Статья по теме: "Роль методической службы в создании предметно – развивающей среды для воспитанников ДОУ."
статья на тему

В  связи с введением ФГОС  дошкольного  образования  вопрос   создания предметно – пространственной    среды  ДОО   сегодня  особенно  актуален.  И  одно  из  условий  выполнения ФГОС – организация  развивающей  предметно – пространственной  среды.

Предметно – пространственная среда  (ППС) – система   материальных  объектов и  средств  деятельности ребенка,  функционально  моделирующая содержание  развития  его  духовного и  физического облика  в  соответствии  с  требованиями  основной   образовательной  программы дошкольного  образования.

Перед  педагогами  стоит задача  создания для ребенка дошкольного  возраста многокомпонентной образовательной  среды, включающей в  себя  следующие  аспекты:

·        предметно – пространственная  развивающая  среда;

·        характер  взаимодействия  со  взрослыми;

·        характер  взаимодействия  с другими  детьми;

·        система  отношений   ребенка  к  миру,  другим  людям,  себе  самому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл var_kpk_appo_2016_avtosohranennyy_1.docx47.45 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

Актуальность  создания  предметно – развивающей   среды для воспитанников  ДОУ.

Развитие  образования  – неотъемлемая  часть стратегии  общенационального  развития – начинается  с  уровня  дошкольного образования,  нацеленного в  соответствии с Федеральным государственным   образовательным  стандартом дошкольного  образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт), на детей от  двух  месяцев до восьми лет. Динамичные  изменения дошкольного   образования продиктованы  самой жизнью. Возможности  замкнутых,  унифицированных,  ригидных образовательных  систем, рассчитанных на формирование  стандартизированной  личности, исчерпаны.

В этом контексте актуальным  является достижение целей, указанных в Стандарте:

  • повышение  социального статуса дошкольного  образования;
  • обеспечение государством  равенства возможностей  для  каждого ребенка в получении  качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных  гарантий  уровня и  качества  дошкольного образования на основе  единства обязательных требований к условиям  реализации  образовательных программ дошкольного образования, их структуре  и результатам  освоения;
  • сохранение  единства  образовательного пространства Российской  Федерации относительно уровня  дошкольного  образования.

В  связи с введением ФГОС  дошкольного  образования  вопрос   создания предметно – пространственной    среды  ДОО   сегодня  особенно  актуален.  И  одно  из  условий  выполнения ФГОС – организация  развивающей  предметно – пространственной  среды.

Предметно – пространственная среда  (ППС) – система   материальных  объектов и  средств  деятельности ребенка,  функционально  моделирующая содержание  развития  его  духовного и  физического облика  в  соответствии  с  требованиями  основной   образовательной  программы дошкольного  образования.

Перед  педагогами  стоит задача  создания для ребенка дошкольного  возраста многокомпонентной образовательной  среды, включающей в  себя  следующие  аспекты:

  • предметно – пространственная  развивающая  среда;
  • характер  взаимодействия  со  взрослыми;
  • характер  взаимодействия  с другими  детьми;
  • система  отношений   ребенка  к  миру,  другим  людям,  себе  самому.

Согласно Стандарту,  создаваемая в  ДОУ образовательная среда должна отвечать  следующим требованиям:

  • гарантировать  охрану и укрепление физического и  психического здоровья детей;
  • обеспечивать  эмоциональное  благополучие  детей;
  • способствовать  профессиональному  развитию педагогических  работников;
  • создавать  условия для  развивающего вариативного  дошкольного образования;
  • обеспечивать открытость   дошкольного  образования;
  • создавать  условия для  участия родителей (законных представителей) в образовательной  деятельности.

Понятие «развивающая предметно – пространственная  среда» охватывает и  пространственную  ее организацию, и  соответствующее  наполнение.  Эти  взаимосвязанные характеристики  имеют существенное  значение. Пространственная  организация  среды   позволяет  создать комфортные, относительно стабильные  условия для  реализации  воспитательно – образовательного   процесса. А  ее  наполнение, ориентированное на  систематическое  дополнение, обновление, вариативность,  способствует  активизации  разных видов  деятельности дошкольника, стимулирует их  развитие.

