Использование технологий ТРИЗ в образовательной деятельности
консультация на тему

Максименко Тамара Михайловна

Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. ТРИЗ для дошкольников:

- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование технологий ТРИЗ в образовательной деятельности Подготовила воспитатель группы «Радуга» Максименко Т. М . ГБДОУ детский сад № 2 Колпинского района Санкт-Петербурга Консультация для воспитателей 2018 г

Слайд 2

Новые требования к системе образования подрастающего поколения, согласно ФГОС: первостепенная задача - это воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. 1.Целенаправленное ф ормирование творческих способностей у детей. 2. Развитие нестандартного видения мира. 3. Формирование нового мышления у детей, посещающих детские сады.

Слайд 3

Что такое ТРИЗ? ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач . Автор – российский учёный, изобретатель, писатель – фантаст Генрих Саулович Альтшуллер Возникла в нашей стране в 50 – годах .

Слайд 4

Технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём». Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество

Слайд 5

ТРИЗ – педагогика – это Формирование системного мышления, Формирование умения оценивать ситуацию в разных аспектах, Формирование произвольности и развития познавательных процессов, Развития воображения, Развитие связной речи, Развитие эмоциональной сферы.

Слайд 6

Метод мозгового штурма Метод синектики или типовые приёмы фантазирования Метод проб и ошибок ( МПиО ). Метод морфологического анализа (ММА) Метод фокальных объектов (МФО) или метод Каталога Методы ТРИЗ, используемые в детских садах Вещественно – полевые ресурсы (ВПР) Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Слайд 7

Метод мозгового штурма Цель: - Активизировать мышление. - Развивать умение чётко и кратко излагать свои мысли. Правила «мозгового штурма». Критика исключается. Приветствуется свободный полёт фантазии. Идей должно быть много. Комбинирование и совершенствование идей. Отбор лучшего решения.

Слайд 9

Разрешение конкретной задачи путём перебора различных вариантов решений Здесь важен принцип самостоятельного мышления . Метод проб и ошибок ( МПиО ).

Слайд 10

Метод синектики или типовые приёмы фантазирования В основе этого метода лежит использование различных аналогий: Прямая аналогия – учить сравнивать предмет с различными объектами (на что похож?). Личностная ( Эмпатия ) – вживание в образ, когда ребёнок превращается в кого – то. Фантастическая – когда задачи решаются с помощью сказочных персонажей или волшебной палочки, перенесение проблемы в сказку. Символическая – нахождение краткого символического описания задачи или объектов.

Слайд 11

Сущность данного метода позволяет в перенесении свойств одного объекта или нескольких на другой Метод фокальных объектов (МФО) или метод Каталога Зима Белоснежная Морозная Скрипучая Собака Кусачая Смешная Пушистая Стол Деревянный Квадратный Маленький Коляска для куклы Скрипучая Кусачая Квадратная

Слайд 12

Метод морфологического анализа (ММА) или метод активизации перебора вариантов Цель : овладение приемом фантазирования, при котором вначале выделяются составные части объекта, а затем придумываются различные варианты, которыми могут быть представлены эти части. Новые объекты получаются путем комбинации различных вариантов.

Слайд 13

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Инструментами ТРИЗ являются : Идеальный конечный результат – ИКР. Объект выполняет своё назначение (главную функцию) с наилучшим результатом. Метод противоречия. Это нахождение и разрешение двух противоречивых качеств в одном объекте.

Слайд 14

Вещественно – полевые ресурсы (ВПР) Это то, что окружает любой предмет (объект), который мы усовершенствуем. Моделирование маленькими человечками (ММЧ) Системный анализатор. Метод построения сказок. Составление загадок (по опорам). Метод стихосложения

Слайд 15

5 . 2 . Надсистема (частью чего является) 8 . 4 . Прошлое системы (объекта) 1 . Система (объект) 7 . Будущее системы (объекта) 6 . 3 . Подсистема Из чего состоит объект 9 . Игра «Системный оператор» (средняя группа, старшая группа).

Слайд 16

5. 2. Надсистема (Домашние птицы – куры, гуси, индюки, утки) 8. 4. Прошлое системы (Яйцо) Система ( Цыплёнок) 7 . Будущее системы ( Курица, петух) 6. 3. Подсистема (Голова, крылья, туловище, лапы) 9.

Слайд 17

Игра «Ступенчатый эвроритм ». Цель игры: Формировать умение детей выделять функции объекта и устанавливать изменения функции от преобразования объекта. Ход игры: Вносим таблицу - пособие «Дом в 9 этажей». Выбираем объект, который «гуляет» по этажам. Используется приём фантазирования, при котором объект рассматривается по плану. Лексическая тема «Новый год». «Ёлка». 1 этаж - «Дело» 2 этаж - «Главные части» 3 этаж - «Друзья» 4 этаж - «Волшебник» 5 этаж - «Неудачник» 6 этаж - «SOS» 7 этаж - «Один» 8 этаж - «Помощник» 9 этаж - «Дело не нужно»

Слайд 18

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, генераторами новых идей. Положительные стороны ТРИЗ: У детей обогащается круг представлений, растёт словарный запас, развиваются творческие способности. ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости. Ребёнок учится отстаивать свою точку зрения, находить оригинальные решения. ТРИЗ способствует развитию наглядно – образного, причинного мышления, памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

Слайд 19

Творческих успехов! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологии ТРИЗ в проектной деятельности»

Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности....

Консультация для педагогов "Использование технологии ТРИЗ в образовательной деятельности ДОУ"

Данный материал раскрывает возможность использования технологии ТРИЗ в дошкольном образовании. Знакомит педагогов с основными методами и приемами ТРИЗ. К консультации прилагается презентация....

Презентация к консультации "Использование технологии ТРИЗ в образовательной деятельности ДОУ"

Данная презентация  наглядно демонстрирует аспекты поднимаемые в консультации....

Образовательный проект "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в образовательной деятельности"

Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, технология  теория решения изобретательских задач  занимает особое место, как технология, позволяющая м...