Главные вкладки

    Рабочая программа воспитательно-образовательной работы средней группы.
    рабочая программа (средняя группа) по теме

    Рабочая программа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma.docx71.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Принято                                                                                    Утверждено:

    на педагогическом совете №1                                                Зав. ДОУ «Детский сад №87

     ________________________                                                  комбинированного вида»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                                                       Т.Ф. Тимохиной

                                                                                                       _____________________

    Рабочая программа

    воспитательно-образовательной работы

    средней татарской группы №5

                                                             

                                                                          Воспитатели:

                                                                              Ахметшина Л.Г.

                                                                           Ахтарова Л.И.

     

    1. Целевой раздел.

    1.1. Пояснительная записка.

    1.1.1. Цели и задачи программы.

    1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы.

    1.2. Планируемые результаты.

    Целевые ориентиры на этапе завершения программы.

            11. Содержательный раздел.

    2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии

    с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. Дошкольный возраст (4-5лет)

    2.2. Взаимодействие с семьями.

    Перспективный план по работе с родителями.

            111. Организационный раздел.

    3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

    3.2. Режим дня и распорядок.

    3.3. Перечень нормативных документов.

    3.4. Перечень литературных источников.

    1. Пояснительная записка.

       Ведущими целями общей образовательной программы МБДОУ «Детский сад №87 комбинированного вида» являются: создание благоприятных условий для полноцен-ного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются

    в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художест-венной, чтения.

       Для достижения целей рабочей программы первостепенное значение имеют:

    • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

    • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит им расти общительными, добрыми, любознательными, инициативными,стремящимися к самостоятельности и творчеству;

    •максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

    • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

    • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

    • уважительное отношение к результатам детского творчества;

    • единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;

    • соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключаю-щей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка

    дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

       Решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в ДОУ. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретен-ных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

              1.1.1. Цели и задачи программы.

    Целью и задачей реализации рабочей программы является:

    Всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, обеспечение готовности к школьному обучению.

    Исходя из вышеизложенного, рабочая программа ставит следующие задачи в соответствии ФГОС ДО:

    1. охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
    2. обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
    3. создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
    4. объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
    5. формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
    6. формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим  и физиологическим особенностям детей;
    7. обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

          1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы.

    Основными принципами и подходами к построению рабочей программы  воспитательно – образовательного процесса являются:

    • Интеграционный подход в развитии деятельностной сферы ребенка;
    • Обеспечить личностно – дифференцированный подход;
    • Развивать самостоятельную деятельность;
    • Создавать предметно-развивающую среду для развития детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, социальная и т.д.);
    • Индивидуально – дифференцированные формы работы с семьями;
    • Создать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
    • Повышать компетентность родителей в области воспитания и образования дошкольников.

              1.2. Планируемые результаты.

    Целевые ориентиры на этапе завершения программы.

       К пятилетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

       Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

       Антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Владеет в соответствии с возрастом основными движениями. Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях. Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время). Самостоятельно выполняет доступные гигиенические процедуры. Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания. Знаком с понятиями «здоровье» и «болезнь». Имеет элементарные представления о некоторых составляющих здорового образа жизни: правильном питании, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены. Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.

       Интегративное качество «Любознательный, активный». Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения. Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре. Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности,    экспериментированию.

       Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»

       Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей. Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый).

       Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».

       Проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом. Умеет подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр. При создании построек из строительного материала может участвовать в планировании действий, договариваться, распределять материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата. Умеет считаться с интересами товарищей. Речь, при взаимодействии со сверстниками, носит преимущественно ситуативный характер. Содержание общения со взрослым выходит за пределы конкретной ситуации, речь при общении со взрослым становится вне ситуативной. В театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей. Делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Может проявить инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым. В взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм.

       Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

       Разделяет игровые и реальные взаимодействия. Умеет планировать последовательность действий. В процессе игры может менять роли. Умеет соблюдать правила игры. Проявляет личное отношение к соблюдению (и нарушению) моральных норм (стремится к справедливости, испытывает чувство стыда при неблаговидных поступках). Самостоятельно или после напоминания со стороны взрослого использует в общении со взрослым «вежливые» слова, обращается к сотрудникам детского сада по имени-отчеству. Умеет (сам или при помощи взрослого) вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу. Знает, что нельзя вмешиваться в разговор взрослых.

       Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

       Владеет элементарными навыками самообслуживания. Ориентируется в пространстве детского сада. Умеет играть в простейшие настольно-печатные игры. Проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей. Проявляет инициативу в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения в театрализованных играх. Предпринимает попытки самостоятельного обследования предметов, используя знакомые и новые способы, при этом активно применяет все органы чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние, сенсорно-моторные действия). Способен конструировать по собственному замыслу. Способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Начинает появляться образное предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов может сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие.