Пространственную организацию  среды можно  назвать формой,  а  наполнение – содержанием. Крайне  важным  является  социальный  компонент  среды, то есть  организация  соответствующего  взаимодействия.

Большую роль  играет баланс формы и  содержания: рациональная пространственная  организация  и  грамотное  наполнение должны  обеспечить развивающий и образовательный эффект.

Педагогически и  психологически   целесообразная  развивающая  предметно – пространственная  среда  способствует  оптимизации  процесса  совместной  деятельности, взаимодействия взрослого  с  детьми. В  свою очередь, организованное педагогическое  взаимодействие – одно  из условий  создания «социальной ситуации  развития для  участников образовательных  отношений».

Алгоритм  проектирования  образовательной  среды  методической  службой  в  соответствии   с ФГОС ДО   предполагает  поиск  ответов  на  следующие  вопросы:

  1. «Кого учить и воспитывать?» - психолого – педагогическая  характеристика   воспитанников, их возрастных и  индивидуальных  особенностей,  учет психологических и  физиологических особенностей  дошкольников, этнокультурных  условий  развития.
  2. «Зачем  учить и  воспитывать?» - определенность  целей  и задач по  всем  направлениям развития и  образования  детей (социально – коммуникативному, познавательному,  речевому, художественно – эстетическому,  физическому), расширение  направлений развития, социализации и  индивидуализации  детей.
  3. «Чему  учить?» - осознанное,  ответственное отношение к  выбору  информационного  воздействия и  предметного наполнения среды,  обеспечение  развития  личности, мотивации  и  способностей  детей в  различных видах  деятельности и общении.
  4. «Как  учить и воспитывать?» - рефлексивный выбор методов и технологий образовательного процесса и  взаимодействия, ориентация на  возрастные  особенности развития, использование зоны  ближайшего  развития.

Крайне важно обеспечить повышение  профессиональной  компетентности педагогов ДОУ  в  вопросах создания соответствующей развивающей  среды,  акцентировать их  внимание на следующих основных  «проблемных  зонах»:

  • создание развивающего пространства социализации и индивидуализации  воспитанников;
  • диагностика потребностей детей и педагогов в среде;
  • подбор  игрушек и материалов на основе возрастных психологических особенностей детей в соответствии с образовательными  областями;
  • обеспечение  вариативности  развивающей  среды;
  • обеспечение  насыщенности и  психологической безопасности образовательной  среды;
  • организация взаимодействия  педагогов и детей в созданной среде  дошкольной  образовательной организации.

Учитывая  требования ФГОС ДО  в данном  аспекте,  определяется роль  методической  службы ДО – это  оказание  практической помощи  педагогам в создании предметно – развивающей   среды для воспитанников  ДОУ.

Содержание

  1. Направления  преобразования  развивающей  

предметно – пространственной  среды  с  учетом  ФГОС  ДО

Анализ  нормативно – правовых  документов и    опыта  работы ДОУ позволяет  преобразовать ППС  с   учетом  ФГОС  ДО  по  четырем  направлениям:

Первое   направление – построение  ППС  с  учетом  комплексно – тематического  принципа   построения  образовательного  процесса.

При  создании  ППС  в  каждой  возрастной  группе   педагог  реализует  одну  тему, соответствующую календарно – тематическому  плану.  В  различных центрах (и  микроцентрах)   группы  должны быть представлены  материалы,  позволяющие  детям  в процессе  соответствующей деятельности  освоить  содержание  данной темы.  Именно   в  ее  рамках  решаются   в  единстве воспитательные, развивающие и обучающие  задачи.

Второе  направление – создание   ППС,  обеспечивающей  образовательную  деятельность в  процессе  организации  различных  видов  детской  деятельности.

Согласно  ФГОС,   образовательная  деятельность  должна  осуществляться  в  процессе  организации  различных  видов  деятельности  (игровой, коммуникативной, самообслуживания и  элементарного бытового  труда, познавательно – исследовательской,  конструирования,  изобразительной,  музыкальной,  восприятия художественной  литературы,  двигательной).  Поэтому в каждой   группе должны быть созданы  условия,  позволяющие  дошкольникам  реализовать  все  виды  детской  деятельности  (и  их  разновидности) в соответствии с  возрастными   особенностями  и  индивидуальными  предпочтениями.

