Консультация для педагогов "Использование технологии ТРИЗ в образовательной деятельности ДОУ"
консультация на тему

Колина Галина Фёдоровна

Данный материал раскрывает возможность использования технологии ТРИЗ в дошкольном образовании. Знакомит педагогов с основными методами и приемами ТРИЗ. К консультации прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_triz.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ: «Использование технологии ТРИЗ в образовательной деятельности ДОУ»

Цель: Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ, методами и приемами, используемыми в образовательной деятельности ДОУ.

Сл1 Я хотела бы познакомить  вам с технологией  ТРИЗ, успешно применяемой в дошкольном образовании.

Сл2 ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, первоначально адресованная инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия  вызвает  пристальный интерес в среде педагогов - практиков.

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом « Творчество во всем».

Сл 3    Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как  гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Сл4 ТРИЗ, как универсальный инструментарий, используется на всех занятиях, во всех образовательных областях  в свободной деятельности. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.  ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Сл 5 На первом этапе ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта. Знакомят с признаками объекта, учат находить противоречия.

Сл 6 Рассмотреть это можно на примере  метода  противоречий.
Сущность метода противоречий- восприятие одного и того же предмета (действия, явления…) в качестве противоположных оценок (хорошо- плохо; опасно – неопасно..). Выбирается любой объект (действие, явление…) и выявляются положительные, и, в то же время, отрицательные моменты. Игра «Хорошо- плохо» (дождь- хорошо и плохо)

Сл 7 Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать.  Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый.

Сл 8  Метод фокальных объектов помогает в создании объекта с новыми свойствами.

На выбранный «фокальный» объект переносятся свойства других объектов. В младшем возрасте используется в качестве метода каталога. Метод используется со средней группы. Задается слово, обозначающее предмет (стол).2.К нему называются дополнительные слова, обозначающие предметы (любые, ничем не связанные).В средней группе – 2-3 предмета; в старших группах- 3-4 предмета. 3.Выявляются свойства дополнительно названных предметов. 4.Наделяя этими признаками заданный предмет (стол) обсуждается с детьми чем новый образ заданного предмета хорош, чем плох; удобен, не удобен; полезен или нет и т.д.

Сл 9 Метод морфологического анализа: 
При котором вначале выделяются составные части объекта, заносятся в таблицу, а затем придумываются различные варианты, которыми могут быть представлены эти части. Новые объекты получаются путем комбинации различных вариантов.
Например, необычное животное было придумано из синтеза знакомых животных, нарисовано, и каждый сочинял про него свою историю (как зовут, место обитания, средства питания, взаимоотношения с другими животными).

   

Сл 10 Круги Луллия

Еще один вид морфологического анализа- это круги Луллия. Это круги разного диаметра, нанизанных на общий стержень. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги подвижны. Варианты работы с кругами:

  • Найди реальное сочетание.
  • Объясни необычное сочетание
  • Придумай фантастическую историю или сказку
  • Реши проблему

Сл 11 Системный  анализ  помогает рассмотреть любой объект  в прошлом, настоящем и будущем, совокупность его элементов и связей между ними. Системный оператор- способ анализа системы, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем. Подсистемы -составные части (элементы), из которых состоит система. Надсистема- система более высокого ранга, в которой рассматриваемая система является частью.
В младшей группе система рассматривается только по горизонтали (семечко- дерево)

В средней- по горизонтали (семечко- дерево- пень) и вертикали (вниз)- части дерева (ветки, ствол..)

В  старшей - выходим в надсистему (среда обитания). Сначала на 5 экранов, потом на 9.

Метод «системного анализа» позволяет:знакомить с частями «предмета»; рассмотреть «предмет» в динамике; увидеть предмет одновременно в функциональном, структурном и временном аспекте; является одним из первых упражнений развития системного логического мышления.

Сл 12 ММЧ Метод маленьких человечков 
       Сущность метода в представлении о том, что все предметы состоят из множества маленьких человечков. Человечки твердого вещества крепко держатся за руки – поэтому предмет твердый, чтобы его разделить, нужно приложить усилия. Человечки жидкого вещества стоят рядом не держась за руки, поэтому их легко разделить. Человечки газообразного вещества очень неусидчивы. Они любят прыгать, бегать, летать.

      Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них.

Этапы метода: Можно смоделировать сам объект, вещество; смоделировать процессы, происходящие с веществом; смоделировать процессы взаимодействия двух предметов ( + - соединение;- разъединение, 0 - нейтральное).

Сл 13 Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ, РТВ. Например, «Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?»

Сл 14 В 70 годы двадцатого века Г.С. Альтшуллер предложил использовать для развития творческого воображения типовые приемы фантазирования:

  • - увеличение-уменьшение,  (Что бы ты увеличил? Что из этого получится? Зачем?)
  • - дробление-объединение, (рыба + чел =русалка, лошадь + чел=кентавр, апельсин на дольки)
  •  - оживление-окаменение, (ожившие предметы, чел в неживой природе –эмпатия).
  • - специализация-универсализация, (стеклянный человек)
  • -динамизация- статика (как сорвать яблоки с летающего дерева)
  • - преобразование свойств времени, ускорение- замедление (сутки- 1час, 100 лет),смещение во времени в древние века попали.
  • - приём «Наоборот» (Лиса простовата, все ее обманывают).

  Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований названия приемов дают в виде имен Волшебников. Например: Пришел Волшебник Увеличения (или Уменьшения) и изменил размер объекта, его цвет.

Работа со сказками: салат из сказок, кот и кит (замена героя созвучного по имени) и др.

Сл 15 Эвроритм – прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану:1.Функция и противоречия в данном объекте;2.Варианты, которыми представлен объект (фантазирование: каких вариантов не существует);3.Анализ ситуации: данный объект на земле остался один- единственный. Какие могут быть последствия?4.Анализ ситуации: объект исчез. Как будет выполняться функция?5.Анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется?6.Придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными) Эвроритм как инструмент прогнозирования развития объектов рукотворного мира Главная идея - построение прогноза развития технической системы. Это линия жизни и эволюции не конкретного объекта, а самой идеи ТС.

Сл 16 Метод РВС
Введение оператора РВС позволяет преодолеть противоречия путем разделения свойств во времени и пространстве. Оператор РВС:

Р – размер,(что произойдет, если размеры объекта будут увеличиваться? Уменьшаться?),  

В – время, (что произойдет, если рассматриваемое действие будет идти все быстрее? Медленнее?)

С – стоимость, (что произойдет, если стоимость объекта будут уменьшаться? Увеличиваться?)

Значение метода: Отказ от стереотипов, самостоятельный поиск решения проблемы (задачи)

Сл 17 На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

Сл 18 Метод Мозгового штурма

  Воспитатель ставит некую задачу, решение которой дети предлагают сами. Все услышанные ответы записывает на доске, а затем выбирается наиболее подходящий. Каждому ребенку дается возможность высказать любое свое мнение без оценивания ответа; не нужно устанавливать авторство; запрещается критика. Например, нужно нарисовать рисунок, а изобразительных материалов нет. Как быть? Что же делать? То есть Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения.

Слайд 19  Метод синектики 
Усовершенствованный и упорядоченный «мозговой штурм». Воспитатель направляет ответы детей, побуждая к поочередному прохождению аналогий. В младшем возрасте вопросы простые: На что похоже? На ежа. Он колючий. В старшем возрасте: На что похожа лента? На хорошую ровную асфальтированную дорогу, на речку в погожий день

 Цель- через аналогию «включить» информацию прошлого опыта для решения задач.

Методы синектики:

-СРАВНЕНИЕ ЖИВЫХ И НЕЖИВЫХ ПРЕДМЕТОВ (Заяц нарисованный и живой;Заяц и стол);
ЭМПАТИЯ (отождествление себя с объектом, его чувства и принять решение)
ФАНТАСТИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ (Перенесение проблемы в сказку, фантастику, легенду. Как там решается или ввести фантастическое средство для решения задачи)
СИМВОЛИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ (Нахождение краткого символического описания задач или объектов.Задача или объект обозначается символамиСказка «Репка» )выразить в двух словах суть задачи.
ПРЯМАЯ АНАЛОГИЯ (на что похож?)сравнение аналогов, существующих в других областях (вертолет- стрекоза).


Сл 20 Методика использования загадок 
Знакомить детей с противоречиями помогают загадки. Сущность метода: Систематизация предметов и явлений; построение моделей; развитие ассоциативного мышленияМетодика проведения: Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам (цвет, форма, действие).
- Какой самовар по цвету? - Желтый.  Воспитатель записывает слово желтый в первой строчке левой части таблицы.  Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).  Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).   Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой?

Что бывает таким же?

Желтый

Солнце

Шипящий

Вулкан

Круглый

Арбуз

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". (желтый как солнце, шипящий, но не вулкан, круглый, но не арбуз).

Сл 21  Игра «Да- Нет- ка» – вид загадки, которую нужно отгадывать при помощи вопросов, где ответ будет только «Да» или «Нет». плоскостная, объемная
Цель: формирование логического мышленияМетодика проведения: Задачи решаются постепенным сужением круга поиска.«Да- нет- ки» бывают:-объектными - загадывается один объект;-ситуационными (детективными)-загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло;-числовая –выяснить какое число «от» и «до» загадали;-плоскостная –предметы расположены в одной плоскости (на столе…);-объемная – предметы расположены в пространстве ( в этой комнате…);

Сл 22 Как говорил Л.С. Выготский: «Пусть гением будет ребёнок лишенный всяческих стереотипов в своём познании мира»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к консультации "Использование технологии ТРИЗ в образовательной деятельности ДОУ"

Данная презентация  наглядно демонстрирует аспекты поднимаемые в консультации....

Использование технологий ТРИЗ в образовательной деятельности

Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Одной из эффективных педагогических тех...

Образовательный проект "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в образовательной деятельности"

Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, технология  теория решения изобретательских задач  занимает особое место, как технология, позволяющая м...

Технологии ТРИЗ в образовательной деятельности ДОУ

Современный мир с его стремительно развивающимися технологиями, огромным потоком информации и новостей требует от человека осмысливания событий, выработки правильных решений и практического их примене...

Консультация для педагогов на тему: «Технология ТРИЗ в образовательной деятельности ДОУ»

        На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО меняется цель образовательной работы — вместо набора знаний, умений и навыков пр...

Консультация для педагогов на тему "Технология ТРИЗ в образовательной деятельности ДОУ"

Мной и моей коллегой была проведена консультация для педагогов на тему " Технология ТРИЗ в образовательной деятельности ДОУ"...