       Интегративное качество «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе"

       Знает свое имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи. Может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать его, Знает некоторые государственные праздники. Имеет представление о Российской армии, ее роли в защите Родины. Знает некоторые военные профессии.

       Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

       Выполняет индивидуальные и коллективные поручения. Проявляет предпосылки ответственного отношения к порученному заданию, стремится выполнить его хорошо. Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого; может выучить небольшое стихотворение. Может описать предмет, картину, составить рассказ по картинке, перемазать наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки. Способен сосредоточенно действовать в течение 15-20 минут.

       Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

       У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

       Образовательная область «Физическое развитие»

       Принимает правильное исходное положение при метании; может метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивает мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд. Может ловить мяч кистями рук с расстояния до1,5 м. Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу. Может скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина5 м). Ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние до500 м, выполняет поворот переступанием, поднимается на горку. Ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны. Выполняет упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений. Соблюдает элементарные правила гигиены (по мере необходимости  моет руки с мылом, пользуется расческой, носовым платком, прикрывает рот при кашле). Обращается за помощью к взрослым при заболевании, травме. Соблюдает элементарные правила приема пищи (правильно пользуется  столовыми приборами, салфеткой)

       Образовательная область «Социально –коммуникативное развитие»

       Объединяясь в игре со сверстниками, может принимать на себя роль, владеет способом ролевого поведения. Соблюдает ролевое соподчинение (продавец — покупатель) и ведет ролевые диалоги. Взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет. В дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам. В настольно-печатных играх может выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры. Адекватно воспринимает в театре (кукольном, драматическом) художественный образ. В самостоятельных театрализованных играх обустраивает место для игры (режиссерской, драматизации), воплощается в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика), атрибуты, реквизит. Имеет простейшие представления о театральных профессиях. Самостоятельно одевается, раздеватся, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок. Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой. Самостоятельно готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании работы. Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду. Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения. Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение. Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети». Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра». Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе). Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница). Умеет выделять первый звук в слове. Рассказывает о содержании сюжетной картинки. С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки.

       Образовательная область «Познавательное – речевое развитие»

       Продуктивная (конструктивная) деятельность. Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств. Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога. Умеет сгибать прямоугольный лист бумаги пополам. Формирование элементарных математических представлений. Различает, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение). Умеет считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?». Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество. Умеет сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения. Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знает их характерные отличия. Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху — внизу, впереди — сзади); умеет двигаться в нужном направлении то сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице). Определяет части суток.

       Формирование целостной картины мира. Называет разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение. Называет признаки и количество предметов. Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку. Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения. Называет времена года в правильной последовательности. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.

       Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

       Рисование. Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов. Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов. Выделяет выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

       Лепка. Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию; использует все многообразие усвоенных приемов лепки.

       Аппликация. Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы. Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей. Составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур.

       Чтение художественной литературы. Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку. Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним. Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).

       Музыка. Узнает песни по мелодии. Различает звуки по высоте (в пределах сексты — септимы). Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми—начинать и заканчивать пение. Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения. Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками). Умеет играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.

    2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии

    с направлениями развития ребенка, представленными в пяти

    образовательных областях. Дошкольный возраст (4-5 лет)

      Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

    - социально-коммуникативное развитие;

    - познавательное развитие;

    - речевое развитие;

    - художественно-эстетическое развитие;

    - физическое развитие.

    Труд

       Основной целью трудового воспитания в дошкольном возрасте является формирование положительного отношения к труду. Реализация данной цели осуществляется через решение следующих задач:

    - ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, а также бережного отношения к его результатам;

    - организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, навыки организации работы, а также положительные взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.

       В конце года дети могут:

    • бережно относиться к своей одежде, уметь приводить её в порядок;

    • самостоятельно поддерживать порядок в помещении и на участке детского сада;

    • ухаживать за птицами и растениями в групповой комнате и на участке;

    • самостоятельно убирать своё рабочее место после окончания занятий и выполнять обязанности дежурных по столовой.

    Безопасность

       Целевым ориентиром направления «Безопасность» является формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, а также формирование у них основ безопасности окружающего мира (экологического сознания).

       Этот процесс происходит через решение следующих задач:

    • формирование представлений об опасных для человека и природы ситуациях;

    • формирование осмотрительного и осторожного отношения к опасным ситуациям в жизни человека;

    • приобщение к правилам безопасного поведения в быту, на улице и на природе;

    • формирование знаний о Правилах дорожного движения.