Третье  направление – создание   ППС,  обеспечивающей  решение   программных  образовательных  задач как  в  совместной  деятельности взрослого  и детей    в  рамках  непрерывной   образовательной  деятельности, так  и в самостоятельной   детской деятельности (возникающей  по  их инициативе  и  разворачивающейся  по  их  замыслу).

Создавая  ППС  в группе,  педагог,  решая  запланированные  психолого – педагогические задачи,  всегда  должен  понимать,  какие материалы  будут  использоваться  в  совместной  деятельности  педагога  с детьми, а  с  какими материалами  дети  сами  смогут  развернуть   развивающую  деятельность  в  рамках  предлагаемого  содержания. При  этом  важно, чтобы  дети  могли  действовать  самостоятельно,  даже не  обладая  достаточным   субъектным  опытом  по  ее  планированию  и  реализации  замыслов, т.е.  реализовать  индивидуально – дифференцированный подход  через  различные  виды  дидактических  материалов. Так  ребенок  может действовать  по  заданному   педагогом  наглядному  алгоритму  деятельности  или  сам  составлять   программу  деятельности.

Четвертое   направление – создание   ППС  интегрированных   видов   деятельности  детей.

Одна  из   задач  психолого – педагогической  работы  по  формированию  физических, интеллектуальных и личностных  качеств  детей  решается  интегрировано  в  ходе  освоения  всех  образовательных  областей.  

В учреждении должны быть  созданы  условия для  следующих интегрированных  видов детской  деятельности: совместные игра – конструирование, игра – эксперимент, игра – моделирование,  игра – концерт, игра – драматизация.

Специфика данной  среды   заключается  в том, что  она  стимулирует   проявление  детьми  интегративных  качеств  личности:

- в  выборе  ими  способов решения  предложенных  задач  (заданий);

- в характере действий  с  представленными  материалами и оборудованием;

- в характере  отношений  к  реализуемой деятельности,  самому  себе  как  ее  субъекту, взаимоотношений  с  партнерами и др.

Для того,   чтобы ППС  в  детском  саду  воспринималась  ребенком  как естественная, комфортная,   уютная  обстановка,  которая  может  изменяться в  соответствии  с  его  желаниями  и  интересами, коллектив  ДОУ творчески   решает  проблему по  процессу  создания  среды (см. Приложение «Модель  развивающей  ППС  группы»)

Такая  среда   ППС  в  учреждении  обеспечивает:

- условия  для  осуществления  воспитательно – образовательного  процесса;

- удовлетворение  детей  в творческой  самореализации;

- психологический  комфорт,  функциональную  надежность и  безопасность;

- повышение  заинтересованности педагогов и  родителей в  конечном  результате.

2. Моделирование  предметно – пространственной среды ДОУ

Моделирование ППС – это предварительная разработка  основных  деталей предполагаемого  окружения,  мысленное ее  построение. Затем в  своей деятельности  воспитатель  переходит  к  сознательному   построению  развивающего  пространства.  Также моделирование  ППС позволяет оптимизировать  деятельность ребенка. Благодаря  ему воспитательно – образовательный  процесс в  ДОУ  становится   технологичным.  Смоделировать  среду – значит  составить  модель,  направленную  на  развитие  личности   посредством  педагогического  процесса,  устранить  мешающие   факторы,  обеспечить  необходимые  условия.

Создание   развивающего пространства  социализации и  индивидуализации дошкольников.

Дошкольный период  развития – возраст, сензитивный к усвоению  социальных и  моральных норм,  возраст активной социализации и готовности психики к интериоризации  норм,  правил и ценностей социального взаимодействия.

Социализация – процесс последовательного, всестороннего  включения ребенка в общество, эмоциональное позитивное усвоение им  общественных  норм и ценностей,   формирование собственной активной  позиции личности. Прежде всего социализация связана  с  вхождением ребенка в мир  взрослых, причем как  в  объективный  мир  отношений,  взаимодействия, деятельности, так и в субъективный  мир смыслов, правил, норм и ценностей. Посредниками и проводниками  социализации ребенка являются  сначала  родители, а затем  другие  значимые  взрослые, в первую  очередь  воспитатели и педагоги.

