 14 приложений к нему....

Положение о логопедическом пункте дошкольного отделения ГБОУ " Школа № 281"

Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию коррекционной работы с детьми ДО, имеющими речевые нарушения. Положение разработано в соответствии с нормативными и правовыми актами и ...

Положение о логопедическом пункте

Настоящее положение регламентирует организацию работы и основные направления деятельности логопедического пункта...

Положение о логопедическом пункте ДОУ 2017-2018 учебный год

Положение о логопедическом пункте ДОУ  2017-2018 учебный год...

ПОЛОЖЕНИЕ «О логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении»

   Настоящее положение регулирует деятельность логопедического пункта (далее логопункт) для детей дошкольного возраста муниципального  дошкольного образовательного учреждения...