       Для организации обучения дошкольников Правилам дорожного движения необходимо создать в ДОУ специальные условия но построению предметно-развивающей среды, которая может быть представлена следующими компонентами:

    • Игрушки и игровое оборудование: транспорт: автобус, поезд с железной дорогой, машины легковые, грузовые, пожарная машина, скорая, милицейская машина; куклы, коляски; конструктор деревянный; куклы: светофор, инспектор ГИБДД, ребенок, театр бибабо, звери. Режиссерская игра: игровое поле - дорога. «Дорога в сказочном лесу» (герои из сказок, знаки).

    • Наглядно-дидактические пособия: общественный транспорт: трамвай, троллейбус, автобус, «метро», маршрутка, такси, поезд с железной дорогой, легковые, грузовые машины; картины: с изображением улицы города (со знаками и светофором); перекресток с инспектором ГИБДД; картина, где изображены проезжая часть (с машинами), тротуар (с людьми); карточки 10x15 с изображением разных ситуаций на дороге: игры в мяч на дороге; переход людей по пешеходному переходу, переход людей по подземному переходу; дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Осторожно, дети», «Двухстороннее движение». Перфокарты - A3 с разными ситуациями в файле. Макет на столе (или стене из ткани, дорога - машины, люди). Лабиринт «Путешествие по городу», дорога со знаками и маленькими машинками. Алгоритмы «Как правильно переходить дорогу», «Осторожно, дорога», «Найдите пешеходный переход».

    • Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: фартуки или шапочки со знаками (4); светофор, перекресток на полу (из любого материала) с зеброй и островком безопасности. Атрибуты для инспектора ГИБДД. Шапочка для машиниста, рули; на картоне - общественный транспорт: автобус, поезд, машина; макеты домов, общественных зданий, дорожные знаки.

    • Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Правильно - неправильно», «Разрешено - запрещено», «Дорожное поле».

    • Маршруты безопасного пути от детского сада до дома.

       Содержание направления «Безопасность» представлено для всех участников образовательно-воспитательного процесса ДОУ: дети - педагог - родители. К концу года дети могут:

    • владеть навыками безопасного поведения в подвижных и спортивных играх;

    • пользоваться спортивным и садовым инвентарём с учётом правил безопасности;

    • знать правила безопасного поведения и передвижения в помещении, на улице и в транспорте.

       В конце года ребенок средней группы может знать:

    • Низкий уровень. Знает, какой транспорт передвигается на дороге. Знает его части; умеет ориентироваться в пространстве. Знает о назначении светофора в целом.

    • Средний уровень. Знает, какой транспорт передвигается по дороге (проезжей части) и железной дороге. Знает составные части транспорта. Знаком с работой шофера, машиниста. Знает о правилах поведения на проезжей части, на тротуаре, улице, в транспорте; на зимней дороге, знает назначение каждого цвета светофора.

    • Высокий уровень. Ориентирован в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы идут по тротуару. Знает о назначении светофора и всех его сигналов, хорошо ориентируется в пространстве. Имеет представления о видах транспорта, об особенностях их передвижения. Имеет представления о назначении специализированного транспорта: пожарной машины, милицейской машины, скорой помощи. Умеет себя правильно вести во всех видах общественного транспорта. Знает, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге. Ориентирован в том, что движение машин может быть односторонним и двусторонним и проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией. Знает о том, что на дороге есть «островок безопасности» и имеет представления о его назначении. Знает, в каком городе живет и какой у него адрес. Знает безопасный путь от детского сада домой. Ориентирован в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знает и объясняет назначение таких дорожных знаков, как «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход», «Двустороннее движение», «Дети».

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познавательное  развитие»

    ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

       Раздел «Формирование элементарных математических представлений» является одной из составляющих содержания образовательного направления «Познание». Развитие элементарных математических представлений имеет большое значение в умственном воспитании детей.

       Цель программы по элементарной математике - формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира. Реализация цели происходит через решение следующих задач:

    - формирование представления о количестве предметов разного цвета, размера, формы;

    - развитие умения определять равенство или неравенство частей множества;

    - развитие умения отсчитывать предметы из большого количества (на основе наглядности);

    - совершенствование умения сравнивать предметы по величине;

    - расширение представлений о геометрических фигурах;

    - развитие умения ориентироваться в пространстве и во времени.

       Условием успешной реализации программы по элементарной математике является организация особой предметно-развивающей среды в группах на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.

       В средней группе длительность занятия составляет 15-20 минут. В процессе обучения широко используются дидактические игры.

       К концу года дети пяти лет могут:

    • различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину);

    • считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?»;

    • сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов (составления пар);

    • раскладывать 3—5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке; рассказать о величине каждого предмета в ряду;

    • различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; шар, куб, цилиндр; знать их характерные отличия;

    • находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры;

    • определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз);

    • различать левую и правую руки;

    • определять части суток.

    ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА, РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

       Раздел рабочей программы «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора» является одной из составляющих направления «Познание» и включает в себя следующие части: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы.

       Каждая составляющая часть раздела рабочей программы имеет свою базовую основу.

       Введение в предметный мир предполагает формирование представлении о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результатов деятельности.

       В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизни и труд людей.

       В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.

       Цель раздела - расширять представления детей об окружающем мире.

       Реализация цели происходит через решение следующих задач:

    - формирование умения сравнивать и группировать предметы окружающего мира по их признакам (цвет, форма, величина, вес);

    - уточнение, систематизация и углубление знаний о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах;

    - формирование представлений о видах человеческого труда и профессиях;

    - развитие интереса к миру природы;

    - развитие умений правильно взаимодействовать с природой;

    - формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;

    - развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними;

    - развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира;

    - формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.

       Реализация рабочей программы осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми. Во всех группах детей знакомят с многообразием окружающего мира, но на каждом возрастном этапе интересы и предпочтения дошкольников касаются то одной, то другой сферы деятельности. Поэтому сетка мероприятий предусматривает разумное чередование их в течение каждого месяца.

       К концу года дети могут:

    • называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия и обследования;

    • проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть;

    • с удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей (взрослого, ребенка);

    • составить рассказ о своем родном городе (поселке, селе);

    • рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милиционером, пожарным, военным и т. п.);

    • знать о значении денег и пользоваться в игре аналогами денежных купюр;

    • участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им;

    • рассказать о сезонных изменениях природы.

       Раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» также является составляющей частью образовательного направления «Познание». Детские исследовательские проекты являются эффективным и дидактически оправданным методом обучения. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить её до положительного результата, проявлять инициативу и творчество.

       Основной целью этого раздела является формирование потребности в исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.

       Реализация цели происходит через решение следующих задач:

    - создание методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей;

    - формирование умения оформлять результаты исследовательской деятельности;

    - создание условий для презентации результатов исследовательской деятельности;

    - привлечение родителей к участию в исследовательской деятельности ребёнка.

       В конце года дети могут:

    • самостоятельно повторить проделанные вместе со взрослыми опыты;

    • составлять план исследовательской работы, делать схемы и зарисовки;

    • сопоставлять результаты наблюдений, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.

    Образовательная область « Речевое развитие»

       В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

       Целевым ориентиром направления «Коммуникация» является овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.      Реализация цели происходит через решение следующих задач:

    -развитие свободного общения с детьми и взрослыми;

    -развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи.

       К концу года дети средней группы могут:

    • значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка;

    • активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница- сухарница);

    • осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове;

    • осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

    • подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений;

    • рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии;

    • активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

    Чтение художественной литературы

       В программе художественная литература рассматривается как самостоятельный вид искусства. Литературный материал напрямую не связан ни с одним из программных разделов, хотя оказывает очень большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру.

       Содержание направления «Чтение художественной литературы» нацелено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении книг через решение следующих задач:

    • формирование целостной картины мира;

    • развитие литературной речи;

    • приобщение к искусству слова1.

       Программные задачи необходимо решать на занятиях и вне их.

       Детям по возможности следует читать каждый день (и новые, и уже знакомые им произведения).

       К концу года дети средней группы могут:

    • высказать желание послушать определенное литературное произведение;

    • с интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг;

    • назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего;

    • с помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки;

    • дети пытаются осмысленно отвечать на вопросы: «Понравилось ли произведение?», «Кто особенно понравился и почему?», «Какой отрывок прочитать еще раз?».

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Художественное творчество»

       «Развитие продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация,

    художественный труд»

       Содержание направления «Художественное творчество» нацелено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворение потребности детей дошкольного возраста в самовыражении.

       Основными задачами художественно-эстетического развития являются:

    - развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

    - развитие детского творчества;

    - приобщение к изобразительному искусству.

       Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях.

       1. Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.

       2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.

       3. Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать: их рисунки, лепка, аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут.

       4. Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов.

       5. Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе, на занятиях по изобразительной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.

       6. Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.

       Одна из важных задач художественно-творческой деятельности - научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.

       К концу года дети могут:

    • выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки, проявлять интерес к книжным иллюстрациям.

       В рисовании

    • изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.;

    • передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета;

    • украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.    Познакомить с Городецкими изделиями. Развивать умение выделять элементы городецкой

    росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть, называть цвета, используемые в росписи.

       В лепке

    • создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов.

       В аппликации

    • правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал - из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;

    • аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей;

    • подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию;

    • составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.