Взрослые не только  открывают ребенку  картину  мира, но  и модифицируют  ее в зависимости от его  возрастных и индивидуальных  особенностей, а также  социокультурных  задач  развития.

Развивающая среда представляет  возможности для социального  научения, когда  наблюдение  за  эффективными (результативными) образцами  поведения способствует  развитию у ребенка необходимых  знаний и навыков, которые ребенок  использует в качестве регуляторов  своего  поведения.

Цель  организуемой   среды – создание  условий для  самоценного развития  дошкольника:  формирование первичной  картины  мира и иерархии  мотивов  личности,  начальных  этических  ориентиров,  презентация  обществу индивидуальных  качеств, децентрация и  произвольная регуляция  поведения.

Основная  характеристика среды,  направленная  на  индивидуализацию развития в соответствии с ФГОС ДО – обеспечение  разнообразия форм и содержание  образования,   предоставление ребенку  возможности  выбора средств и  форм  активной деятельности, а так же приобщение детей к социокультурным нормам, традициям  семьи,  страны и общества, создания  этнокультурной  среды.

Основные  механизмы  социализации:

  • идентификация – стремление ребенка  походить на  близких и других значимых  людей,  перенимать их  личностные  качества и представления о мире. Ребенок ориентируется на роли  и установки   взрослых и эмоционально  позитивно  воспринимает  их;
  • интериоризация присвоение  моделей  поведения,  копирование образцов  действий и включение их в картину  собственных  моделей  поведения. Благодаря  этому  механизму  социализации, внешние наблюдаемые  модели  поведения  становятся  внутренними моделями  ребенка,  включаются  в его  структуру личности;
  • ролевое  экспериментирование – направлено  на апробацию  различных качеств  личности  через  социальные  роли  в обществе. Обратная  связь со  стороны социального  окружения и собственные  переживания закрепляют одни  модели  поведения,  апробированные в ролевом  экспериментировании и отторгают  другие;
  • социальные  ритуалы и социальные  образцы – как устойчивые  модели поведения в  определенных  социальных  ситуациях взаимодействия  представляют  собой  эффективный  механизм  построения  взаимодействия и межличностных отношений.

В результате социализации  у ребенка  формируется базовая  картина  мира, причем  индивидуализированная,  личностно  значимая и эмоционально окрашенная.

Индивидуализация  среды,  направленная  на обеспечение  личностного  роста детей, предполагает  стимуляцию  развития  сильных  и поддержку  слабых  сторон  личности  каждого  ребенка,  помощь  взрослого  в  осознании  воспитанниками  своих  качеств и построения эффективного индивидуального  стиля  поведения и общения. Акцентировать внимание  следует на когнитивных компонентах  развития, умении выполнять операции  классификации, категоризации,  дифференциации и обобщения.

Социальные  отношения как  системный компонент образовательной  среды должны быть направлены на  формирование  у ребенка  следующих характеристик:

  • уважение себя и других;
  • уверенность  в себе,  отсутствие  страха совершить ошибку;
  • естественность  поведения и искренность;
  • готовность принимать на  себя ответственность за  свои  действия;
  • самостоятельность намерений и решений;
  • эмпатийная позиция  и  способность  сопереживать себе и другим;
  • ориентация на  индивидуальные и  социальные  интересы.

Социализация, индивидуализация и персонализация дошкольника осуществляется в игре. В игровом  пространстве дети осваивают  социальные  навыки и учатся  сотрудничеству.  Играя, он  не  только моделирует социальные  отношения, но и  через  эмоциональное  переживание, отношение к  сюжету  усваивает их,  а  растущая  благодаря  эмоциональной включенности  уверенность в себе развивает  способность  действовать  в  разных  коммуникативных  ситуациях.

3. Обеспечение вариативности   развивающей  среды

Вариативность  развивающей  среды  дошкольной  образовательной  организации обусловлена  спецификой ее  деятельности в  целом и дошкольного звена, в частности,  особенностями контингента детей (продиктованными их  возрастом, половой  принадлежностью, индивидуально – типологическими  характеристиками, предпочтениями, возможностями и т.п.), содержанием  образовательной  программы,  приоритетными  задачами  в тот или  иной период времени и т.п.

