Использование технологий ТРИЗ в образовательном процессе
материал

Мастер- класс для педагогов по использованию технологий ТРИЗ в образовательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер - класс для педагогов16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 48

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»

 

Использование технологий ТРИЗ в образовательном процессе

мастер - класс

                                                                                    Составитель:

                                                                                  Соколова С.И., воспитатель

Кемерово

2019

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу представить вашему вниманию игры по технологии ТРИЗ. Эти игры просты по своей сути. При этом они формируют навыки логического мышления. Например игра « Данетки».

Данетки – это разновидность головоломок – загадок, которые представляют собой описание странных, необычных ситуаций. Как правило, загадка – данетка не содержит четкого вопроса. Используя дидактическую игру «Данетка», дети учатся задавать вопросы продуктивно – поискового типа.

У игры «Данетка» нет ограничений по возрасту. Эта игра достаточно азартна и интересна  и детям и взрослым. Вся хитрость в выборе действительно интересного объекта для данной категории играющих. При угадывании можно задавать вопросы, но ответом на них могут быть только слова «да»  и « нет». Давайте мы с вами сейчас поиграем. Для этого мне нужно выбрать ведущего. С ребятами мы выбираем считалкой:  

 Раз, два, три , четыре.

Сосчитаем  дыры в сыре.

Если в сыре много дыр.

Значит, вкусным будет сыр.

Если в нем одна дыра.

Значит, вкусным был вчера!

Вот вы в роли ведущего. Нам  с вами надо задумать слово, обозначающее например,  явление природы. В слух произносить не надо, скажите мне его на ушко. Коллеги, а вы задавайте наводящие вопросы, на которые будет отвечать водящий,  ответом да или нет. Молодцы.

Аналогично с детьми вы можете задумать все что угодно :-

-Какое имя  я загадал?

- Какую часть одежды я задумал?

-Какую сказку я загадал?

- Какого героя мультфильма я загадал?

- Какой цвет (насекомое, рыбу, зверя,  птицу) я задумал?

А сейчас второй вариант игры  «Игра в ситуацию».  Бывают данетки легкие, которые можно отгадать всего за пару вопросов. А бывают и такие, что приходится поломать голову над ответом. Но, в любом случае, ответ загадки всегда подчиняется строгой логике.  Отгадка вполне реальна и не содержит в себе каких-либо фантастических элементов. Но часто она весьма необычна, что и заставляет уйти от шаблонности мышления, предполагая самые невероятные развития событий.

Ситуации могут касаться и литературных героев. Такие загадки для малышей несложно придумывать самостоятельно.  Вот несколько примеров:

- Его сделали, но не съели. Он убежал, и тогда его съели (колобок);

- Вырос овощ, который невозможно было вытянуть одному (репка);

- Пустой дом в который заселились животные (теремок);

- Незваная гостья, которая пользовалась чужими вещами в лесном домике (Три медведя).

Еще одна разновидность логических задачек –« Черный ящик». Это может быть коробка, в которой лежит какой-то предмет. Задача игроков, задав десять вопросов, отгадать, что это за предмет. Вот здесь уже нужно тщательно придумывать вопросы, чтобы экономить их и не выспрашивать ненужные детали. В зависимости от формы и размеров ящика, дети усваивают понятие «больше-меньше».
Поиграем.
С помощью десяти вопросов вы должны угадать, что же в черном ящике. Сейчас давайте разделим зал на две части. От каждой команды по пять вопросов. Вопросы задаем по очереди. Команда, что первая отгадает, побеждает. (банан) Молодцы.

С помощью данных игр тренируем смекалку, память, мышление, воображение и т.д.

Уважаемые коллеги, данные игры можно использовать в любых режимных моментах.

Спасибо за внимание!

Уважаемые родители

Желающие записаться на платный кружок по изобразительной деятельности

 «В гостях у Веселой кисточки»

Фамилия Имя Отчество

Дата роспись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрения технологии ТРИЗ в образовательной процесс с воспитанниками.

На основании утвержденного Плана работы МАДОУ г. Нижневартовска ДС №40"Золотая рыбка" на 2015-2016 учебный год, целью внедрения технологии ТРИЗ в образовательной процесс с воспитанниками и повышения к...

Технологии ТРИЗ в образовательном процессе

•Технологии  ТРИЗ в образовательном процессе•Проскурина Г.А.•Что нам дает использование технологии ТРИЗ ?•- Развитие воображения;•- Развитие логического мышления;•- Развитие творческого мышления...

Мастер – класс Тема: «Использование технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ».

Целевые ориентиры ставят перед нами задачу развития способного, инициативного, самостоятельного ребенка, обладающего развитым воображением.А вот как развить данные качества, сегодня этот вопрос, перед...

Тематический семинар для педагогов «Учение с увлечением» (использование инструментов технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ)

Тематический семинар для педагогов «Учение с увлечением»(использование инструментов технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ) Цель семинара: научить педагогов использовать метод...

«Внедрение технологии ТРИЗ в образовательный процесс культурно - смысловые контексты»

laquo;Внедрение технологии ТРИЗ в образовательный процесс культурно - смысловые контексты». Была разработана система работы по теме «Игры с элементами ТРИЗ в культурно-смысловых контекста...

ГЦРО Диплом Использование технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ

Лауреат районного этапа конкурса проектов "Инновации в образовании в номинации" Обеспечение процесса реализации ФГОС"...