       «Развитие продуктивной деятельности: конструирование»

       Ребенок на пятом году жизни достаточно самостоятельный и инициативный. Основные достижения данного возраста напрямую связаны с развитием интереса к конструированию. У него активно развиваются мелкая моторика, глазомер. Движения рук уже более точные, ловкие, что помогает ему овладевать умением мастерить. У ребенка возникает интерес к качеству своего труда; он начинает осознанно стремиться к соблюдению определенных требований, предъявляемых воспитателем (последовательность операций, использование разных способов конструирования), проявляет желание овладеть теми или иными навыками и охотно упражняться в конструировании. Ребенок уже в состоянии устанавливать понятные ему причинно-следственные отношения. У него быстро совершенствуются все психические процессы, и особенно память.  

       В силу психологических и физиологических особенностей детей данного возраста и согласно принципу интеграции образовательных областей, продуктивная деятельность, наиболее полно будет реализована в следующем варианте: рисование, лепка, аппликация и конструирование..

       Правильное руководство детской деятельностью позволяет педагогу преодолевать трудности и вести целенаправленную работу по развитию художественно-творческих способностей дошкольников.

       Целевые ориентиры по конструированию к концу пятого года:

    • у детей расширяются знания и представления о конструируемых объектах;

    • расширяются представления о деятельности людей, связанных со строительством, созданием техники, предметов, вещей;

    • дети учатся анализировать постройки, конструкции, рисунки;

    • у детей формируются представления о строительных деталях, их названиях и свойствах (форма, величина, устойчивость, способы соединения, крепления);

    • дети учатся преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать по словесной инструкции;

    • совершенствуются конструктивные навыки (комбинируют детали, сочетают по форме, по-разному соединяют, накладывая, приставляя, экспериментируя с ними);

    • развиваются навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, внутри и пр.);

    • дети создают постройки по индивидуальному и совместному замыслу и играют с ними;

    • развивается творчество, изобретательство;

    • формируется эстетический вкус в гармоничном сочетании элементов при оформлении построек, поделок;

    • дети упражняются в изготовлении простых плоских игрушек из бумажных полос способом складывания их пополам и оформления вырезанными бумажными элементами;

    • учатся мастерить элементарные игрушки оригами;

    • упражняются в изготовлении поделок из бросового (коробки) и природного материала;

    • учатся пользоваться ножницами, клеем;

    • развивается деловое и игровое общение детей;

    • дети приучаются к аккуратности в работе и порядку.

    МУЗЫКА

       Дети средней группы уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому начинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах и творчество.

    Содержание направления «Музыка» нацелено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

    - развитие музыкально-художественной деятельности;

    - приобщение к музыкальному искусству.

    НОД по музыке проводится по рабочей программе музыкального руководителя.

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

       Направления: «Здоровье», «Физическая культура»

       Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя два образовательных направления: «Здоровье» и «Физическая культура».

       Содержание направления «Здоровье» нацелено на достижение охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:

    • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

    • воспитание культурно-гигиенических навыков;

    • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

       Содержание направления «Физическая культура» нацелено на достижение целей формирования у детей интереса к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение задач:

    • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации);

    • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

    • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании3.

       Во всех формах организации двигательной деятельности необходимо не только формировать у детей двигательные умения и навыки, но и воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность, развивать умение поддерживать дружеские отношения со сверстниками.

       На пятом году жизни движения ребенка становятся более уверенными и координированными. Внимание приобретает все более устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие, развивается целенаправленное запоминание. Дети уже способны различать разные виды движений, выделять их элементы. У них появляется интерес к результатам движения, потребность выполнять его в соответствии с образцом. Все это позволяет приступить к обучению технике выполнения основных движений, отработке их качества. Полученные на занятиях знания о значении физических упражнений для организма человека помогают воспитать потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни. Педагогам необходимо продолжать начатую в младшей группе работу по укреплению здоровья детей. Для этого необходимо ежедневно проводить: прогулки на воздухе в соответствии с режимом дня, комплекс закаливающих процедур; утреннюю гимнастику продолжительностью 6-8 минут.

       Основной формой систематического обучения детей физическим упражнениям является интегрированная деятельность, которая состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В каждой из них достигается определённый уровень развития интегративных качеств ребёнка. Продолжительность - 20-25 минут.

       В средней группе проводятся три физкультурных мероприятия в неделю, одно из них - на прогулке. Продолжительность каждой части увеличивается по сравнению с предыдущим годом за счет усложнения упражнений, отработки техники движений и увеличения времени выполнения.

       К концу пятого года дети могут:

    • ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений;

    • лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой; ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы ног, на стопы и ладони; на животе, подтягиваясь руками;

    • принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 70 см;

    • ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м; принимать правильное исходное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд;

    • выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие;

    • строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу;

    • скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м);

    • ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполнять поворот переступанием, подниматься на горку;

    • кататься на двухколесном велосипеде, выполнять повороты направо, налево;

    • ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону;

    • придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять движения;

    • выполнять имитационные упражнения, демонстрируя красоту, выразительность, грациозность, пластичность движений.