Согласно ФГОС ДО вариативность – одна  из  важнейших  характеристик  развивающей  предметно – пространственной  среды,  которая  предполагает наличие в дошкольной  образовательной организации  или  группе  различных  пространств (для  игры,  конструирования, уединения и пр.),  разнообразных  материалов, игр, игрушек  и  оборудования,  обеспечивающих свободный  выбор  детей;  периодическую  сменяемость  игрового  материала,  появление новых  предметов, стимулирующих  игровую,  двигательную,  познавательную и исследовательскую активность детей.

Реализация  принципа  вариативности может  выражаться  через  преемственность, установление   такой  связи  между  пространствами,  «когда новое, сменяя старое, сохраняет в  себе  некоторые  его  элементы». В условиях дошкольного  образования это  проявляется в том, что  среда  в  разных  группах должна, с одной  стороны, иметь собственное  наполнение и  пространственную  организацию в  силу  специфики каждого этапа  дошкольного  детства, а с другой  - постепенно  добавляться  новыми элементами,  обеспечивая  зону ближайшего  развития и последовательность  воспитания и обучения.

В  русле  идей непрерывности  образования развивающая среда должна  быть преемственной по организации и наполнению от группы  к  группе, а также от дошкольного отделения к  начальной общей  школе.

При  организации  вариативной ППС,  обеспечивающей   преемственность от  группы к группе,  следует  учитывать  следующие  факторы:

  • возрастные  особенности  каждого этапа дошкольного  детства (есть существенные  различия ряда  характеристик от  младшего  дошкольного к  старшему  дошкольному  возрасту);
  • особенности  развития игровой  деятельности  детей  (каждый  этап  этого  процесса  имеет  свою  специфику);
  • скачкообразность и неравномерность в  развитии ребенка (резкое  изменение  социальной ситуации требует  обновления элементов  среды);
  • особенности  контингента  детей  группы (сфера  интересов и потребностей  каждого  ребенка, типологические и полоролевые  различия  детей);
  • специфика  педагогических  задач в тот или  иной  период  (программмные  задачи или задачи  в рамках инновационной деятельности);
  • особенности индивидуального  стиля  деятельности  педагогов группы (руководство  игрой, управление детской  активностью, характер  взаимодействия  с  дошкольниками).

Каждый  из этих  факторов имеет  решающее значение  при  создании вариативной ППС:

  • возрастные  особенности  каждого этапа дошкольного  детства – определяют  наличие в среде  тех  или  иных игрушек, материалов, обеспечивающих   развитие  ребенка   по разным  направлениям,  становление  психических  процессов,  личностных  качеств  детей.  Нехватка    предметов в соответствии с возрастом ребенка  может  повлиять на  снижение  его интереса  к  деятельности  в  целом,  привести  к эмоциональному  дисбалансу и неуравновешенности.  Поэтому  при  подборе  материалов и проектировании  пространства  важно  проанализировать психологические и физиологические особенности  возраста детей  группы,  а  также появляющиеся  личностные  новообразования,  основные  потребности,  имеющиеся  возможности;
  • особенности  развития игровой  деятельности  детей – учитываются при  организации  ППС и ее  наполнении.  Сюжетно – ролевая  игра  как ведущий  вид  деятельности на  протяжении всего  дошкольного периода, характеризуется  этапностью  своего  развития.  Перечни  материалов,  необходимых  для   такой  игры в  разные  возрастные  периоды,  должны  различаться  от  группы  к  группе.  Среда, насыщенная  полифункциональными  материалами,  обеспечит  возможность  реализации  этого   процесса;
  • скачкообразность и неравномерность в  развитии  детей можно  обеспечить   благодаря наличию  материалов,  опережающих   процесс  развития  в  тот  или  иной   возрастной  период.  Такие  материалы  должны  быть в  арсенале  по  всем  направлениям  развития  ребенка, однако  не  нужно  их  использовать без необходимости;
  • особенности  контингента  детей  группы также  имеют  большое  значение для  создания комфортного  пространства  жизнедеятельности  в ДОУ.  Существует ряд  различий  в  игровых  предпочтениях и типах  активности  мальчиков  и девочек.  Поэтому  при  организации  пространства  группы   необходимо  учитывать  количественный  состав  мальчиков и девочек, а также учитывать типологические  особенности детей, таких, как   темперамент, характер (активность – пассивность, стремление к лидерству – застенчивость и др.). ППС  необходимо  постоянно  корректировать с учетом особенностей  детей группы;
  • специфика  педагогических  задач в тот или  иной  период   времени  определяется на  основе  положений  образовательной  программы,  направлений  годового  плана, реализуемой инновационной  деятельности, что  также  находит отражение  в  среде  группы и ДОУ в целом;
  • особенности индивидуального  стиля  деятельности  педагогов группы:

         - использование педагогами вспомогательных игрушек  и материалов  для  стимулирования  детской  активности,  создания  сюрпризных  моментов,  необходимого  настроя на занятие или  игру;

         -  использование  педагогами  дидактических  материалов с авторской  интерпретацией, необходимых  для  организации образовательной  деятельности.

Сфера   профессиональных  интересов  педагога  во  многом  связана  с особенностями его  личности, индивидуальных  черт и предпочтений. Вовлечение  детей  в сферу  своих  личных ориентиров  (с  учетом  их  возраста)  может  давать  полезный  развивающий  эффект  как  результат   положительного  эмоционального  настроя  педагога в  создании  соответствующего  настроения  в  детском  сообществе.

С учетом  этого  важно  обеспечить  периодическую  сменяемость  игрушек  и  материалов,  обновление   имеющихся  зон,  уголков, а  также  внесение  изменений в  порядок  организации  пространства  от  группы  к  группе.

  1. Насыщенность  развивающей  среды  и ее психологическая   безопасность

Согласно положениям  Стандарта  развивающая  предметно – пространственная  среда должна  быть:

  • содержательно – насыщенной;
  • трансформируемой;
  • полифункциональной;
  • вариативной;
  • доступной;  
  • безопасной.

Насыщенность  ППС должна  соответствовать возрастным  возможностям  детей и  содержанию  образовательной  программы.  Образовательное  пространство  должно  быть оснащено  средствами обучения и воспитания (в т. ч. техническими), соответствующими материалами, в том  числе  расходными  игровыми,  спортивными,  оздоровительным  оборудованием, инвентарем (в здании и на  участке в соответствии со  спецификой образовательной программы).

Одно  из  требований в отношении ППС – психологическая  безопасность.  Она  обеспечивается  путем   формирования  положительной,  доброжелательной обстановки, в которой  ребенок  чувствует  себя  уверенно, спокойно, не  испытывает  враждебного  воздействия.

Психологический  комфорт и эмоциональное  благополучие  достигаются  в  условиях  образовательной среды, для которой  характерны  следующие параметры:

  • отсутствие  необоснованных  запретов;
  • продуманная,  последовательная  система  требований и правил  взаимодействия;
  • отсутствие  психологических  манипуляций  со  стороны  взрослых;
  • субъективное  личностное  общение  с ребенком;
  • предоставление ребенку  возможностей  для  самостоятельной  деятельности,  проявление инициативы и принятие  решений (в рамках  возраста);
  • возможности  выбора  деятельности, формы  активности, продолжительности занятий на  основе  поддержания  интереса;
  • возможности  завершать начатое   дело, реализовать замысел, цель и т.д.  (среда  должна  обеспечивать благополучие  и  комфорт  в ощущении  времени- отсутствие  спешки,  дефицита  времени, невозможности завершить начатое  дело);
  • открытое, позитивное информирование ребенка о разных  сторонах  жизни  в  соответствие  с  возрастным уровнем  понимания, создание  отношений  доверия;
  • поощрение    собственной  активности ребенка, самостоятельности и напряжения  сил при  сохранении  взрослым  функции  поддержки  и  регуляции;
  • наличие  адаптивных  ритуалов,  вплетенных  в  ежедневное  взаимодействие  с окружающими;
  • удовлетворенность  всех  субъектов  образовательных  отношений  уровнем  взаимодействия в среде.
  1. Диагностика  игровых  и  средовых потребностей  в  организации  ППС

При  создании  в  ДОУ ППС важно  обеспечить целенаправленную  диагностику игровых и средовых  потребностей как  детей, так и педагогов.