       Освоение и совершенствование умений и навыков в основных видах движений, подвижных играх и спортивных упражнениях должно предусматриваться во всех формах работы, организуемых воспитателем: на физкультурных занятиях, на утренней прогулке, во время индивидуальной работы на вечерней прогулке.

    При этом должно соблюдаться важное условие — ежедневность проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке. Они подбираются в зависимости от предшествующей работы в группе, их количество и продолжительность различны в разные дни недели. Так, в дни проведения физкультурных занятий в зале на прогулке организуются одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (продолжительность 12-15 мин). В другие дни, когда физкультурная деятельность не проводится, должны быть организованы две подвижные игры и спортивное упражнение или одна игра, спортивное упражнение и игровое упражнение в основном виде движения (продолжительность 20—25 мин). Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера, играм-эстафетам.

       Во время упражнений на прогулке закрепляются освоенные основные виды движений (бег с различной скоростью, прыжки, подскоки, метание, бросание, различные движения с мячом) и спортивные упражнения. Спортивные упражнения планируются в зависимости от времени года: катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах (зимой), катание на велосипеде, самокате (весной и летом). В средней группе в течение месяца с детьми разучивают две-три подвижные игры на утренней прогулке (в зависимости от сложности содержания они повторяются от трех до пяти раз). При подборе игр и упражнений для прогулки необходимо сочетать основные виды движений, чтобы одно было хорошо знакомо детям, а другое - новое, требующее большого внимания и контроля воспитателя во время его выполнения.

    2.2. Взаимодействие с семьями.

    Перспективный план по работе с родителями.

    Перспективное планирование

    работы с родителями средней группы №5

    на 2016-2017 г.г. по ФГОС.

    Цель: 

         создать в детском саду необходимые условия для развития ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания.

    Задачи:

    Распостранять педагогические знания среди родителей;

    Оказать практическую помощь в воспитании детей;

    Способствовать формированию доверительного отношения родителей к воспитателям группы: адекватно реагировать на рекомендации воспитателей группы, прилагать усилия для налаживания партнёрских отношений с воспитателями по решению задач по воспитанию ребёнка.

    СЕНТЯБРЬ.

    «Для Вас, родители!» (режим дня, сетка занятий, лист здоровья).

    Родительское собрание «Возрастные особенности детей 4-5 лет»

    Анкетирование «Изучение потребностей родителей»

    Беседа «О необходимости регулярно посещать детский сад»

    Консультация «Что должен уметь ребенок в четыре года»

    Фотовыставка «Моё радужное лето»

    Папка - передвижка ««Живу по расписанию» - повышение родительской компетентности по соблюдению режима для детей дошкольного возраста.

    Родителям на заметку «Капризы детей»

    ОКТЯБРЬ.

    Консультация: «ОРВИ – это простуда» - повышение родительской компе-тентности по профилактике простудных заболеваний;

    Памятка: «Четыре закона закаливания». Цель: познакомить со способами и видами закаливания.

    Анкетирование: «О здоровье всерьёз» - выяснить отношение родителей к закаливанию.

    Консультация медсестры: «Почему ребёнок плохо ест». Цель: показать причины плохого аппетита, дать рекомендации по организации питания дома.

    Памятка: «Одежда ребёнка для прогулок в осенний период». Цель: дать рекомендации по правильному одеванию детей в осенний период.

    Папка - передвижка «Игра в жизни ребенка»

    Праздник «Здравствуй, осень!» - установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, улучшение детско-родительских отношений.

    НОЯБРЬ.

    Консультация: «Кризис четырех лет» - повышение знаний родителей по вопросам психологии ребёнка;

    Беседа «Начинаем утро с зарядки»

    Фотовыставка «Мамочка моя»

    Выставка детских рисунков «Моя милая мама»

    Трудимся вместе «Изготовление кормушек для птиц» - способствовать знакомству родителей группы друг с другом, осознанию значимости родительской помощи в создании благоприятных условий для пребывания детей в детском саду.

    ДЕКАБРЬ.

    Оформление группы к новому году;

    Изготовление игрушек на ёлку детского сада «Украсим дружно ёлочку» - изготовить игрушки на ёлку своими руками, установить дружеские отношения между родителями и педагогами группы;

    Участие родителей в подготовке и проведении новогоднего утренника;

    Консультация: «Учим ребёнка общаться».

    Информационный материал: учить наблюдению в природе зимой, развивать речь, познакомить с речевыми подвижными играми и забавами.

    ЯНВАРЬ.