  1. Игровые  потребности – это  желаемые  и предпочитаемые  игрушки и игры,  необходимые  для  реализации  игровых  замыслов.
  2. Средовые  потребности – это  желаемая  обстановка,  комплекс  условий,  создающих   максимальный  комфорт для  личности.

Эта  диагностика должна  носить  системный и комплексный  характер и  проводится  не  реже  двух раз  в год.

Алгоритм  организации и проведения диагностики  может быть  следующим:

  • системность и последовательность – диагностика должна  проводиться  не  от  случая к случаю, а в определенном  порядке в соответствии с планом, графиком и т.п.;
  • постановка  конкретных  задач – при  проведении диагностики важно  ставить четкие  задачи (например, выявление предпочитаемых  игрушек, форм  игровой деятельности, особенностей  оформления  пространства и т.д.);
  • комплексность – необходимо  использовать   набор  взаимодополняющих методов для  проведения  диагностики  (например,  наблюдение, беседу  и метод  игровых  ситуаций);
  • оформление результатов и их  использование – определение, в  каком виде  будут  зафиксированы  полученные результаты, и как планируется их  использовать.

Методы  проведения диагностики:

  • метод рассказа  по  картине – может  использоваться  для  выявления  предпочитаемых   воспитанниками  игрушек. Для этого ребенку  предлагается несколько  картинок или фото (5-10) с изображением играющих  в разные  игрушки (игрушки  должны быть разные: те, которые  есть в д/с и те, которых  нет и  крупно  выделяться).  Педагог  просит ребенка  выбрать наиболее интересную, на его взгляд, картинку. Первые  три  выбора являются наиболее значимыми для  дошкольника;
  • просмотр каталогов, интернет - сайтов с игрушками -  совместно  с  с  подгруппой  детей  или  индивидуально,  интересуясь  у детей, какие  игрушки им  нравятся, почему нравятся, какие  хотели бы  иметь  в  группе;
  • метод  моделирования – подходит для выявления  предпочитаемых игровых  зон  или определения  предпочтений в пространственной  организации  среды.  Для  решения  первой  задачи ребенку  или  подгруппе  детей  предлагается с помощью геометрических  фигур  создать на  листе  бумаги   сам интересную  игровую  зону.  Фигуры служат эталонами  предметов  мебели, игрушек,  оборудования, окон, ковров и др. Для  решения  второй  задачи ребенку  предлагается   также  при  помощи  геометрических  фигу  оформить  группу  для  сверстников;
  • метод  игровых  ситуаций – подходит для  выявления  предпочитаемых  игровых  зон,  видов  игры  (с/р, подвижная и др.), деятельности (игра, продуктивная деятельность, общение и др.), определение предпочтений  в  пространственной  организации  среды и др. Можно предложить детям  на  ковре  создать группу  д/с, используя  для этого детали  конструктора, кубики, предметы- заместители;
  • метод  мини – интервью – реализуется в игровой  форме для  выявления  предпочитаемых  видов  деятельности, потребностей  в изменении среды.  Для  этого  педагог или  ребенок  из  группы выступает  в  роли  репортера и задает  детям  вопросы.  Вопросы  варьируются в зависимости от решаемой  задачи.  Такая  форма  оптимизирует  процесс  фиксации результатов и придает ему эмоциональный накал;
  • совместный  просмотр  фотографий, медиапрезентаций, отражающих  разные  варианты  ППС,  расширяются представления о  вариантах  ее  моделирования и  определяются соответствующие  предпочтения.

Важным  диагностическим блоком является выявление  средовых  потребностей  педагога. Такая  диагностика  может  проводиться как  старшим  воспитателем, так и самим  педагогом. С этой  целью могут  использоваться  разнообразные  методы (опрос, анкетирование, самоанализ).

Карта  самоанализа  педагога:

  • чаще  всего  я предпочитаю  находиться в___________(указать место в группе);
  • наиболее  комфортным  для меня  является  деятельность с __________(указать  предметы, мебель и др.);
  • мой  позитивный  настрой  создается  в группе  благодаря  наличию_________;
  • наличие ______________будет  способствовать  повышению  моего  настроения, мотивации  на  реализацию образовательного  процесса и др.