    Субботник с родителями: «Строительство снежных построек на участке»;

    Консультация: «Если ребёнок много капризничает»;

    Беседа с родителями: комплекс пальчиковых игр «Играем дома» - педагогическое просвещение родителей в вопросах развития речи детей;

    ФЕВРАЛЬ.

    Индивидуальные беседы с родителями: «Какие игрушки нужны для ребёнка» - повышение родительской компетентности в вопросе приобретения игрушек;

    Оформление родительского уголка к 23 февраля;

    Фотовыставка «Знакомьтесь - это мой папа»

    Выставка детских рисунков «Мой папа»

    Консультация: «Если ребёнок кусается»

    Индивидуальные беседы на темы родителей (психолог)

    Консультация «В кого они такие? » (роль семьи в воспитании ребенка)

    МАРТ.

    Оформление фотовыставки «Это мамочка моя»;

    Проведение утренника «Мамочка моя милая»

    Беседа «Как организовать труд детей дома»

    Создание в группе огорода на окне.

    Презентация «Как мы ухаживаем за растениями»

    Консультация: «Как тренировать у ребёнка память и внимание».

    Рекомендации родителям: вести разъяснительные беседы о правилах личной гигиены. Цель: закрепление правил личной гигиены дома.

    Информационный материал: как учить наблюдать за изменениями в природе, что читать, в какие играть игры, как развивать механическую и зрительную память.

    АПРЕЛЬ.

    Выпуск плаката совместно с родителями ко  «Дню Космонавтики»;

    Провести совместно с родителями развлечение «Масленица»;

    Беседа с родителями: « Как приучить ребёнка к труду»;

    Развлечение «День здоровья» (инструктор)

    Анкетирование «Ваше мнение о работе ДОО»

    Субботник «Благоустройство площадки»

    Выставка рисунков детей «Весна пришла, птиц позвала»

    Консультации: «Влияние родительских установок на развитие детей»; «Безопасность на дорогах», «Обувь дошкольника и его здоровье».

    МАЙ.

    Консультация: «Как провести отпуск вместе с ребёнком»;

    Конкурс рисунков ко «Дню Победы»;

    Итоговое родительское собрание №2  «Наши успехи!»

    Фотовыставка «Наша дружная семья - детский сад»

    3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

       Функции предметно-развевающей среды в средней группе:

    Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;

    Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;

    Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;

    Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.

    Центр сюжетно-ролевой игры.

    Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей. Учить использовать в играх строительный материал.

    Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу», «Моряков», «Водителей» и др. ; куклы ; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток и др. ; кукольные коляски; игрушки-забавы; одежда для ряжения.

       Основной вид деятельности наших малышей – игровой.

    В игровом центре  «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Малыши знакомятся с новыми для них предметами и учатся действовать с ними. Полученные знания и навыки переносят в повседневную жизнь.

    Центр физической культуры.

    Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия ; профилактика простудных заболеваний; укрепление мышц спинного позвоночника, предупреждение сколиоза.

    Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: доска гладкая и ребристая; коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия) ; палки гимнастические; мячи; корзина для метания мячей; обручи; скакалки; кегли; дуга; кубы; скамейка; мат гимнастический; шнур длинный и короткий; лестница гимнастическая; мешочки с грузом; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики.

    Центр изобразительного искусства.

    Задачи: Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.

    Оборудование и материалы, которые есть в уголке: мольберт; наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т. п. ; кисточки - тонкие и толстые; баночки для промывания кисти от краски; бумага для рисования разного формата; трафареты по темам; пластилин; стеки; печатки; салфетки из ткани, доки для рисования фломастером и мелом.

    Музыкально – театральный центр.

    Задачи: Развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных произведений.

    Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен, дудочки, металлофон, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др.) ; музыкальные дидактические игры; театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.) ; театр, сделанный воспитателем (на ложках) декорации, готовые костюмы, маски для постановки сказок, самодельные костюмы; рядом находится книжный уголок.

    Книжный центр.

    Задачи: Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; Формирование и расширение представлений об окружающем.

    Игрушки; альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад»; наборы сюжетных и предметных картинок ; игры по познавательному и речевому развитию и т. д.

    Центр строительных игр.

    Задачи: Развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность, шершавости –гладкости их поверхности, в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т. д., развивать навыки сотворчества со взрослыми самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм.

    Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей ; строительные наборы с деталями разных форм и размеров; мягкие модули; коробки большие и маленькие; маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др., машинки, для обыгрывания.

    Центр природы.

    Задачи: Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

    Оборудование и материалы, которые есть у нас уголке: в группе находится 4 комнатных растения (фикус, бегония, герань, бальзамин) ; подобраны картинки по временам года, муляжи овощей и фруктов; изготовлены поделки из природного материала; материал для организации экспериментирования :микроскоп, лупы, зеркала, песочные часы, фонарик, ёмкости (стаканчики, мерки, воронки, трубочки) ; природный и бросовый материал, вата, бумага разных сортов, цветные стеклышки, лейки, распылитель для цветов, палочки для рыхления земли.

    Учебный уголок.

    Задачи: Развитие мышления и пальчиковой моторики, освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое; развитие зрительного восприятия и внимания; формирование обследовательских навыков; знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов; обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме; выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один) ; развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий; формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки; обогащение активного словаря детей; формирование умения описывать и называть предметы на картинках; ознакомление со светофором.

    Оборудование и материалы, которые есть в уголке:

    -Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.

    - Наборное полотно, магнитная доска.

    - Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал.

    - Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета.

    - Матрешки (из 5-7 элементов, доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета) .

    - Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей) .

    -Полотно с изображением дорог, средний транспорт; макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели; небольшие игрушки (фигурки людей, животных) .

    Материалы по развитию речи и познавательной деятельности.

    - Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.

    -Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т. п.) .

    -Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации) .

    - Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения) .

    - Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей) .

    - Сюжетные картинки крупного формата .

    3.2. Режим дня и распорядок.

    3.3. Перечень нормативных документов.

    3.4. Перечень литературных источников.

    1. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»  Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией  Н.Е. Вераксы,

    Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд.    

    2. Комплексно-тематическое планирование по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ

    ДО ШКОЛЫ» под редакцией  Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. Средняя группа.

    3. Перспективное  планирование воспитательно-образовательного процесса по                  программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы,

    М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.  Средняя группа.

    4. О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет».

    5. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа. 4-5 лет. ФГОС».  

    6. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа».  

    7. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук «Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия.

    1. лет».

    8. И.А. Помораева, В.А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада».

    9. Т.С. Комарова «Изобразительная  деятельность в детском саду. Средняя группа.

    Для занятий с детьми 4-5 лет».

    10. Д.Н. Колдина  «Рисование с детьми 4-5 лет».

    11. Д.Н. Колдина  «Лепка с детьми 4-5 лет».

    12. Л.В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду».

    13. О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением.

    Средняя группа».

    14. О.А.Соломенникова  «Занятия по формированию элементарных экологических представлений. Средняя группа».

    15. А.А. Вахрущев «Здравствуй, мир!»

    16. И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова « Прогулки в детском саду.

    Младшая и средняя группы».

    17. Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности».

    18. Э.Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр».

    19. О.Майорова  «Подвижные тематические игры для дошкольников».

    20. Т.Ф. Саулина «Знакомим дошкольников правилами дорожного движения».

    21. К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников.

    Для занятий с детьми 2-7 лет. ФГОС.»

    22. И. Асташина «Развивающие игры для детей».

    23. И.Е. Аверина   «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ».

    24. Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

    25. Е.Н. Михина «Развивающие игры для детей 2-7 лет».

    26. К.В. Закирова, Р.Э. Кадырова «Эхлак нигезе – матур гадэт».

    27. Л. Нажипова «Нэнилэргэ булэк».

    28. Ф.Ю. Юсупов, З.Ф. Камалова, Р.А. Борханова «Голбакча».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа воспитательно-образовательной работы с детьми средней группы

    Данная программа расчитана на год. Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы  являются примерные темы (праздники, события, проекты),  которые ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитательно – образовательной деятельности в младшей группе раннего возраста «КОЛОКОЛЬЧИК» МКДОУ «Касторенский детский сад «Сказка» на 2014 -2015 учебный год

        Разрабатывая  рабочую программу для раннего возраста, руководствовалась Законом Российской Федерации «Об образовании», «Положением о дошкольных образовательных учреждениях», ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитательно – образовательной деятельности в старшей группе «Колокольчик» МКДОУ «Касторенский детский сад «Сказка» на 2013 -2014 учебный год

    Настоящая рабочая программа разработана на основе комплексной общеобразовательной программы дошкольного образования «Радуга». / Под ред. Т.Н. Дороновой, Т.И. Гризик, Е.В. Соловьёвой,  С...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитательно-образовательной работы в средней группе

    Рабочая программа воспитательно-образовательной работы в средней группе...

    Рабочая программа воспитательно – образовательного процесса с детьми средней группы

    Рабочая программа по развитию детей средней группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - ф...

    Рабочая программа воспитательно-образовательного процесса для средней группы на 2015-2016 год.

    Программа воспитательно-образовательного процесса для средней группы....

    Фрагмент рабочей программы воспитательно-образовательной работы в средней группе по реализации темы «Дары осени»

    Фрагмент рабочей программы воспитательно-образовательной работы в средней группе по реализации темы «Дары осени»Пояснительная записка.Детям исполнилось четыре года. Возросли их физические...