Примерное  планирование деятельности

по диагностике   средовых  потребностей  детей

Дата проведения

Задача

Метод

Способ фиксации

Время проведения в режиме дня

Форма  проведения

Результаты,

Место их

хранения

Выявить потребности в изменении (или  модернизации) среды

Беседа, метод мини-интервью

Протокол беседы, диктофонная  запись, видеозапись

2 половина дня

Подгрупповая, групповая, индивидуальная

Определить предпочтения в  пространственной  организации  среды

Беседа, моделирование, метод  рассказа  по  картинке, игровые  ситуации, просмотр фотографий, медиапрезентаций

Протокол беседы, диктофонная  запись, видеозапись

2 половина дня

Подгрупповая, групповая, индивидуальная

Выявить предпочтения в насыщении  среды  материалами, оборудованием

Невключенное наблюдение, включенное  наблюдение, беседа, игровые  ситуации, просмотр фотографий, медиапрезентаций

Протокол беседы, протокол  наблюдений,

диктофонная  запись, видеозапись

2 половина дня

Подгрупповая, групповая, индивидуальная

Примерное  планирование деятельности

по диагностике   средовых  потребностей  педагога

Дата проведения

Задача

Метод

Способ фиксации

Время проведения в режиме дня

Форма  проведения

Результаты,

Место их

хранения

Выявить потребности в изменении (или  модернизации) среды

Беседа, опрос

Протокол беседы, диктофонная  запись, видеозапись, бланк опросника

2 половина дня

Подгрупповая

индивидуальная

Определить предпочтения в  пространственной  организации  среды

Беседа, анкетирование, самоанализ, просмотр фотографий, медиапрезентаций

Протокол беседы, диктофонная  запись, видеозапись, бланк  самоанализа, бланк анкеты

2 половина дня

Подгрупповая индивидуальная

Выявить предпочтения в насыщении  среды  материалами, оборудованием

Беседа, анкетирование, самоанализ, просмотр фотографий, медиапрезентаций

Протокол беседы, диктофонная  запись, видеозапись, бланк  самоанализа, бланк анкеты

2 половина дня

Подгрупповая

индивидуальная

Список литературы

  1. Авдулова Т. П. Психология игры: современный  подход. М.: Академия, 2009.
  2. Авдулова Т. П., Аксенова Е. Г., Захарова Т. Н. Диагностика  и  развитие   моральной компетентности  личности  дошкольника.  Психолого – педагогическая  служба  сопровождения ребенка ребенка. М.: Владос, 2014.
  3. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание  детей в игре. М.: Просвещение, 1983.
  4. Дыбина  О.В., Пенькова Л.А., Рахманова Н. П. Моделирование  развивающей  предметно – пространственной   среды  в  детском  саду: Методическое  пособие/Под ред. Дыбиной О. В. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  5. Комарова О. А. Диагностика игровых  и  средовых  потребностей в  организации личностно ориентированного  развивающего  пространства. Справочник старшего воспитателя №8. ЗАО «МЦФЭР», 2014.
  6. Мухина В. С. Возрастная  психология:  феноменология  развития, детство, отрочество. М.: Издательский  центр «Академия», 2013.
  7. Свенцицкий А. Л. Социальная  психология. М.: ООО «ТК Велби», 2003.

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

Статья по теме Требования к созданию предметной развивающей среды ДОУ в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными стандартами

Развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. А также территории, прилегающей к группе или находящейся на небольш...

Статья «Создание предметно-развивающей среды нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

     Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось от...

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...

Статья «Организация работы ДОУ по созданию предметно-развивающей среды, направленной на реализацию национально - регионального компонента». Презентация к статье.

В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим.   И поэтому я  считаю,  что  в силах педагога   восстанавливать  и...

Статья в брошюре «Система работы в ДОУ по развитию связной речи у детей дошкольного возраста» 2011 г.«Использование инновационных технологий в формировании познавательного интереса дошкольников путем создания предметно-развивающей среды».

В статье отражен мой опыт работы по применению передовых пед. технологий, в частности применение проектного метода, представлены авторские методические пособия....

Статья "Создание предметно-развивающей среды с учетом гендерного стереотипа"

Построение развивающей среды с учетом принципов гендерного воспитания...